г. Тюмень |
|
1 июля 2021 г. |
Дело N А67-1902/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Демидовой Е.Ю.,
Сириной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Полукаровой С.А., рассмотрел кассационные жалобы муниципального образования "Томский район" в лице администрации Томского района, общества с ограниченной ответственностью "Чичкаюльский леспромхоз" на решение Арбитражного суда Томской области от 12.10.2020 (судья Чикашова О.Н) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2021 (судьи Киреева О.Ю., Афанасьева Е.В., Фертиков М.А.) по делу N А67-1902/2020 по иску Федерального агентства лесного хозяйства (113184, город Москва, улица Пятницкая, дом 59/19, ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840) к муниципальному образованию "Томский район" в лице администрации Томского района (634570, Томская область, Томский район, село Багашево, улица Советская, дом 6, ОГРН 1067014000019, ИНН 7014044522; 634050, город Томск, улица Карла Маркса, дом 56), обществу с ограниченной ответственностью "Чичкаюльский леспромхоз" (636936, Томская область, Первомайский район, поселок Орехово, улица Ленина, дом 5, офис 20, ОГРН 1097025000600, ИНН 7012006225) о признании сделок недействительными, истребовании земельных участков лесного фонда из чужого незаконного владения, внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: департамент лесного хозяйства Томской области, межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Воронина С.В.) в заседании приняли участие представители: администрации Томского района - Мережкина С.А. по доверенности от 05.08.2020; общества с ограниченной ответственностью "Чичкаюльский леспромхоз" - Березовская А.А. по доверенности от 02.02.2021.
Суд установил:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к муниципальному образованию "Томский район" в лице администрации Томского района (далее - администрация), обществу с ограниченной ответственностью "Чичкаюльский леспромхоз" (далее - ООО "Чичкаюльский леспромхоз", общество) с требованиями:
- о признании недействительным в силу ничтожности договора аренды земельного участка от 27.01.2016 N 2-р, заключенного между администрацией и ООО "Чичкаюльский леспромхоз";
- об исключении сведений об аренде спорных земельных участков из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН);
- об истребовании из незаконного владения администрации в пользу ответчика земельных участков:
1) с кадастровым номером 70:14:0300086:81 площадью 26 654 кв. м, расположенного по адресу: Томская область, Томский район, окр. с. Спасо-Яйское, уч. N 2/2, входящего в состав земельного участка Корниловского лесничества Северо-Алтайского участкового лесничества, урочище "Турунтаевское" квартал 82 часть выдела 1, 2, согласно приведенным координатам поворотных точек;
2) с кадастровым номером 70:14:0300086:82 площадью 930 кв. м, расположенного по адресу: Томская область, Томский район, окр. с. Спасо-Яйское, уч. N 2/3, входящего в состав земельного участка Корниловского лесничества Северо-Алтайского участкового лесничества, урочище "Турунтаевское" квартал 82 часть выдела 1, согласно приведенным координатам поворотных точек;
3) с кадастровым номером 70:14:0300086:83 площадью 4 085 кв. м, расположенного по адресу: Томская область, Томский район, окр. с. Спасо-Яйское, уч. N 2/4, входящего в состав земельного участка Корниловского лесничества Северо-Алтайского участкового лесничества, урочище "Турунтаевское" квартал 82 часть выдела 1, 8, согласно приведенным координатам поворотных точек.
Рослесхоз также просил указать, что вынесенное решение суда является основанием для внесения сведений в ЕГРН об отнесении спорных земельных участков к землям лесного фонда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент лесного хозяйства Томской области, межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области.
Решением Арбитражного суда Томской области от 12.10.2020, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2021, исковые требования удовлетворены частично. Признан недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от 27.01.2016 N 2-р в части предоставления в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 70:14:0300086:81, 70:14:0300086:82, 70:14:0300086:83. Из незаконного владения администрации и общества истребованы в пользу Российской Федерации в лице агентства указанные земельные участки. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С общества в доход федерального бюджета взыскано 3 000 руб. государственной пошлины. С администрации и ООО "Чичкаюльский леспромхоз" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Эталон-2000" взыскано по 15 000 руб. с каждого в счет оплаты стоимости экспертизы.
