город Омск |
|
11 декабря 2020 г. |
Дело N А46-884/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8486/2020) общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Резерв" на решение Арбитражного суда Омской области от 26.06.2020 по делу N А46-884/2020 (судья Распутина В.Ю.), принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Резерв" (ИНН 5504152467, ОГРН 1185543002039, 644024, Омская область, г. Омск, ул. Чкалова, д. 37, оф. 19) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613, 644024, Омская область, г. Омск, ул. Краснофлотская, д. 8) о признании недействительным отказа,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Резерв" - Щекотов Дмитрий Дмитриевич (по доверенности от 01.09.2020 сроком действия три года);
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Пятков Артем Викторович (по доверенности N ИСХ-ДИО/9092 от 15.09.2020 сроком действия 1 год),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Резерв" (далее - заявитель, ООО "Фирма "Резерв", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным отказа (письмо от 27.12.2019 N ДИО/17085) в установлении частного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:050207:3036 в пределах координат согласно схеме границ сервитута на кадастровом плане территории, площадью 56 кв.м, приложенной к заявлению ООО "Фирма "Резерв" об установлении сервитута от 05.12.2019 б/н, направленного в адрес Департамента.
В качестве способа восстановления права заявитель просил суд обязать заинтересованное лицо в 30-ти дневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу направить ООО "Фирма "Резерв" подписанное уполномоченным органом предложение о заключении соглашения об установлении сервитута на часть земельного участка из участка с кадастровым номером 55:36:050207:3036 в пределах координат, согласно схеме границ сервитута на кадастровом плане территории, площадью 56 кв.м, приложенной к заявлению ООО "Фирма "Резерв" об установлении сервитута от 05.12.2019 б/н, направленного в адрес Департамента.
Решением Арбитражного суда Омской области от 26.06.2020 по делу N А46-884/2020 в удовлетворении требований заявителя отказано. Этим же судебным актом заявителю возвращены с депозитного счета арбитражного суда денежные средства, внесенные на проведение судебной экспертизы в сумме 20 000 руб.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований ООО "Фирма "Резерв".
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что в 2007 году в эксплуатацию введена автозаправочная станция по адресу: г. Омск, ул. 22 Апреля д. 38/3 (далее - АЗС); основные строения АЗС находятся на земельном участке с кадастровым номером 55:36:050207:3035, предоставленном обществу на праве аренды. Часть элементов АЗС расположена на земельном участке с кадастровым номером 55:36:050207:3036. Данный земельный участок расположен в территориальной зоне ИТ-2 (земли наземного транспорта) и относится к категории земель общего пользования и представлен полосой отвода автомобильной дороги. Земельный участок с кадастровым номером 55:36:050207:3036 с одной стороны соприкасается с автомобильной дорогой по ул. 22 Апреля в г. Омске, с другой стороны соприкасается с земельным участком с кадастровым номером 55:36:050207:3035 и отграничен от него красной линией, проходящей по границе соприкосновения данных земельных участков.
Ссылаясь на положения пунктов 4, 4.1 статьи 25 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), заявитель указывает, что допускается использование юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) для размещения объектов дорожного сервиса. В силу подпункта 3 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ АЗС являются объектами дорожного сервиса. ООО "Фирма "Резерв" полагает, что имеет правовые основания для получения на правах сервитута части земельного участка с кадастровым номером 55:36:050207:3036 под элементами опор навеса и топливораздаточных колонок АЗС.
ООО "Фирма "Резерв" заявляет о том, что постановление администрации города Омска от 10.03.2017 N 210-П в части земельного участка с кадастровым номером 55:36:050207:3036 противоречит Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ г. Омск Омской области, утверждённым решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 (далее - Правила землепользования и застройки), и не может быть применено по делу. В соответствии с Правилам землепользования и застройки весь земельный участок с кадастровым номером 55:36:050207:3036 относится к территориальной зоне ИТ-2, что относит его к полосе отвода автомобильной дороги.
23.10.2020 от ООО "Фирма "Резерв" поступили дополнения к жалобе.
В предоставленном отзыве Департамент просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании, проводимой 03.11.2020, объявлялся перерыв до 10.11.2020, в связи с необходимостью представления сторонами дополнительных пояснений.
