Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 июля 2021 г. N Ф04-3063/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
24 февраля 2021 г. |
Дело N А03-8319/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Фертикова М.А., |
судей |
|
Киреевой О.Ю., |
|
|
Стасюк Т.Е., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семененко И.Г. (до перерыва), секретарем судебного заседания Касьян В.Ф.(после перерыва), с использованием средств аудиозаписи, путем онлайн заседания в режиме веб-конференции, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Барнаульская генерация" (N 07АП-12635/2020) на решение от 09.11.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-8319/2020 по иску акционерного общества "Барнаульская генерация" (ОГРН 1122224002339, ИНН 2224152780, г. Барнаул) к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула (ОГРН 1062221001160, ИНН 2221114698, г. Барнаул),
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
при участии в судебном заседании:
от истца - Ликунова Н.В., по доверенности от 28.12.2020 (после перерыва),
от ответчика - не явились (надлежаще извещены),
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Барнаульская генерация" (далее - истец, АО "Барнаульская генерация") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула (далее- Комитет, ответчик), в котором просит считать договор аренды земельного участка с кадастровым номером 22:63:040219:2791, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Антона Петрова, 108б, заключенным на условиях протокола разногласий к указанному договору, изложив пункты 2-4,6 приложения 1 к договору в следующей редакции: "2. Расчет арендной платы за период с 01.07.2017 по 31.12.2017:
УПКС = 1334,53 руб./кв.м.
С (ставка арендной платы, установленная в процентах от кадастровой стоимости) =0,7% (земельные участки, предназначенные для размещения трубопроводов и иных
объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очисткисточных вод).
Арендная плата за период: (1334,53 * 146*0,7%)/365* 184 = 687,55 руб.
Расчет арендной платы за период с 01.01.2018 по 31.12.2018:
УПКС= 1334,53 руб./кв.м.
С (ставка арендной платы, установленная в процентах от кадастровой стоимости) = 0,7% (земельные участки, предназначенные для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки
сточных вод).
Арендная плата за период: 1334,53 *146*0,7%= 1363,89 руб.
Расчет арендной платы за период с 01.01.2019 по 23.04.2019:
УПКС= 1334,53 руб./кв.м.
С (ставка арендной платы, установленная в процентах от кадастровой стоимости) = 0,7% (земельные участки, предназначенные для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод).
Арендная плата за период: (1334,53 * 146*0,7%)/365*113 = 422,25 руб.
6. Расчет арендной платы земельного участка с 01.01.2020:
УПКС = 9122,39 руб./кв.м.
К = 0,7% (земельные участки, предназначенные для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод).
Арендатор |
Площадь участка (кв.м.) |
Размер арендной платы (руб.) |
АО "Барнаульская теплосетевая компания" |
146 |
9 323,08 |
Общая сумма арендной платы по настоящему Договору в год составляет 9323,08 руб. (девять тысяч триста двадцать три рубля 08 копеек)".
Решением от 09.11.2020 Арбитражный суд Алтайского края в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края отменить и принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение апелляционным судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам; указывает, что действия Правил утвержденных Постановлением Правительства N 582 не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена; также ссылается на то, что до 01.01.2019 возможность изменения арендной платы на размер уровня инфляции для земель, находящихся в муниципальной собственности не была предусмотрена законодателем, однако применяется ответчиком с 01.01.2017.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От АО "Барнаульская генерация" поступили возражения на отзыв в которых общество не согласилось с позицией изложенной ответчиком.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы, изложенные апелляционной жалобе, настаивал на её удовлетворении.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, ответчик своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направил.
На основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика, по имеющимся материалам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, возражения на отзыв, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 22:63:040219:2791 по адресу: г.Барнаул, ул.А.Петрова, 108б, был передан в муниципальную собственность в 2013 году и в 2014 году предоставлен в аренду ООО "УК "Центральная" на основании распоряжения от 22.05.2014 N 500 (под гараж и мастерские). Однако договор аренды не был заключен в связи с банкротством ООО "УК "Центральная".
30.06.2017 между муниципальным образованием городской округ - город Барнаул Алтайского края (Концедент), АО "Барнаульская теплосетевая компания" (Концессионер) и субъектом Российской Федерации - Правительством Алтайского края (Правительство) заключено Концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения на территории муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - Соглашение).
