г. Тюмень |
|
18 июня 2021 г. |
Дело N А27-14862/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лукьяненко М.Ф.,
судей Аникиной Н.А.,
Ткаченко Э.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эскадо" на решение от 16.11.2020 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Бондаренко С.С.) и постановление от 25.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Ярцев Д.Г., Кайгородова М.Ю., Сухотина В.М.) по делу N А27-14862/2020 по иску общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (654027, Кемеровская область - Кузбасс, г. Новокузнецк, проезд Коммунаров (Центральный р-он), д. 2, ИНН 4217127183, ОГРН 1104217005892) к обществу с ограниченной ответственностью "Эскадо" (652704, Кемеровская область - Кузбасс, г. Киселевск, ул. Лутугина, д. 51 А, ИНН 4211013278, ОГРН 1024201257266) о взыскании 24 125 руб. 01 коп.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (далее - ООО "ЭкоТек", истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Эскадо" (далее - ООО "Эскадо", ответчик) о взыскании 24 125 руб. 01 коп. задолженности.
Решением суда от 16.11.2020 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 25.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены, с ООО "Эскадо" в пользу ООО "ЭкоТек" взыскано 24 125 руб. 01 коп. основного долга и 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность ответчика оплатить стоимость оказанных истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в заявленном размере подтверждена материалами дела и ответчиком надлежащими доказательствами не оспорена.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Эскадо" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства направления истцом ответчику договора на оказание услуг по обращению с ТКО; акты приема-передачи оказанных услуг сторонами не подписывались, счета для оплаты истцом в адрес ответчика не направлялись; выписки из маршрутного журнала мусоровоза не могут быть приняты в качестве допустимого и достоверного доказательства; указывает, что ответчик заключил договор на оказание услуг по сбору и транспортировке золошлаковых отходов с обществом с ограниченной ответственностью "Автолайн" (далее - ООО "Автолайн"); у ответчика имеется собственный контейнер, поэтому накопление отходов в контейнер многоквартирного дома по пер. Кирпичный, д. 27 в г. Киселевске не осуществлялось.
Проверив в порядке статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области и ООО "ЭкоТек" заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории зоны "Юг" Кемеровской области от 27.10.2017 (далее - Соглашение), согласно которому истцу присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет, с датой начала выполнения региональным оператором обязанностей, предусмотренных Соглашением, с 01.07.2018.
В силу положений пунктов 1.3 - 1.4 Соглашения региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности с ТКО (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, комплексной региональной программой "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области на 2017-2026 годы", утвержденной Постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 09.08.2017 N 419, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим Соглашением.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 (далее - Закона N 89 - ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Предложение о заключении договора размещено на официальном сайте регионального оператора ООО "ЭкоТек" (http://kuzro.ru) в разделе "Потребителям" - "Предложение о заключении договора": " Общество с ограниченной ответственностью "Экологические Технологии" (ООО "Экологические технологии"), в соответствии с Соглашением от 27.10.2017 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Юг" Кемеровской области, заключенным с Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области по результатам конкурсного отбора, является региональным оператором по обращению с ТКО в зоне деятельности - "Юг" Кемеровской области.
В материалы дела истец представил подписанный в одностороннем порядке проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО N 130284-2020/ТКО-1/1 от 01.07.2018 (далее - договор) между ООО "ЭкоТек" (региональный оператор) и ООО "Эскадо" (потребитель), по условиям которого региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечить их сбор, транспортирование, обработку и обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1 договора).
Ссылаясь на наличие задолженности, истец обратился к ответчику с претензией от 27.04.2020 в которой просил погасить задолженность, образовавшуюся в связи с ненадлежащим исполнением договорных обязательств по внесению оплаты за оказанные услуги в размере 24 125 руб. 01 коп. за период с 01.07.2018 по 31.01.2020, в течение 10 дней с момента получения претензии.
