Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 мая 2021 г. N Ф04-2690/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
20 февраля 2021 г. |
Дело N А70-14926/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-259/2021) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.11.2020 по делу N А70-14926/2020 (судья Скачкова О.А.), принятое по заявлению акционерного общества "Московский пиво-безалкогольный комбинат "Очаково" (ОГРН 1027739613791, ИНН 7729101200, 121471, г. Москва, ул. Рябиновая, 44) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (ОГРН 1057200990593, ИНН 7203158490, 625026, Тюменская область, г. Тюмень, пр. Геологоразведчиков, 1) о признании незаконным предписания от 22.05.2020 N 02-00088/1 в части обязания обеспечить прохождения сотрудниками отдела контроля за режимом филиала акционерного общества "Московский пиво-безалкогольный комбинат "Очаково" в г. Тюмени медицинских осмотров в установленном действующим законодательством порядке до 23.11.2020,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Московский пиво-безалкогольный комбинат "Очаково" (далее - заявитель, общество, АО МПБК "Очаково") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, управление, Управление Роспотребнадзора по Тюменской области) о признании незаконным предписания от 22.05.2020 N 02-00088/1 в части обязания обеспечить прохождения сотрудниками отдела контроля за режимом филиала АО МПБК "Очаково" в г. Тюмени медицинских осмотров в установленном действующим законодательством порядке до 23.11.2020.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 29.11.2020 по делу N А70-14926/2020 заявленное обществом требование удовлетворено, предписание от 22.05.2020 N 02-00088/1 в части обязания обеспечить прохождение сотрудниками отдела контроля за режимом филиала АО МПБК "Очаково" в г. Тюмени медицинских осмотров в установленном действующим законодательством порядке до 23.11.2020 признано незаконным, как не соответствующие техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (вместе с "ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции"); на управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Этим же решением с Управление Роспотребнадзора по Тюменской области в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Роспотребнадзора по Тюменской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что весь персонал общества, имеющий доступ к пищевым продуктам, в том числе сотрудники отдела контроля за режимом филиала АО МПБК "Очаково" в г. Тюмени, должны проходить ежегодные периодические медицинские осмотры.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу общество, возразив на доводы Управления Роспотребнадзора по Тюменской области, указало на законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции и просило обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
АО МПБК "Очаково" осуществляет производство пива и безалкогольных напитков по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова, д. 1Г.
22.05.2020 в ходе анализа материалов плановой выездной проверки в отношении АО МПБК "Очаково", проведенной на основании распоряжения от 21.02.2020 N 02-00088, выданного заместителем руководителя управления, в действиях общества установлены признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в части нарушения требований технических регламентов Таможенного союза.
22.05.2020 обществу выдано предписание N 02-00088/1 об устранении нарушений требований Технических регламентов Таможенного союза. АО МПБК "Очаково", которым предписано, в том числе в пункте 5, обеспечить прохождение сотрудниками отдела контроля за режим медицинских осмотров в установленном действующим законодательством порядке.
Не согласившись с указанным предписанием в части пункта 5, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
29.11.2020 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) предписание выносится в случае установления нарушений проверяемым лицом требований законодательства, соблюдение которых является для него обязательным.
По смыслу статьи 17 указанного закона предписание выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Обязательным условием выдачи предписания, является установленный в ходе проверки факт нарушения со стороны проверяемого лица. При этом выданное предписание об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
Как усматривается из акта проверки от 22.05.2020 N 02-00088, пункта 5 оспариваемого предписания управлением выявлено нарушение обществом статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), части 6 статьи 11 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011), пункта 14 приложения N 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 302н от 12.04.2011 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (далее - Приказ N 302н), а именно: сотрудниками отдела контроля за режимом филиала АО МПБК "Очаково" в г. Тюмени не пройдены медицинские осмотры.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы управления, поддерживает суда первой инстанции о незаконности оспариваемого предписания, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 11 Закона N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу статьи 24 Закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 11 TP ТС 021/2011 работники, занятые на работах, которые связаны с производством (изготовлением) пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.
Статьей 34 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.
Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.
Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (далее - Приказ N 302н) работы в организациях пищевой промышленности, в организациях общественного питания допускаются при прохождении обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.
Перечень врачей-специалистов, участие которых при прохождении предварительного и периодического медицинского осмотра является обязательным, а также лабораторных и функциональных исследований, проведение которых необходимо к конкретному наименованию работ и профессий, содержится в Приложении N 2 "Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников" (далее - Перечень работ) к Приказу N 302н.
Во исполнение требований статей 34 и 36 Закона N 52-ФЗ приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте" (далее - Приказ N 402) утверждена форма личной медицинской книжки для работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (далее - форма личной медицинской книжки).
