г. Тюмень |
|
26 мая 2021 г. |
Дело N А02-856/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Курындиной А.Н.,
судей Лукьяненко М.Ф.,
Терентьевой Т.С.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Усть-Коксинское дорожное ремонтно-строительное предприятие" на решение от 03.11.2020 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Кириченко Е.Ф.) и постановление от 05.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Молокшонов Д.В., Сухотина В.М., Ярцев Д.Г.) по делу N А02-856/2020 по иску общества с ограниченной ответственностью "Усть-Коксинское дорожное ремонтно-строительное предприятие" (ОГРН 1150404000890, ИНН 0404010452, адрес: 649490, Республика Алтай, Усть-Коксинский район, село Усть-Кокса, ул. Советская, д. 6) к Казенному учреждению Республики Алтай "Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования "Горно-Алтайавтодор" (ОГРН 1020400736883, ИНН 0400000069, адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 182) о взыскании задолженности по государственному контракту от 09.06.2018 Ф.2018.249378 в сумме 5 566 184 руб.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Усть-Коксинское дорожное ремонтно-строительное предприятие" (далее - ООО "Усть-Коксинское ДРСП", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с исковым заявлением к казенному учреждению Республики Алтай "Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования "Горно-Алтайавтодор" (далее - КУ РА "РУАД "Горно-Алтайавтодор", учреждение, ответчик) о взыскании задолженности по государственному контракту от 09.06.2018 N ф.2018. 249378 в сумме 5 566 184 руб.
Решением от 03.11.2020 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 05.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ООО "Усть-Коксинское ДРСП" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые решение и постановление полностью, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Алтай.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что суды неправильно применили нормы материального права; истец обеспечил допустимый уровень содержания объекта в соответствии с приказом Минтранса Российской Федерации от 08.06.2012 N 163 "Об утверждении Порядка проведения оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения" (далее - приказ N 163); выявленные ответчиком дефекты являлись несущественными и устранимыми; подрядчиком недостатки были устранены в сроки, установленные приказом N 163; из анализа промежуточных ведомостей 2019 года следует, что повторных дефектов на одних и тех же километрах нет; судом не дана оценка промежуточным и итоговым ведомостям, в которых сделаны записи об устранении недостатков в выполненных работах, а также промежуточным ведомостям; кроме того, заявитель полагает, что выполнение подрядчиком предусмотренных контрактом работ с устранимыми недостатками (дефектами) не освобождает заказчика от обязанности оплатить выполненные работы.
В отзыве на кассационную жалобу, приобщенном судом округа к материалам дела, КУ РА "РУАД "Горно-Алтайавтодор" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассматривается в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд округа не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 09.06.2018 между ООО "Усть-Коксинское ДРСП" (подрядчик) и КУ РА "РУАД "Горно-Алтайавтодор" (заказчик) заключен государственный контракт N ф.2018.249378 (далее - контракт), в соответствии с пунктом 1.1 которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по содержанию автомобильной дороги Черга-Беш-Озек-Усть-Кан-Талда-Карагай-граница Казахстана с подъездом Талда-Тюнгур (Природный парк Белуха) (далее - объект), в соответствии с требованиями, указанными в приложении N 3 к контракту, по созданию условий для бесперебойного и безопасного функционирования объекта, обеспечению сохранности имущественного комплекса объекта, а заказчик принимает на себя обязательства оплатить вышеуказанные работы, оказанные с надлежащим качеством, в соответствии с условиями раздела 3 контракта.
Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что состав объекта - это (отдельные конструктивные элементы (их совокупность), отдельные участки (их совокупность), отдельные искусственные дорожные сооружения (их совокупность) в составе автомобильных (ой) дорог (и), автомобильная дорога в целом или сеть автомобильных дорог), его описание, основные технические и эксплуатационные характеристики и параметры указаны в приложениях N 1, 2, 3 к контракту. Заказчик передает, а подрядчик принимает объект на содержание по акту передачи объекта содержания, форма которого приведена в приложении N 13 к контракту.
Цена контракта и общий объем предоставляемых лимитов за счет средств бюджета Республики Алтай составляет 359 673 753 руб. 20 коп., в том числе: в 2019 году - 66 648 680 руб.; в 2020 году - 69 314 049 руб.; в 2021 году - 71 877 896 руб.; в 2022 году - 74 538 081 руб.; в 2023 году - 77 295 047 руб. 20 коп. (пункты 3.1, 3.2 контракта).