Неисполнение требований об уплате задолженности явилось основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Правила обращения с ТКО, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО. Разделом I(1) Правил N 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В частности, пунктом 8(11) Правил N 1156 предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 8(12) раздела I(1) Правил N 1156 в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
При этом под потребителем Правила N 1156 понимают собственника ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Договор с региональным оператором обладает признаками договора присоединения, предусмотренными статьей 428 ГК РФ, поскольку его условия фактически определены в типовом договоре, предлагаемом потребителю, подготовленном на основании формы Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Типовой договор).
Пунктом 1 статьи 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить данные услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (статья 781 ГК РФ).
Коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем, исходя из нормативов накопления, установленных подпунктом "а" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов".
Постановлением региональной энергетической комиссии Кемеровской области (РЭК КО) "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" от 27.04.2017 N 58 установлены нормативы накопления: для юридических лиц норматив накопления, выраженный в количественных показателях, составляет - 0,126 м3/1 м2) общей площади в год.
Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО "ЭкоТек" утвержден постановлением РЭК КО от 05.06.2018 N 100 (в редакции постановления от 29.03.2019 N 98) и на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 тариф составляет 416 руб. 68 коп./куб. м; на период с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 411 руб. 37 коп./куб. м; на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 - 415 руб. 37 коп./куб. м (на услугу также начисляется налог на добавленную стоимость).
Согласно пункту 6 Типового договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга.
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установив, что с 01.07.2018 истец обеспечивает и осуществляет прием всех ТКО, образующихся у пользователей, находящихся на территории зоны "Юг" Кемеровской области, проект спорного договора направлен ответчику (потребителю), однако им не подписан, исходя из того, что само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с Типовым договором или Соглашением, согласно выписке из ЕГРЮЛ ответчиком осуществляется деятельность по строительству жилых и нежилых зданий, в качестве дополнительного вида деятельности указано - техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, собственный контейнер у ответчика отсутствует, складирование ТКО осуществляется в контейнер МКД, находящийся на обслуживании ООО "УК "Район Афонино", расположенный по адресу: г. Киселевск, пер. Кирпичный, д. 27 (пилорама), учет ТКО осуществляется ООО "ЭкоТек" исходя из нормативов накопления, оказание истцом услуг в спорный период подтверждается выписками из маршрутного журнала мусоровоза, факт нахождения ответчика по указанному адресу не оспорен, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания с ООО "Эскадо" задолженности и неустойки.
Учитывая вышеизложенное подлежит отклонению довод кассационной жалобы о том, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО ответчику не направлялся, поскольку само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с Типовым договором или соглашением.
Отклоняя довод жалобы о том, что акты приемки оказанных услуг не подписаны, обоснованно отклонен апелляционным судом, как не имеющий правового значения для рассматриваемого спора, поскольку непосредственный расчет ежемесячной платы по договору отражается в платежном документе (квитанция, счет на оплату - в печатном или электронном виде путем размещения в информационной системе) и в личном кабинете потребителя на сайте Регионального оператора, а акт оказанных услуг предоставляется потребителю в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, путем публикации в личном кабинете потребителя.
Доводы заявителя жалобы о том, что истцом вывоз ТКО не осуществлялся и не доказан факт оказания ответчику услуг на спорную сумму; выписки из маршрутного журнала мусоровоза не могут быть приняты в качестве допустимого и достоверного доказательства оказания услуг; ссылка на наличие правоотношений по обращению с ТКО с третьим лицом, а также наличие собственного контейнера, направлены на переоценку исследованных доказательств и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями главы 35 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
К установленным по делу обстоятельствам суды применили соответствующие нормы материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием к отмене обжалуемых решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.11.2020 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 25.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-14862/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Ф. Лукьяненко |
Судьи |
Н.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Договор с региональным оператором обладает признаками договора присоединения, предусмотренными статьей 428 ГК РФ, поскольку его условия фактически определены в типовом договоре, предлагаемом потребителю, подготовленном на основании формы Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Типовой договор).
Пунктом 1 статьи 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить данные услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (статья 781 ГК РФ).
Коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем, исходя из нормативов накопления, установленных подпунктом "а" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов".
...
Согласно пункту 6 Типового договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 июня 2021 г. N Ф04-3016/21 по делу N А27-14862/2020