г. Тюмень |
|
04 июня 2021 г. |
Дело N А45-24183/2020 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
судьи Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оптик Альянс" на решение от 20.11.2020 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Попова И.В.) и постановление от 05.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судья Бородулина И.И.) по делу N А45-24183/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Оптик Альянс" (644074, город Омск, улица Дмитриева, дом 15, ИНН 5507219889, ОГРН 1105543028689) к Сибирской оперативной таможне (630078, город Новосибирск, улица Выставочная, дом 15/3, ИНН 5404144328, ОГРН 1025401487649) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Оптик Альянс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Сибирской оперативной таможни (далее - административный орган) от 02.09.2020 N 10614000-29/2020 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением от 20.11.2020 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 05.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, в материалах дела отсутствуют доказательства, достоверно подтверждающие факт размещения 12.12.2019 на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) изменений в перечень товаров, при ввозе которых в Российскую Федерацию необходимо предоставление декларации о соответствии; судами необоснованно не применены положения статей 2.9 и 4.1.1 (далее - КоАП РФ); кроме того, с 01.01.2021 спорный товар не подлежит декларированию соответствия.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке статей 284, 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, возражениях на отзыв, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, основанием для составления протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления о привлечении общества к административной ответственности по статье 16.3 КоАП РФ послужил факт несоблюдения им запретов и ограничений, применяемых в отношении перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) товаров (линзы для корригирующих очков из полимерных материалов для коррекции зрения, коды 9001 50 490 0, 9001 50 410 0 ТН ВЭД ЕАЭС) по декларации на товары N 10610080/270120/0003476 (подана 27.01.2020 на Омский таможенный пост).
Статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов ЕАЭС, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 названного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Запреты и ограничения включают в себя, в том числе меры технического регулирования, применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС (подпункт 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).
Пунктом 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 (далее - Положение N 294), определено, что к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 526 (далее - Единый перечень), и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза установлены обязательные требования (подпункт "а").
В пункте 40 Единого перечня указаны офтальмологические медицинские изделия, к которым относятся и линзы очковые.
В соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 (далее - Постановление N 982) и на момент спорных правоотношений содержал раздел "9480 Линзы для коррекции зрения".
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 982 Росстандарту и Федеральной таможенной службе с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти на основе единых перечней продукции, утвержденных пунктом 1 названного Постановления, поручено обеспечить публикацию информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования.
Во исполнение данного требования на официальном сайте Росстандарта в сети Интернет (gost.ru) 12.12.2019 опубликована информация, согласно которой линзы для коррекции зрения (раздел 9480) подлежат обязательному подтверждению соответствия (в форме принятия декларации о соответствии) требованиям Межгосударственного стандарта "Линзы очковые. Общие технические условия" (ГОСТ 30808-2002), Национального стандарта Российской Федерации "Оптика Офтальмологическая. Линзы очковые полуготовые. Общие технические требования. Методы испытаний" (ГОСТ Р 53939-2010), Национального стандарта Российской Федерации "Оптика Офтальмологическая. Линзы очковые нефацетированные готовые. Общие технические условия" (ГОСТ Р 53950-2010).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что 27.01.2020 при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товаров "линзы для корригирующих очков из полимерных материалов для коррекции зрения" (коды 9001 50 490 0, 9001 50 410 0 ТН ВЭД ЕАЭС) общество не предоставило в таможенный орган сведения о подтверждении их соответствия указанным выше ГОСТам.
Поскольку материалы дела не содержат доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение таможенного законодательства, арбитражные суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 16.3 КоАП РФ. Суды не усмотрели оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, о замене наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
С учетом изложенного арбитражные суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Доводы подателя кассационной жалобы об отсутствии доказательств, достоверно подтверждающих дату публикации спорных изменений на сайте Росстандарта, о возможности квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного, замене наказания в виде штрафа на предупрежедение направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами на основании представленных участниками спора доказательств, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции в силу положений главы 35 АПК РФ, пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Ссылка общества на изменение с 01.01.2021 правового регулирования в отношении требования о декларировании соответствия спорного товара подлежит отклонению, поскольку положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ в рассматриваемом случае не применимы (оспариваемое постановление исполнено, административный штраф обществом уплачен).
Суд кассационной инстанции не усматривает наличия существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.11.2020 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 05.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-24183/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы подателя кассационной жалобы об отсутствии доказательств, достоверно подтверждающих дату публикации спорных изменений на сайте Росстандарта, о возможности квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного, замене наказания в виде штрафа на предупрежедение направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами на основании представленных участниками спора доказательств, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции в силу положений главы 35 АПК РФ, пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Ссылка общества на изменение с 01.01.2021 правового регулирования в отношении требования о декларировании соответствия спорного товара подлежит отклонению, поскольку положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ в рассматриваемом случае не применимы (оспариваемое постановление исполнено, административный штраф обществом уплачен)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 июня 2021 г. N Ф04-2373/21 по делу N А45-24183/2020