г. Тюмень |
|
20 мая 2021 г. |
Дело N А46-884/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Щанкиной А.В.,
судей Тихомирова В.В.,
Сириной В.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Резерв" на решение от 26.06.2020 Арбитражного суда Омской области и постановление от 11.12.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-884/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Резерв" (644024, г. Омск, ул. Чкалова, д. 37, оф. 19, ИНН 5504152467, ОГРН 1185543002039) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (644024, г. Омск, ул. Краснофлотская, д. 8, ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) о признании недействительным отказа в установлении частного сервитута.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Резерв" (далее - заявитель, ООО "Фирма "Резерв", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным отказа (письмо от 27.12.2019 N ДИО/17085) в установлении частного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:050207:3036 в пределах координат согласно схеме границ сервитута на кадастровом плане территории, площадью 56 кв.м, приложенной к заявлению ООО "Фирма "Резерв" об установлении сервитута от 05.12.2019 б/н, направленного в адрес Департамента.
В качестве способа восстановления права заявитель просил суд обязать заинтересованное лицо в тридцати-дневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу направить ООО "Фирма "Резерв" подписанное уполномоченным органом предложение о заключении соглашения об установлении сервитута на часть земельного участка из участка с кадастровым номером 55:36:050207:3036 в пределах координат, согласно схеме границ сервитута на кадастровом плане территории, площадью 56 кв.м, приложенной к заявлению ООО "Фирма "Резерв" об установлении сервитута от 05.12.2019 б/н, направленного в адрес Департамента.
Решением Арбитражного суда Омской области от 26.06.2020, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2020, в удовлетворении требований заявителя отказано; заявителю возвращены с депозитного счета арбитражного суда денежные средства, внесенные на проведение судебной экспертизы в сумме 20 000 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований ООО "Фирма "Резерв".
В обоснование кассационной жалобы заявитель сослался на следующие обстоятельства: в 2007 году в эксплуатацию введена автозаправочная станция по адресу: г. Омск, ул. 22 Апреля д. 38/3 (далее - АЗС); основные строения АЗС находятся на земельном участке с кадастровым номером 55:36:050207:3035, предоставленном обществу на праве аренды; часть элементов АЗС расположена на земельном участке с кадастровым номером 55:36:050207:3036; указанный земельный участок расположен в территориальной зоне ИТ-2 (земли наземного транспорта) и относится к категории земель общего пользования и представлен полосой отвода автомобильной дороги; участок с одной стороны соприкасается с автомобильной дорогой по ул. 22 Апреля в г. Омске, с другой стороны соприкасается с земельным участком с кадастровым номером 55:36:050207:3035 и отграничен от него красной линией, проходящей по границе соприкосновения данных земельных участков; согласно положениям пунктов 4, 4.1 статьи 25 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), заявитель указывает, что допускается использование юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) для размещения объектов дорожного сервиса; в силу подпункта 3 статьи 3 Закона N 257-ФЗ АЗС являются объектами дорожного сервиса; заявитель имеет правовые основания для получения на правах сервитута части земельного участка с кадастровым номером 55:36:050207:3036 под элементами опор навеса и топливораздаточных колонок АЗС; постановление администрации города Омска от 10.03.2017 N 210-П в части земельного участка с кадастровым номером 55:36:050207:3036 противоречит Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ г. Омск Омской области, утверждённым решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 (далее - Правила землепользования и застройки), и не может быть применено по делу, поскольку в соответствии с Правилами весь земельный участок с кадастровым номером 55:36:050207:3036 относится к территориальной зоне ИТ-2, что относит его к полосе отвода автомобильной дороги.
В дополнение к кассационной жалобе заявитель указал на необоснованность выводов суда апелляционной инстанции о том, что истец пытается узаконить самовольные постройки в отсутствие законных оснований, а также на распоряжение администрации САО г. Омска N 265 от 09.04.2021 о выдаче обществу разрешения на использование испрашиваемого земельного участка.
