г. Тюмень |
|
27 мая 2021 г. |
Дело N А03-10698/2020 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Киричёк Ю.Н.
рассмотрел кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" в лице филиала "Алтайэнерго" на решение от 27.11.2020 Арбитражного суда Алтайского края (судья Синцова В.В.) и постановление от 12.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу N А03-10698/2020 по заявлению публичного акционерного общества "Россети Сибирь" в лице филиала "Алтайэнерго" (660021, город Красноярск, улица Бограда, дом 144А, ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327; 656002, Алтайский край, город Барнаул, улица Кулагина, дом 16) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (656056, Алтайский край, город Барнаул, улица Пролетарская, дом 65, ИНН 2221022528, ОГРН 1022201518547) о признании незаконным постановления от 20.07.2020 N022/04/9.21-518/2020.
Иные лица, участвующие в деле: Администрация Фунтиковского сельсовета Топчихинского района Алтайского края (659074, Алтайский край, Топчихинский район, село Фунтики, улица Юбилейная, дом 21, ИНН 2279002092, ОГРН 1022202768466), акционерное общество "Алтайэнергосбыт" (656049, Алтайский край, город Барнаул, улица Интернациональная, дом 122, ИНН 2224103849, ОГРН 1062224065166).
Суд установил:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (далее - общество, ПАО "Россети Сибирь") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконным постановления от 20.07.2020 N 022/04/9.21-518/2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Фунтиковского сельсовета Топчихинского района Алтайского края (далее - администрация), акционерное общество "Алтайэнергосбыт" (далее - АО "Алтайэнергосбыт").
Решением от 27.11.2020 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 12.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить указанные судебные акты.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии в действиях общества состава вменяемого правонарушения, поскольку частичное отключение уличных фонарей было осуществлено в целях пресечения бездоговорного потребления электрической энергии.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представили.
В силу части 5.1 статьи 211 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена судом округа по правилам, предусмотренным главой 35 названного Кодекса, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286, 288.2 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между администрацией и АО "Алтайэнергосбыт" заключен муниципальный контракт на энергоснабжение от 31.12.2019 N 22080061003310, в соответствии с которым АО "Алтайэнергосбыт" обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии.
Из приложения N 1 к указанному контракту следует, что энергоснабжение осуществляется по трем точкам поставки электрической энергии: здание администрации, расположенное по адресу: улица Юбилейная, дом 21, село Фунтики Топчихинского района Алтайского края, в отношении которого величина максимальной мощности энергопрнимающих устройств указана в размере 5 кВт; здание дома культуры, расположенное по адресу: улица Юбилейная, дом 4, село Фунтики Топчихинского района Алтайского края, в отношении которого величина максимальной мощности энергопрнимающих устройств указана в размере 16 кВт; уличное освещение, расположенное в селе Фунтики Топчихинского района Алтайского края, в отношении которого величина максимальной мощности энергопринимающих устройств указана в размере 3,15 кВт.
Между АО "Алтайэнергосбыт" и ПАО "Россети Сибирь" в отношении указанных объектов заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.09.2012 N 8946, в соответствии с которым общество обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии, приобретаемой в точках поставки электрической энергии через технические устройства электрических сетей до точек присоединения к электрической сети, а АО "Алтайэнергосбыт" обязуется оплачивать услуги по передаче электрической энергии.
При этом, согласно приложению N 1 к дополнительному соглашению от 19.05.2014 N 11 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.09.2012 N 8946 максимальная мощность в отношении всех точек поставки электрической энергии указана по 0,0195 МВт.
Письмом от 27.01.2020 N 08/145 АО "Алтайэнергосбыт" уведомило ПАО "Россети Сибирь" о том, что в связи с отсутствием приборов учета электрической энергии на объектах уличного освещения, расположенных в селе Фунтики Топчихинского района Алтайского края, включенных в договоры энергоснабжения, а также сведений о максимальной мощности, выданной сетевой организацией, необходимых для применения расчетного способа определения потребляемой электрической энергии, АО "Алтайэнергосбыт" не имеет возможности принимать в полезный отпуск электрической энергии объемы потребления, определенные не в соответствии с действующим законодательством (исходя из расчета по числу часов работы светильников).
Письмом от 27.01.2020 ПАО "Россети Сибирь" уведомило Администрацию Топчихинского района Алтайского края о необходимости урегулировать вышеуказанный вопрос либо подать заявку на получение технических условий, сообщив, что в случае отсутствия договора энергоснабжения сетевая организация будет вынуждена с 03.02.2020 ограничить поставку электрической энергии в отношении объектов уличного освещения.
31.01.2020 между администрацией и ПАО "Россети Сибирь" был подписан акт совместного обследования линий электропередач, которым установлено, что 100 объектов уличного освещения находится в селе Фунтики Топчихинского района Алтайского края, 8 объектов уличного освещения находится в селе Крутиха Топчихинского района Алтайского края.
12.02.2020 администрация обратилась в адрес ПАО "Россети Сибирь" с заявлением о выдаче технических условий на потребляемую мощность оборудования наружного освещения в количестве 108 шт., с максимальной мощностью 50 Вт на каждый прибор уличного освещения.