Распределение цены контракта по месяцам определено в приложениях N 14-18 к контракту и корректируется пропорционально снижению начальной максимальной цены контракта по результатам проведения закупки (торгов) (пункт 3.3 контракта).
Согласно пункту 3.4 контракта оплата выполненных работ осуществляется заказчиком за счет средств республиканского бюджета в рублях Российской Федерации путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными заказчику главным распорядителем средств - Министерством регионального развития Республики Алтай, в течение 15-ти рабочих дней со дня подписания заказчиком предъявленных подрядчиком фактически выполненных работ на основании документов, перечисленных в пункте 6.2 контракта.
Цена настоящего контракта является твердой и не может изменяться в ходе исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, согласно статье 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и условий контракта. При изменении цены контракта стороны подписывают дополнительное соглашение (пункт 3.5 контракта).
Согласно пунктам 4.1, 4.3 контракта место выполнения работ: Республика Алтай, Усть-Коксинский район, согласно приложению N 1, 2 к контракту.
Сроки выполнения работ: начало - с 01.01.2019, окончание - по 31.12.2023.
Согласно пункту 5.3.2 контракта заказчик обязан принять и оплатить работы надлежащего качества, в соответствии с условиями контракта.
В силу пункта 1.6 контракта существенным условием контракта является, в том числе качество выполненных работ.
Пунктом 5.1.2 контракта установлено, что подрядчик обязан обеспечить допустимый уровень содержания объекта в соответствии с приказом N 163, для обеспечения круглогодичного проезда автомобильных транспортных средств по объекту, создания условий для бесперебойного и безопасного дорожного движения.
На основании пункта 6.1 контракта приемка выполненных работ по объекту производится ежемесячно, начиная с 20 по 30 (28.02) число отчетного месяца с участием представителя подрядчика и заказчика и оформляется акт проверки уровня содержания автомобильной дороги в соответствии с приказом N 163 на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 19.02.2013 N 32 "Об утверждении Порядка содержания и ремонта, автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения" (далее - постановление N 32).
В пункте 6.2 контракта стороны пришли к соглашению, что подрядчик предоставляет заказчику с 20 по 30 (28.02) число отчетного месяца, следующие документы:
- акт о приемке выполненных работ КС-2;
- справку о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 с приложением счетов- фактур (счета);
- акт оценки уровня содержания автомобильных дорог;
- итоговые ведомости оценки уровня содержания автомобильных дорог;
- промежуточные ведомости оценки уровня содержания автомобильных дорог в соответствии с приказом N 163, на основании постановления N 32.
В случае отсутствия дефектов содержания по отдельным автодорогам/мостам промежуточные и итоговые ведомости на них не составляются.
Заказчик обязан подписать документы о приемке выполненных работ или дать мотивированный отказ с обоснование, в течение 10-ти дней со дня получения документов о приемке выполненных работ от подрядчика (пункт 6.3 контракта).
24.06.2019 между сторонами было заключено дополнительное соглашение N 1, согласно которому стороны пришли к соглашению заменить приложения N14, 15, 16, 17, 18 к контракту на приложения N 14/1, 15/1, 16/1, 17/1, 18/1 к контракту.
Согласно пункту 3.1 приложения N 14/1, утвержденного дополнительным соглашением N 1 к контракту, объем предоставляемых лимитов за счет средств бюджета Республики Алтай в 2019 году составляет 66 648 руб. 68 коп.
Согласно расчету истца, за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 стоимость работ по актам формы КС-2 составила 59 493 055 руб., при этом разница между ценой контракта и суммой, оплаченной ответчиком за фактически выполненные работы и суммой изъятия дорог на ремонт, составляет за 2019 год 5 566 184 руб.
Истец, полагая, поскольку уменьшение цены контракта стороны не согласовывали, заказчиком в одностороннем порядке неправомерно произведено уменьшение оплаты, в порядке досудебного урегулирования спора 24.03.2020 направил в адрес КУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" претензию об оплате выполненных работ за 2019 год в размере 5 566 184 руб.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием обращения истца с иском в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из доказанности факта выполненных истцом работ с недостатками и обоснованности снижения ответчиком суммы оплаты работ с учетом данного фактора на основании условий контракта.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно положениям статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
На основании пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
На основании статьи 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде, если это не противоречит статьям 779 - 782 Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Рассматриваемый контракт также содержит элементы договора строительного подряда ввиду наличия в нем обязанности подрядчика выполнять работы.
