г. Тюмень |
|
7 июня 2021 г. |
Дело N А67-4366/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Колпашевский рыбозавод" на решение от 06.10.2020 Арбитражного суда Томской области (судья Гапон А.Н.) и постановление от 16.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Кудряшева Е.В., Кривошеина С.В.) по делу N А67-4366/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Колпашевский рыбозавод" (634461, Томская область, Колпашевский район, город Колпашево, улица Чернышевского, дом 2 строение 39, ИНН 7007012128, ОГРН 1147028000020) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Томской области (634021, город Томск, проспект Фрунзе, дом 109 строение А, ИНН 7017114961, ОГРН 1057000130714) о признании незаконными действий при отборе и направлении на лабораторное исследование проб рыбной продукции, а также требований, изложенных в письме N01-15-670 от 12.03.2020.
В заседании приняли участие представители Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Томской области - Ушаков Д.Г. по доверенности от 22.12.2020; Чикурова Ю.В. по доверенности от 11.05.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Колпашевский рыбозавод" (далее по тексту - ООО "Колпашевский рыбозавод", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Томской области (далее - управление) о признании незаконными действий управления при отборе и направлении на лабораторное исследование проб рыбной продукции, произведенной ООО "Колпашевский рыбозавод" - щуки пласт вяленый, произведенный 09.02.2020, а также требований управления, адресованных ООО "Колпашевский рыбозавод", изложенных в письме N 01-15-670 от 12.03.2020, обязании устранить допущенные нарушения.
Решением от 06.10.2020 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 16.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит указанные решение и постановление отменить и вынести новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
По мнению общества, контроль за соблюдением нормативов по содержанию ртути должен осуществляться в рамках санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей; управлением допущено применение метода исследования, не поименованного в ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011); судами первой и апелляционной инстанций не дана оценка представленным обществом заключениям иных аккредитованных организаций о соответствии продукции требованиям ТР ТС 021/2011.
Управлением представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором оно просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, и выступлениях присутствующих в заседании представителей управления, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 25.12.2019 N 1426 управлением 19.02.2020 отобраны пробы - щуки пласт вяленый 200 гр., изготовлен 09.02.2020, изготовитель - ООО "Колпашевский рыбозавод", о чем составлен акт отбора проб (образцов) N 1626596. Пробы направлены в федеральное государственное бюджетное учреждение "Кемеровская межобластная ветеринарная лаборатория" (далее - ФГБУ "Кемеровская МВЛ") для исследования на паразитарную чистку, кадмий, свинец, мышьяк и ртуть.
Согласно протоколу испытаний ФГБУ "Кемеровская МВЛ" от 03.03.2020 N 1179-м массовая доля ртути в образце составила 0,72 мг/кг при нормативе не более 0,6 мг/кг, что не соответствует требованиям ТР ТС 021/2011.
Письмом от 12.03.2020 N 01-15-670 управление известило ООО "Колпашевский рыбозавод" о выявленном превышении в продукции содержания массовой доли ртути, а также о необходимости:
1. В течение 10 дней с момента получения указанного письма, провести проверку достоверности полученной, информации и после окончания проверки, представить её результаты в управление.
2. В случае подтверждения достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов:
2.1 в течение десяти дней разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать ее с управлением;
2.2 незамедлительно приостановить реализацию продукции, отозвать продукцию и возместить приобретателям, в том числе потребителям, убытки, возникшие в связи с отзывом продукции;
2.3. изъять из оборота вышеуказанную продукцию, не соответствующую требованиям технического регламента, которая подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза.
Также обществу указано на необходимость до 25.03.2020 сообщить в управление о мерах, принятых по отношению к указанной продукции.
Полагая, что действия управления по отбору и направлению на лабораторное исследование проб рыбной продукции, произведенной ООО "Колпашевский рыбозавод", а также требования управления, изложенные в письме от 12.03.2020 N 01-15-670, являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества, ООО "Колпашевский рыбозавод" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из законности оспариваемых действий и требований управления.
Оставляя решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
На основании статьи 3, части 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", части 1 статьи 13, статьи 14 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", пунктов 4, 5.1.6, 6.1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, подпункта "а" пункта 4 Положения о государственном ветеринарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476, постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2013 N 745 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", Положения о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2014 N 94 (далее - Положение N 94), Правил осуществления мониторинга ветеринарной безопасности территории Российской Федерации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 22.01.2016 N 22 (далее - Правила мониторинга), управление вправе проводить мероприятия по осуществлению государственного надзора в форме лабораторного мониторинга и осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением требований ТР ТС 021/2011 с привлечением уполномоченных и подведомственных ей организаций, которые аккредитованы и имеют лицензии в установленной сфере деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Согласно статье 33 Закона N 184-ФЗ государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции или в отношении продукции и связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
Объектом технического регулирования ТР ТС 021/2011 является пищевая продукция - продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком, а также связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (статьи 3, 4).
Пунктом 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Согласно пункту 3 Приложения 3 к ТР ТС 021/2011 показатели ртути в рыбной продукции (пресноводная хищная) должны составлять не более 0,6 мг/кг.
В силу пункта 13 раздела V ТР ЕАЭС 040/2016. Технический регламент Евразийского экономического союза. О безопасности рыбы и рыбной продукции, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 N 162 (далее - ТР ЕАЭС 040/2016), пищевая рыбная продукция должна соответствовать требованиям безопасности, установленным указанным разделом, а также требованиям ТР ТС 021/2011.
