г. Тюмень |
|
8 июля 2021 г. |
Дело N А03-8319/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Щанкиной А.В.
судей Демидовой Е.Ю.,
Тихомирова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Гайшун И.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Барнаульская генерация" на решение от 09.11.2020 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 24.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-8319/2020 по иску акционерного общества "Барнаульская генерация" (56037, Алтайский рай, г. Барнаул, ул. Бриллиантовая, 2, ИНН 2224152758, ОГРН 1122224002317) к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула (656043, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Короленко, д. 65, ИНН 2221114698, ОГРН 1062221001160) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Кириллова Т.Г.) в помещении Арбитражного суда Алтайского края присутствуют представители:
от акционерного общества "Барнаульская генерация" - Ликунова Н.В. по доверенности N 850 от 24.06.2021 (срок действия по 25.05.2024),
от Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула - Нечаева Л.В. по доверенности от 20.01.2021 (срок действия по 31.12.2021), представлен диплом об образовании.
Суд установил:
Акционерное общество "Барнаульская генерация" (далее - истец, АО "Барнаульская генерация") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула (далее - Комитет, ответчик), в котором просит считать договор аренды земельного участка 2 с кадастровым номером 22:63:040219:2791, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Антона Петрова, 108б, заключенным на условиях протокола разногласий к указанному договору, изложив пункты 2-4,6 приложения 1 к договору в следующей редакции:
"2. Расчет арендной платы за период с 01.07.2017 по 31.12.2017: УПКС = 1334,53 руб./кв.м. С (ставка арендной платы, установленная в процентах от кадастровой стоимости) =0,7% (земельные участки, предназначенные для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очисткисточных вод). Арендная плата за период: (1334,53 * 146*0,7%)/365* 184 = 687,55 руб.
Расчет арендной платы за период с 01.01.2018 по 31.12.2018: УПКС= 1334,53 руб./кв.м. С (ставка арендной платы, установленная в процентах от кадастровой стоимости) = 0,7% (земельные участки, предназначенные для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод). Арендная плата за период: 1334,53 *146*0,7%= 1363,89 руб.
Расчет арендной платы за период с 01.01.2019 по 23.04.2019: УПКС= 1334,53 руб./кв.м. С (ставка арендной платы, установленная в процентах от кадастровой стоимости) = 0,7% (земельные участки, предназначенные для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод). Арендная плата за период: (1334,53 * 146*0,7%)/365*113 = 422,25 руб.
6. Расчет арендной платы земельного участка с 01.01.2020: УПКС = 9122,39 руб./кв.м. К = 0,7% (земельные участки, предназначенные для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод). Общая сумма арендной платы по настоящему Договору в год составляет 9323,08 руб. (девять тысяч триста двадцать три рубля 08 копеек)".
Решением от 09.11.2020 Арбитражный суд Алтайского края, оставленным без изменения Постановлением от 24.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам; указывает, что действия Правил утвержденных Постановлением Правительства N 582 не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена; также ссылается на то, что до 01.01.2019 возможность изменения арендной платы на размер уровня инфляции для земель, находящихся в муниципальной собственности не была предусмотрена законодателем, однако применяется ответчиком с 01.01.2017.
Ответчик в отзыве на кассационную жалобу просит оставить решение и постановление без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель кассатора в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе, настаивал на её удовлетворении.
Проверив судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, земельный участок с кадастровым номером 22:63:040219:2791 по адресу: г.Барнаул, ул.А.Петрова, 108б, передан в муниципальную собственность в 2013 году и в 2014 году предоставлен в аренду ООО "УК "Центральная" на основании распоряжения от 22.05.2014 N 500 (под гараж и мастерские).
Однако договор аренды не был заключен в связи с банкротством ООО "УК "Центральная".
30.06.2017 между муниципальным образованием городской округ - город Барнаул Алтайского края (Концедент), АО "Барнаульская теплосетевая компания" (Концессионер) и субъектом Российской Федерации - Правительством Алтайского края (Правительство) заключено Концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения на территории муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - Соглашение).
В состав имущества, принятого истцом по Соглашению, входит, в том числе здание столярной мастерской (помещения бойлерной), назначение нежилое, площадью 60.6 кв.м., 1966 года ввода в эксплуатацию, расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. А.Петрова, 108б.