Не согласившись с решением и постановлением, администрация и общество обратились с кассационными жалобами, в которых просят их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Распоряжением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.05.2021 в соответствии с частью 1 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для рассмотрения кассационных жалоб сформирован следующий состав суда: председательствующий Севастьянова М.А., судьи Демидова Е.Ю., Щанкина А.В.
Определением суда округа от 27.05.2021 судебное заседание по рассмотрению кассационных жалоб отложено на 24.06.2021.
В связи с нахождением судьи Щанкиной А.В. в очередном отпуске определением суда округа от 22.06.2021 в составе суда произведена ее замена на судью Сирину В.В.
ООО "Чичкаюльский леспромхоз" и администрация считают вывод судов о доказанности отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда не соответствующим материалами дела, так как суд не установил точное местонахождение Корниловского лесничества (не определена площадь, не определены границы посредством определения координат характерных точек таких границ), что приводит к невозможности установления точного местонахождения земельных или лесных участков; ссылаются на то, что материалами дела не подтверждается, что спорные земельные участки являются лесными участками, в том числе в заключениях Томского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" N 2, N 5, N 6 "О пересечении (наложении) земельного участка с иной категорией земель на земли лесного фонда", не содержится данных о материалах лесоустройства, о координатах поворотных точек границ спорных земельных участков. Таким образом, указанные заключения не являются достоверными доказательствами пересечения земельных участков с кадастровыми номерами 70:14:0300086:81, 70:14:0300086:82, 70:14:0300086:83 с каким-либо лесными или земельными участками.
Ссылаясь на часть 4 статьи 68.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 11.09.2008 N 249 "Об определении количества лесничеств на территории Томской области и установлении их границ", заявители указывают, что в нарушение этих положений ни текстового, ни графического описания Корниловского лесничества (включая предусмотренный частью 4 статьи 68.1 ЛК РФ перечень географических координат характерных точек границ лесничеств или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости") приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 11.09.2008 N 249, схематическая карта территории Корниловского лесничества с распределением территории лесничества и участковых лесничеств по лесорастительным зонам и лесным районам и карта-схема расположения и границы лесного участка, являющаяся выпиской из государственного лесного реестра, не содержат.
Общество также считает необоснованным непринятие судами во внимание подготовленного кадастровым инженером Гайером Владимиром Давыдовичем отзыва от 22.09.2020 на заключение экспертизы, в котором отмечено, что для определения координат лесных участков эксперт использовал карту-схему расположения и границы лесного участка масштаба 1:25000, т.е. картометрический метод, однако на карте-схеме не отображена координатная сетка, а, следовательно, определить их картометрическим методом невозможно. Кроме того, в геодезии и землеустройстве не существует такого способа определения координат, как графическое совмещение материалов; нельзя совместить материалы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, выполненные на топографической основе масштаба 1:10000 и материалы лесоустройства, выполненные на основе масштаба 1:25000. Для совмещения картографического материала необходимо трансформировать один масштаб в другой, а это возможно только по той же координатной сетке, которой нет на картах лесоустройства.
Также общество полагает невозможным в порядке статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изъятие частей земельных участков, поскольку они не отвечают признакам индивидуально определенной вещи.
Кроме того, ООО "Чичкаюльский леспромхоз" считает, что судом необоснованно отклонен довод ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности, начало которого, по мнению общества, неверно исчислено с 27.11.2018 - даты заседания межведомственной рабочей группы по проведению проверки соблюдения законности возникновения прав, тогда как его следует исчислять с даты сообщения департаментом лесного хозяйства Томской области администрации Томского района о том, что по данным государственного лесного реестра испрашиваемый земельный участок под объект "разработка месторождения песчано-гравийного материала Большое Дороховское. Участок Кульская коса" не входит в состав земель лесного фонда (письмо от 24.07.2013 N АС-4605).
