г. Тюмень |
|
26 мая 2021 г. |
Дело N А46-13367/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Зиновьевой Т.А.,
судей Демидовой Е.Ю.,
Севастьяновой М.А. -
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Бабиковой Ю.Л. рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы департамента строительства администрации города Омска и общества с ограниченной ответственностью "СтройТраст" на решение Арбитражного суда Омской области от 17.11.2020 (судья Распутина В.Ю.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 (судьи Воронов Т.А., Краецкая Е.Б., Сидоренко О.А.) по делу N А46-13367/2020 по иску департамента строительства администрации города Омска (644099, г. Омск, ул. Карла Либкнехта, д. 33, ИНН 5503053583, ОГРН 1025500736326) к публичному акционерному обществу "Россети Сибирь" (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144А, ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) о признании кабельных линий самовольной постройкой.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "СтройТраст".
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Омской области (судья Баландин В.А.). в заседании участвовали представители: департамента строительства администрации города Омска - Митенин А.В. по доверенности от 21.10.2020; публичного акционерного общества "Россети Сибирь" - Любый С.А. по доверенности от 13.01.2021; общества с ограниченной ответственностью "СтройТраст" - Лашевич Т.А. по доверенности от 02.11.2020, согласно протоколу судебного заседания арбитражного суда, осуществляющего организацию видеоконференц-связи.
Суд установил:
департамент строительства Администрации города Омска (далее - департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ПАО "МРСК Сибири", ответчик), в котором, с учетом принятых судом уточнений, просил:
- признать кабельные линии: Кл 10 кВ фидер 3615 от ПС "Прибрежная" до ТП-10/0,4 кВ "ДомСтройОмск"; Кл 10 кВ фидер 3638 от ПС "Прибрежная" до ТП-10/0,4 кВ "ДомСтройОмск", самовольной постройкой;
- понудить ПАО "МРСК Сибири" в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения Арбитражного суда Омской области по настоящему делу осуществить за собственный счет вынос (снос) кабельных линий, в том числе: КЛ 10 кВ фидер 3615 от ПС "Прибрежная" до ТП-10/0,4 кВ "ДомСтройОмск"; Кл 10 кВ фидер 3638 от ПС "Прибрежная" до ТП-10/0,4 кВ "ДомСтройОмск";
- в случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, предоставить право департаменту строительства Администрации города Омска самостоятельно исполнить решение Арбитражного суда Омской области по настоящему делу, а именно выполнить (с последующим возложением на ПАО "МРСК Сибири" понесенных расходов) вынос (снос) четырех кабельных линий, в том числе: Кл 10 кВ фидер 3615 от ПС "Прибрежная" до ТП-10/0,4 кВ "ДомСтройОмск"; Кл 10 кВ фидер 3638 от ПС "Прибрежная" до ТП-10/0,4 кВ "ДомСтройОмск".
В Единый государственный реестр юридических лиц 05.08.2020 внесены сведения о переименовании ответчика, новое наименование - публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (далее - ответчик, ПАО "Россети Сибирь").
Решением Арбитражного суда Омской области от 17.11.2020, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, департамент обратился в суд с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы департамент указывает, что судами были применены нормы материального права, не подлежащие применению; ранее выданные на размещение спорных линий электропередачи сервитуты прекратили свое действие в 2019 г.; разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию кабельных линий администрацией города Омска не выдавалось; спорные объекты относятся к объектам недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации в установленном законом порядке.
Общество с ограниченной ответственностью "СтройТраст" также обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что судами не были применены нормы материального права, подлежащие применению, вместе с тем применены нормы права, не подлежащие применению.
ПАО "Россети Сибирь" представлен отзыв, в котором общество просило оставить принятые судебные акты без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Департамент в отзыве на кассационную жалобу ООО "СтройТраст" доводы подателя жалобы поддержал, просил судебные акты отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
В заседании суда кассационной инстанции представители департамента и ООО "СтройТраст" поддержали доводы кассационных жалоб.
