Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 июня 2021 г. N Ф04-3016/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
25 февраля 2021 г. |
Дело N А27-14862/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Ярцева Д.Г., |
судей |
|
Кайгородовой М.Ю., |
|
|
Сухотиной В.М., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Реук А.Н., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном онлайн-заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эскадо" (N 07АП-152/21) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16.11.2020 по делу N А27-14862/2020 (Судья Бондаренко С.С.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (654027, Кемеровская область - Кузбасс область, г. Новокузнецк, проезд Коммунаров, д. 2, ОГРН 1104217005892, ИНН 4217127183) к обществу с ограниченной ответственностью "Эскадо" (652704, Кемеровская область - Кузбасс, г. Киселевск, ул. Лутугина, д. 51А, ОГРН 1024201257266, ИНН 4211013278) о взыскании 24 125,01 руб.
В судебном заседании приняли участие:
от истца: без участия (извещен)
от ответчика: Казакова Е.Н., по доверенности от 31.07.2020
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (далее по тексту ООО "ЭкоТек", истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Эскадо" (далее ООО "Эскадо", ответчик) о взыскании 24 125,01 руб. задолженности.
Решением суда от 16.11.2020 (резолютивная часть объявлена 11.11.2020) заявленные истцом требования были удовлетворены, с ООО "Эскадо" в пользу ООО "ЭкоТек" было взыскано 24 125,01 руб. основного долга и 2 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Эскадо" подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование своей апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что судом первой инстанции не была дана оценка обстоятельствам дела, в том числе тому факту, что в материалах дела отсутствуют доказательства направления истцом ответчику договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами; акты приема-передачи оказанных услуг сторонами не подписывались, счета для оплаты истцом в адрес ответчика так же не направлялись. Указывает, что ответчик заключил договор на оказание услуг по сбору и транспортировке золошлаковых отходов с обществом с ограниченной ответственностью "Автолайн"; у ответчика имеется собственный контейнер, поэтому накопление отходов в контейнер около многоквартирного дома по пер. Кирпичный, д. 27 в г. Киселевске не осуществлялось.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, истец своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не направил, письменного отзыва на апелляционную жалобу не представил.
На основании ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя истца, по имеющимся материалам.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Эскадо" поддержал свои доводы и требования по апелляционной жалобе, просил отменить обжалуемое решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 16.11.2020, апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании Соглашения от 27.10.2017 с Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области ООО "Экологические технологии" с 01.07.2018 осуществляет свою деятельность на территории зоны "Юг" Кемеровской области как региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 1.3-1.4. соглашения от 27.10.2017, региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, комплексной региональной программой "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области" на 2017-2026 годы", утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2017, N 419, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим соглашением.
Согласно п. 4 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Под "потребителем" понимается собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО (п. 2 Постановления Правительства РФ "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" от 12.11.2016, N 1156 (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами")).
В соответствии с п.8 (17) Правил потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п. 8(5)-8(7) настоящих Правил.
Предложение о заключении договора размещено на официальном сайте регионального оператора ООО "Экологические технологии" (http://kuzro.ru) в разделе "Потребителям" - "Предложение о заключении договора": "Общество с ограниченной ответственностью "Экологические Технологии" (ООО "Экологические технологии"), в соответствии с Соглашением от 27.10.2017 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Юг" Кемеровской области, заключенным с Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области по результатам конкурсного отбора, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности - "Юг" Кемеровской области.
Поскольку ООО "Эскадо" осуществляет свою деятельность по адресу: Кемеровская область, г. Киселевск, ул. Лутугина, д. 51А и образует отходы в зоне деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО, ООО "Экологические технологии" направило в адрес ответчика проект договора N 130284-2020/ТКО-1/1 по обращению с ТКО от 01.07.2018 (далее договор), который ответчиком по настоящее время не подписан.