В своей кассационной жалобе администрация также приводит доводы о неприменении судами подлежащего применению закона - пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), применении судами закона не подлежащего применению, а именно пункта 1 статьи 181 ГК РФ, в связи с чем считает вывод судов о том, что требование заявлено истцом в пределах срока исковой давности, не основанным на нормах права. Поскольку общее правило о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель не распространяется на земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, на которых отсутствуют зарегистрированные объекты недвижимости, то истец должен был в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в пункте 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ обратиться в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок. Вместе с тем, иск подан 12.03.2020, то есть по истечении срока, установленного пунктом 8 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ, в связи с чем к спорным правоотношениям подлежат применению положения пункта 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ.
Кроме того, администрация ссылается на то, что судами не дано оценки письмам департамента лесного хозяйства Томской области от 28.02.2013 N АС-974, от 24.07.2013 N АС-4605, в которых дан ответ о том, что испрашиваемый под разработку месторождения земельный участок не входит в состав лесного фонда. Кроме того, не дано судами оценки государственному акту на право собственности на землю совхоза "Победа" от 27.09.1993 N ТО-14-039845, из чертежа границ земель к которому следует, что спорная территория относилась к землям Турунтаевского сельского Совета. Также не дано судами оценки тому, что спорные земельные участки предоставлялись обществу в аренду по процедуре выбора земельного участка для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства (акт о выборе от 08.02.2013) и до заключения договора аренды департамент лесного хозяйства Томской области в письме от 28.02.2013 N АС-974 сообщил, что испрашиваемый под разработку месторождения земельный участок не входит в состав лесного фонда.
Отзывы на кассационные жалобы в материалы дела не представлены.
Учитывая надлежащее извещение неявившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц о времени и месте его проведения, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в отсутствие департамента и управления Росреестра.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и соблюдение процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд округа приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 19.09.2003 серии 70-АА N 218909 право оперативного управления на участок лесного фонда с условным номером у70:14:11:1 площадью 130 388 га, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, территория Александровского сельского лесхоза зарегистрировано за федеральным государственным учреждением "Томское управление сельскими лесами". В качестве документа-основания государственной регистрации права указаны Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27.02.2002 N 175, приказ по федеральному государственному учреждению "Томское управление сельскими лесами" от 08.07.2002 N 96-ФБ.
Как указано в выписке из Государственного лесного реестра (информация о лесном участке) правообладателем лесного участка с условным номером у70:14:11:1, кадастровый номер 70:14:0000000:698 площадью 130 388 га, расположенного по адресу: Томская область, Томский район, Корниловское лесничество (бывший межхозяйственный лесхоз "Томский" - территория Александровского сельского лесхоза), является Российская Федерация (документ-основание пользования лесным участком - свидетельство о государственной регистрации права от 19.09.2003 серии 70-АА N 218909).
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.09.2008 N 249 "Об определении количества лесничеств на территории Томской области и установлении их границ" на территории Томской области создано 21 лесничество, границы лесничеств установлены согласно приложению "Сведения о границах и количестве создаваемых лесничеств, расположенных на территории Томской области".
Муниципальное образование "Томский район" является собственником земельных участков категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения со следующими кадастровыми номерами
- 70:14:0300086:81 площадью 47 738 кв. м, разрешенное использование: для проектирования и строительства объекта: "Разработка месторождения песчано-гравийного материала Большое Дороховское. Участок Кульская коса (в том числе для размещения подъездных дорог, бытовых помещений, складирования, охранных зон горного отвода)", местоположение: Томская область, Томский район, окр. с. Спасо-Яйское, уч. N 2/2),
- 70:14:0300086:82 площадью 930 кв. м, разрешенное использование: для проектирования и строительства объекта: "Разработка месторождения песчано-гравийного материала Большое Дороховское. Участок Кульская коса (технологическая площадка)", местоположение: Томская область, Томский район, окр. с. Спасо-Яйское, уч. 2/3,
- 70:14:0300086:83 площадью 5 157 кв. м, разрешенное использование: для проектирования и строительства объекта: "Разработка месторождения песчано-гравийного материала Большое Дороховское. Участок Кульская коса (подъездная дорога)", местоположение: Томская область, Томский район, окр. с. Спасо-Яйское, уч. 2/4).
