г. Тюмень |
|
27 мая 2021 г. |
Дело N А02-296/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Демидовой Е.Ю.,
Щанкиной А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 14.09.2020 (судья Якшимаева Ф.Ю.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2021 (судьи Киреева О.Ю., Афанасьева Е.В., Фертиков М.А.) по делу N А02-296/2020 по иску исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - администрация города Горно-Алтайска (649000, город Горно-Алтайск, Коммунистический проспект, дом 18, ОГРН 1030400726938, ИНН 0411112575) к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай (656038, город Барнаул, улица Молодежная, дом 3, ОГРН 1092221004040, ИНН 2221172516) о государственной регистрации перехода прав собственности.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный Алтайский научный центр агробиотехнологий".
Суд установил:
исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления - администрация города Горно-Алтайска (далее - администрация) обратился в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай (далее - управление Росимущества) о государственной регистрации перехода прав собственности на недвижимое имущество - здание детского сада, расположенного по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пер. Лисавенко, 6 с кадастровым номером 04:11:020244:18 площадью 347 кв. м.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный Алтайский научный центр агробиотехнологий" (далее - ФГБНУ "ФАНЦА").
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 14.09.2020, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2021, иск удовлетворен.
Не согласившись с решением и постановлением, управление Росимущества обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что в соответствии абзацами 6 - 11 части 11 статьи 154 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если указанное имущество уже используется органами местного самоуправления, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", однако по результатам контрольного мероприятия установлено, что спорный объект недвижимого имущества - детский сад никем не используется в данное время, в том числе использование ранее администрацией вышеуказанного здания не установлено.
Отзывы на кассационную жалобу в материалы дела не представлены.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в отсутствие их представителей.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и соблюдение процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, изучив материалы дела, исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением управления Росимущества от 10.04.2009 N 02-01/30 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным сельскохозяйственным предприятием опытно-производственное хозяйство "Горно-Алтайское" Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук" с согласия Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - РАСХН) и Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - СО РАСХН) прекращено право хозяйственного ведения ГУСП ОПХ "Горно-Алтайское" на здание детского сада по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Лисовенко, д. 6, которое передано в собственность муниципального образования "Город Горно-Алтайск" (далее - МО "Город Горно-Алтайск").
Согласно названому распоряжению право собственности муниципального образования возникает с момента утверждения акта приема-передачи.
По акту приема-передачи от 22.04.2009, утвержденному управлением Росимущества ГУСП ОПХ "Горно-Алтайское" передало указанное здание в собственность муниципального образования "Город Горно-Алтайск".
Вышеуказанное имущество на основании распоряжения администрации 07.05.2009 N 544-р внесено в реестр муниципального имущества муниципального образования "Город Горно-Алтайск".
Распоряжением муниципального учреждения "Управление по имуществу и земельным отношениям г. Горно-Алтайска" от 08.05.2009 N 2 здание детского сада передано в оперативное управление муниципальному учреждению "Управление образования" администрации муниципального образования "Город Горно-Алтайск".
В январе 2011 года нежилое здание площадью 347 кв. м, расположенное по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пер. Лисавенко, 6, изъято из оперативного управления указанного муниципального учреждения и передано в безвозмездное пользование федеральному государственному унитарному предприятию "Горно-Алтайское" СО РАСХН (далее - ФГУП "Горно-Алтайское" СО РАСХН) сроком на 5 лет по договору от 11.01.2011 N 542.
На основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.04.2018 N 658-р и Приказа Министерства науки и образования Российской Федерации от 08.10.2018 N 470 ГУСП ОПХ "Горно-Алтайское" преобразовано в ФГБУ "Опытная станция "Горно-Алтайское" с присоединением к ФГБНУ "Федеральный алтайский научный центр агробиотехнологии" (далее - ФГБНУ "ФАНЦА") со статусом филиала "Горно-Алтайское" НИИ сельского хозяйства. Согласно выписке из ЕГРЮЛ на 03.06.2020 реорганизация не завершена.