В соответствии с пунктами 6.2 и 6.3 Соглашения Концедент (в лице Комитета по земельным ресурсам г. Барнаула) обязуется в соответствии с действующим порядком заключить с Концессионером договоры аренды (субаренды) земельных участков под недвижимым имуществом в составе объекта Соглашения и иного имущества, необходимого для осуществления Концессионером деятельности, предусмотренной Соглашением, не позднее 60 рабочих дней со дня подписания Соглашения.
30.10.2018, 30.04.2019 истец обратился в Комитет с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 22:63:040219:2791, общей площадью 1 748 кв.м.
Комитет направил проект договора, пунктом 2.2 которого предусмотрено, что арендные платежи исчисляются с 01.07.2017 г., Приложением N 1 предусмотрен размер и порядок расчета арендной платы по договору.
23.04.2020 в Комитет поступил подписанный договор аренды и протокол разногласий.
Письмом от 18.05.2020 N ДЮ 109/01-17/4 комитет предложенный истом протокол разногласий не принял, что и явилось причиной обращения истца в суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018, Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденным 26.06.2015 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (вопрос N 7), определением Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2018 N 81-АПГ18-4, учитывая наличие между сторонами спора относительно механизма увеличения размера арендной платы на коэффициент инфляции за периоды, предшествующие дате заключения договора (с 2017 года), пришли к выводам об обоснованности расчета арендной платы Комитетом в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 23.04.2013 N217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" (далее - Приказ) по ставке арендной платы в размере 0,7% кадастровой стоимости соответствующего земельного участка и применении в расчете арендных платежей с момента фактической передачи ответчику объектов теплоснабжения с 2017 года коэффициентов инфляции.
Суд округа не усматривает нарушений законности при вынесении обжалуемых судебных актов, полагает выводы судов о применении материального и процессуального права соответствующими установленным по делу обстоятельствам, а также имеющимся в материалах дела доказательствам при этом исходя из следующего.
В силу пункта 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Во исполнение указанных положений постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 были утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила N 582), регулирующие порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее - федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов: а) на основании кадастровой стоимости земельных участков; б) по результатам торгов, проводимых в форме аукциона; в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации; г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 5 Правил арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития), в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере теплоснабжения.
Минэкономразвития во исполнение данного пункта издало Приказ от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" (далее - Приказ N 217), которым утвердило ставку арендной платы в размере 0,7% кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и недоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.10.2015 N 303-ЭС15-5991, от 26.01.2016 N 304-ЭС15-13351, от 15.10.15 N 306-ЭС15-6607, от 22.12.2015 N 308-ЭС15-10116 и других, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном 26.06.2015 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (вопрос N 7), сформулированы следующие правовые позиции: Правила в редакции Постановления N 582, которыми определены ставки за федеральные земли, не применяются при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, земли, право государственной собственности на которые не разграничено; вместе с тем, если ставки утверждены непосредственно Федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
Положения статьи 39.7 ЗК РФ отдельным образом определили перечень случаев, когда для публичных земельных участков, не относящихся к федеральной собственности, размер арендной платы ограничен путем установления верхнего предела, аналогичного соответствующему размеру, установленному для указанного вида собственности (пункт 4 статьи 39.7 ЗК РФ), либо посредством привязки этого размера к земельному налогу за конкретный участок (пункт 5 статьи 39.7 ЗК РФ).
Из содержания упомянутых ограничений следует, что они возможны только при наличии: определенных объектов, размещенных на земельных участках (подпункт 2 статьи 49 ЗК РФ); работ, связанных с пользованием недрами; конкретных особенностей арендаторов и предмета арендных отношений.
Такая же правовая позиция содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденном 28.03.2018 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (вопрос N 18), согласно которой действие Правил (в том числе и пункт 8, предусматривающий изменение арендной платы на размер уровня инфляции) распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности муниципальных образований.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, изучив представленный Комитетом в проекте договора аренды расчет арендных платежей за пользование земельным участком под объектом теплоснабжения, произведенный на основании Приказа N 217 в размере 0,7% кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, учитывая, что применительно к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, находящимся на территории Алтайского края, увеличение размера арендной платы на значение уровня инфляции, установленное федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, предусматривалось Положением о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденном постановлением администрации Алтайского края от 24.12.2007 N 603, Решением Барнаульской городской Думы от 14.12.2012 N24 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края, условий и сроков ее внесения" (далее - Порядок N 24), в которое Решением Думы от 28.08.2015 N496 внесены изменения в части пункта 2.4, суды пришли к обоснованным выводам о том, что на каждый последующий отчетный год арендная плата за земельные участки неразграниченной государственной собственности, расположенные на территории города Барнаула, определяется исходя из того размера арендной платы, который сформирован в предшествующем году с применением соответствующего значения уровня инфляции.