Право собственности муниципального образования на указанные земельные участки зарегистрировано 28.01.2016 (выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 11.03.2019).
27.01.2016 между администрацией Томского района (арендодатель) и ООО "Чичкаюльский леспромхоз" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 2-р, согласно которому арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельные участки с кадастровыми номерами 70:14:0300086:81, 70:14:0300086:82, 70:14:0300086:83 сроком до 30.12.2021 для их использования в соответствии с разрешенным использованием, указанным в ЕГРН.
В соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации от 06.07.2017 N ДК-П13-182пр в рамках контроля за реализацией вступившего в силу с 11.08.2017 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" Рослесхозу совместно с МВД России и Генеральной прокуратурой Российской Федерации поручено организовать проведение сплошной проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с государственным лесным реестром к лесным, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости - к землям иных категорий.
Создана межведомственная рабочая группа для решения вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений государственных реестров о лесных (земельных) участках на территории Томской области (далее - рабочая группа).
В рамках деятельности рабочей группы Томским филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" осуществлено графическое совмещение материалов лесоустройства с вышеуказанными земельными участками, находящимися в аренде у общества.
По результатам совмещения выявлено пересечение (наложение):
- земельного участка с кадастровым номером 70:14:0300086:81 площадью 47 738 кв. м с лесным участком с местоположением: Корниловское лесничество, Северо-Алтайское участковое лесничество, урочище "Турунтаевское", квартал 82, часть выделов 1, 2, площадь пересечения 26 654 кв. м (заключение N 5);
- земельного участка с кадастровым номером 70:14:0300086:82 площадью 930 кв. м с лесным участком с местоположением: Корниловское лесничество, Северо-Алтайское участковое лесничество, урочище "Турунтаевское", квартал 82, часть выдела 1, площадь пересечения 930 кв. м (заключение N 6);
- земельного участка с кадастровым номером 70:14:0300086:83 частично площадью 5 157 кв. м с лесным участком с местоположением: Корниловское лесничество, Северо-Алтайское участковое лесничество, урочище "Турунтаевское", квартал 82, часть выделов 1, 8, площадь пересечения 4 085 кв. м (заключение N 2).
В заключениях приведены координаты поворотных точек границы пересекаемой части трех спорных земельных участков.
Ссылаясь на выявленные пересечения, общая площадь которых составила 31 669 кв. м, нахождение лесного участка в указанной площади пересечения в федеральной собственности в силу закона и незаконное распоряжение им администрацией, Рослесхоз обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в части признания договора аренды недействительной (ничтожной) сделкой, истребования у ответчиков спорные земельные участки в площади их наложения на лесные земли, суды первой и апелляционной инстанции руководствовались пунктами 1, 3 статьи 166, пунктами 1, 2 статьи 168, статьями 180, 195, пунктами 1, 2 статьи 209, статьей 301, пунктом 1 статьи 302 ГК РФ, частью 1 статьи 8 ЛК РФ, пунктом 2 статьи 9, подпунктом 2 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ, пунктами 3, 10 статьи 14 Закона N 172-ФЗ, пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ), и, указав на доказанность вхождения спорных земельных участков полностью и частично в состав земельного участка Корниловского лесничества Северо-Алтайского участкового лесничества, урочище "Турунтаевское", квартал 82, части выделов 1, 2, 8, пришли к выводу о ничтожности договора аренды в отношении лесов федеральной собственности.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с требованиями статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Земли в Российской Федерации по целевому назначению разделены на несколько категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли лесного фонда.
Согласно статье 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Статья 6 ЛК РФ предусматривает, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу статьи 3 Закона N 201-ФЗ и пункта 1 статьи 8 ЛК РФ земли лесного фонда, а также лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 67 ЛК РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 ЛК РФ).
Государственный лесной реестр в силу пунктов 1 и 2 статьи 91 ЛК РФ представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.