При преобразовании составлен акт от 19.02.2020, согласно которому имущество от ФГБУ "Опытная станция" передано ФГБНУ "ФАНЦА", в том числе детский сад (позиция 24) кадастровый номер 04:11:020244:18 по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Лисовенко, д. 6
05.06.2019 МО "Город Горно-Алтайск" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай (далее - управление Росреестра) с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на спорное имущество.
11.09.2019 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации права муниципальной собственности по причине отсутствия заявления на переход права от прежнего собственника имущества.
Истец 06.12.2019 обратился к ответчику об определении сотрудника на осуществление действий для регистрации в Управлении Росреестра перехода права из федеральной собственности в собственность МО "Город Горно-Алтайск", на что ответчик ответил отказом.
Ссылаясь на обстоятельства передачи имущества в муниципальную собственность в 2009 году, владение и пользование имуществом на праве собственности, несение бремени его содержания - уплаты налога на имущество, и на отказ ответчика от государственной регистрации права собственности муниципального образования, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции руководствовались статьями 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), разъяснениями, приведенными в пункте 64 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), пункте 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25), и исходили из наличия у истца права на объект, а, следовательно, и оснований для регистрации его перехода, уклонения ответчика от регистрации перехода права собственности.
Выводы судов являются законными и обоснованными.
Согласно пункту 1 статьи 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Пунктом 2 приведенной статьи определено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
На основании пункта 3 статьи 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.
Запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку, если иное не установлено законом. Если сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр может быть внесена по заявлению любой стороны сделки, в том числе через нотариуса.
В соответствии с пунктом 5 статьи 8.1 ГК РФ уполномоченный в соответствии с законом орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, проверяет полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, законность оснований регистрации, иные предусмотренные законом обстоятельства и документы, а в случаях, указанных в пункте 4 настоящей статьи, также наступление соответствующего обстоятельства.
Отказ в государственной регистрации прав на имущество либо уклонение от государственной регистрации могут быть оспорены в суде (пункт 8 статьи 8.1 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 165 ГК РФ если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд по требованию другой стороны вправе вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
Положениями части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; иные документы, предусмотренные Федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника, представителя собственника или иного лица, указанного в частях 1 - 3 статьи 15 Закона N 218-ФЗ, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено Федеральным законом (часть 4 статьи 15 Закона N 218-ФЗ).
Пунктом 3 части 3 статьи 15 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих да основании такого договора.
При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя (часть 7 статья 15 Закона N 218-ФЗ).
Исходя из того, что на основании непризнанного незаконным и неотмененного распорядительного акта управления Росимущества о передаче в муниципальную собственность здания детского сада сторонами осуществлена его фактическая передача муниципалитету по акту приема-передачи; имущество включено в реестр муниципальной собственности; муниципалитет осуществлял распорядительные действия в отношении здания: закрепил его в оперативное управление муниципального учреждения, впоследствии изъял из оперативного управления с включением имущества в состав муниципальной казны, а затем передал в безвозмездное пользование федеральному предприятию, муниципальное образование осуществляло уплату налога на имущество, установив факт уклонения управления Росимущества от государственной регистрации перехода права собственности на спорное имущество, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.
Довод кассационной жалобы о том, что в муниципальную собственность здание детского сада могло быть передано если оно используется органом местного самоуправления в соответствующих целях, не может быть принят во внимание судом округа, поскольку фактически направлен на ревизию собственного ненормативного акта ответчика, который, как указано выше, не признан незаконным и не отменен, на основании указанного акта состоялась и исполнена сделка по передаче имущества в муниципальную собственность.
В данном случае, как верно отметил суд апелляционной инстанции, никаких правовых оснований, которые бы свидетельствовали об изъятии объекта у истца и передаче его обратно в федеральную собственность материалы дела не содержат.
Иных доводов заявителем кассационной жалобы не приведено.
Нарушений судами норм материального права при принятии обжалуемых заявителем судебных актов не допущено.
Учитывая вышеизложенное, отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 14.09.2020 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2021 по делу N А02-296/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Севастьянова |
Судьи |
Е.Ю. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.