г. Тюмень |
|
18 мая 2021 г. |
Дело N А46-14235/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Демидовой Е.Ю.,
Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Полукаровой С.А., рассмотрел кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 06.11.2020 (судья Пермяков В.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2021 (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А46-14235/2020 по иску акционерного общества "НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко" (141401, Московская область, город Химки, улица Бурденко, дом 1, ОГРН 1025006169704, ИНН 5047008220) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (644007, Омская область, город Омск, улица Орджоникидзе, дом 56, ОГРН 1045504038524, ИНН 5503085391) о признании незаконными решений, обязании совершить действия.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Пермяков В.В.) в заседании приняла участие представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Терехова Е.В. по доверенности от 11.01.2021.
Суд установил:
акционерное общество "НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко" (далее - АО "НПО Энергомаш", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - управление Росреестра) о признании незаконными решений об отказе государственного кадастрового учета, выраженных в уведомлениях от 24.04.2020 N КУВД-001/2020-279403/4, от 12.05.2020 NN КУВД-001/2020-280864/7, КУВД-001/2020-306332/5, обязании в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу осуществить действия по снятию с кадастрового учета и регистрации прекращения права собственности АО "НПО Энергомаш" на объекты недвижимого имущества:
- с кадастровым номером 55:36:090302:21305, расположенный по адресу: Омская область, город Омск, микрорайон Крутая горка, улица Российская, дом 15/1;
- с кадастровым номером 55:36:020104:110, расположенный по адресу: Омская область, город Омск, улица Д.Ф. Полтавцева, дом 13А;
- с кадастровым номером 55:36:020104:116, расположенный по адресу: Омская область, город Омск, улица Д.Ф. Полтавцева, дом 2/4.
Решением Арбитражного суда Омской области от 06.11.2020, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2021, заявленные требования удовлетворены.
С управления Росреестра в пользу общества взыскано 18 000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением и постановлением, управление Росреестра обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель не согласен с выводом судов о том, что для подтверждения сноса объекта недвижимости достаточно только одного осмотра места нахождения объекта недвижимости, поскольку такой вывод не учитывает, что снос и демонтаж зданий градостроительным законодательством рассматриваются как разновидность строительной деятельности, следовательно осуществляется, как правило, при привлечении специализированных организаций и заключением с ними соответствующих договоров (договоров с инженерными службами об отключении сносимых зданий от инженерных сетей, договоров подряда на снос, перемещение, переработку и захоронение отходов сноса) с подписанием актов выполненных работ по договорам, подтверждающих их исполнение.
Управление Росреестра считает несостоятельной ссылку суда апелляционной инстанции на письмо Росреестра от 12.02.2019 N 14-01363-ГЕ/19 "О рассмотрении обращения", так как оно является ответом на обращение по конкретному делу и не носит обязательного для исполнения характера.
В отзыве на кассационную жалобу АО "НПО Энергомаш" просит отказать в ее удовлетворении и оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель управления Росреестра поддержала доводы кассационной жалобы.
Поступившее от АО "НПО Энергомаш" ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя судом удовлетворено.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, АО "НПО Энергомаш" является собственником объектов капитального строительства, расположенных в городе Омске:
- корпус 19 с кадастровым номером 55:36:090302:21305, общей площадью 142,2 кв. м, по адресу: микрорайон Крутая горка, улица Российская, дом 15/1;
- склад 15а (склад цемента) с кадастровым номером 55:36:020104:110, общей площадью 198,4 кв. м, по адресу: улица Д.Ф. Полтавцева, дом 13А;
- корпус (склад) с кадастровым номером 55:36:020104:116, общей площадью 82,5 кв. м, по адресу: улица Д.Ф. Полтавцева, дом 2/4.
В связи с конструктивной гибелью зданий общество 13.01.2020 обратилось в управление Росреестра с заявлениями о снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности в отношении спорных объектов.
К заявлениям приложены акты обследования мест нахождения спорных зданий от 18.12.2019, составленные в отношении каждого спорного объекта кадастровым инженером Комаровым Р.В. (общество с ограниченной ответственностью "Геокомп"), являющимся членом Ассоциации Саморегулируемой организации "Объединение профессионалов кадастровой деятельности", зарегистрированным за N 36359 в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность.