На основании приведенных правовых положений суды первой и апелляционной инстанции правильно указали на следующее: отнесение земельных участков к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесопроектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства; документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ); в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
На это основании суды правильно отметили, что доказательствами, подтверждающими отнесение земельных участков к землям лесного фонда, в том числе и при отсутствии свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок и таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Суды при рассмотрении настоящего спора также правильно сослались на положения пункта 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", согласно которой участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным.
Вместе с тем вывод судов о том, что спорные земельные участки являются участками лесного фонда сделаны без надлежащего исследования и оценки доводов ответчиков об отсутствии лесопроектной документации, иных доказательств закрепления на местности местоположения границ лесничества Корниловского (лесоустройство) для вывода о наложении (пересечении) спорных участков с участком лесного фонда.
Так, указав на создание Корниловского лесничества в составе создаваемых на территории Томской области 21 лесничества на основании Приказа Рослесхоза от 11.09.2008 N 249 и на то, что этим приказом определено установление границ создаваемых лесничеств согласно приложению, суды не учли, что в материалы дела упомянутое приложение не представлено. Площадь создаваемого Корниловского лесничества также не определена.
Кроме того, приведенным приказом в составе Корниловского лесничества предусмотрены участковые лесничества: Томско-Обское, Егоровское, Прикульское и отсутствует Северо-Алтайское участковое лесничество, на площади которого истцом выявлено наложение земельных участков муниципальной собственности. Доказательств образования Северо-Алтайского участкового лесничества, определения его характеристик, площади, границ также в материалах дела отсутствуют.
Учитывая установленное судами обстоятельство отсутствия в кадастровом учете сведений о границах лесного участка, суды правильно исходили из того, что в целях наличия или отсутствия обстоятельств наложения земельных участков ответчиков на участок лесного фонда следует принимать во внимание сведения государственного лесного реестра.
Представленные в материалы дела сведения из государственного лесного реестра составляют надлежаще заверенную выписку из данного реестра - информация о лесном участке, в которой отражен условный и кадастровый номер лесного участка площадью 130 388 га, его адрес: Томская область, Томский район, Корниловское лесничество (бывший межхозяйственный лесхоз "Томский" - территория Александровского сельского лесхоза, а также отражена "карта-схема расположения и границы лесного участка Томская область, Томский район, Корниловское лесничество участковое лесничество Северо-Алтайское, урочище Турунтаевское" в масштабе 1:25 000.
Кроме того истцом представлена неподписанная и незаверенная "Схематическая карта территории Корниловского лесничества с распределением территории лесничества и участковых лесничеств по лесорастительным зонам и лесным районам" в масштабе 1:400 000, не содержащая сведений о том, что она является частью сведений государственного лесного реестра. Кроме того, в отличие от приказа Рослесхоза от 11.09.2008 N 249 данная схематическая карта содержит сведения о пяти участковых лесничествах в составе Корниловского лесничества.
Сославшись на указанные сведения, как подтверждающие наложение спорных трех земельных участков на земли Корниловского лесничества, вопреки требованиям статьи 64, 71 АПК РФ, суды не указали какие содержащиеся в них сведения о фактах позволяют сделать такой вывод, ссылки на какое-либо текстовое или графическое описание лесного участка в судебных актах не приведены.
Следует также признать ошибочным заключение судов о том, что обстоятельства создания Корниловского лесничества согласно приказу Рослесхоза от 11.09.2008 N 249 установлены в рамках дела N А67-2382/2020 и не подлежат повторному доказыванию повторно при рассмотрении настоящего дела в порядке статьи 69 АПК РФ. Судами не учтено, что для ООО "Чичкаюльский леспромхоз", не участвовавшего в деле N А67-2382/2020, по правилам статьи 69 АПК РФ, какие-либо обстоятельства по указанному делу преюдициального значения не имеют. Кроме того, судами не учтено, что в судебных актах по делу N А67-2382/2020 не содержится сведений о каких-либо установленных параметрах Корниловского лесничества, а также то, что в названном деле спор рассматривался в отношении иного участкового лесничества, в рамках которого было установлено наложение земельного участка на участок лесного фонда в пределах этого участкового лесничества.