В состав имущества, принятого Истцом (далее - АО "БТСК", Общество) по Соглашению, входит, в том числе здание столярной мастерской (помещения бойлерной), назначение нежилое, площадью 60.6 кв.м., 1966 года ввода в эксплуатацию, расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. А.Петрова, 108б.
В соответствии с п.п. 6.2., 6.3. Соглашения Концедент (в лице Комитета по земельным ресурсам г. Барнаула) обязуется в соответствии с действующим порядком заключить с Концессионером договоры аренды (субаренды) земельных участков под недвижимым имуществом в составе объекта Соглашения и иного имущества, необходимого для осуществления Концессионером деятельности, предусмотренной Соглашением, не позднее 60 рабочих дней со дня подписания Соглашения.
30.10.2018, 30.04.2019 истец обратился в Комитет с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером: 22:63:040219:2791, общей площадью 1 748 кв.м.
Комитет направил проект договора, пунктом 2.2. которого предусмотрено, что арендные платежи исчисляются с 01.07.2017 г., Приложением N 1 предусмотрен размер и порядок расчета арендной платы по Договору.
23.04.2020 в Комитет поступил подписанный договор аренды и протокол разногласий.
Письмом от 18.05.2020 N ДЮ 109/01-17/4 комитет предложенный истом протокол разногласий не принял, что и явилось причиной обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой при вынесении обжалуемого судебного акта руководствовались Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ, правовыми позициями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", и исходил из того, объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, отчуждены в порядке приватизации, и наличия у предпринимателя права на выкуп спорного земельного участка на льготных условиях по цене из расчета 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Во исполнение указанных положений постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 были утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила), регулирующие порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 2 Правил N 582 размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника, если иное не установлено федеральными законами, в том числе на основании кадастровой стоимости земельных участков; по результатам торгов, проводимых в форме аукциона; в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации; на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу пункта 5 Правил N 582 арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности: линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений; гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
В отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, Приказом от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" установлена ставка арендной платы в размере 0,7 процентов от кадастровой стоимости.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном 26.06.2015 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (вопрос N 7), сформулирована следующая правовая позиция: Правила N 582, которыми определены ставки за федеральные земли, не применяются при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, земли, право государственной собственности на которые не разграничено; вместе с тем, если ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
Однако, ставки, утвержденные непосредственно федеральным законом, являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015)").
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, такая же правовая позиция содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного 28.03.2018 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (вопрос N 18) согласно которой действие Правил (в том числе и пункт 8, предусматривающий изменение арендной платы на размер уровня инфляции) распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1.5 Приказа Минэкономразвития от 12.05.2017 N 226 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке" при определении кадастровой стоимости объект недвижимости оценивается исходя из предположения о возможности его добровольного отчуждения (передачи права собственности) на открытом рынке в условиях свободной конкуренции, а также с четом того, что покупатель получает возможность полного и незамедлительного его использования в состоянии, в котором он был приобретен (передан) на дату определения кадастровой стоимости независимо от того, ограничен ли такой объект недвижимости в обороте, существует ли рынок такого рода объектов недвижимости и может ли он быть фактически отчужден.
При заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленный в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды (пункт 8 Правил).
В пункте 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015, даны разъяснения о том, что в случае расчета арендной платы на основании кадастровой стоимости земельного участка (в соответствии с подп. "а" п. 2 Правил) федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в п. 8 Правил, не проводится (п. 9 Правил).
Исходя из анализа названных норм, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы АО "Барнаульская генерация" о том, что коэффициент инфляции не может применяться при расчете арендной платы за периоды, предшествовавшие оформлению договорных отношений, т.к. согласно п. 6.8. Концессионного соглашения стороны установили, что на момент заключения договоров аренды земельных участков размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края, условия и сроки её внесения, регулируются решением Барнаульской городской Думы от 14.12.2012 N 24 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края, условий и сроков её внесения". Арендная плата изменяется Концедентом (арендодателем) в одностороннем порядке в случае принятия нормативных актов, устанавливающих иной размер арендной платы либо порядок ее исчисления.
При этом судом первой инстанции обоснованно было учтено, что в силу п. 4.1, 4.4,4.5, Приложения N 3 к Концессионному соглашению к истцу с 30.06.2017 перешли права владения и пользования объектом недвижимости, расположенном на спорном земельном участке, а следовательно, истец с указанной даты осуществляет фактическое использование земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно поддержал позицию истца о том, что в год изменения кадастровой стоимости земельного участка следует исключить применение поправочных коэффициентов, т.к. согласно Постановлению N 582, п. 11 Приказа Минэкономразвития от 29.12.2017 N 217 в случае изменения кадастровой стоимости подлежит применению ставка 0,7%.
