г. Тюмень |
|
3 июня 2021 г. |
Дело N А67-1561/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Серковой Л.А.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств веб-конференции информационной системы "Мой арбитр" кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Колпашевский Рыбозавод" на решение от 23.11.2020 Арбитражного суда Томской области (судья Чиндина Е.В.) и постановление от 16.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Логачев К.Д., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А67-1561/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Колпашевский Рыбозавод" (636461, Томская область, район Колпашевский, город Колпашево, улица Чернышевского, 2/39, ОГРН 1147028000020, ИНН 7007012128) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Томской области (634021, Томская область, город Томск, проспект Фрунзе, 109/А, ОГРН 1057000130714, ИНН 7017114961) о признании незаконными действий.
В судебном заседании в помещении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа приняли участие представители Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Томской области - Ушаков Д.Г. по доверенности от 22.12.2020, Чикурова Ю.В. по доверенности от 11.05.2021.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Колпашевский рыбозавод" подключение к системе веб-конференции информационной системы "Мой арбитр" (онлайн-заседания) не обеспечил.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Колпашевский Рыбозавод" (далее - общество, ООО "Колпашевский Рыбозавод") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Томской области (далее - надзорный орган, управление) по выдаче ООО "Колпашевский Рыбозавод" в качестве предписания указаний в письме от 29.11.2019 N 01-15-3038 о незамедлительном приостановлении реализации продукции, отзыве продукции, изъятии из оборота продукции, как не соответствующей требованиям технического регламента.
Решением от 23.11.2020 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 16.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами необоснованно отклонены доводы общества о неправомерном применении при проведении исследований продукции на соответствие требованиям "ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011), по показателю "ртуть" метода исследования, не указанного в перечне стандартов к ТР ТС 021/2011; судами необоснованно принято заключение Федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский государственный Центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов" (далее - ФГБУ "ВГНКИ") в качестве основного доказательства законности действий управления; судами оставлены без внимания заключения, представленные обществом и которые опровергали выявленные ФГБУ "ВГНКИ" отклонения по показателю "ртуть"; управлением нарушен порядок отбора проб рыбной продукции.
Управление в отзыве на кассационную жалобу ссылается на законность и обоснованность принятых судебных актов, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в судебном заседании представителя управления, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Россельхознадзора от 28.12.2018 N 1520 в рамках пищевого мониторинга должностным лицом управления 19.09.2019 произведены отборы проб рыбы мороженой в ООО "Колпашевский Рыбозавод" для исследования качества и безопасности, о чем составлены акты отбора проб (образцов) от 19.09.2019 N 1405930 - из партии карася мороженого (дата поступления 15.08.2019);
N 1405626 - из партии язя мороженого (дата поступления 13.08.2019);
N 1405770 -из партии налима мороженого (дата поступления 02.07.2019);
N 1405718 - леща мороженого (дата поступления 16.09.2019).
Пробы направлены для лабораторных исследований в ФГБУ "ВГНКИ".
Письмом от 28.10.2019 N 01-15-3746 управление сообщило обществу о выявленном в ходе лабораторных исследований превышении содержания массовой доли ртути во всех отобранных пробах мороженой рыбы в соответствии со срочными отчетами ФГБУ "ВГНКИ" от 24.10.2019 NN 2096-В-19-6010-М, 2096-В-19-6011, 2096-В-19-6007-М, 2096-В-19-6012-М.
ООО "Колпашевский Рыбозавод" 30.10.2019 произвело отбор проб рыбы мороженой из партий, по которым 19.09.2019 проводился пищевой мониторинг надзорным органом; отобранные образцы направлены для экспертного исследования в лаборатории федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Томской области" и в областное государственное бюджетное учреждение "Томская областная ветеринарная лаборатория"; по результатам лабораторных испытаний во всех партиях рыбы, в отношении которых 19.09.2019 был проведен пищевой мониторинг, массовая доля ртути не превышает нормативных значений (протоколы испытаний от 01.11.2019 N N 10766К, 10765К, 10767К, 10768К, 10769К, 3191-ФХ, 3192-ФХ, 3193-ФХ, 3194-ФХ, 3195-ФХ), о чем сообщено управлению письмом от 05.11.2019 N 3111/1.