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными (пункт 4 статьи 753 ГК РФ).
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику (пункт 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
Согласно пункту 4 приказа N 163 оценка уровня содержания автомобильных дорог проводится с целью определения уровня содержания автомобильных дорог, на основании которого в соответствии с условиями контракта на содержание автомобильных дорог, заключенного между заказчиком и исполнителем, принимается решение о величине оплаты выполненных работ, применении или неприменении к исполнителю мер ответственности за несоблюдение условий контракта в части выполнения таких видов работ.
В соответствии с пунктом 11 приказа N 163 несоблюдение требуемого качества выполнения работ и уровня содержания автомобильной дороги влечет за собой изменения оплаты работ по содержанию автомобильной дороги.
Оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, в том числе условия контракта, акты по форме КС-2, акты оценки уровня содержания автомобильных дорог, промежуточные и итоговые ведомости оценки уровня содержания автомобильных дорог объекта, подписанные сторонами, установив, что заказчик уменьшил оплату работ по контракту по причине наличия на момент приемки работ дефектов содержания автомобильных дорог объекта, исходя из того, что снижение оплаты было произведено с учетом значимости выявленных дефектов содержания дорог в соответствии с пунктом 5.1.2 контракта и приложением N 1 приказа N 163, суды признали действия заказчика по оплате только фактически выполненных работ надлежащего качества законными и обоснованными, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы ООО "Усть-Коксинское ДРСП" о том, что фактические объемы, не выполненные на момент подписания КС-2, были выполнены позднее, но во временных пределах следующих отчетных периодов, в связи с чем изменение оплаты заказчиком в одностороннем является неправомерным, были предметом оценки судов перовой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены.
В соответствии с пунктом 6.1 контракта приемка выполненных работ по объекту производится ежемесячно.
Таким образом, подрядчик ежемесячно обязан подтвердить выполнение работ в полном объеме и надлежащего качества в соответствии с условиями контракта.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, уменьшение оплаты работ по контракту заказчиком в связи с наличием на момент приемки работ дефектов содержания автомобильных дорог Черга-Беш-Озек-Усть-Кан-Талда-Карагай-граница Казахстана с подъездом Талда-Тюнгур (Природный парк Белуха) подрядчиком, не свидетельствует об одностороннем изменении цены контракта в целом.
При этом выполнение подрядчиком объемов работ позднее отчетного месяца (в следующем месяце) не может свидетельствовать о надлежащем выполнении работ в указанном месяце, поскольку противоречит предмету контракта - выполнению работ по содержанию автомобильных дорог Черга-Беш-Озек-Усть-Кан-Талда-Карагай-граница Казахстана с подъездом Талда-Тюнгур (Природный парк Белуха) (объекта) по созданию условий для бесперебойного и безопасного функционирования объекта, обеспечению сохранности имущественного комплекса объекта, обеспечению допустимого уровня содержания объекта, для обеспечения круглогодичного проезда автомобильных транспортных средств по объекту.
Суды правомерно исходили из отсутствия в рассматриваемой ситуации произвольного изменения заказчиком цены контракта, поскольку при приемке были выявлены дефекты работ, что в соответствии с условиями контракта предоставляет заказчику право на соразмерное уменьшение стоимости работ.
Оснований для иных выводов у суда округа не имеется.
В обжалуемых решении и постановлении суды в полной мере исполнили процессуальные требования, изложенные в статьях 170, 271 АПК РФ, указав мотивы, по которым суды отвергли те или иные доказательства.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств спора и представленных доказательств, что в силу пределов рассмотрения кассационной инстанции не входит в ее полномочия.
Положения статей 286 - 288 АПК РФ предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что при принятии обжалуемых судебных актов судами с достаточной полнотой установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, поскольку материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятых по делу судебных актов в суде кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием к отмене обжалуемого решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании вышеизложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы относятся на заявителя в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.11.2020 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 05.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-856/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Курындина |
Судьи |
М.Ф. Лукьяненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.