Таким образом, из системного анализа вышеприведенных норм следует, что обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников в организациях пищевой промышленности проводятся в отношении работников, имеющих контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, реализации, транспортировке.
Как следует из материалов дела, предписание в оспариваемой части выдано в отношении сотрудников общества отдела контроля за режимом филиала АО МПБК "Очаково" в г. Тюмени.
Согласно выписке из штатного предписания на предприятии в состав отдел контроля за режимом включены начальник отдела (1 человек), старший смены (1 человек), контролеры (9 человек).
Из должностного регламента контролера отдела контроля за режимом следует, что в его обязанности входит: совместно с контролером, сдающим смену, проверить замки, запорные устройства, печати на дверях складов и других помещений, в которых хранятся материальные ценности (пункт 3.3), проверить средства связи, освещения, сигнализации, находящиеся на посту (пункт 3.4); проверить исправности средств пожаротушения (пункт 3.5); при несении дежурства на складе готовой продукции: не допускать прохода на склад посторонних лиц и лиц не имеющих пропуска установленного образца. Не допустить выноса (вноса) со склада продукции и др. материальных ценностей без документов установленного образца. Не допустить прохода и хождения по складу лиц, работающих в других подразделениях предприятия. Контролировать соблюдение трудовой и санитарной дисциплины на складе. Вечером закрыть двери (ворота) на замки, выключить освещение. На входную. Дверь повесить контрольный замок с датой и подписью кладовщика. Ежедневно вести журналы выдачи ключей, приема-сдачи дежурства и другие. Не покидать пост. Границей поста считать входное крыльцо склада.
Согласно должностной инструкции старшего смены отдела контроля за режимом в его обязанности входит: не допускать проникновение в склад несложенных продуктов посторонних лиц. Ежедневно при сдаче и приеме дежурства проверять наличие печатей на наружных и внутренних дверях ведущих в указанных складах, на дверях лифта, находящегося внутри склада и фиксацию подъемных ворот на замок. Каждую пятницу и в предпраздничные дня с 15-00 до 15-45, совместно с начальником отдела осматривать и опечатывать 2 двери, ведущие в склад, лифт, находящийся в складе и подъемную дверь. В случае обнаружения сорванных печатей, незафиксированных на замок подъемных ворот и др. не принимать смену и требовать предоставления письменного объяснения от старшего смены сдающего дежурство. О данном факте, служебной запиской, доложить начальнику отдела. Ключи от склада несложенных продуктов выдавать строго под запись и о каждом вскрытии докладывать служебной запиской с указанием причин и лиц участвовавших при открытии склада (пункт 4.7); не допускать проникновение в склады тары и СГП посторонних лиц. Ежедневно при сдаче и приеме дежурства проверять наличие печатей на входных дверях и фиксацию дверей и ворот на замок. В случае обнаружения сорванных печатей, незафиксированных на замок дверей и ворот не принимать дежурство и требовать предоставления письменного объяснения от старшего смены сдающего дежурство и письменно доложить начальнику отдела о данном факте. Ежедневно осматривать двери котельной, ведущие за территорию завода и в случае обнаружения сорванной либо отсутствия печати не принимать смену и письменно доложить начальнику отдела.
Из содержания должностной инструкции начальника отдела контроля за режимом следует, что в его обязанности входит контроль за работой вверенного подразделения.
Таким образом, из должностной инструкции сотрудников, в отношении которых выдано оспариваемое предписание, следует, что деятельность начальника отдела (1 человек), старшего смены (1 человек), контролеров (9 человек) не связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов.
В нарушение положений статьи 65, части 4 статьи 210 АПК РФ управлением не доказано, что сотрудники контроля за режимом имеют доступ во все помещения предприятия, что само по себе предполагает их контакт с пищевой продукцией и лицами, осуществляющими производственный процесс. Иные доказательства в подтверждение своей позиции административным органом не представлены.
Вместе с тем обществом в материалы дела представлены карты специальной оценки условий труда указанных сотрудников, составленные уполномоченной организацией, из содержания которых следует, что в проведении медицинский осмотров последних исходя из требований действующего законодательства нет необходимости.
Таким образом, требование в предписании от 22.05.2020 N 02-00088/1 об обеспечении прохождения сотрудниками отдела контроля за режимом филиала АО МПБК "Очаково" в г. Тюмени медицинских осмотров в установленном действующим законодательством порядке до 23.11.2020, не основано на нормах законодательства.
При таких обстоятельствах предписание в оспариваемой части обоснованно признано судом первой инстанции незаконным.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба управления удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку управление при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платило и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.11.2020 по делу N А70-14926/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.