В предоставленном отзыве Департамент просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Фирма "Резерв" на праве собственности принадлежит объект недвижимости (операторная автозаправочная станция (АЗС) общей площадью 54,40 кв.м), расположенный по адресу: Омская область, г.Омск, ул. 22 Апреля, д. 38, корпус 3.
В соответствии с распоряжением Департамента строительства Администрации г. Омска от 21.08.2007 N 145-рв на АЗС, включающую, в том числе, основное строение общей площадью помещений 54,4 кв.м, инженерные сооружения, выдано разрешение N 55-230 на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно заключению Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области от 12.03.2007 N 01-22-04/22, объект капитального строительства - АЗС, расположенный по адресу: Омская область, г.Омск, ул. 22 Апреля, д. 38, корпус 3, соответствует требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Для эксплуатации АЗС ООО "Фирма "Резерв" предоставлен земельный участок с кадастровым номером 55:36:050207:3035 по договору аренды земельного участка от 01.07.2015 N Д-С-14-11068.
Часть сооружений данного производственно-технологического комплекса, а именно: две опоры навеса и две топливо-раздаточные колонки, находятся на земельном участке с кадастровым номером 55:36:050207:3036.
Кроме того, в рамках дела N А46-21353/2017 по иску АО "Фирма "Резерв" к Департаменту о признании недействительным отказа в предварительном согласовании в предоставлении земельного участка судами установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:050207:3035 площадью 931 кв.м и 55:36:050207:3036 площадью 1058 кв.м предоставлены ООО "Фирма "Резерв" в аренду сроком на 1 год на основании распоряжения Мэра г. Омска от 04.05.2006 N 178-р.
При этом земельный участок 55:36:050207:3035 предоставлен под строительство автозаправочной станции, а земельный участок 55:36:050207:3036 - для организации строительной площадки.
На основании распоряжения Департамента строительства Администрации г. Омска от 21.08.2007 N 145-рв ООО "Фирма "Резерв" выдано разрешение N 55-230 на ввод в эксплуатацию законченной строительством автозаправочной станции по адресу: г. Омск, ул. 22 Апреля, д. 38/3.
В соответствии с распоряжением от 21.08.2007 N 145-рв, разрешением N 55-230 автозаправочная станция на момент её ввода включала в себя основное строение общей площадью 54,4 кв.м, инженерные сооружения (сети канализации протяженностью 98 м, сети электроснабжения протяженностью 550 м, сети водопровода протяженностью 10 м, навес площадью 218,5 кв.м, сборник сточных вод объемом 25 куб.м, сборник аварийных проливов объемом 25 куб.м, емкость для приема топлива объемом 25 куб.м, емкость для хранения топлива объемом 25 куб.м, емкость для выдачи топлива объемом 25 куб.м, молниеприемник, благоустройство - замощение территории площадью 1092,5 кв.м).
С целью оформления прав на часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:050207:3036 под навесом АЗС и двумя топливно-раздаточными колонками ООО "Фирма "Резерв" обратилось в Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска с заявлением от 05.12.2019 вх.N 10171 об установлении частного сервитута на 49 лет.
Письмом от 27.12.2019 N Исх-ДИО/17085 Департамент отказал заявителю в предоставлении сервитута под указанными объектами, сославшись на принятое в рамках дела N А46-15483/2018 решение об обязании общества осуществить освобождение земельного участка с кадастровым номером 55:36:050207:3036 от части навеса АЗС и двух топливно-раздаточных колонок.
Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает права и интересы заявителя, последний обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 23, 90 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьями 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), учитывая Постановление Администрации города Омска от 10.03.2017 N 210-п "Об утверждении проекта планировки территории городка Нефтяников, расположенной в границах: правый берег реки Иртыш - улица Заозерная - улица Комбинатская - улица Химиков - улица Энтузиастов - переулок 1-й Окружной - переулок 2-й Окружной - улица Доковская - проспект Мира - северо-восточная граница отвода "Сибэктрострой", АТП-10, ГСК "Асфальт" - в Советском административном округе города Омска" (вместе с "Положением о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального, местного значения и характеристиках планируемого развития территории городка нефтяников, расположенной в границах: правый берег реки Иртыш - улица Заозерная - улица Комбинатская - улица Химиков - улица Энтузиастов - переулок 1-й Окружной - переулок 2-й Окружной - улица Доковская - проспект Мира - северо-восточная граница отвода "Сибэктрострой" - АТП-10, ГСК "Асфальт" - в Советском административном округе города Омска") (далее - Постановление N 210-п), решение Омского городского Совета от 18.07.2018 N 74 "О перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения" за номером 52-401- 380 ОП МГ 007, учитывая, что документацией по планировке территории подтверждается факт нахождения земельного участка с кадастровым номером 55:36:050207:3036 частично в границах красных линий ул. 22-го Апреля и частично в зоне размещения объектов производственно-коммунального назначения, причем расположение принадлежащих заявителю объектов (опор навеса и топливораздаточных колонок) очевидно усматривается вне полосы отвода автомобильной дороги, вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Омска от 27.10.2020 по делу N 2а-2737/2020 в удовлетворении требований ООО "Фирма "Резерв" о признании постановления администрации города Омска от 10.03.2017 N 210-П недействительным в части "Об утверждении проекта планировки территории городка Нефтяников, расположенной в границах: правый берег реки Иртыш - улица Заозерная - улица Комбинатская - улица Химиков - улица Энтузиастов - переулок 1-й Окружной - переулок 2-й Окружной - улица Доковская - проспект Мира - северо-восточная граница отвода "Сибэктрострой", АТП-10, ГСК "Асфальт" - в Советском административном округе города Омска" и о возложении обязанности внести изменения в указанный нормативным правовой акт путем приведения Проекта планировки территории в соответствие с Правилами землепользования и застройки отказано, суды пришли к выводам о необоснованности требований заявителя.
Кассационная инстанция, проверив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, считает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального и процессуального права.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, выражая несогласие с выводами Департамента о наличии безусловной обязанности освободить земельный участок, ответчик указал на наличие иного основания для использования земельного участка под принадлежащими ему объектами - установление сервитута в границах полосы отвода автомобильной дороги.
Согласно правовой позиции ответчика, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 55:36:050207:3036 согласно Правилам землепользования и застройки расположен в территориальной зоне ИТ-2 - земли наземного транспорта и является полосой отвода автомобильной дороги, расположенной в границе улицы 22 Апреля (Омская область, город Омск, Советский АО), на которой расположены элементы объекта дорожного сервиса (АЗС), принадлежащего ответчику на праве собственности и расположенного на соседнем земельном участке.
Ссылаясь на положения пунктов 4, 4.1 статьи 25 Федерального закона N 257-ФЗ, заявитель указал, что допускается использование юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) для размещения объектов дорожного сервиса, в силу чего ООО "Фирма "Резерв" вправе претендовать на установление испрашиваемого сервитута.
В силу пункта 19 статьи 23 ЗК РФ особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом N 257-ФЗ.
Из части 4 статьи 25 Федерального закона N 257-ФЗ следует, что земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, установки и эксплуатации рекламных конструкций, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов.
В отношении земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенных для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, допускается установление частных сервитутов в порядке, установленном гражданским законодательством и земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 25 данного Закона.
В соответствии с частью 4.1 статьи 25 Федерального закона N 257-ФЗ допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций на условиях частного сервитута.
Полномочия собственника земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) при заключении соглашений об установлении частных сервитутов осуществляют владельцы автомобильных дорог.
В соответствии с частью 3.1 статьи 90 ЗК РФ земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса.
Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог.
Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В свою очередь, под полосой отвода автомобильной дороги понимаются земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (пункт 15 статьи 3 Закона).
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона N 257-ФЗ границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории.
Документация по планировке территории служит исходными данными для проектирования автомобильной дороги общего пользования, принятия решений о резервировании земель для ее строительства, изъятия земельных участков для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях устойчивого развития территории; установления границ земельных участков, на которых размещены конструктивные элементы автомобильной дороги, дорожные сооружения и на которых расположены объекты дорожного сервиса; выделения элементов планировочной структуры, установления (определения) границ зон планируемого размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, границ зон планируемого размещения объектов дорожного сервиса.
Оценив все предоставленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая, что постановлением Администрации города Омска от 10.03.2017 N 210-п "Об утверждении проекта планировки территории городка Нефтяников, расположенной в границах: правый берег реки Иртыш - улица Заозерная - улица Комбинатская - улица Химиков - улица Энтузиастов - переулок 1-й Окружной - переулок 2-й Окружной - улица Доковская - проспект Мира - северо-восточная граница отвода "Сибэктрострой", АТП-10, ГСК "Асфальт" - в Советском административном округе города Омска" (вместе с "Положением о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального, местного значения и характеристиках планируемого развития территории городка Нефтяников, расположенной в границах: правый берег реки Иртыш - улица Заозерная - улица Комбинатская - улица Химиков - улица Энтузиастов - переулок 1-й Окружной - переулок 2-й Окружной - улица Доковская - проспект Мира - северо-восточная граница отвода "Сибэктрострой" - АТП-10, ГСК "Асфальт" - в Советском административном округе города Омска") (далее - Постановление N 210-п) утвержден проект планировки, в частности, и улицы 22 Апреля, при этом границы полосы отвода автомобильной дороги в документации по планировке территории определяются на основании красных линий, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованным выводам о том, что из чертежа планировки территории городка Нефтяников следует, что испрашиваемая заявителем часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:050207:3036 не находится в полосе отвода автомобильной дороги.
Учитывая, что согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории, при этом в соответствии с абзацем 16 пункта 1 статьи 1 Решения Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" красные линии - линии, которые устанавливаются посредством проектов планировки территории и обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты), суды пришли к правомерным выводам о том, что на территории муниципального образования в соответствии с Правилами землепользования и застройки границы автомобильных дорог общего пользования обозначаются красными линиями.
Оснований для иных выводов в данной части у суда округа не имеется.
Судами обоснованно учтено, что дорога общего пользования местного значения ул. 22 Апреля занята земельным участком с кадастровым номером 55:36:050207:3580 и учтена в решении Омского городского Совета от 18.07.2018 N 74 "О перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения" за номером 52-401- 380 ОП МГ 007; согласно информации содержащейся на единой топографической основе города Омска, выполненной изыскательскими организациями в разные годы, на части земельного участка с кадастровым номером 55:36:050207:3036, которая предусмотрена в границах красных линий ул. 22-го Апреля, расположены: тротуар, линия наружного освещения, линия связи, ливневая канализация, газон; из схемы границ земельного участка с кадастровым номером 55:36:050207:3036 с наложением красных линий ул. 22-го Апреля, установленных проектом планировки территории, утвержденным Постановление N 210-п, усматривается факт нахождения испрашиваемой заявителем части земельного участка в зоне размещения объектов производственно-коммунального назначения.
Таким образом, суды обоснованно пришли к выводам о том, что документацией по планировке территории подтверждается факт нахождения земельного участка с кадастровым номером 55:36:050207:3036 частично в границах красных линий ул. 22-го Апреля и частично в зоне размещения объектов производственно-коммунального назначения, причем расположение принадлежащих заявителю объектов (опор навеса и топливораздаточных колонок) очевидно усматривается вне полосы отвода автомобильной дороги.