Управлением Росреестра осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права по указанным заявлениям приостановлены до 22.04.2020, затем до 12.05.2020. Регистрирующий орган указал на несоответствие составленных кадастровым инженером актов обследований объектов недвижимости от 18.12.2019 пунктам 6, 9 Требований, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" (далее Приказ N 861) в связи с непредставлением документов, подтверждающих прекращение существования объектов недвижимости (решения собственника о сносе объекта недвижимости, уведомления о завершении сноса или демонтажа объектов, документы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования, подтверждающего факт стихийного бедствия или других чрезвычайный ситуаций т.п.).
В связи с неустранением обществом причин, препятствующих государственному кадастровому учету и государственной регистрации права, в установленный срок, на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) управлением Росреестра приняты оспариваемые заявителем решения об отказе в осуществлении соответствующих регистрационных действий.
Полагая незаконными решения управления Росреестра об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, АО "НПО Энергомаш" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался частями 1, 2 статьи 14, частями 4, 5 статьи 18, частью 1 статьи 23, статьей 26, частью 7 статьи 40 Закона N 218-ФЗ, пунктами 3, 6, 9 Приказа N 861 и, исходил из того, что акт обследования объекта недвижимости сам по себе является документом, подтверждающим произведенный кадастровым инженером осмотр, фиксирует прекращение существования объекта недвижимости, отсутствие каких-либо иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости, не влечет безусловного признания такого акта осмотра несоответствующим Приказу N 861.
При этом суд отметил, что отказ в снятии несуществующих объектов с кадастрового учета приводит к недостоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
Апелляционный суд, поддерживая выводы суда первой инстанции, также отметил, что и в письме Росреестра от 12.02.2019 указано, что акт обследования подтверждает прекращение существования объекта недвижимости.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов судом кассационной инстанции не установлено.
Согласно пункту 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Снятие с государственного кадастрового учета объекта недвижимости осуществляется на основании акта обследования, подготовленного в соответствии с требованиями закона (часть 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
На основании части 7 статьи 40 Закона N 218-ФЗ при снятии с государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прекращения прав на здание, сооружение в связи с прекращением их существования одновременно осуществляются снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на все помещения и машино-места в таких здании, сооружении. Снятие с государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства в связи с прекращением его существования осуществляется одновременно с государственной регистрацией прекращения прав на него.
Согласно пункту 2 Приказа N 861 акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в котором помещение, машино-место было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение, машино-место было расположено.
Пунктом 3 Приказа N 861 предусмотрено, что акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости, включаются в состав приложения к Акту (далее - Приложение).
В реквизите акта обследования "Сведения об объекте недвижимости, в отношении которого проводятся кадастровые работы" указываются сведения о виде объекта недвижимости и его кадастровом номере, а также сведения о наличии (отсутствии) в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимости (пункт 6 Приказа N 861).
Пунктом 9 Приказа N 861 предусмотрено, что в реквизит "Перечень документов, использованных при подготовке акта обследования" вносятся сведения о наименовании и реквизитах документов, использованных при подготовке, в том числе следующих:
1) решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования о признании объекта недвижимости в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу; документа, подтверждающего изъятие для государственных или муниципальных нужд земельного участка с находящимися на данном земельном участке объектами недвижимости, подлежащими сносу; документа, подтверждающего развитие застроенной территории, на которой расположен объект недвижимости, подлежащий сносу; иных документов, на основании которых принято решение об осуществлении сноса (демонтажа) в случае принудительного изъятия объекта недвижимости у собственника;
1.1) решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, принятого органом местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, органом местного самоуправления муниципального района;
1.2) решения о сносе объекта капитального строительства самостоятельно, принятого собственником объекта капитального строительства или собственниками помещений в нем (подготовленного в произвольной письменной форме и подписанного таким собственником (собственниками), нотариальное удостоверение такого решения не требуется), в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории либо заключением соглашения о возмещении убытков, причиненных ограничением прав указанных собственника объекта капитального строительства или собственников помещений в нем в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории;
1.3) решения суда о сносе самовольной постройки или решения суда о сносе объекта капитального строительства, принятого в связи с недостижением соглашения о возмещении убытков при сносе объекта капитального строительства в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории; 2) проектная документация объекта капитального строительства (за исключением проектной документации линейных объектов) в случае сноса или демонтажа объекта капитального строительства, его частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства;
3) решения собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства (собственников помещений в нем) о сносе объекта недвижимости (подготовленного в произвольной письменной форме и подписанного такими собственниками, нотариальное удостоверение такого решения не требуется) в случае добровольного сноса объекта вне связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории;
4) документы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования, подтверждающие факт стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций в случае прекращения существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с гибелью такого объекта недвижимости либо прекращения существования помещения, машино-места в связи с гибелью здания или сооружения, в котором помещение, машино-место было расположено, гибелью части здания или сооружения, в пределах которого такое помещение, машино-место было расположено, по причинам, не зависящим от воли собственника такого объекта недвижимости;
5) иные документы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Копии документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости, в состав Приложения не включаются.