Таким образом, самостоятельному доказыванию в рамках настоящего дела подлежали обстоятельства наличия или отсутствия факта наложения спорных земельных участков на земли лесного фонда.
Приняв во внимание заключения Томского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" о пересечении земельных участков с лесным, суды также не указали, какие первичные документы позволили сделать вывод о том, что графическое совмещение материалов указывает на наложение, учитывая также, что выписку из государственного лесного реестра представлена в масштабе 1:25 000, а незаверенная "Схематическая карта территории Корниловского лесничества с распределением территории лесничества и участковых лесничеств по лесорастительным зонам и лесным районам" в масштабе 1:400 000, при этом принятый при совмещении масштаб спорных земельных участков в заключения не указан.
Определением суда первой инстанции от 25.06.2020 назначено проведение судебной экспертизы по настоящему делу по следующим вопросам:
1. Соотносятся ли границы земельных участков: кадастровый номер 70:14:0300086:81 площадью 47738 +/- 1921 кв. м, из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенного по адресу: Томская область, р-н Томский, окр. с. Спас-Яйское, уч. N 2/2; кадастровый номер 70:14:0300086:82 площадью 930 +/- 267 кв. м, из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенного по адресу: Томская область, р-н Томский, окр. с. Спас-Яйское, уч. N 2/3; кадастровый номер 70:14:0300086:83 площадью 5157 +/- 628 кв. м, из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенного по адресу: Томская область, р-н Томский, окр. с. Спас-Яйское, уч. N 2/4,
с границами земельных участков, местоположение которых определено следующим образом: земельного участка кадастровый номер 70:14:0300086:81, расположенного по адресу: Томская область, Томский район, окр. с. Спасо-Яйское, уч. N 2/2; площадью 26 654 кв. м, входящего в состав земельного участка Корниловского лесничества Северо-Алтайского участкового лесничества, урочище "Турунтаевское" квартал 82 часть выдела 1,2; земельного участка кадастровый номер 70:14:0300086:82, расположенного по адресу: Томская область, Томский район, окр. с. Спасо-Яйское, уч. N 2/3; площадью 930 кв. м, входящего в состав земельного участка Корниловского лесничества Северо-Алтайского участкового лесничества, урочище "Турунтаевское" квартал 82 часть выдела 1; земельного участка кадастровый номер 70:14:0300086:83, расположенного по адресу: Томская область, Томский район, окр. с. Спасо-Яйское, уч. N 2/4; площадью 4 085 кв. м, входящего в состав земельного участка Корниловского лесничества Северо-Алтайского участкового лесничества, урочище "Турунтаевское" квартал 82 часть выдела 1,8.
Если да, то каким образом (пересекаются, накладываются) земельные участки, каковы координаты поворотных точек границы пересекающей (накладывающейся) части?
2. На землях какой категории были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 70:14:0300086:81, 70:14:0300086:82, 70:14:0300086:83?
Сославшись на выводы судебной экспертизы о наличии наложения, суды первой и апелляционной инстанции не учли, что такие выводы также как и Томским филиалом ФГБУ "Рослесинфорг", сделаны при сопоставлении сведений ЕГРН в отношении спорных трех земельных участков и вышеприведенных сведений государственного лесного реестра и на основании заключений Томского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" N 2, N 5, N 6.
Какие-либо иные документы эксперту не предоставлялись и им не исследовались.
Кроме того, суд кассационной инстанции отмечает, что при рассмотрении настоящего спора судами не принято во внимание следующее.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 N 1795-О указал, что Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Из изложенного следует, что положения Закона N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них. Кроме того, необходимо также учитывать положения части 6 статьи 14 Закона N 172-ФЗ, предусматривающей исключения из общего правила о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
Приведенная правовая позиция выражена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда российской Федерации от 24.12.2020 N 302-ЭС20-13098.
При рассмотрении настоящего спора суды, установив наличие государственной регистрации права собственности как федеральной на лесной участок, так и муниципальной на спорные земельные участки из категории земель промышленности, не исследовали и не дали оценки представленным в дело доказательствам об образовании спорных земельных участков, фактическом использовании как их, так и участка лесного фонда, что имеет существенное значение для настоящего дела применительно к вопросу о применении приоритета по нормам о лесной амнистии и вопросу о добросовестности владения земельными участками, законности возникновения права муниципальной собственности.