В соответствии с пунктом 11 Приказа Минэкономразвития от 29.12.2017 N 710 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от N582" (далее - Методические рекомендации) при определении в порядке определения размера арендной платы расчета арендной платы на основе кадастровой стоимости земельного участка рекомендуется учитывать, что изменение кадастровой стоимости содержит в себе некоторое опережающее повышение стоимости земельного участка, основанное на предположении о вероятности роста кадастровой стоимости в ближайшем будущем.
Инфляцией является повышение общего (среднего) уровня цен с течением времени и, как следствие, обесценивание денежных средств в результате инфляционных процессов, наличие которых в экономике учитывается федеральным законодателем, в частности, при установлении прогнозируемого уровня инфляции в федеральном законе о федеральном бюджете Российской Федерации на соответствующий год.
Судом установлено, что постановлением администрации города от 17.04.2019 N 626 был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: 22:63:040219:2791, площадью 1748 кв.м., по адресу: город Барнаул, улица Антона Петрова, 108б с "административно-хозяйственные и общественные учреждения обслуживания и организации районного и локального уровня" на "объекты бытового обслуживания (приемные пункты химчистки и прачечных, парикмахерские, салоны красоты, ателье, обувные мастерские, фотоателье, пункты проката и другие подобные объекты), в том числе встроенные, пристроенные и встроеннопристроенные; электростанции, распределительные подстанции, трансформаторные подстанции, центральные тепловые пункты, тяговые подстанции, повысительные водопроводные насосные станции, газораспределительные пункты, блочные газорегуляторные пункты, шкафные газорегуляторные пункты и другие подобные объекты".
В п.2 постановления администрации города от 17.04.2019 N 626 установлено соответствие между разрешенным использованием земельного участка "объекты бытового обслуживания (приемные пункты химчистки и прачечных, парикмахерские, салоны красоты, ателье, обувные мастерские, фотоателье, пункты проката и другие подобные объекты), в том числе встроенные, пристроенные и встроенно-пристроенные; электростанции, распределительные подстанции, трансформаторные подстанции, центральные тепловые пункты, тяговые подстанции, повысительные водопроводные насосные станции, газораспределительные пункты, блочные газорегуляторные пункты, шкафные газорегуляторные пункты и другие подобные объекты" и видами разрешенного использования "коммунальное обслуживание" (код (числовое обозначение) - 3.1), "бытовое обслуживание" (код (числовое обозначение) - 3.3) классификатора видов разрешенного использования земельных участков.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 12404/09, а также положений статьи 24.20 ФЗ 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта и сведения о кадастровой стоимости используются с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Материалами дела подтверждено, что кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул.А.Петрова, 1086 была изменена в связи с изменением характеристик земельного участка, кадастровая стоимость земельного участка увеличилась до 9 122, 39 руб., в связи с чем Комитетом правомерно применен при расчете арендной платы с 24.04.2019 г. КС=9 122, 39 руб./кв.м., а коэффициент с учетом уровня инфляции при расчете в период с 24.09.2019 по 31.12.2019 г. не применялся.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции установил, что спор между сторонами сводится к механизму увеличения размера арендной платы за земельные участки неразграниченной государственной собственности на уровень инфляции, при этом обоснованность применения Комитетом значений уровней инфляции в указанный в оспариваемом Проекте периоде, обществом не оспаривается.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции обоснованно указал на то, что применительно к земельным участкам, находящимся в федеральной собственности, увеличение размера арендной платы на уровень инфляции предусмотрено пунктом 8 Порядка N 582.
Применительно к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, находящимся на территории Алтайского края, увеличение размера арендной платы на значение уровня инфляции, установленное федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, предусматривалось Порядком определения размера арендной платы за земли данной категории определен в Положении о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения, утвержденном постановлением администрации Алтайского края от 24.12.2007 N 603, Решением Барнаульской городской Думы от 14.12.2012 N 24 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края, условий и сроков ее внесения" (далее - Решение).