11.11.2019 должностным лицом управления осуществлен отбор проб рыбной продукции в ООО "Колпашевский Рыбозавод" для исследования химических показателей безопасности (кадмий, свинец, мышьяк, ртуть), о чем составлены акты отбора проб (образцов) от 11.11.2019 N 1495928 - из партии карася мороженого (дата поступления 15.08.2019); N 1496055 - из партии язя мороженого (дата поступления 02.10.2019); N 1495839 - леща мороженого (дата поступления 02.07.2019-16.09.2019); образцы направлены 11.11.2019 для лабораторных исследований в ФГБУ "ВГНКИ".
Согласно протоколам испытаний 28.11.2019 N N 2522-В-19-7415-М, 2522-В-19-7417-М, срочным отчетам ФГБУ "ВГНКИ" от 28.11.2019 2522-В-19-7415-М, 2522-В-19-7417-М в отобранных образцах выявлено превышение содержания массовой доли ртути.
Информация о результатах лабораторных испытаний внесена в федеральную государственную информационную систему ВетИС- "Меркурий".
Письмом от 29.11.2019 N 01-15-3038 управление сообщило обществу о выявленном превышении в отобранных образцах рыбы мороженой содержания массовой доли ртути, что не соответствует требованиям ТР ТС 021/2011, "ТР ЕАЭС 040/2016. Технический регламент Евразийского экономического союза. О безопасности рыбы и рыбной продукции, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 N 162 (далее - ТР ЕАЭС 040/2016), а также о необходимости: в течение десяти дней с момента подтверждения достоверности информации разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать ее с управлением; приостановить реализацию продукции, отозвать продукцию и возместить приобретателям, в том числе потребителям, убытки, возникшие с отзывом продукции; изъять из оборота вышеуказанную продукцию, не соответствующую требованиям технического регламента, которая подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - Члена Таможенного союза; в срок до 05.12.2019 сообщить управлению о мерах, принятых в отношении указанной продукции.
Полагая, что действия управления по выдаче ООО "Колпашевский Рыбозавод" в качестве предписания указаний, изложенных в письме от 29.11.2019 N 01-15-3038 о незамедлительном приостановлении реализации продукции, отзыве продукции, изъятии из оборота продукции, как не соответствующей требованиям технического регламента, являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из законности оспариваемых действий управления и отсутствия нарушений прав и законных интересов ООО "Колпашевский Рыбозавод" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
На основании статьи 3, части 2 статьи 8 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", части 1 статьи 13, статьи 14 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", пунктов 4, 5.6 Положения о федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327, подпункта "а" пункта 4 Положения о государственном ветеринарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476, постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2013 N 745 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", Правил осуществления мониторинга ветеринарной безопасности территории Российской Федерации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 22.01.2016 N 22 (далее - Правила мониторинга) управление вправе проводить мероприятия по осуществлению государственного надзора в форме лабораторного мониторинга и осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением требований ТР ТС 021/2011 с привлечением уполномоченных и подведомственных ей организаций, которые аккредитованы и имеют лицензии в установленной сфере деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закона N 184-ФЗ) технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Согласно статье 33 Закона N 184-ФЗ государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции или в отношении продукции и связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
Объектом технического регулирования ТР ТС 021/2011 является пищевая продукция - продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком, а также связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (статьи 3, 4).
Пунктом 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Согласно пункту 3 Приложения 3 к ТР ТС 021/2011 показатели ртути в рыбной продукции (пресноводная нехищная) должны составлять не более 0,3 мг/кг.
В силу пункта 13 раздела V ТР ЕАЭС 040/2016 пищевая рыбная продукция должна соответствовать требованиям безопасности, установленным указанным разделом, а также требованиям ТР ТС 021/2011.
Мониторинг ветеринарной безопасности территории Российской Федерации включает в себя систему постоянного наблюдения за наличием в организмах животных, в продукции животного происхождения и иных подконтрольных товарах потенциально опасных для здоровья животных и человека микроорганизмов и микотоксинов, токсичных элементов, радионуклидов, пестицидов, ветеринарных (зоотехнических) препаратов, стимуляторов роста животных (в том числе гормональных препаратов) и лекарственных средств (в том числе антибиотиков), в отношении которых международными договорами Российской Федерации, документами, составляющими право Евразийского экономического союза, документами Международного эпизоотического бюро (МЭБ), законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены нормативы их концентрации либо их содержание запрещено (пункт 2 Правил мониторинга).
