г. Тюмень |
|
25 мая 2021 г. |
Дело N А75-18900/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу фонда развития жилищного строительства Белоярского района "Жилище" на решение от 16.12.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Зубакина О.В.) и постановление от 16.02.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-18900/2020 по заявлению Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице Березовского отдела (628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 104, ИНН 8601011604, ОГРН 1028600513149; 628146, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, поселок Игрим, улица Кооперативная, дом 50) к фонду развития жилищного строительства Белоярского района "Жилище" (628162, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Белоярский, улица Молодости, дом 3, ИНН 8611007283, ОГРН 1068600005242) о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях..
Суд установил:
Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице Березовского отдела (далее - административный орган, служба) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о привлечении фонда развития жилищного строительства Белоярского района "Жилище" (далее - фонд, Белоярский фонд "Жилище") к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 16.12.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 16.02.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено, фонд привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, фонд просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм права, и прекратить производство по делу.
По мнению подателя кассационной жалобы, осуществление процесса строительства капитального строения в соответствии с рабочей документацией не противоречит закону, поскольку она является частью проектной документации, детализирующей принятые решения; при вынесении оспариваемых судебных актов судами не были учтены допущенные административным органом грубые нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) при проведении проверки, по результатам которой было выдано предписание от 10.07.2020 N 050-01/1-09.
Административный орган отзыв на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Белоярский фонд "Жилище" является застройщиком (техническим заказчиком) на объекте капитального строительства "пятиэтажный жилой дом позиция N 9 в микрорайоне N 7 г. Белоярский", расположенном по адресу:
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Белоярский район, город Белоярский, 7 микрорайон, земельный участок N 9.
На основании программы проверок от 23.03.2020 N 2 административным органом в соответствии с приказом (распоряжением) от 10.06.2020 N 244-09-СН в отношении фонда проведена проверка, по результатам которой Белоярскому фонду "Жилище" выдано предписание от 10.07.2020 N 050-01/1-09 об устранении выявленных нарушений требований действующего законодательства, а именно: не предоставлены на проверку изменения, внесенные в проектную документацию шифр 0213-03/14-9 на основании разрешения N 39-20 на внесение изменений в шифр 0213-03/14-9-АС1; не предоставлены на проверку изменения проекта, по которым выполнены работы по устройству монолитных участков в осях 1-11/ББ-Р; строительным контролем заказчика допущено обводнение котлована под устройство монолитного ростверка в осях 19-21/Г-И, не выполнен водоотлив; строительным контролем заказчика допущено нарушение требований проекта - не установлена над входом в подвал по оси ББ в осях 4-8 перемычка марки 2ПБ13- низ. на отм. -1,910 проема по оси ББ в осях 4-8, по проекту 3 шт., фактически установлено - 2 шт.
В связи с поступлением извещения фонда от 01.10.2020 N 2 об устранении нарушений при строительстве приказом службы от 09.10.2020 N 476-09-сн назначена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено частичное исполнение предписания от 10.07.2020 N 050-01/1-09.
Неисполнение в установленный срок требований предписания в полном объеме послужило основанием для составления службой в отношении фонда протокола об административном правонарушении от 17.11.2020 N 20-09-СН и обращения в суд с заявлением о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в деянии фонда состава вменяемого административного правонарушения и соблюдении службой порядка привлечения его к ответственности.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), пункту 14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54, по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи застройщику, техническому заказчику или лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Лицом, осуществляющим строительство, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации (часть 3 статьи 52 ГрК РФ).
В силу части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, проектной документацией, требованиями к строительству, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов, а также проводить строительный контроль и обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Пунктом 22 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности.
Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 7 статьи 52 ГрК РФ).
Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 53 ГрК РФ).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили факт невыполнения Белоярским фондом "Жилище" (техническим заказчиком) в полном объеме в установленный срок предписания службы от 10.07.2020 N 050-01/1-09, законность которого фондом в установленном законом порядке опровергнута не была; строительство на спорном объекте капитального строительства осуществляется с отклонением от требований проектной документации.
При этом доводы подателя кассационной жалобы о допущенных административным органом грубых нарушений требований Закона N 294-ФЗ при проведении проверки, по результатам которой было выдано предписание от 10.07.2020 N 050-01/1-09, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены как противоречащие материалам дела.
Поскольку фондом не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер для своевременного устранения всех допущенных при строительстве объекта нарушений, а также наличия обстоятельств, объективно препятствующих своевременному и полному выполнению выданного службой предписания, арбитражные суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен службой с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности. Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено фонду в виде штрафа в пределах, установленных санкцией части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает правомерным привлечение фонда к административной ответственности.
В целом доводы подателя кассационной жалобы выводов судов не опровергают, по существу направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении нижестоящими судами норм права.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.12.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 16.02.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-18900/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.