Ссылаясь на то, что свою обязанность по оплате услуг, оказанных региональным оператора ответчик не исполнил и не удовлетворил претензионные требования (претензия от 27.04.2020), в связи с чем имеются основания для взыскания задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с июля 2018 по январь 2020 года, ООО "Экологические технологии" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность ответчика оплатить стоимость оказанных истцом услуг по обращению с ТКО в заявленном размере подтверждена материалами дела и ответчиком надлежащими доказательствами не оспорена.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции в связи по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В п. 2 ст. 13 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998, п. 14 ч. 1 ст. 15 и ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003, указано, что обязанность органов местного самоуправления по организации деятельности в области обращения с отходами определена законодательно.
Согласно положениям ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 все собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которой, образуются твердые коммунальные отходы и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016, N 1156 (далее Постановление N 1156), установлено, что потребитель - это собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми бытовыми коммунальными отходами. В связи с указанной нормой, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами является коммунальной.
Частью 8 ст. 23 Федерального закона N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской федерации" от 29.12.2014 предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01 января 2019 года.
Договор с региональным оператором также обладает признаками договора присоединения, предусмотренными ст. 428 ГК РФ, поскольку его условия фактически определены в типовом договоре, предлагаемом потребителю, подготовленном на основании формы Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016, N 1156, что следует из п. 5 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998.
Размер платы за обращение с ТКО для каждого конкретного потребителя производится согласно соглашения с ним о производстве учета объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Постановлением Правительства РФ "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" от 03.06.2016, N 505.
Определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации (ст. 24.10 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998).
Постановлением региональной энергетической комиссии Кемеровской области (РЭК КО) "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" от 27.04.2017, N 58, установлены нормативы накопления: для юридических лиц "норматив накопления выраженный в количественных показателях" для учреждений, организаций, офисов и составляет - 0,126.
Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО "ЭкоТек" утвержден постановлением РЭК КО от 05.06.2018, N 100 (в редакции постановления от 29.03.2019, N 98) и на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 тариф составляет 416,68 руб./куб.м; на период с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 411,37 руб./куб.м; на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 - 415, 37 руб./куб.м (на услугу также начисляется налог на добавленную стоимость).
Согласно п. 6 Типового договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга.
В соответствии со ст. 779 и ст. 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязан по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Так, норма п. 4 ст. 445 ГК РФ, корреспондирующая положениям п. 1 ст. 421 ГК РФ, устанавливает, что если сторона, для которой в соответствии с Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Аналогичная правовая позиция выражена в п. 38 Постановления N 49 Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ о заключении и толковании договора" от 25.12.2018, а именно: требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор.
Под конклюдентными действиями, понимаются действия контрагента, выражающие согласие на заключение договора. Такими действиями, в отношении оказания услуги по обращению с отходами, могут быть такие действия потребителей, как фактическое пользование услугой (помещение отходов в мусоровозы, иные емкости для размещения отходов, оплата услуг регионального оператора, согласно выставленной квитанции).
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено п. 5 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 и п. 5 и п. 7 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016, N 1156, как в редакции, действующей с 25.11.2016 по 01.10.2018, так и в последующих редакциях.
В силу п. 4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ответчиком осуществляется деятельность по строительству жилых и нежилых зданий, в качестве дополнительного вида деятельности указано - техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.
А по сведениям истца, собственный контейнер у ответчика отсутствует, складирование ТКО осуществляется в контейнер МКД, находящийся на обслуживании ООО "УК "Район Афонино", расположенный по адресу: г. Киселевск, пер. Кирпичный, д. 27 (пилорама), учет ТКО осуществляется ООО "ЭкоТек" исходя из нормативов накопления.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу ст. 67, ст. 68 и ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, исходя из их относимости и допустимости).
