город Омск |
|
03 февраля 2021 г. |
Дело N А46-14235/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14335/2020) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 06.11.2020 по делу N А46-14235/2020 (судья Пермяков В.В.), принятое по иску акционерного общества "НПО Энергомаш имени академика В.П.Глушко" (ИНН 5047008220, ОГРН 1025006169704, 141401, Московская область, г. Химки, ул. Бурденко, 1) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524, 644007, Омская область, г. Омск, ул. Орджоникидзе, 56) о признании незаконными решений, а также об обязании совершить действие,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - представитель Терехова Е.В. ( по доверенности N 17 от 11.01.2021 сроком действия по 31.12.2021);
от акционерного общества "НПО Энергомаш имени академика В.П.Глушко" - представитель Антропова Н.И. (по доверенности N 45 от 01.01.2021 сроком действия по 31.12.2021).
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "НПО Энергомаш имени академика В.П.Глушко" (далее - АО "НПО Энергомаш", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области, Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения об отказе государственного кадастрового учета, выраженное в Уведомлении N КУВД-001/2020-280864/7 от 12.05.2020 г., и обязании в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу осуществить действия по снятию с кадастрового учета и регистрации прекращения права собственности на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 55:36:020104:110, расположенный по адресу: Омская область, г. Омск, ул. Д.Ф. Полтавцева, д. 13А; признании незаконным решения об отказе государственного кадастрового учета, выраженного в Уведомлении N КУВД-001/2020-306332/5 от 12.05.2020 г., и обязании в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу осуществить действия по снятию с кадастрового учета и регистрации прекращения права собственности на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 55:36:020104:116, расположенный по адресу: Омская область, г. Омск, ул. Д.Ф. Полтавцева, д. 2/4; признании незаконным решения об отказе государственного кадастрового учета, выраженного в Уведомлении N КУВД-001/2020-279403/4 от 24.04.2020, и обязании в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу осуществить действия по снятию с кадастрового учета и регистрации прекращения права собственности на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 55:36:090302:21305, расположенный по адресу: Омская область, г. Омск, мкр. Крутая горка, ул. Российская, д. 15/1.
Решением Арбитражного суда Омской области от 06.11.2020 требования АО "НПО Энергомаш" удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по Омской области, обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В апелляционной жалобе ее податель указал на то, что, в случае, если объект капитального строительства прекратил существование после 04.08.2018 в результате его сноса, в реквизит "Перечень документов, использованных при подготовке акта обследования" вносятся сведения об уведомлении о завершении сноса объекта капитального строительства и о направлении такого уведомления в орган местного самоуправления, по месту нахождения земельного участка, котором располагался снесенный объект капитального строительства. Податель апелляционной жалобы полагает неверным вывод суда первой инстанции относительно того, что для подтверждения сноса объекта недвижимости достаточно только одного осмотра места нахождения объекта недвижимости. В актах осмотра, представленных для осуществления учетно-регистрационных действий не содержится документов, обосновывающих отсутствие объекта недвижимости. Таким образом государственный кадастровый учет снятия объектов недвижимого имущества был приостановлен 22.01.2020, а в связи с неустранением причин, послуживших основанием для приостановления было принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета (в отношении объекта с кадастровым номером 55:36:090302:21305 -24.04.2020, в отношении остальных объектов недвижимого имущества -12.05.2020).
АО "НПО Энергомаш" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество не согласилось с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Омской области поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель АО "НПО Энергомаш" с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
АО "НПО Энергомаш" является собственником объектов капитального строительства - зданий, расположенных в Омской области (далее - "здание"):
- склад 15а склад цемента - расположенный по адресу: г. Омск, ул, Д.Ф. Полтавцева, д. 13А, общей площадью 198,4 кв.м., инв. N : 6665517, кадастровый номер объекта: 55:36:020104:110;
- корпус (склад) - расположенный по адресу: г. Омск, ул. Д.Ф. Полтавцева, д. 2/4, общей площадью 82,5 кв.м., инв. N : 6663389, кадастровый номер объекта: 55:36:020104:116;
- корпус 19 - расположенный по адресу: г. Омск, мкр. Крутая горка, ул. Российская, д. 15/1, общей площадью 142,2 кв.м., инв. N : 6663388, кадастровый номер объекта: 55:36:090302:21305.
В связи с конструктивной гибелью зданий 13.01.2020 Общество обратилось в Управление Росреестра по Омской области с заявлениями о снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 55:36:090302:21305, 55:36:020104:116,55:36:020104:110.