При этом судами с учетом позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2018 N 81-АПГ18-4, обоснованно учтено, что в год изменения кадастровой стоимости земельного участка в расчете арендных платежей правомерно исключено применение коэффициентов инфляции.
Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Коэффициент (индекс) инфляции отражает изменение во времени стоимости товаров, работ и услуг и призван приводить размер арендной платы в соответствие с текущим уровнем инфляции и системой цен (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2018 N 81-АПГ18-4).
Учитывая, что арендная плата за земли публичной собственности является ценой регулируемой, то есть определяемой в установленном порядке соответствующим уполномоченным исполнительным органом, принимая во внимание понятие и значение такой экономической категории как уровень (индекс) инфляции и установленную региональным законодательством Администрацией Алтайского края и Барнаульской городской Думы обязательностью ежегодного увеличения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, на которых расположены здания и сооружения, на значение уровня инфляции, установленное федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, суд округа приходит к выводу о правильном применении судами первой и апелляционной инстанции норм материального права и обоснованности выводов о правомерности расчета Комитета арендной платы за арендованный обществом земельный участок.
Доводы кассатора о том, что пункт 2.12 Порядка N 24, предусматривающий возможность изменения арендной платы в одностороннем порядке на размер уровня инфляции, введен Решением Баранульской городской Думы от 30.11.2018 N 222 и вступил в силу с 01.01.2019, правомерно отклонены судами как противоречащие изложенным правовым позициям и назначению экономической категории индекса инфляции.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводам о том, что применение значения уровня инфляции при определении размера арендной платы за земли публичной собственности соответствует как положениям пункта 8 Порядка N 582, применимого к федеральным землям, так и положениям законодательства Алтайского края: Порядку определения размера арендной платы за земли данной категории определен в Положении о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения, утвержденном постановлением администрации Алтайского края от 24.12.2007 N 603, Решению Барнаульской городской Думы от 14.12.2012 N24 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края, условий и сроков ее внесения".
Доказательств, опровергающих указанные выводы, кассатор в материалы дела не предоставил.
Таким образом общество не доказало наличие правовых оснований для признания приведенного в проекте договора Комитетом размера арендной платы не соответствующим действующему законодательству и принятия проекта договора аренды в редакции общества.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судом на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Принимая во внимание, что судами первой и апелляционной инстанций не допущено неправильного применения норм материального права и нарушений норм процессуального права (статья 288 АПК РФ), основания для удовлетворения кассационной жалобы судом не установлены.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.11.2020 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 24.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-8319/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Щанкина |
Судьи |
Е.Ю. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, изучив представленный Комитетом в проекте договора аренды расчет арендных платежей за пользование земельным участком под объектом теплоснабжения, произведенный на основании Приказа N 217 в размере 0,7% кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, учитывая, что применительно к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, находящимся на территории Алтайского края, увеличение размера арендной платы на значение уровня инфляции, установленное федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, предусматривалось Положением о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденном постановлением администрации Алтайского края от 24.12.2007 N 603, Решением Барнаульской городской Думы от 14.12.2012 N24 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края, условий и сроков ее внесения" (далее - Порядок N 24), в которое Решением Думы от 28.08.2015 N496 внесены изменения в части пункта 2.4, суды пришли к обоснованным выводам о том, что на каждый последующий отчетный год арендная плата за земельные участки неразграниченной государственной собственности, расположенные на территории города Барнаула, определяется исходя из того размера арендной платы, который сформирован в предшествующем году с применением соответствующего значения уровня инфляции.
При этом судами с учетом позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2018 N 81-АПГ18-4, обоснованно учтено, что в год изменения кадастровой стоимости земельного участка в расчете арендных платежей правомерно исключено применение коэффициентов инфляции.
...
Коэффициент (индекс) инфляции отражает изменение во времени стоимости товаров, работ и услуг и призван приводить размер арендной платы в соответствие с текущим уровнем инфляции и системой цен (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2018 N 81-АПГ18-4)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 июля 2021 г. N Ф04-3063/21 по делу N А03-8319/2020
Хронология рассмотрения дела:
08.07.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3063/2021
24.02.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-12635/20
08.12.2020 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-8319/20
09.11.2020 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-8319/20