г. Тюмень |
|
9 июля 2021 г. |
Дело N А27-4226/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Киричёк Ю.Н.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение от 21.01.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Дружинина Ю.Ф.) и постановление от 06.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А27-4226/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шахтоуправление "Майское" (653222, Кемеровская область-Кузбасс, Прокопьевский район, поселок Октябрьский, переулок Школьный, 4, ОГРН 1064205056850, ИНН 4205101039) к Южно-Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (650000, Кемеровская область-Кузбасс, город Кемерово, улица Ноградская, 19/А, ОГРН 1024200680723, ИНН 4207052250) об оспаривании предписания.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Шахтоуправление "Майское" (далее - ООО "Шахтоуправление "Майское", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительными пунктов 5 и 6 предписания Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, Росприроднадзор) от 02.12.2019 N НЗВАТ-115.
Решением от 21.01.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 06.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, пункт 5 оспариваемого предписания признан недействительным, в удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты в части признания недействительным пункта 5 оспариваемого предписания, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, обществом осуществляется деятельность, не соответствующя документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы (при формировании внутреннего отвала допущено размещение отхода "Вскрышная порода в смеси практически неопасная" в 2018 году в объеме 65 610 250 м3), что является нарушением положений статьи 27 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон об экологической экспертизе) и основанием для внесения платы за размещение отхода в объеме, сверхустановленном проектными решениями.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, основным видом экономической деятельности общества является добыча угля за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого открытым способом (код ОКВЭД 05.10.13); общество является держателем лицензий на пользование недрами КЕМ 13892 ТЭ от 27.12.2006 с целью разведки и добычи каменного угля на участке "Поле шахты "Майская" Соколовского каменноугольного месторождения, КЕМ 01907 ТР от 24.07.2015 с целью геологического изучения, разведки и добычи каменного угля на участке "Перспективный" Соколовского и Евтинского каменноугольных месторождений и выполнение ликвидационных работ с попутной добычей каменного угля и участке "Шахта Красногорская Прокопьевского каменноугольного месторождения.
По результатам плановой выездной проверки (приказ от 16.10.2019 N 115-КН) в отношении общества управлением составлен акт от 02.12.2019, согласно которому ООО "Шахтоуправление "Майское" допущено нарушение требований пункта 4 статьи 27 Закона об экологической экспертизе, выразившееся в превышении в 2018 году объема размещения отхода "Вскрышная порода в смеси практически не опасная" при формировании внутреннего отвала на основании проектной документации "Проект отработки запасов участка открытых горных работ "Поле шахты "Майская" с вовлечением в отработку запасов участка "Перспективный" ООО "Шахтоуправление "Майское". Третий этап. 1 очередь", получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и выдано предписание от 02.12.2019 N НЗВАТ-115, согласно которому обществу необходимо внести плату за сверхустановленные проектными решениями объемы размещения отхода в размере 39 791 250 м3 (пункт 5 предписания).
Не согласившись с оспариваемым предписанием в вышеуказанной части, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что оспариваемое предписание управления не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы общества.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
На основании пункта 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пункта 1 статьи 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в частности, выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Экологическая экспертиза как установление соответствия документов, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную деятельность, экологическим требованиям проводится в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду; она основывается на презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной, иной деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы (статьи 1 и 3 Закона об экологической экспертизе).
Согласно абзацу пятому статьи 27 Закона об экологической экспертизе заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В силу части 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 16 Закона об охране окружающей среды плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Федеральный закон N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" в статье первой раскрывает следующие понятия: размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Судами установлено, что общество осуществляет отработку месторождения полезных ископаемых в соответствии с проектно-разрешительной документацией "Проект отработки запасов участка открытых горных работ "Поле шахты "Майская" с вовлечением в отработку запасов участка "Перспективный" ООО "Шахтоуправление "Майское". Третий этап. 1 очередь (далее - Проект), на которую получено положительное заключение экологической экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации от 27.06.2018 (далее - Заключение ГЭЭ), утвержденное приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспрроднадзор) по Кемеровской области от 29.06.2018 N 551-Э и положительное заключение государственной экспертизы от 29.01.2019 N 42-1-1-3-001331-2019 федерального автономного учреждения "Главное управление государственной экспертизы"; в части обращения с отходами общество организует свою деятельность в соответствии с проектно-разрешительной документацией "Проект нормативов образования отходов производства и потребления ООО "Шахтоуправление "Майское", утвержденной приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспрроднадзор) по Кемеровской области от 26.06.2017 N 751-рд.
Как следует из Проекта (Книга 1. Пояснительная записка. Часть 1. Краткая характеристика карьерного поля. Раздел 5. Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений. Том 5.7.1; Часть 2. Рекультивация нарушенных земель. Раздел 8. Мероприятия по охране окружающей среды. Том 8-2), определяющими условиями выбора порядка отработки является возможность обеспечения производственной мощности при минимальных годовых объемах вскрышных работ и максимальном использовании емкости внутренних отвалов. Для этой цели принят блочный порядок отработки, при котором выработанное пространство отработанных блоков заполняется породой с блоков, находящихся в эксплуатации. По мере появления выработанного пространства в каждом блоке начинается засыпка блока вскрышными породами до дневной поверхности и формирование внутренних отвалов выше дневной поверхности. Засыпка блока N 1 и отсыпка внутреннего отвала происходит в период с 2018 по 2023 год. Объем вскрышных пород, используемый для засыпки блоков N 1 и N 2 составляет 164 084 м3 (161 362 +2 722).
Согласно Заключению ГЭЭ (Таблица 22 - Сведения по нормативам образования отходов "вскрышная порода в смеси практически неопасная" и используемых для закладки выработанного пространства (до уровня дневной поверхности) по годам эксплуатации участков ОГР) общий объем вскрышных пород, используемый в период с 2018 по 2023 год для закладки выработанного пространства до уровня дневной поверхности, составляет 164 084 м3; в 2018 году - 25 819 м3. Плата за размещение отхода - "вскрышная порода в смеси практически неопасная" на внутреннем отвале рассчитана с момента складирования вскрышной породы выше уровня дневной поверхности (страница 66 Заключения ГЭЭ).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что общество осуществляет размещение отходов на основании Проекта, получившего положительное Заключение ГЭЭ; фактический объем вскрышной породы, размещенной на внутреннем отвале в 2018 году, составил 65 610 250 м3, превысив запланированный на этот год Проектом объем на 39 791 250 м3; при этом отклонение от графика размещения вскрышной породы на внутреннем отвале не влечет необходимости внесения платы за ее размещение, поскольку не превышен общий объем, определенный Проектом для формирования внутреннего отвала (164 084 м3) и не достигнут уровень дневной поверхности; плата за размещение отхода в соответствии с Проектом рассчитана с момента складирования вскрышной породы выше уровня дневной поверхности.
Суды обоснованно руководствовались положениями пункта 11 статьи 12 Закона об отходах производства и потребления, Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (действовал до 01.01.2021), а также приняли во внимание представленное в материалы дела заключение руководителя экспертной комиссии, подготовившей Заключение ГЭЭ, согласно которому горные породы, используемые для закладки выработанного пространства, засыпки провалов при рекультивации нарушенных горными работами земель, в соответствии с утвержденным в установленном порядке техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых, в лимиты на размещение отходов не включаются; календарный план ведения горных работ не является жестко регламентированным документом.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное обществом требование, признав недействительным оспариваемый пункт предписания.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении нижестоящими судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.01.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 06.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-4226/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.