Судом установлено, что 16.09.2015 в решение были внесены изменения (решением от 28.08.2015 N 496), которыми изменен пункт 2.4, согласно которому размер арендной платы при заключении договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и предоставленного в аренду без проведения торгов, рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по её расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации для размещения определенных объектов, в том числе "трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод".
При таких обстоятельствах, с 16.09.2015 комитетом расчет арендной платы для объектов теплоснабжения осуществляется в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" (далее - Приказ) по ставке арендной платы в размере 0,7% кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Таким образом, с 16.09.2015 представленный Комитетом расчет арендной платы для объектов теплоснабжения осуществляется в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" (далее - Приказ) по ставке арендной платы в размере 0,7% кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
В силу п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, положений ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 16, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", арендная плата за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, относится к категории регулируемых цен; порядок определения размера арендной платы, порядок и сроки ее внесения устанавливаются соответствующим уполномоченным органом.
В статье 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 30.05.2018 N 81-АПГ18-4 отмечено, коэффициент (индекс) инфляции отражает изменение во времени стоимости товаров, работ и услуг и призван приводить размер арендной платы в соответствие с текущим уровнем инфляции и системой цен.
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что арендная плата за земли публичной собственности является ценой регулируемой, то есть определяемой в установленном порядке соответствующим уполномоченным исполнительным органом, учитывая понятие и значение такой экономической категории как уровень (индекс) инфляции, и установленную региональным законодательством Администрацией Алтайского края и Барнаульской городской Думы обязательностью ежегодного увеличения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, на которых расположены здания и сооружения, на значение уровня инфляции, установленное федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, пришел к правомерному выводу о правильном применении Комитетом расчета арендной платы за арендованный обществом земельный участок, в связи с чем обоснованно отклонил как основанные на неправильном толковании норм права доводы истца о том, что увеличение размера арендной платы на каждый последующий год должно производиться исходя из размера арендной платы, определяемого без учета ее увеличения на соответствующий уровень инфляции предыдущего года.
На основании вышеизложенного на каждый последующий отчетный год арендная плата за земельные участки неразграниченной государственной собственности, расположенные на территории города Барнаула, определяется исходя из того размера арендной платы, который сформирован в предшествующем году с применением соответствующего значения уровня инфляции.
Следовательно, применение значения уровня инфляции при определении размера арендной платы за земли публичной собственности соответствует как положениям пункта 8 Порядка N 582, применимого к федеральным землям, так и положениям законодательства Алтайского края: Порядку определения размера арендной платы за земли данной категории определен в Положении о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения, утвержденном постановлением администрации Алтайского края от 24.12.2007 N 603, Решению Барнаульской городской Думы от 14.12.2012 N24 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края, условий и сроков ее внесения".
Апелляционный суд не усматривает правовых оснований для несогласия с указанными выводами суда первой инстанции, учитывая, что они достаточным образом мотивированы, согласуются с фактическими обстоятельствами дела и представленным в дело доказательствам не противоречат.
Иное, применяемое обществом толкование, нивелирует применение уровня инфляции, исключает значение влияния инфляционных процессов на формирование такой регулируемой цены как арендная плата за земли публичной собственности.
Таким образом, как обоснованно отметил суд первой инстанции, доводы заявителя о противоречии представленного Комитетом в оспариваемом проекте Договора расчета арендной платы за арендованный обществом земельный участок Основным принципам определения арендной платы, установленным постановлением Правительства РФ N 582, основаны на ошибочном понимании экономического значения такой категории как уровень (индекс) инфляции.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив вышеизложенные обстоятельства, установив что коэффициент индексации включен в формулу расчета арендной платы нормативным правовым актом уполномоченного публичного органа субъекта Российской Федерации, муниципального образования города Барнаул, не признанными в данной части недействующими путем оспаривания в установленном законом порядке, отсутствуют основания для исключения его при расчете размера платы, а также принимая во внимание то, что раздел договора, устанавливающий размер платы и приложениями механизм его расчета за спорный земельный участок в редакции арендодателя соответствует требованиям законодательства, изменение методики определения регулируемой арендной платы путем введения нормативным актом муниципального образования нового коэффициента подлежит применению к спорному договору с момента вступления в силу этого акта, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Доводы подателя жалобы о том, что судом первой инстанции не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, не нашли своего подтверждения.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства дела, собранные по делу доказательства, исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и получили надлежащую правовую оценку в судебном акте.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 09.11.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-8319/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Барнаульская генерация" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
М.А. Фертиков |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.