Таким образом, исследовав и оценив, имеющиеся в деле доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании и взаимной связи доказательств в их совокупности, с учетом того, что материалами дела подтверждается, что истец были оказал ответчику услуги по вывозу ТКО, что подтверждается в том числе выписками маршрутного журнала мусоровоза, факт нахождения ответчика по указанному адресу не оспорен, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования ООО "Экологические технологии", указав, что истец доказал обязанность ответчика оплачивать стоимость услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Факт оказания в спорный период услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами подтвержден материалами дела и ответчиками надлежащими доказательствами не оспорен.
Учитывая фактор ежедневного образования твердых коммунальных отходов в процессе деятельности юридических лиц, необходимости предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, следует признать, что, обслуживая контейнерные площадки и осуществляя утилизацию твердых коммунальных отходов (ТКО) от таких площадок, ООО "Экологические технологии" не имеет возможности отказаться от вывоза коммунальных отходов ответчика.
Доказательств размещения твердых коммунальных отходов на других контейнерных площадках, оказания услуг иными, кроме истца, лицами, самостоятельного вывоза твердых коммунальных отходов и их утилизации, ответчик в материалы дела не представил (ст. 9, ст. 65 АПК РФ).
Проверив произведенный истцом расчет задолженности за период с июля 2018 по январь 2020 года на сумму 24 125,01 руб., суд апелляционной инстанции находит его арифметически верным, в связи с чем судом первой инстанции правомерно были удовлетворены исковые требования в заявленном размере.
То обстоятельство, что договор с согласованными сторонами условиями посредством обмена документами заключен сторонами не был, не свидетельствует об отсутствии между ними договорных отношений, поскольку в данном случае региональный оператор оказывает услуги в соответствии с условиями соглашения.
При этом факт осуществления истцом вывоза ТКО в спорный период нашел свое подтверждение в материалах дела, вывоз ТКО производится в соответствии с правилами и нормами действующего законодательства, направленными на сохранение благоприятной окружающей среды.
Доказательств того, что ответчик не принимал услуги истца по вывозу мусора, ни в суд первой, ни апелляционной инстанций не представлено.
В связи с чем доводы апеллянта в данной части подлежат отклонению.
Ссылка апеллянта на то, что акты приемки оказанных услуг так же не были подписаны, правового значения для рассматриваемого спора не имеет. Непосредственный расчет ежемесячной платы по договору отражается в платежном документе (квитанция, счет на оплату - в печатном или электронном виде путем размещения в информационной системе) и личном кабинете потребителя на сайте Регионального оператора. А акт оказанных услуг предоставляется потребителю в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, путем публикации в личном кабинете потребителя.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что ответчиком заключил договор на оказание услуг по сбору и транспортировке золошлаковых отходов с ООО "Автолайн" был рассмотрен судом первой инстанции и ему была дана верная оценка. Данный довод правового значения для рассматриваемого спора не имеет, поскольку ответчик был обязан заключить договор по вывозу ТКО именно с истцом.
Довод ответчика о том, что на территории предприятия имеется собственная контейнерная площадка для отходов судом отклонен, как не подтвержденный надлежащими доказательствами по делу (ст. 65 АПК РФ).
Ссылка подателя апелляционной жалобы, что судом первой инстанции не была дана оценка его доводам и доказательства подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки при принятии оспариваемого решения.
Таким образом, оценивая доводы апеллянта применительно к изложенным выше обстоятельствам апелляционный суд с учетом перечисленных положений норм права, доказательств, представленных в материалы настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов апелляционной жалобы обоснованными.
На основании указанного выше, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16.11.2020 по делу N А27-14862/2020 является законным и обоснованным, судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства и им была дана правильная оценка. Нарушения норм материального или процессуального права судом допущено не было, поэтому оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, установленных ст. 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее подателя.
Руководствуясь ст. 110, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16.11.2020 по делу N А27-14862/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
.Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Д.Г. Ярцев |
Судьи |
М.Ю. Кайгородова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-14862/2020
Истец: ООО "Экологические технологии"
Ответчик: ООО "ЭСКАДО"