Представитель ПАО "Россети Сибирь" против удовлетворения кассационных жалоб возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, отзыва на них, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, департаментом осуществляется строительство объекта "Строительство и реконструкция автомобильной дороги от моста им. 60-летия Победы по ул. 3-я Островская, ул. Крупской от б. Архитекторов до ул. Перелета" (далее - объект) в рамках федерального проекта "Жилье" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". Объект имеет положительное заключение государственной экспертизы проектной документации от 22.08.2016, выданное Главным управлением государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области. Департаментом строительства 07.11.2018 получено разрешение на строительство объекта N 55-ш55301000-293-2018, выданное департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в порядке статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
На земельных участках, на которых осуществляется строительство объекта, расположены кабельные линии, принадлежащие ответчику:
Кл 10 кВ фидер 3505 от ПС "Весенняя" до распределительного пункта РП-10 кВ "Новосел" (РП-657); Кл 10 кВ фидер 3614 от ПС "Прибрежная" до распределительного пункта РП-ЮкВ "Новосел" (РП-657); Кл 10 кВ фидер 3615 от ПС "Прибрежная" до ТП-10/0,4 кВ "ДомСтройОмск"; Кл 10 кВ фидер 3638 от ПС "Прибрежная" до ТП-10/0,4 кВ "ДомСтройОмск".
В отношении кабельных линий Кл 10 кВ фидер 3505 и Кл 10 кВ фидер 3614 между сторонами было подписано соглашение о возмещении расходов владельцу сетей инженерно-технического обеспечения по их переносу и (или) переустройству. Полагая, что кабельные линии КЛ 10 кВ фидер 3615 и Кл 10 кВ фидер 3638 размещены ПАО "Россети Сибирь" без соответствующих разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию кабельных линий, департамент обратился в суд с исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались статьями 130, 222, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 1, 17, 51 ГрК РФ, статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статьей 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", положениями постановления Правительства РФ от 11.02.2005 N 68 "Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи", положениями постановления Пленума Верховного Суда РФ и постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), исходили из отсутствия признаков недвижимого имущества у спорных конструкций и, соответственно, отсутствия оснований для признания их самовольной постройкой.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют нормам действующего законодательства, а также фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Таким образом, в законе определены три самостоятельных признака самовольной постройки, и наличие хотя бы одного из них является достаточным основанием для признания постройки самовольной.
Вместе с тем, учитывая, что самовольной постройкой может быть признан только объект, относящийся к категории недвижимости (Постановление N 10/22), в предмет доказывания по иску о сносе самовольной постройки входит также установление факта, обладает ли заявленный к сносу объект признаками объекта недвижимого имущества.
В силу пункта 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно пункту 2 статьи 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Таким образом, к объектам недвижимости относятся объекты, обладающие указанными признаками, в том числе прочной связью с землей.
Согласно положениям пункта 10.1 статьи 1 ГрК РФ к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Указанная норма введена после приемки законченных строительством спорных объектов приемочной комиссией 31.05.2016.
В соответствии с абзацем 11 статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к объектам электросетевого хозяйства отнесены линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование. Прямого определения "кабельная линия" законодательство не содержит.
В соответствии с пунктом 34 "ГОСТ 19431-84. Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения", утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029, линия электропередачи (ЛЭП) - это электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние.
Из разъяснений, содержащихся в письме Минэкономразвития России от 11.10.2016 N Д23и-4847, линейные объекты, в том числе подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со статьей 55 ГрК РФ, с большой степенью вероятности относятся к недвижимости. Линейные объекты, не вводимые в эксплуатацию в указанном порядке, как правило, не квалифицируются как объекты недвижимого имущества.
При этом следует отметить, что линейно-кабельные сооружения связи являются объектами недвижимости в силу положений законодательства (статья 8 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи"). Также некоторые линейные объекты могут входить в состав единого недвижимого комплекса, являющегося в соответствии со статьей 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект.
Таким образом, суды верно отметили, что действующим законодательством линейные сооружения к объектам недвижимого имущества прямо не отнесены, поэтому для признания их таковыми нужно исходить из содержащегося в статье 130 ГК РФ общего понятия недвижимого имущества как всего, что прочно связано с землей, то есть объектов, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
Поскольку статья 130 ГК РФ четкого критерия не содержит, то вопрос об отнесении того или иного объекта, в том числе линейных сооружений, к недвижимому имуществу подлежит разрешению судом с учетом конкретных обстоятельств и представленных в дело доказательств.
Исследовав и оценив по правилам, предусмотренным статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе экспертное заключение бюджетного учреждения Омской области "Омский центр кадастровой оценки и технической документации" по результатам обследования спорного объекта от 05.10.2020, согласно которому спорный объект недвижимым имуществом и объектом капитального строительства не является, поскольку отсутствует прочная связь сооружения с землей и заглубленный фундамент, при возведении сооружения не требуется проведение существенных земляных работ, сооружение не связано с местностью инженерными сетями, является легковозводимой, сборно-разборной конструкцией, для которой возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов, без потери технических свойств и технологических функций, суды правомерно не усмотрели оснований для квалификации кабельных линий в качестве недвижимого имущества.