Применительно к указанным обстоятельствам также подлежали исследованию: государственный акт 1993 года на право собственности на землю совхоза "Победа"; образование трех спорных земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 70:14:0300086:68 и наличие в отношении него государственной регистрации права собственности муниципального образования на основании абзаца третьего пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и постановления Администрации Томского района от 14.02.2011 N 219-з; осуществление перевода трех образованных спорных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначению в категорию земель промышленности на основании распоряжения Администрации Томской области от 17.09.2014 N 624-ра; осуществление администрацией действий по выбору земельных участков в целях их передачи обществу в аренду для разработки месторождения; передачи их в аренду обществу с 2014 года; принятие мер к установлению обстоятельств нахождения или ненахождения спорных земельных участков на землях лесного фонда, а также ответы на соответствующие ее запросы от Департамента лесного хозяйства Томской области, которому согласно запросу от 17.07.2013 была представлена схема расположения земельного участка, испрашиваемого для разработки месторождения (том 2, л.д. 35, 79). При этом вопрос о наличии или отсутствии у Департамента лесного хозяйства Томской области на дату предоставления администрации сведений относительно содержания государственного лесного реестра соответствующих полномочий по предоставлению информации о нахождении/ненахождении земельных участков в границах земель лесного фонда, судами также не исследован, тогда как указанное имеет значение и для разрешения вопроса по заявлению ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности.
Поскольку вышеизложенные обстоятельства, которые имеют значение для правильного рассмотрения дела судами, не проверены, выводы по существу спора не могут быть признаны обоснованными.
Учитывая, что установление фактических обстоятельств является компетенцией судов первой и апелляционной инстанции и не входит в полномочия суда округа, обжалуемые ответчиками решение и постановление подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит установить вышеприведенные недостатки, полно и всестороннее исследовать представленные в дело доказательства в обоснование исковых требований и возражений на иск, на основании собранных по делу доказательств установить фактические обстоятельства дела, принять по спору законный и обоснованный судебный акт, привести мотивы относительно рассмотрения спора по всем заявленным исковым требованиям, а также разрешить вопрос о распределении судебных расходов по делу, в том числе с учетом состоявшихся апелляционного и кассационного рассмотрения.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 12.10.2020 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2021 по делу N А67-1902/2020 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Томской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Севастьянова |
Судьи |
Е.Ю. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Применительно к указанным обстоятельствам также подлежали исследованию: государственный акт 1993 года на право собственности на землю совхоза "Победа"; образование трех спорных земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 70:14:0300086:68 и наличие в отношении него государственной регистрации права собственности муниципального образования на основании абзаца третьего пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и постановления Администрации Томского района от 14.02.2011 N 219-з; осуществление перевода трех образованных спорных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначению в категорию земель промышленности на основании распоряжения Администрации Томской области от 17.09.2014 N 624-ра; осуществление администрацией действий по выбору земельных участков в целях их передачи обществу в аренду для разработки месторождения; передачи их в аренду обществу с 2014 года; принятие мер к установлению обстоятельств нахождения или ненахождения спорных земельных участков на землях лесного фонда, а также ответы на соответствующие ее запросы от Департамента лесного хозяйства Томской области, которому согласно запросу от 17.07.2013 была представлена схема расположения земельного участка, испрашиваемого для разработки месторождения (том 2, л.д. 35, 79). При этом вопрос о наличии или отсутствии у Департамента лесного хозяйства Томской области на дату предоставления администрации сведений относительно содержания государственного лесного реестра соответствующих полномочий по предоставлению информации о нахождении/ненахождении земельных участков в границах земель лесного фонда, судами также не исследован, тогда как указанное имеет значение и для разрешения вопроса по заявлению ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 июля 2021 г. N Ф04-1574/21 по делу N А67-1902/2020
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11423/20
10.12.2021 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-1902/20
01.07.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1574/2021
10.02.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11423/20
12.10.2020 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-1902/20