г. Тюмень |
|
20 мая 2021 г. |
Дело N А70-14926/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области на решение от 29.11.2020 Арбитражного суда Тюменской области (судья Скачкова О.А.) и постановление от 20.02.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-14926/2020 по заявлению акционерного общества "Московский пиво-безалкогольный комбинат "Очаково" (121471, город Москва, улица Рябиновая, дом 44, ИНН 7729101200, ОГРН 1027739613791) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (625026, город Тюмень, проспект Геологоразведчиков, дом 1, ИНН 7203158490, ОГРН 1057200990593) о признании недействительным предписания от 22.05.2020 N 02-00088/1 в части.
В заседании приняли участие представители:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области - Веселкова А.А. по доверенности от 28.07.2020.
от акционерного общества "Московский пиво-безалкогольный комбинат "Очаково" - Бурлакова Е.Н. по доверенности от 22.03.2021.
Суд установил:
акционерное общество "Московский пиво-безалкогольный комбинат "Очаково" (далее - общество, АО МПБК "Очаково") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (далее - административный орган, управление) о признании недействительным предписания от 22.05.2020 N 02-00088/1 в части обязания обеспечить прохождение сотрудниками отдела контроля за режимом филиала АО МПБК "Очаково" в городе Тюмени медицинских осмотров в установленном действующим законодательством порядке.
Решением от 29.11.2020 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 20.02.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, административный орган просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о недействительности предписания в оспариваемой части, поскольку указанные в нем сотрудники отдела контроля за режимом, имея доступ во все помещения предприятия, в том числе производственные и складские, контактируют с пищевыми продуктами и, как следствие, обязаны проходить предусмотренные частью 6 статьи 11 технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, периодические медицинские осмотры.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 21.02.2020 N 02-00088 управлением в отношении общества проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлено, в том числе нарушение АО МПБК "Очаково" требований статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), части 6 статьи 11 ТР ТС 021/2011, пункта 14 приложения N 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (далее - Приказ N 302н), выразившееся в непрохождении сотрудниками отдела контроля за режимом филиала АО МПБК "Очаково" в городе Тюмени периодических медицинских осмотров.
Указанное обстоятельство послужило основанием для выдачи обществу предписания от 22.05.2020 N 02-00088/1, согласно которому АО МПБК "Очаково" необходимо, в том числе обеспечить в срок до 23.11.2020 прохождение сотрудниками отдела контроля за режимом медицинских осмотров в установленном действующим законодательством порядке.
Возражая против предписания административного органа в указанной части, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводам о недействительности предписания управления от 22.05.2020 N 02-00088/1 в оспариваемой обществом части.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", подпункту 4 статьи 44, пункту 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ в случае установления при проведении проверки нарушений санитарного законодательства, санитарно-эпидемиологических требований должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны выдать предписание юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно преамбуле Закона N 52-ФЗ названный Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).
В силу части 6 статьи 11 ТР ТС 021/2011 работники, занятые на работах, которые связаны с производством (изготовлением) пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.
Согласно статье 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работники организаций пищевой промышленности проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
В соответствии со статьей 213 ТК РФ Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации был издан Приказ N 302н.
Пунктом 14 приложения N 2 к Приказу N 302н установлено, что при выполнении работ в организациях пищевой промышленности, молочных и раздаточных пунктах, на базах и складах продовольственных товаров, где имеется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, реализации, в том числе работы по санитарной обработке и ремонту инвентаря, оборудования, а также работы, где имеется контакт с пищевыми продуктами при транспортировке их на всех видах транспорта проводятся ежегодные медицинские осмотры (обследования) работников.
Таким образом, как верно отмечено судами, в организациях пищевой промышленности обязательное прохождение медицинских осмотров действующим законодательством предусмотрено только для работников, имеющих непосредственный контакт с пищевой продукцией.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства (выписку из штатного расписания; должностной регламент контролера отдела контроля за режимом; должностную инструкцию старшего смены отдела контроля за режимом; должностную инструкцию начальника отдела контроля за режимом), суды первой и апелляционной инстанции установили, что деятельность сотрудников общества, входящих в отдел контроля за режимом, не связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов, а также с иными работами, где имеется контакт с пищевыми продуктами, что свидетельствует об отсутствии для таких сотрудников законодательно установленной обязанности по прохождению периодических медицинских осмотров.
При таких обстоятельствах судами сделан обоснованный вывод о незаконности предписания в оспариваемой части и правомерно удовлетворено заявленное обществом требование.
В целом доводы административного органа, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергают, по существу направлены на иную оценку имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции исходя из определенных в статье 286 АПК РФ пределов его компетенции.
Иное толкование управлением положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении апелляционным судом норм права.
Суд округа не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.11.2020 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 20.02.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-14926/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 6 статьи 11 ТР ТС 021/2011 работники, занятые на работах, которые связаны с производством (изготовлением) пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.
Согласно статье 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работники организаций пищевой промышленности проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
В соответствии со статьей 213 ТК РФ Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации был издан Приказ N 302н."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 мая 2021 г. N Ф04-2690/21 по делу N А70-14926/2020