Пунктом 6 Правил мониторинга установлено, что отбор проб (образцов) от партий подконтрольных товаров, находящихся в обороте, в ходе мониторинга осуществляется в соответствии с планом мониторинга ветеринарной безопасности, утверждаемым уполномоченным органом, не позднее, чем 1 ноября текущего года на следующий календарный год.
В случае изменения эпизоотической ситуации и ситуации с распространением иных угроз на территории Российской Федерации или на ее части допускается внесение изменений в план, но не чаще, чем 1 раз в квартал.
Из материалов дела следует, что мероприятия по осуществлению государственного мониторинга качества и безопасности продукции, в рассматриваемом случае, проводились управлением на основании приказа Россельхознадзора от 28.12.2018 N 1520 "О лабораторных исследованиях в рамках реализации мероприятий Россельхознадзора для обеспечения выполнения требований Соглашения Всемирной торговой организации по применению санитарных и фитосанитарных мер при вступлении России в ВТО на 2019 год; приказа Россельхознадзора от 27.11.2018 N 1359 "Об утверждении Плана лабораторных исследований уловов водных биологических ресурсов на 2019 год".
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в отобранных государственными инспекторами управления пробах рыбной продукции (мороженой рыбы), находящейся на территории ООО "Колпашевский Рыбозавод", обнаружено повышенное содержание ртути (акты отбора проб (образцов) от 19.09.2019, 11.11.2019; протоколы испытаний от 24.10.2019 N N 2096-В-19-6007-М, 2096-В-19-6010-М, 2096-В-19-6011- М, 2096-В-19-6012-М, от 28.11.2019 NN 2522-В-19-7415-М, 2522-В-19-7417-М; срочные отчеты ФГБУ "ВГНКИ" от 24.10.2019 NN 2096-В-19-6010-М, 2096-В-19-6011, 2096-В-19-6007-М, 2096-В-19-6012-М, от 28.11.2019 2522-В-19-7415-М, 2522-В-19-7417-М; экспертные заключения от 13.12.2019 NN 5108-19-1077-П, 5108-19-1078-П, 5108-19-1079-П, 5108-19-1080-П, 5108-19-1081-П, 5108-19-1082-П), что является нарушением требований ТР ТС 021/2011, ТР ЕАЭС 040/2016.
Выводы судов о соблюдении надзорным органом требований Положения о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2014 N 94, в том числе пунктов 116, 118, 125, 126 при отборе проб продукции соответствуют представленным в материалы дела доказательствам.
Принимая во внимание, что исследование образцов спорной продукции произведено аккредитованным испытательным центром - ФГБУ "ВГНКИ" (аттестат аккредитации N RA.RU.710179), примененные ФГБУ "ВГНКИ" в качестве методики испытаний МУ А1/006 "Методические указания по определению массовой доли мышьяка, кадмия, ртути и винца в пищевых продуктах, кормах и кормовых добавках методом масс-спектрометрии с индуктивно-связанной аргоновой плазмой" аттестованы в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", суды обоснованно признали протоколы испытаний от 24.10.2019 и от 28.11.2019 относимыми и допустимыми доказательствами, подтверждающими несоответствие продукции требованиям технических регламентов.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования.
Выводы судов основаны на правильном применении и толковании норм материального права применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела.
Доводы ООО "Колпашевский Рыбозавод", изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, которые получили надлежащую правовую оценку.
Иное толкование заинтересованным лицом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.11.2020 Арбитражного суда Томской области и постановление от 16.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-1561/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выводы судов о соблюдении надзорным органом требований Положения о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2014 N 94, в том числе пунктов 116, 118, 125, 126 при отборе проб продукции соответствуют представленным в материалы дела доказательствам.
Принимая во внимание, что исследование образцов спорной продукции произведено аккредитованным испытательным центром - ФГБУ "ВГНКИ" (аттестат аккредитации N RA.RU.710179), примененные ФГБУ "ВГНКИ" в качестве методики испытаний МУ А1/006 "Методические указания по определению массовой доли мышьяка, кадмия, ртути и винца в пищевых продуктах, кормах и кормовых добавках методом масс-спектрометрии с индуктивно-связанной аргоновой плазмой" аттестованы в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", суды обоснованно признали протоколы испытаний от 24.10.2019 и от 28.11.2019 относимыми и допустимыми доказательствами, подтверждающими несоответствие продукции требованиям технических регламентов."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 июня 2021 г. N Ф04-2832/21 по делу N А67-1561/2020