09.11.2020 от Департамента поступил отзыв, от ООО "Фирма "Резерв" поступили письменные пояснения.
Определением суда от 10.11.2020 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 08.12.2020 с целью представления ООО "Фирма "Резерв" дополнительных пояснений с уточнением своей позиции в части оснований для отмены решения Арбитражного суда Омской области от 26.06.2020 по делу N А46-884/2020.
01.12.2020 от ООО "Фирма "Резерв" поступили пояснения.
04.12.2020 от Департамента поступили возражения на пояснения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Общества поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе с учетом дополнений и пояснений, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу с учетом дополнений, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы (с учетом дополнений и пояснений), отзыв (с учетом дополнений), заслушав представителя заявителя и Департамента, проверив в соответствии со статьей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, ООО "Фирма "Резерв" на праве собственности принадлежит объект недвижимости (операторная автозаправочная станция (АЗС) общей площадью 54,40 кв.м), расположенный по адресу: Омская область, г.Омск, ул. 22 Апреля, д. 38, корпус 3.
В соответствии с распоряжением Департамента строительства Администрации г. Омска от 21.08.2007 N 145-рв на АЗС, включающую, в том числе, основное строение общей площадью помещений 54,4 кв.м, инженерные сооружения, выдано разрешение N 55-230 на ввод объекта в эксплуатацию. Согласно заключению Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области от 12.03.2007 N 01-22-04/22, объект капитального строительства - АЗС, расположенный по адресу: Омская область, г.Омск, ул. 22 Апреля, д. 38, корпус 3, соответствует требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Для эксплуатации АЗС ООО "Фирма "Резерв" предоставлен земельный участок с кадастровым номером 55:36:050207:3035 по договору аренды земельного участка от 01.07.2015 N Д-С-14-11068.
Часть сооружений данного производственно-технологического комплекса, а именно: две опоры навеса и две топливо-раздаточные колонки, находятся на земельном участке с кадастровым номером 55:36:050207:3036.
С целью оформления прав на часть земельного участка под указанными выше объектами ООО "Фирма "Резерв" обратилось в Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска с заявлением от 05.12.2019 вх.N 10171 об установлении частного сервитута на 49 лет.
Письмом от 27.12.2019 N Исх-ДИО/17085 Департамент отказал заявителю в предоставлении сервитута под указанными объектами.
Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает права и интересы заявителя, последний обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
26.06.2020 Арбитражный суд Омской области принял решение, которое обжаловано ООО "Фирма "Резерв" в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452 утверждено Положение о Департаменте, пунктом 38.1 которого определено, что последний, в том числе, принимает решения об установлении частных и публичных сервитутов в отношении земельных участков (их частей) в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Омска, выступает стороной соглашений об установлении частных сервитутов в отношении земельных участков (их частей) в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Омска, выступает стороной соглашений, предусматривающих размер платы за установление публичных сервитутов в отношении земельных участков (их частей) в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Омска.
Согласно статье 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Приведенная норма оговаривает примерный перечень случаев, предполагающих установление сервитута, а также вводит критерии оценки иных потребностей, при наличии которых собственник недвижимости может требовать предоставления ему права ограниченного пользования чужим имуществом.
Сервитут представляет собой право пользования чужой вещью в ограниченном отношении, в связи с чем, отнесен законодателем статьей 216 ГК РФ к числу ограниченных вещных прав.
В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11248/11 от 28.02.2012 при рассмотрении споров об установлении сервитута судам следует учитывать следующее.
Установление частного сервитута обусловлено необходимостью внесения правовой определенности в отношения собственников соседних земельных участков в тех случаях, когда потребности одного из них, связанные с использованием принадлежащего ему имущества, не могут быть удовлетворены иным образом.
Таким образом, условиями для установления сервитута является объективная невозможность удовлетворения потребностей лица, претендующего на ограниченное право пользование чужим земельным участком, иным образом.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 04.06.2013 N 16033/12 указано, что задачей суда является выбор варианта, наиболее экономичного для собственника господствующей вещи и наименее обременительного для собственника служащего земельного участка, то есть соблюдение баланса интересов сторон.