К указанным заявлениям были приложены Акты обследования мест нахождения спорных зданий от 18.12.2019 г., составленные кадастровым инженером Комаровым Р.В. (ООО "Геокомп"), являющимся членом Ассоциации Саморегулируемой организации "Объединение профессионалов кадастровой деятельности", зарегистрированным за N 36359 в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность, в отношении каждого спорного объекта.
Уведомлениями от 22.01.2020 г. N КУВД-001/2020-280864/1, N КУВД-001/2020- 306332/1, N КУВД-001/2020-279403/1 Управление Росреестра по Омской области приостановило действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав, в связи с непредставлением документов, подтверждающих прекращение существования объектов недвижимости.
Как указал в Уведомлениях регистрирующий орган, в состав приложения к Актам обследования не были приложены документы, подтверждающие прекращение существования объектов недвижимости (решения собственника о сносе объекта недвижимости, уведомления о завершении сноса или демонтажа объектов, документы органа исполнительной власти субъекта РФ или муниципального образования, подтверждающего факт стихийного бедствия или других чрезвычайный ситуаций т.п.).
Осуществление действий по государственному кадастровому учету было приостановлено Росреестром до 22.04.2020 г. и 12.05.2020 г., соответственно.
В последующем, регистрирующим органом были вынесены Уведомления от 12.05.2020 г. N КУВД-001/2020-280864/7 (в отношении здания с кадастровым номером 55:36:020104:110), N КУВД-001/2020-306332/5 (в отношении здания с кадастровым номером 55:36:020104:116), и от 24.04.2020 N КУВД-001/2020-279403/4 (в отношении здания с кадастровым номером 55:36:090302:21305), об отказе в удовлетворении заявлений о снятии с учета объектов недвижимости в связи с неустранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Как указано в Уведомлениях, причиной отказа послужило несоответствие Актов обследований объектов недвижимости от 18.12.2019 г., составленных кадастровым инженером, п. 6, 9 требований, утвержденных Приказом Минэкономразвития России "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" от 20.11.2015 N 861 (далее "Приказ N 861", "Требования").
Фактически, отказ регистрирующим органом в снятии объектов с государственного учета произведен в связи с непредставлением документов, подтверждающих планирование и завершение сноса объектов, прекращение их существования.
Полагая, что отказы в государственной регистрации являются незаконными, АО "НПО Энергомаш" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Судом первой инстанции требования общества удовлетворены, что явилось поводом для обращения Управления Росреестра по Омской области, в апелляционный суд с настоящей жалобой.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со статьей 9 Закона о регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно пункта 2 части 4 статьи 18 Закона о регистрации, к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.
Снятие с государственного кадастрового учета объекта недвижимости осуществляется на основании акта обследования, подготовленного в соответствии с требованиями закона (пункт 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 40 Федерального закона N 218-ФЗ при снятии с государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прекращения прав на здание, сооружение в связи с прекращением их существования одновременно осуществляются снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на все помещения и машино-места в таких здании, сооружении. Снятие с государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства в связи с прекращением его существования осуществляется одновременно с государственной регистрацией прекращения прав на него.
В силу части 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное
В пункте 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Из статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ следует, что в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом нижестоящей инстанции и следует из материалов дела, в качестве оснований для приостановления, а также отказа в снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности в отношении объектов недвижимости, указано, что представленные в орган регистрации акты обследования не соответствуют требованиям к подготовке акта обследования утвержденным Приказом Минэкономразвития России "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к её подготовке" от 20.11.2015 N 861 (далее - Требования), а именно пунктам 6 и 9 данных требований.
Так, согласно пункту 6 Требований в реквизите "Сведения об объекте недвижимости, в отношении которого проводятся кадастровые работы" указываются сведения о виде объекта недвижимости и его кадастровом номере, а также сведения о наличии (отсутствии) в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Пунктом 9 Требований установлено, что в "Перечень документов, использованных при подготовке акта обследования" вносятся сведения о наименовании и реквизитах документов, использованных при подготовке, в том числе следующих:
1) решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования о признании объекта недвижимости в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу; документа, подтверждающего изъятие для государственных или муниципальных нужд земельного участка с находящимися на данном земельном участке объектами недвижимости, подлежащими сносу; документа, подтверждающего развитие застроенной территории, на которой расположен объект недвижимости, подлежащий сносу; иных документов, на основании которых принято решение об осуществлении сноса (демонтажа) в случае принудительного изъятия объекта недвижимости у собственника;
1.1) решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, принятого органом местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, органом местного самоуправления муниципального района;
1.2) решения о сносе объекта капитального строительства самостоятельно, принятого собственником объекта капитального строительства или собственниками помещений в нем (подготовленного в произвольной письменной форме и подписанного таким собственником (собственниками), нотариальное удостоверение такого решения не требуется), в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории либо заключением соглашения о возмещении убытков, причиненных ограничением прав указанных собственника объекта капитального строительства или собственников помещений в нем в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории;
1.3) решения суда о сносе самовольной постройки или решения суда о сносе объекта капитального строительства, принятого в связи с недостижением соглашения о возмещении убытков при сносе объекта капитального строительства в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории; 2) проектная документация объекта капитального строительства (за исключением проектной документации линейных объектов) в случае сноса или демонтажа объекта капитального строительства, его частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства;
3) решения собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства (собственников помещений в нем) о сносе объекта недвижимости (подготовленного в произвольной письменной форме и подписанного такими собственниками, нотариальное удостоверение такого решения не требуется) в случае добровольного сноса объекта вне связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории;
4) документы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования, подтверждающие факт стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций в случае прекращения существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с гибелью такого объекта недвижимости либо прекращения существования помещения, машино-места в связи с гибелью здания или сооружения, в котором помещение, машино-место было расположено, гибелью части здания или сооружения, в пределах которого такое помещение, машино-место было расположено, по причинам, не зависящим от воли собственника такого объекта недвижимости;
5) иные документы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Копии документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости, в состав Приложения не включаются.
В случае, если объект капитального строительства прекратил существование после 4 августа 2018 в результате его сноса, в реквизит "Перечень документов, использованных при подготовке акта обследования" также вносятся сведения об уведомлении о завершении сноса объекта капитального строительства и о направлении такого уведомления в орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального района по месту нахождения земельного участка, на котором располагался снесенный объект капитального строительства.
Вместе с тем, в силу пункта 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Положениями статей 14, 23 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при прекращении существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН, является акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости.
Данный акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости, с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости, включаются в состав приложения к акту (пункт 3 Требований к подготовке акта обследования, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава акта обследования, а также требований к его подготовке").
Апелляционный суд отмечает, что Приказом N 861 не определен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости. При этом Приказ N 861 допускает составление акта обследования и без приложения каких-либо документов (абзац 2 пункта 3 Требований к подготовке акта обследования), в связи с чем свидетельствование кадастровым инженером факта прекращения существования объекта недвижимости по результатам осмотра места его нахождения в разделе "Заключение кадастрового инженера" акта обследования, является достаточным доказательством прекращения существования объекта недвижимости.
Отсутствие в составе Актов документов, подтверждающих прекращение существования объектов, не противоречит Приказу N 861 и не свидетельствует об их ненадлежащем оформлении.
Как следует из Письма Росреестра от 12.02.2019 N 14-01363-ГЕ/19 "О рассмотрении обращения" (вместе с Письмом Росреестра от 06.02.2019 N 14-01261/19), согласно статье 23 Закона о регистрации акт обследования (далее - Акт) представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.
В соответствии с пунктом 3 Требований к подготовке акта обследования, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 (далее - Требования):
Акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости;
указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав приложения к Акту;
в случае отсутствия в составе приложения соответствующих документов в строке "Заключение кадастрового инженера" должна быть приведена причина их неиспользования.
Принимая во внимание положения статьи 23 Закона о регистрации, а также то, что в Требованиях прямо указано на возможность отсутствия в составе приложения к Акту документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости, и необходимость в этом случае включения в раздел "Заключение кадастрового инженера" описания причин неиспользования документов, подтверждающих, что объект недвижимости прекратил свое существование, отсутствие согласия Банка России на снос объектов недвижимости в составе приложения к Акту, равно как и непредставление такого согласия в качестве самостоятельного документа с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Этим же письмом отдельно отмечено, что данная позиция была донесена до сведения территориальных органов Росреестра.
На основании вышеизложенного, доводы подателя апелляционной жалобы относительно отсутствия документов, обосновывающих отсутствие объекта недвижимости отклоняются апелляционной коллегией.
При таких обстоятельствах, поскольку представленный обществом акт обследования соответствовал требованиям Приказа N 861, а требование Управления о представлении иных документов не основано на законе, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Управления не имелось оснований для отказа в осуществлении учетно-регистрационных действий.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку Управление при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платило и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 06.11.2020 по делу N А46-14235/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-14235/2020
Истец: АО "НПО ЭНЕРГОМАШ ИМЕНИ АКАДЕМИКА В.П.ГЛУШКО"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