В соответствии с пунктом 5 Положения N 94 под мониторингом понимается осуществление планируемых и последовательных наблюдений или измерений в целях определения общего представления о безопасности подконтрольных товаров (продукции) и их соответствии установленным требованиям.
Отбор проб подконтрольных товаров (продукции), произведенных на таможенной территории Таможенного союза, может осуществляться по запросу производителя или владельца данного товара или по решению государственного ветеринарного инспектора в ходе, в том числе, осуществления государственной программы мониторинга, проводимой в рамках государственного ветеринарного контроля (надзора) за безопасностью подконтрольных товаров (продукции), которые находятся в обороте на таможенной территории Таможенного союза (пункт 116 Положения N 94).
Мониторинг ветеринарной безопасности территории Российской Федерации включает в себя систему постоянного наблюдения за наличием в организмах животных, в продукции животного происхождения и иных подконтрольных товарах потенциально опасных для здоровья животных и человека микроорганизмов и микотоксинов, токсичных элементов, радионуклидов, пестицидов, ветеринарных (зоотехнических) препаратов, стимуляторов роста животных (в том числе гормональных препаратов) и лекарственных средств (в том числе антибиотиков), в отношении которых международными договорами Российской Федерации, документами, составляющими право Евразийского экономического союза, документами Международного эпизоотического бюро (МЭБ), законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены нормативы их концентрации либо их содержание запрещено (пункт 2 Правил мониторинга).
Пунктом 6 Правил мониторинга установлено, что отбор проб (образцов) от партий подконтрольных товаров, находящихся в обороте, в ходе мониторинга осуществляется в соответствии с планом мониторинга ветеринарной безопасности, утверждаемым уполномоченным органом, не позднее, чем 1 ноября текущего года на следующий календарный год.
В случае изменения эпизоотической ситуации и ситуации с распространением иных угроз на территории Российской Федерации или на ее части допускается внесение изменений в план, но не чаще, чем 1 раз в квартал.
Из материалов дела следует, что мероприятия по осуществлению государственного мониторинга качества и безопасности продукции, в рассматриваемом случае проводились управлением на основании приказа Россельхознадзора от 25.12.2019 N 1426 "О лабораторных исследованиях в рамках реализации мероприятий Россельхознадзора в 2020 году для обеспечения выполнения требований Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер Всемирной торговой организации"; при этом указанный товар входит в Перечень подконтрольных товаров, утверждённый Приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 N 648 (группа 03 - Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные), и перечень, утверждённый Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 (ТН ВЭД 0305 рыба сушеная, соленая или в рассоле; рыба копченая, не подвергнутая или подвергнутая тепловой обработке до или в процессе копчения).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в отобранной государственным инспектором управления пробе рыбной продукции (щуки пласт вяленый, производитель - ООО "Колпашевский рыбозавод") обнаружено повышенное содержание ртути (акт отбора проб (образцов) от 19.02.2020; срочный отчет ФГБУ "Кемеровская МВЛ" от 20.02.2020 N 1179-м; протокол испытаний от 03.03.2020 N 1179-м; экспертное заключение от 10.09.2020 N 248-20), что является нарушением требований ТР ТС 021/2011, ТР ЕАЭС 040/2016.
Принимая во внимание, что исследование образца спорной продукции произведено аккредитованным испытательным центром - ФГБУ "Кемеровская МВЛ" (аттестат аккредитации N RA.RU.21ПМ52), примененный ФГБУ "Кемеровская МВЛ" в качестве метода исследования ГОСТ 34427-2018. Межгосударственный стандарт. Продукты пищевые и корма для животных. Определение ртути методом атомно-абсорбционной спектрометрии на основе эффекта Зеемана принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30.05.2018 N 109-П), введён в действие в качестве национального стандарта с 01.07.2019 приказом Росстандарта от 04.07.2018 N 380-ст и входит в Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, утвержденный решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.12.2019 N 236, суды обоснованно признали протокол испытаний от 03.03.2020 относимым и допустимым доказательством, подтверждающим несоответствие продукции требованиям технических регламентов.
Представленные обществом результаты иных исследований производимой продукции не опровергают результаты исследования, произведенного в установленном порядке.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы ООО "Колпашевский рыбозавод", изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, которые получили надлежащую правовую оценку.
Иное толкование заинтересованным лицом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.10.2020 Арбитражного суда Томской области и постановление от 16.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-4366/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание, что исследование образца спорной продукции произведено аккредитованным испытательным центром - ФГБУ "Кемеровская МВЛ" (аттестат аккредитации N RA.RU.21ПМ52), примененный ФГБУ "Кемеровская МВЛ" в качестве метода исследования ГОСТ 34427-2018. Межгосударственный стандарт. Продукты пищевые и корма для животных. Определение ртути методом атомно-абсорбционной спектрометрии на основе эффекта Зеемана принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30.05.2018 N 109-П), введён в действие в качестве национального стандарта с 01.07.2019 приказом Росстандарта от 04.07.2018 N 380-ст и входит в Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, утвержденный решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.12.2019 N 236, суды обоснованно признали протокол испытаний от 03.03.2020 относимым и допустимым доказательством, подтверждающим несоответствие продукции требованиям технических регламентов."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 июня 2021 г. N Ф04-2847/21 по делу N А67-4366/2020