14.02.2020 ПАО "Россети Сибирь" произвело частичное отключение объектов уличного освещения (в количестве 13 фонарей).
13.03.2020 по результатам рассмотрения поданного администрацией заявления общество сообщило, что с целью осуществления технологического присоединения к электрическим сетям ПАО "Россети Сибирь", необходимо подать заявку в соответствии с пунктом 8 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Не согласившись с действиями ПАО "Россети Сибирь" по отключению с 14.02.2020 от электроснабжения части объектов уличного освещения, расположенных в селе Фунтики Топчихинского района Алтайского края Администрация Топчихинского района Алтайского края обратилась в антимонопольный орган.
По результатам рассмотрения указанного обращения управлением в действиях общества было установлено нарушение пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ПАО "Россети Сибирь" протокола об административном правонарушении от 07.07.2020 N 022/049.21-518/2020 и вынесения постановления, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Возражая против указанного постановления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
В силу абзаца третьего пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов.
Согласно пункту 29 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, сетевая организация в порядке и по основаниям, которые указаны в Правилах N 442, вводит полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении потребителя электрической энергии (мощности).
Сетевая организация вправе инициировать в связи с наступлением обстоятельств, определенных Правилами N 442, введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителя электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 442 в качестве оснований для ограничения режима потребления могут выступать:
а) получение законного требования судебного пристава-исполнителя о введении ограничения режима потребления;
б) нарушение потребителем своих обязательств, выразившееся в следующих действиях:
неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности);
неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, если это привело к образованию задолженности потребителя перед сетевой организацией по основному обязательству, возникшему из договора об оказании услуг по передаче электрической энергии, в том числе обязательству по предварительной оплате таких услуг;
неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем условий договора, касающихся обеспечения функционирования устройств релейной защиты, сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, устройств компенсации реактивной мощности;
нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении (в том числе превышение максимальной мощности энергопринимающего устройства потребителя), вызванное подключением потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики электропотребляющего оборудования либо изменением потребителем режима работы подключенного электропотребляющего оборудования;
возникновение у граждан, ведущих садоводство или огородничество на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, задолженности по оплате электрической энергии по договору энергоснабжения или перед садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате части стоимости электрической энергии, потребленной при использовании имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и части потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу;
в) прекращение обязательств по поставке электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики по договору оказания услуг по передаче электрической энергии;
г) выявление факта бездоговорного потребления электрической энергии;
д) выявление ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя, которое установлено гарантирующим поставщиком, заключившим с этим потребителем в случаях, предусмотренных Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) при отсутствии документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности;
е) поступление от потребителя заявления о введении в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможность самостоятельного ограничения режима потребления;
ж) окончание срока, на который осуществлялось технологическое присоединение с применением временной схемы электроснабжения, или возникновение основания для его досрочного прекращения;
з) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;
и) необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, или необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (объектах электросетевого хозяйства иных владельцев) либо на объектах по производству электрической энергии в случае, если проведение этих работ невозможно без ограничения режима потребления.
При этом согласно подпункту "г" пункта 4 Правил N 442 ограничение режима потребления вводится по инициативе сетевой организации, оказывающей потребителю услуги по передаче электрической энергии в точке, точках поставки, сформированных в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых требуется введение ограничения режима потребления, - в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах третьем, четвертом и пятом подпункта "б" и подпункте "в" пункта 2 названных Правил.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, учитывая, что выданные в отношении объектов уличного освещения в селе Фунтики технические условия от 11.02.2004 N 243/09-11 предусматривают максимальную мощность 5 кВт; АО "Алтайэнергосбыт" не инициировало введение ограничения режима потребления электрической энергии и не направляло обществу заявок об ограничении режима потребления электрической энергии в отношении объектов уличного освещения в селе Фунтики, пришли к выводу об отсутствии у общества в рассматриваемом случае законных оснований для введения частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Поскольку обществом не представлены доказательства принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения требований законодательства об обеспечении недискриминационного доступа к электрическим сетям, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления антимонопольного органа.
Согласно положениям части 5.1 статьи 211 АПК РФ решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 настоящего Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь частью 5.1 статьи 211, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.11.2020 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 12.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-10698/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"и) необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, или необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (объектах электросетевого хозяйства иных владельцев) либо на объектах по производству электрической энергии в случае, если проведение этих работ невозможно без ограничения режима потребления.
При этом согласно подпункту "г" пункта 4 Правил N 442 ограничение режима потребления вводится по инициативе сетевой организации, оказывающей потребителю услуги по передаче электрической энергии в точке, точках поставки, сформированных в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых требуется введение ограничения режима потребления, - в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах третьем, четвертом и пятом подпункта "б" и подпункте "в" пункта 2 названных Правил.
...
Поскольку обществом не представлены доказательства принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения требований законодательства об обеспечении недискриминационного доступа к электрическим сетям, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
...
Административное наказание назначено обществу в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 мая 2021 г. N Ф04-1941/21 по делу N А03-10698/2020