г. Тюмень |
|
4 июня 2021 г. |
Дело N А45-18183/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Терентьевой Т.С.,
судей Клат Е.В.,
Ткаченко Э.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27.11.2020 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2021 по делу N А45-18183/2020 по иску Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области (630008, г. Новосибирск, ул. Кирова, д. 29, оф. 507, ИНН 5406562465, ОГРН 1105400000430) к федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (630005, г. Новосибирск, ул. Мичурина, д. 20, ИНН 7536029036, ОГРН 1037550010519) о взыскании 773 242 руб. 67 коп.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство обороны Российской Федерации (119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19, ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284).
Суд установил:
Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области (далее - фонд, истец) обратился с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение, ответчик) о взыскании долга 773 242 руб. 67 коп. по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.
Протокольным определением от 25.08.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - министерство).
Решением от 27.11.2020 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 25.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, с ответчика в пользу истца взыскано 360 328 руб. 42 коп. долга, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Учреждение в кассационной жалобе просит решение и постановление отменить в части взыскания задолженности. Поскольку министерство как представитель собственника и главный распорядитель бюджетных средств обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт выполняет самостоятельно, заявитель жалобы считает, что отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт имущества, принадлежащего учреждению на праве оперативного управления. Заявлено о рассмотрении дела в отсутствие представителя учреждения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом округа на основании статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением Правительства Новосибирской области от 13.11.2013 N 490-п фонд наделен полномочиями регионального оператора, осуществляющего деятельность по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Новосибирской области.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости помещения, расположенные в многоквартирных домах в городе Новосибирске по адресам: ул. Забалуева, д. 51/2 - 9, ул. Спортивная, д. 3 - 4, 11, 13, 21, 27, 37, 45, 76, 79, 80, 99, 115, 117, 128, 129, 131, 132, 144, 154, ул. Спортивная, д. 6 - 7, 9, 16, 27, 32, 64, 85, 89, 120, переданы учреждению на праве оперативного управления.
Многоквартирные дома по указанным адресам включены в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, 27.11.2013, в связи с чем обязанность по оплате взносов возникла с 01.08.2014.
Размер взносов определен постановлением Правительства Новосибирской области от 22.11.2013 N 512-п, от 10.10.2016 N 325-п "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области", согласно которому минимальный размер взноса на капитальный ремонт с одного квадратного метра на единицу общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику помещения, в месяц составляет: на 2014 год - 5,60 руб.;
на 2015 год - 6,10 руб.; на 2016 год - 6,10 руб.; на 2017 год - 6,45 руб.;
на 2018 год - 6,80 руб.; на 2019 год - 7,05 руб.; на 2020 год - 7,72 руб.
В период с 01.08.2014 по 29.02.2020 учреждение обязанность по внесению платы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов не исполняло, в связи с чем у него образовалась задолженность в размере 773 242 руб. 67 коп.
Неисполнение учреждением требования от 21.04.2020 N ИС-01973 об оплате задолженности послужило основанием для обращения фонда в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе взнос на капитальный ремонт (подпункт 2 пункта 2 статьи 154 ЖК РФ).
В части 1 статьи 169 ЖК РФ закреплена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3 статьи 169 ЖК РФ).
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 ЖК РФ в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы" несение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (фактически - здания и его конструктивных элементов), включая расходы на капитальный ремонт, для каждого из собственников помещений в этом доме - не просто неотъемлемая часть бремени содержания принадлежащего ему имущества. Это обязанность, которая вытекает из факта участия в праве собственности на общее имущество и которую участник общей долевой собственности несет, в частности, перед другими ее участниками, чем обеспечивается сохранность как каждого конкретного помещения в многоквартирном доме, так и самого дома в целом.
Учитывая изложенное, собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию и ремонту общего имущества, а также уплачивать взносы на капитальный ремонт.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело документы, приняв во внимание решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 21.06.2013 по делу N 2-2938/2013 в отношении квартиры по адресу: г. Новосибирск, ул. Спортивная, д. 4, кв. 51, исходя из наличия у ответчика обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт в отношении находящегося у него в оперативном управлении имущества, принимая во внимание отсутствие доказательств оплаты взносов, проверив правильность представленного фондом расчета задолженности, применив с учетом заявления ответчика о пропуске срока исковой давности положения главы 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), суды первой и апелляционной инстанций ввиду отсутствия оснований для освобождения ответчика от несения расходов на капитальный ремонт помещений иск удовлетворили частично на сумму 360 328 руб. 42 коп.
Суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых решения и постановления по заявленным учреждением доводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Учитывая изложенное, а также представленные в дело выписки из Единого государственного реестра недвижимости, довод заявителя жалобы о том, что отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт спорного имущества, подлежит отклонению как ошибочный.
Обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 по делу N 304-ЭС15-6285, от 28.11.2017 по делу N 305-ЭС17-10430).
Положения статей 286 - 288 АПК РФ, находясь в системной связи с другими его положениями, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 274-О).
Иная оценка заявителем жалобы установленных судом обстоятельств, а также иное толкование закона, не свидетельствует о судебной ошибке и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ, кассационной инстанцией не установлено; решение и постановление отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.11.2020 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 25.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-18183/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.С. Терентьева |
Судьи |
Е.В. Клат |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
...
Положения статей 286 - 288 АПК РФ, находясь в системной связи с другими его положениями, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 274-О)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 июня 2021 г. N Ф04-2772/21 по делу N А45-18183/2020