В пункте 7 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017, разъяснено, что сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом).
Как следует из материалов и было ранее сказано, с целью оформления прав на часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:050207:3036 под объекты АЗС (две опоры навеса и две топливо-раздаточные колонки) ООО "Фирма "Резерв" обратилось в Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска с заявлением от 05.12.2019 вх.N 10171 об установлении частного сервитута на 49 лет.
Как следует из письма Департамента от 27.12.2019 N Исх-ДИО/17085, в установлении частного сервитута заявителю было отказано. В качестве причины отказа указано на установленную судебным актом (решением Арбитражного суда Омской области от 16.10.2019 N А46-15483/2018) обязанность ООО "Фирма "Резерв" освободить земельный участок с кадастровым номером 55:36:050207:3036 площадью 1 058 кв.м., ориентир местонахождения: г. Омск, ул. 22 Апреля, д. 37/1, от объектов - части навеса АЗС; 2 топливно-раздаточных колонок, путем демонтажа и вывоза за счет собственных средств, привести земельный участок в состояние, пригодное для дальнейшей эксплуатации.
Между тем, как правомерно указывает податель жалобы, решение по делу N А46-15483/2018 не вступило в законную силу, обжаловалось в суд апелляционной инстанции, производство по нему было приостановлено на основании определения от 11.02.2020 до вступления в законную силу судебного акта, принятого по результатам рассмотрения настоящего дела.
Выражая несогласие с выводами Департамента о наличии безусловной обязанности освободить земельный участок, ООО "Фирма "Резерв" указало на наличие иного основания для использования земельного участка под принадлежащими ему объектами - установление сервитута в границах полосы отвода автомобильной дороги.
Общество отметило, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:050207:3036 является полосой отвода автомобильной дороги, расположенной в границе улицы 22 Апреля (Омская область, город Омск, Советский АО), на которой расположены элементы объекта дорожного сервиса (АЗС), принадлежащего ООО "Фирма "Резерв" на праве собственности и расположенного на соседнем земельном участке.
Ссылаясь на положения пунктов 4, 4.1 статьи 25 Федерального закона N 257-ФЗ, заявитель указал, что допускается использование юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) для размещения объектов дорожного сервиса. В силу чего ООО "Фирма "Резерв" вправе претендовать на установление испрашиваемого сервитута.
Действительно, в силу пункта 19 статьи 23 ЗК РФ особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом N 257-ФЗ.
Из части 4 статьи 25 Федерального закона N 257-ФЗ следует, что земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, установки и эксплуатации рекламных конструкций, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов. В отношении земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенных для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, допускается установление частных сервитутов в порядке, установленном гражданским законодательством и земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 25 данного Закона.
В соответствии с частью 4.1 статьи 25 Федерального закона N 257-ФЗ допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций на условиях частного сервитута. Полномочия собственника земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) при заключении соглашений об установлении частных сервитутов осуществляют владельцы автомобильных дорог.
В соответствии с частью 3.1 статьи 90 ЗК РФ земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
ООО "Фирма "Резерв" действительно является собственником объекта дорожного сервиса (АЗС), расположенного на соседнем земельном участке (кадастровый номер 55:36:050207:3035), однако, как верно установлено судом первой инстанции, испрашиваемая заявителем часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:050207:3036 не находится в полосе отвода автомобильной дороги.
Судебная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В свою очередь, под полосой отвода автомобильной дороги понимаются земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (пункт 15 статьи 3 Закона).
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона N 257-ФЗ границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории.
Постановлением Администрации города Омска от 10.03.2017 N 210-п "Об утверждении проекта планировки территории городка Нефтяников, расположенной в границах: правый берег реки Иртыш - улица Заозерная - улица Комбинатская - улица Химиков - улица Энтузиастов - переулок 1-й Окружной - переулок 2-й Окружной - улица Доковская - проспект Мира - северо-восточная граница отвода "Сибэктрострой", АТП-10, ГСК "Асфальт" - в Советском административном округе города Омска" (вместе с "Положением о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального, местного значения и характеристиках планируемого развития территории городка нефтяников, расположенной в границах: правый берег реки Иртыш - улица Заозерная - улица Комбинатская - улица Химиков - улица Энтузиастов - переулок 1-й Окружной - переулок 2-й Окружной - улица Доковская - проспект Мира - северо-восточная граница отвода "Сибэктрострой" - АТП-10, ГСК "Асфальт" - в Советском административном округе города Омска") (далее - Постановление N 210-п) утвержден проект планировки, в частности, и улицы 22 Апреля.