Доводы подателя жалобы о том, что Постановление N 210-п в части земельного участка с кадастровым номером 55:36:050207:3036 противоречит Правилам землепользования и застройки и не может быть применено по делу, как противоречащее нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, отклоняются судом округа в силу следующего.
Действительно, как следует из материалов дела, испрашиваемый обществом земельный участок в соответствии с ПЗЗ расположен в территориальной зоне ИТ-2 - земли наземного транспорта.
Вместе с тем, из схемы границ земельного участка с кадастровым номером 55:36:050207:3036 с наложением красных линий ул. 22-го Апреля, установленных проектом планировки территории, утвержденным Постановление N 210-п, усматривается факт нахождения испрашиваемой заявителем части земельного участка в зоне размещения объектов производственно-коммунального назначения, части - в пределах красных линий.
В сложившейся ситуации применительно к проекту планировки как более детальному документу спорный земельный участок может быть расположен в иной территориальной зоне, отличной от Правил землепользования и застройки, в том числе в силу общего характера Правил и допустимой уточняющей роли проекта планировки отдельно взятого городского района или его части.
Исходя из того, что вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Омска от 27.10.2020 по делу N 2а-2737/2020 отказано в заявлении ООО "Фирма "Резерв" о признании постановления администрации города Омска от 10.03.2017 N 210-П недействительным в части "Об утверждении проекта планировки территории городка Нефтяников, расположенной в границах: правый берег реки Иртыш - улица Заозерная - улица Комбинатская - улица Химиков - улица Энтузиастов - переулок 1-й Окружной - переулок 2-й Окружной - улица Доковская - проспект Мира - северо-восточная граница отвода "Сибэктрострой", АТП-10, ГСК "Асфальт" - в Советском административном округе города Омска" и о возложении обязанности внести изменения в указанный нормативным правовой акт путем приведения Проекта планировки территории в соответствие с Правилами землепользования и застройки, выводы судов о приоритете документов территориального планирования как наиболее специального документа по определению границы отвода автомобильной дороги являются обоснованными.
На основании изложенного, суд округа приходит к выводу об отсутствии противоречий между Правилами землепользования и застройки и проектом планировки городка Нефтяников, утвержденным Постановлением N 210-п.
Доводы кассатора о том, что судом апелляционной инстанции сделаны необоснованные выводы о том, что фактически действия заявителя направлены на введение в гражданский оборот объекта, имеющего признаки самовольной постройки исходя из вынесенного по делу N А46-21353/2017 со ссылками в данной части на вынесенное после принятия по делу судебных актов распоряжение Администрации города Омска N265 от 09.04.2021 о выдаче обществу разрешения на использование испрашиваемого земельного участка подлежат отклонению судом округа как не являющиеся предметом исследования и оценки нижестоящими судами.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и его выводы, в кассационных жалобах не приведено, фактически доводы, изложенные в жалобах, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных в дело доказательств, правильно установленных и оцененных судами, поэтому и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
У суда кассационной инстанции не имеется оснований для иной правовой оценки установленных судами обстоятельств и для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы подателей жалоб, аргументированные ссылкой на обстоятельства спора, которым, по его мнению, должна быть дана иная оценка, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установление вопросов факта, что согласно положениям статьи 286 АПК РФ находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом проверки судов и, получив надлежащую правовую оценку, правомерно отклонены.
При рассмотрении дела и вынесении судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационных жалоб.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.06.2020 Арбитражного суда Омской области и постановление от 11.12.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-884/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "Резерв" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 06.04.2021.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Щанкина |
Судьи |
В.В. Сирина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории, при этом в соответствии с абзацем 16 пункта 1 статьи 1 Решения Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" красные линии - линии, которые устанавливаются посредством проектов планировки территории и обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты), суды пришли к правомерным выводам о том, что на территории муниципального образования в соответствии с Правилами землепользования и застройки границы автомобильных дорог общего пользования обозначаются красными линиями."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 мая 2021 г. N Ф04-1464/21 по делу N А46-884/2020