В случае, если объект капитального строительства прекратил существование после 4 августа 2018 года в результате его сноса, в реквизит "Перечень документов, использованных при подготовке акта обследования" также вносятся сведения об уведомлении о завершении сноса объекта капитального строительства и о направлении такого уведомления в орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального района по месту нахождения земельного участка, на котором располагался снесенный объект капитального строительства.
Исходя из системного толкования положений Приказа N 861, суды первой и апелляционной инстанции пришли к верному заключению о том, что этим нормативным актом не определен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости; Приказ N 861 допускает составление акта обследования и без приложения каких-либо документов (абзац второй пункта 3); фиксация кадастровым инженером факта прекращения существования объекта недвижимости по результатам осмотра места его нахождения в разделе "Заключение кадастрового инженера" акта обследования, является достаточным доказательством прекращения существования объекта недвижимости.
В связи с этим судами также сделан правильный вывод о том, что отсутствие в составе акта документов, подтверждающих прекращение существования объектов, не противоречит Приказу N 861 и не свидетельствует об их ненадлежащем оформлении.
При этом суд первой инстанции обоснованно отметил, что в силу положений о достоверности сведений, содержащихся в ЕГРН, следует, что при утрате недвижимостью свойств объекта гражданских прав, исключающей возможность его использования в соответствии с первоначальным назначением, запись о праве собственности на это имущество не может быть сохранена в реестре по причине ее недостоверности.
Апелляционный суд также сослался на письмо Росреестра от 12.02.2019 N 14-01363-ГЕ/19 "О рассмотрении обращения" (вместе с Письмом Росреестра от 06.02.2019 N 14-01261/19), согласно которому акт обследования подтверждает прекращение существования объекта недвижимости.
Вопреки доводам заявителя жалобы, указанное письмо Росреестра содержит выражение позиции регистрирующего органа по спорному вопросу, в связи с чем могло быть принято во внимание арбитражным судом при рассмотрении настоящего дела.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика по существу спора, занятую в суде первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, но не опровергают ее, и сводятся лишь к иному толкованию норм Приказа N 861, для применения которого безусловных аргументов не приведено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом подробного исследования судов первой и апелляционной инстанции.
Само по себе несогласие кассатора с мотивированными выводами судов не опровергает последних.
В связи с изложенным отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 06.11.2020 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2021 по делу N А46-14235/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Севастьянова |
Судьи |
Е.Ю. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 Приказа N 861 предусмотрено, что акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости, включаются в состав приложения к Акту (далее - Приложение).
В реквизите акта обследования "Сведения об объекте недвижимости, в отношении которого проводятся кадастровые работы" указываются сведения о виде объекта недвижимости и его кадастровом номере, а также сведения о наличии (отсутствии) в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимости (пункт 6 Приказа N 861).
Пунктом 9 Приказа N 861 предусмотрено, что в реквизит "Перечень документов, использованных при подготовке акта обследования" вносятся сведения о наименовании и реквизитах документов, использованных при подготовке, в том числе следующих:"
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 мая 2021 г. N Ф04-2356/21 по делу N А46-14235/2020