г. Тюмень |
|
28 июня 2021 г. |
Дело N А45-25462/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Сибирская Аграрная Группа" на решение от 26.12.2020 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Полякова В.А.) и постановление от 18.03.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Бородулина И.И., Логачев К.Д.) по делу N А45-25462/2020 по заявлению акционерного общества "Сибирская Аграрная Группа" (634537, Томская область, Томский район, 12 км (тракт Томск-Итатка тер.) строение 2, ИНН 7224031400, ОГРН 1057200947077; 634506, Томская область, город Томск, поселок Светлый, дом 58а, а/я 243) к Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (630091, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Каменская, 74, ИНН 5406290571, ОГРН 1045402505268) об оспаривании ненормативного правового акта.
Суд установил:
акционерное общество "Сибирская Аграрная Группа" (далее - общество, АО "Сибагро") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным отказа Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, административный орган) в переоформлении лицензии на деятельность по обращению с отходами I-IV классов опасности, выраженного в форме уведомления от 26.06.2020 N 25.
Решением от 26.12.2020 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 18.03.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, АО "Сибагро" просит указанные судебные акты отменить и удовлетворить заявленное им требование.
По мнению общества, судами сделаны ошибочные выводы о правомерном отказе управления в переоформлении лицензии и об отсутствии при проведении документарной проверки нарушений положений Федерального закона от 26.12.2018 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, АО "Сибагро" обратилось в управление с заявлением о переоформлении лицензии от 22.06.2018 N (70)-5902-Т/П на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в связи с изменением адресов мест осуществления лицензируемых видов деятельности и перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемые виды деятельности (новый вид деятельности - обезвреживание отходов IV класса опасности - жидкой и твердой фракций сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления).
На основании приказов от 29.05.2020 N N 04-02/564, 04-02/565 административным органом проведены внеплановые документарная и выездная проверки, в ходе которых выявлено наличие в представленных обществом документах недостоверной (искаженной) информации, а также отсутствие у него зданий, строений, сооружений и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.
По результатам проверок управлением составлены акты от 08.06.2020 N Р-509-в, от 23.06.2020 N Р-545-в и вынесен приказ от 26.06.2020 N 04-02/679 об отказе в переоформлении лицензии (уведомление об этом от 26.06.2020 N 25 направлено в адрес общества).
Не согласившись с данным отказом, АО "Сибагро" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соответствии оспариваемого отказа в переоформлении лицензии действующему законодательству.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно части 19 статьи 18 и пунктам 1, 2 части 7 статьи 14 Закона N 99-ФЗ основанием отказа в переоформлении лицензии является: 1) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации; 2) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Лицензионные требования, предъявляемые к соискателям лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, установлены в пункте 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 (далее - Положение N 1062).
Одним из таких требований для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I-IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям (подпункт "а").
В силу подпункта "а" пункта 7 Положения N 1062 при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, в котором указываются этот адрес и (или) сведения о новых работах в области обращения с отходами I - IV классов опасности, которые лицензиат намерен выполнять, а также для работ по обезвреживанию и отходов I - IV классов опасности - копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ по новому адресу, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды двух инстанций установили, что в составе документов на переоформление лицензии АО "Сибагро" представлен Технологический регламент "Обработка свиного навоза, обезвреживание жидкой и твёрдой фракции сепарации свиного навоза" (2020 год), утвержденный директором свинокомплекса (далее - Технологический регламент), который предполагает осуществление процесса обезвреживания отхода - жидкая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления в пруде-накопителе животноводческих стоков, в лагуне N 1 или в лагуне N 2; трубопроводы подведены ко всем трем объектам отдельно; процесс обезвреживания отхода длится от 6 до 9 месяцев; исходя из особенностей основного технологического процесса общества по выращиванию свиней, отход образуется постоянно и непрерывно поступает в пруд-накопитель животноводческих стоков, в лагуну N 1 или в лагуну N 2 (абзац 6 раздела 7 Технологического регламента); к заявлению на переоформление лицензии приложено свидетельство о государственной регистрации права собственности на пруд-накопитель животноводческих стоков, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, в окр. ж/ж Копылово; сведения и документы, подтверждающие наличие у общества принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании сооружений, необходимых для выполнения заявленных работ по обезвреживанию отхода (лагун, указанных в Техническом регламенте), не представлены; проведение процесса обезвреживания возможно только после отключения непрерывной подачи отходов в пруд-накопитель, что в случае наличия одного объекта обезвреживания является невыполнимым.
В ходе проверки навозохранилища, расположенного по адресу: Томская область, Томский район, Копыловское сельское поселение, административным органом обнаружено отсутствие у общества зданий, строений, сооружений и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям:
- отсутствие секции, предусмотренной Технологическим регламентом, а также актом государственной приемочной комиссии о приёмке в эксплуатацию законченного строительством цеха репродукции "Дополнительных мощностей по производству 6 000 тонн мяса свинины в год";
- отсутствие водоотводной канавы по левой, правой и задней стороне навозохранилища, предусмотренной Технологическим регламентом, а также абзацем 5 пункта 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80 (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03);
- частичное отсутствие обвалования, предусмотренного абзацем 5 пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03;
- отсутствие защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров, предусмотренной абзацем 3 пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании оспариваемого отказа управления незаконным.
Доводы общества о нарушении управлением Закона N 294-ФЗ и выход управления за пределы проверки были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций и мотивированно отклонены.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.12.2020 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 18.03.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-25462/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ходе проверки навозохранилища, расположенного по адресу: Томская область, Томский район, Копыловское сельское поселение, административным органом обнаружено отсутствие у общества зданий, строений, сооружений и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям:
- отсутствие секции, предусмотренной Технологическим регламентом, а также актом государственной приемочной комиссии о приёмке в эксплуатацию законченного строительством цеха репродукции "Дополнительных мощностей по производству 6 000 тонн мяса свинины в год";
- отсутствие водоотводной канавы по левой, правой и задней стороне навозохранилища, предусмотренной Технологическим регламентом, а также абзацем 5 пункта 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80 (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03);
- частичное отсутствие обвалования, предусмотренного абзацем 5 пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03;"
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 июня 2021 г. N Ф04-3094/21 по делу N А45-25462/2020