Иных обстоятельств, позволяющих квалифицировать спорные линии электропередач как недвижимое имущество, материалы дела не содержат.
Также судами установлено и материалами дела подтверждается, что кабельные линии электропередачи КЛ-10 кВ фидер 3615, КЛ-10 кВ фидер 3638 в рамках исполнения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 30.09.2014 N 20.5500.5646.14, заключенного между ОАО "МРСК Сибири" и ООО Инвестиционно-строительная компания "ДомСтройОмск" для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств - электроустановок многоэтажного жилого дома N 1, которые располагаются (будут располагаться) по адресу: установлено примерно в 650 м северо-восточнее относительно здания, имеющего почтовый адрес:
г. Омск, ул. Перелета, 9, к. 1. Кадастровый номер земельного участка 55:36:110101:9653.
Проектно-изыскательские работы выполнялись в рамках договора подряда N 14.5500.225.15, заключенного между ОАО "МРСК Сибири" и ООО "НПО "Сибэлектрощит". Работы приняты по акту приема-передачи работ от 10.07.2015 N 1. Выполненный ООО "НПО "Сибэлектрощит" проект согласован с АО "Омскэлектро", АО "ОмскГоргаз", ПАО "Ростелеком", АО "ТГК N 11", АО "Омскводоканал", МП "Тепловая компания", департамент дорожной деятельности и благоустройства администрации г. Омска, ЗАО "НТСК". Получено положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий N 4-1-0013-15 ООО "Западно-Сибирский Экспертный центр" от 13.10.2015.
Строительство 2-х КЛ-10 кВ ф.3615, ф. 3638 выполнено подрядной организацией ООО "Константа" по договору подряда от 19.01.2016 N 11.5500.124.16, заключенному ОАО "МРСК Сибири" и ООО "Константа", исполнительная съемка сдана в МП "Омскархитектура" 18.05.2016.
Граница охранной зоны КЛ-10 кВ ф. 3615 согласована Сибирским управлением Ростехнадзора решением от 15.08.2019 N 35/2019-1807, охранная зона установлена 15.08.2019, присвоен учетный номер 55:36-6.2054, сведения об установлении охранной зоны внесены в Росреестр и публичную кадастровую карту.
Граница охранной зоны КЛ-10 кВ ф. 3638 согласована Сибирским управлением Ростехнадзора решением от 15.08.2019 N 35/2019-1923, охранная зона установлена 15.08.2019, присвоен учетный номер 55:36-6.1993, сведения об установлении охранной зоны внесены в Росреестр и публичную кадастровую карту.
Кабельные линии электропередачи приняты приемочной комиссией по актам приемки законченного строительством объекта N 1050116220 от 31.05.2016, N 1050116221 от 31.05.2016. Введены в эксплуатацию приказом от 01.06.2016 N 1.5/961-пр.
Установив обстоятельства размещения спорных коммуникаций, суды пришли к обоснованному выводу о соблюдении при строительстве указанных объектов строительных норм и правил, отсутствии их функционированием угрозы жизни и здоровью граждан.
Вопреки доводам подателей жалоб, оформление ответчиком отдельных документов, обязательность которых предусмотрена исключительно для капитальных сооружений (акт приемки законченного строительством объекта, заключение негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий), о капитальном характере спорных объектов не свидетельствует, поскольку, как указывалось выше, статус данных объектов определяется техническими характеристиками. Изготовление же данных документов, как пояснил представитель ответчика в заседании суда кассационной инстанции и не опровергли представители истца и третьего лица, было обусловлено внутренним документооборотом владельца сетей.
Также несостоятелен довод подателей жалобы со ссылкой на положения Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" о необходимости освобождения ответчиком земельных участков, на которых расположены спорные объекты, в связи с прекращением действия публичных сервитутов, поскольку их прекращение не свидетельствует о самовольности постройки, правомерно размещенной в период действия сервитутов.
Учитывая изложенное, довод кассационной жалобы о необходимости выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию кабельных линий противоречит обстоятельствам дела и не основан на нормах материального права.
При таких обстоятельствах суды на законном основании отказали в удовлетворении заявленных требований.
Иные доводы заявителей, изложенные в кассационных жалобах, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судом на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Принимая во внимание, что судами первой и апелляционной инстанций не допущено неправильного применения норм материального права и нарушений норм процессуального права (статья 288 АПК РФ), основания для удовлетворения кассационных жалоб судом кассационной инстанции не установлены.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 17.11.2020 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 по делу N А46-13367/2020 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.А. Зиновьева |
Судьи |
Е.Ю. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.