Согласно позиции Департамента границы полосы отвода автомобильной дороги в документации по планировки территории определяются на основании красных линий, в связи с чем из чертежа планировки территории городка Нефтяников, расположенной в границах: правый берег реки Иртыш - улица Заозерная - улица Комбинатская - улица Химиков - улица Энтузиастов - переулок 1-й Окружной - переулок 2-й Окружной - улица Доковская - проспект Мира - северо-восточная граница отвода "Сибэктрострой", АТП-10, ГСК "Асфальт" - в Советском административном округе города Омска, являющегося приложениемN 2 к Постановлению N 210-п (т. 1 л.д.86, 87) следует, что испрашиваемая заявителем часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:050207:3036 не находится в полосе отвода автомобильной дороги.
Оспаривая указанные доводы, Общество утверждает о том, что позиция административного органа нормативно не обоснована, полагает, что границы полосы отвода автомобильной дороги не определяются красными линиями, красные линии лишь отделяют территории общего пользования от иных территорий.
Отклоняя доводы подателя жалобы, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
В соответствии с абзацем 16 пункта 1 статьи 1 Решения Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" красные линии - линии, которые устанавливаются посредством проектов планировки территории и обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Изложенное означает, что на территории муниципального образования, в соответствии с правилами землепользования и застройки границы автомобильных дорог общего пользования обозначаются красными линиями.
Из документации следует, что дорога общего пользования местного значения ул. 22 Апреля занята земельным участком с кадастровым номером 55:36:050207:3580 и учтена в решении Омского городского Совета от 18.07.2018 N 74 "О перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения" за номером 52-401- 380 ОП МГ 007.
Из письма Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 01.04.2020 N 10/2806 также следует, что большая часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:050207:3036 предусмотрена в границах красных линий ул. 22-го Апреля, часть участка предусмотрена в зоне размещения объектов производственно-коммунального назначения (автозаправочная станция и автомойка). Согласно информации содержащейся на единой топографической основе города Омска, выполненной изыскательскими организациями в разные годы, на части земельного участка с кадастровым номером 55:36:050207:3036, которая предусмотрена в границах красных линий ул. 22-го Апреля, расположены: тротуар, линия наружного освещения, линия связи, ливневая канализация, газон (т.1 л.д.104, 105).
Из приложенной к письму схеме границ земельного участка с кадастровым номером 55:36:050207:3036 с наложением красных линий ул. 22-го Апреля, установленных проектом планировки территории, утвержденным Постановление N 210-п, усматривается факт нахождения испрашиваемой заявителем части земельного участка в зоне размещения объектов производственно-коммунального назначения (т.1 л.д.106).
Таким образом, документацией по планировке территории подтверждается факт нахождения земельного участка с кадастровым номером 55:36:050207:3036 частично в границах красных линий ул. 22-го Апреля, и частично в зоне размещения объектов производственно-коммунального назначения. Причем расположение принадлежащих заявителю объектов (опор навеса и топливораздаточных колонок), очевидно, усматривается вне полосы отвода автомобильной дороги
Доводы подателя жалобы о том, что Постановление N 210-п в части земельного участка с кадастровым номером 55:36:050207:3036 противоречит Правилам землепользования и застройки и не может быть применено по делу, как противоречащее нормативному акту имеющему большую юридическую силу, отклоняются апелляционным судом.
Согласно частям 1, 3 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий в целях обеспечения их устойчивого развития, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории (часть 1 статьи 26 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 ГрК РФ).
Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Согласно части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства
Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что в рамках дела N 2а-2737/2020 ООО "Фирма "Резерв" заявляло требование о признании постановления администрации города Омска от 10.03.2017 N 210-П недействительным в части "Об утверждении проекта планировки территории городка Нефтяников, расположенной в границах: правый берег реки Иртыш - улица Заозерная - улица Комбинатская - улица Химиков - улица Энтузиастов - переулок 1-й Окружной - переулок 2-й Окружной - улица Доковская - проспект Мира - северо-восточная граница отвода "Сибэктрострой", АТП-10, ГСК "Асфальт" - в Советском административном округе города Омска" и о возложении обязанности внести изменения в указанный нормативным правовой акт путем приведения Проекта планировки территории в соответствие с Правилами землепользования и застройки, статьи 85 ЗК РФ, статьи 30 ГрК РФ.
Решением Центрального районного суда города Омска от 27.10.2020 по делу N 2а-2737/2020 в удовлетворении требований ООО "Фирма "Резерв" отказано.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы о противоречии Постановления N 210-п Правилам землепользования и застройки, исходя из следующего.
Из представленного в материалы дела заключения кадастрового инженера Бобкова И.Н. от 11.03.2020 следует, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:050207:3036 расположен в территориальной зоне ИТ-2.
Из статьи 38 Правилам землепользования и застройки следует, что ИТ-2 является зоной городского наземного транспорта.
Согласно статьей 49 Правил землепользования и застройки зона городского наземного транспорта (ИТ-2) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения сооружений и коммуникаций городского наземного транспорта (автомобилей, трамваев, троллейбусов) и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов для таких объектов.
Зона городского транспорта представлена полосой отвода автомобильных дорог (магистральных улиц общегородского и районного значения).
При этом понятия зона городского наземного транспорта (ИТ-2) и зона городского транспорта не являются тождественными.
Вопреки ошибочным выводам заявителя, не все участки территории зоны городского наземного транспорта относятся к полосе отвода автомобильной дороги.
Вышеизложенное свидетельствует об отсутствии противоречий между нормативными правовыми актами.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает, что фактически действия заявителя направлены на введение в гражданский оборот объекта, имеющего признаки самовольной постройки.
Так, в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2018 N А46-21353/2017 установлено, что отдельные объекты автозаправочной станции размещены на земельном участке 55:36:050207:3036 незаконно, с нарушением процедуры предоставления земель.
Установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:050207:3035 площадью 931 кв.м и 55:36:050207:3036 площадью 1058 кв.м предоставлены ООО "Фирма "Резерв" в аренду сроком на 1 год на основании распоряжения Мэра г. Омска от 04.05.2006 N 178-р.
При этом земельный участок 55:36:050207:3035 предоставлен под строительство автозаправочной станции, а земельный участок 55:36:050207:3036 - для организации строительной площадки.
На основании распоряжения Департамента строительства Администрации г. Омска от 21.08.2007 N 145-рв ООО "Фирма "Резерв" выдано разрешение N 55-230 на ввод в эксплуатацию законченной строительством автозаправочной станции по адресу: г. Омск, ул. 22 Апреля, д. 38/3.
В соответствии с распоряжением от 21.08.2007 N 145-рв, разрешением N 55-230 автозаправочная станция на момент её ввода включала в себя основное строение общей площадью 54,4 кв.м, инженерные сооружения (сети канализации протяженностью 98 м, сети электроснабжения протяженностью 550 м, сети водопровода протяженностью 10 м, навес площадью 218,5 кв.м, сборник сточных вод объемом 25 куб.м, сборник аварийных проливов объемом 25 куб.м, емкость для приема топлива объемом 25 куб.м, емкость для хранения топлива объемом 25 куб.м, емкость для выдачи топлива объемом 25 куб.м, молниеприемник, благоустройство - замощение территории площадью 1092,5 кв.м).
Указанное даёт основание полагать, что отдельные объекты автозаправочной станции размещены на земельном участке 55:36:050207:3036 незаконно, имеют признаки самовольной постройки.
Избранный заявителем механизм легализации построенного объекта противоречит правовой природе института права ограниченного пользования чужим земельным участком.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении требования Общества, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Резерв" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 26.06.2020 по делу N А46-884/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-884/2020
Истец: ООО "ФИРМА "РЕЗЕРВ"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска