г. Тюмень |
|
12 июля 2021 г. |
Дело N А81-6274/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Куприной Н.А.,
судей Туленковой Л.В.,
Хлебникова А.В.,
при протоколировании судебного заседания с использованием системы веб-конференции в режиме онлайн помощником судьи Бочаровым Н.С., рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества "Ямалтрансстрой" на решение от 30.09.2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Соколов С.В.) и постановление от 04.02.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Веревкин А.В., Аристова Е.В., Лебедева Н.А.) по делу N А81-6274/2020 по иску муниципального производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Лабытнанги "Ямал" (629405, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Лабытнанги, улица Озерная, дом 5, ОГРН 1028900558070, ИНН 8902009197) к акционерному обществу "ЯмалТрансСтрой" (629404, Ямало-Ненецкий автономный округа, город Лабытнанги, улица Обская, дом 39, ОГРН 1028900556651, ИНН 8902002522) о взыскании денежных средств.
Посредством системы веб-конференции в режиме онлайн в судебном заседании участвовала представитель акционерного общества "Ямалтрансстрой" - Лебедчук О.А. по доверенности от 21.12.2020 N 77АГ3155668, диплом.
Суд установил:
муниципальное производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Лабытнанги "Ямал" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "Ямалтрансстрой" (далее - общество) о взыскании 2 792 457,97 руб. долга за потребленные в период с 01.01.2020 по 30.04.2020 коммунальные ресурсы.
Решением от 30.09.2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 04.02.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт или направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
В обоснование кассационной жалобы заявителем приведены следующие доводы: при рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций не применили нормы материального права, подлежащие обязательному применению при разрешении настоящего спора, не учли, что в силу части 3 статьи 76 Конституции Российской Федерации федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам; предметом спора является обоснованность (необоснованность) применения тарифов при начислении платы за поставленные коммунальные ресурсы в принадлежащие ответчику на праве собственности жилые помещения - квартиры, которые предоставляются для проживания исключительно сотрудникам общества - физическим лицам и членам их семей; положения статей 424, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пункта 23 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования), имеют приоритет перед примененным судами Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.12.2014 N 107-ЗАО "Об установлении отдельных категорий потребителей коммунальных ресурсов и коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, имеющих право на льготы, компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям, региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами и прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований в Ямало- Ненецком автономном округе отдельных государственных полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям коммунального комплекса" (далее - Закон N 107-ЗАО), нормы которого противоречат федеральному законодательству и не подлежат применению; суды не применили пункт 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2), которым к тарифной группе "население" отнесены граждане, использующие электрическую энергию на коммунально-бытовые нужды, что привело к вынесению неправосудных судебных актов.
Распоряжением от 28.05.2021 председателя четвертого судебного состава Арбитражного суда Западно-Сибирского округа для рассмотрения кассационной жалобы общества сформирован следующий состав суда: председательствующий Куприна Н.А., судьи Дерхо Д.С., Туленкова Л.В.
Определением от 03.06.2021 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа рассмотрение кассационной жалобы отложено на 05.07.2021 на 14 часов 00 минут по тюменскому времени.
В связи с нахождением в день рассмотрения кассационной жалобы судьи Дерхо Д.С. в очередном отпуске определением от 05.07.2021 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа произведена замена судьи в составе суда, сформированном для рассмотрения кассационной жалобы общества, на судью Хлебникова А.В.
Представленные сторонами дополнения к кассационной жалобе и отзыв на нее, в котором истец просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, судом округа приобщены к материалам кассационного производства.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы и дополнения к ней, затруднился пояснить, имеется ли задолженность помимо разницы в применяемых сторонами тарифах.
Проверив согласно положениям статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, дополнения к ней, отзыва, суд округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами, предприятие является ресурсоснабжающей организацией (далее - РСО), осуществляющей поставку коммунальных ресурсов абонентам на территории Обского микрорайона в городе Лабытнанги.
В соответствии с постановлением администрации города Лабытнанги от 15.11.2013 N 703 "Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования город Лабытнанги на 2014 год и на перспективу до 2028 года" предприятие наделено статусом единой теплоснабжающей организации, осуществляющей поставку тепловой энергии абонентам, находящимся в зоне действия источника тепловой энергии - котельной ДЕ 25/14.
Распоряжением администрации города Лабытнанги от 01.06.2015 N 686 "О внесении изменений в распоряжение администрации города Лабытнанги от 26.09.2014 N 1927" предприятию присвоен статус гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории Обского микрорайона города Лабытнанги.
Между предприятием (РСО) и обществом (абонент) заключен договор от 01.12.2015 N 73 предоставления жилищно-коммунальных услуг юридическому лицу, являющемуся собственником жилых помещений в многоквартирных домах, далее - МКД (далее - договор), по условиям которого предприятие обязалось предоставлять абоненту услуги холодного водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения (далее - услуги), а также услуги по откачке и вывозу жидких бытовых отходов из септиков, для обеспечения принадлежащих абоненту на праве собственности жилых помещений, расположенных в МКД, согласно приложению к договору, а абонент обязался оплачивать услуги в соответствии с условиями договора, нормами ЖК РФ и Правил N 354.
Пунктом 3.3 договора согласовано, что размер платы за услуги рассчитывается в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, по тарифам, установленным предприятию департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент).
В соответствии с пунктом 3.4 договора расчеты по договору производятся абонентом до 10 числа месяца, следующего за расчетным, на основании выставленных предприятием счетов-фактур, которые абонент обязан получать у предприятия самостоятельно не позднее 5 числа месяца, следующего за расчетным.
Стоимость реализованных обществу коммунальных ресурсов определена предприятием на основании тарифов, установленных ему приказами департамента: от 17.12.2018 N 247-т "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую муниципальным производственным предприятием жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Лабытнанги "Ямал" и поставляемую потребителям, и долгосрочных параметров регулирования тарифов, на 2019 - 2023 годы" (далее - Приказ N 247-т), от 17.12.2018 N 248-т "Об установлении муниципальному производственному предприятию жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Лабытнанги "Ямал" тарифов на техническую воду для расчетов с потребителями и долгосрочных параметров регулирования тарифов, на 2019 - 2023 годы" (далее - Приказ N 248-т), от 17.12.2018 N 249-т "Об установлении муниципальному производственному предприятию жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Лабытнанги "Ямал" тарифов на водоотведение для расчетов с потребителями и долгосрочных параметров регулирования тарифов, на 2019 - 2023 годы" (далее - Приказ N 249-т).
Как указало предприятие, в целях оплаты обществом потребленных в период с 01.01.2020 по 31.03.2020 коммунальных ресурсов, предприятием сопроводительными письмами от 27.04.2020 N 05/1214, 05/1215 направлены: корректировочные счета-фактуры от 31.03.2020 N 397, 398 (за январь 2020 года) на сумму 718 899,77 руб., счета-фактуры от 29.02.2020 N 258, 259 (за февраль 2020 года) на сумму 723 627,26 руб., счета-фактуры от 31.03.2020 N 379, 380 (за март 2020 года) на сумму 724 152,53 руб. Сопроводительным письмом от 12.05.2020 N 05/1375 ответчику направлены счета-фактуры от 30.04.2020 N 527, 528 (за апрель 2020 года) на сумму 712 538,69 руб.
Ответчик оплату потребленных коммунальных ресурсов не произвел, в письме от 07.05.2020 N 1661/ЯЛ-20 указал, что не согласен с применяемыми предприятием для расчета платы за коммунальные ресурсы тарифами для категории "прочие потребители".
По расчету истца, общая сумма задолженности ответчика за потребленные в период с 01.01.2020 по 30.04.2020 коммунальные ресурсы составила 2 879 218,25 руб.
В целях урегулирования возникшего спора истцом ответчику направлена претензия от 26.05.2020 N 19/1527 с требованием произвести отплату в размере 2 879 218,25 руб. не позднее 30 дней, неисполнение которой послужило основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с иском.
Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 8, 50, 309, 310, 424, 426, 539, 544, 548 ГК РФ, статьей 153 ЖК РФ, статьей 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), статьей 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), пунктами 5(3), 5(4), 52 Основ ценообразования, статьей 3 Закона N 107-ЗАО, пунктами 1, 38 Правил N 354, условиями договора и исходили из доказанности обстоятельств оказания предприятием обществу коммунальных услуг, которые последним не оплачены, правомерности расчета их стоимости исходя из тарифа, установленного для группы "прочие потребители", наличия оснований для взыскания суммы долга.
Отклоняя возражения общества о необходимости применения в расчетах сторон тарифов для населения, суды отметили, что в силу положений действующего законодательства юридические лица, являющиеся собственниками квартир, не отнесены к категории потребителей коммунальных ресурсов, имеющих право на льготы; подлежащий применению тариф зависит не от объекта, в который поставлен ресурс, а от субъекта, вносящего плату за коммунальные услуги и потребляющего эти услуги.
Рассмотрев кассационную жалобу, суд округа пришел к следующим выводам.
В соответствии с требованиями статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 424 ГК РФ).
Цены на тепловую энергию, холодное водоснабжение и водоотведение являются регулируемыми (глава 3 Закона о теплоснабжении, часть 6 статьи 13, часть 6 статьи 14 Закона о водоснабжении).
Суть возникшего между сторонами спора сводится к разногласиям по варианту тарифа, подлежащего применению при расчете стоимости холодного водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, а также услуг по откачке и вывозу жидких бытовых отходов из септиков (тариф для группы "население" или для группы "прочие потребители").
В силу статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
В соответствии с частью 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 38 Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у РСО в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) РСО, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Тарифы представляют собой регулируемые государством в соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ цены определенных видов ресурсов (товаров, работ, услуг). Цена устанавливается исходя из экономической обоснованности затрат регулируемой организации и доступности ресурсов для потребителей, то есть с соблюдением баланса публичных и частных интересов.
Субъекты, осуществляющие регулируемые виды деятельности, не вправе игнорировать принятые в отношении них уполномоченными органами государственной власти тарифные решения и исчислять стоимость передаваемых ресурсов иным образом, нежели в соответствии с такими решениями (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2015), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015).
Судами установлено, что Приказами департамента N 247-т, 248-т, 249-т утверждены тарифы на отпускаемые обществом ресурсы, при этом в примечании знаком "*" выделены потребители тепловой энергии (мощности), имеющие право на льготы, указанные в абзаце втором части 1 статьи 3 Закона N 107-ЗАО, "**" - потребители тепловой энергии (мощности), имеющие право на льготы, указанные в абзаце третьем части 1 статьи 3 этого Закона.
По смыслу положений Закона N 107-ЗАО принадлежность жилых помещений определенным субъектам (государству, муниципальным образованиям, гражданам) создает презумпцию необходимости льготирования стоимости коммунальных ресурсов, поставляемых в такие жилые помещения.
Юридические лица - собственники МКД или жилых помещений в таких домах в перечне этих субъектов отсутствуют.
Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 09.06.2021 N 304-ЭС20-16768, при рассмотрении дела, в рамках которого решается вопрос о применимом тарифе на коммунальные услуги, оказываемые гражданам, проживающим в жилых помещениях, принадлежащих юридическому лицу, судом может быть установлено предназначение этих помещений для проживания граждан в целях удовлетворения их личных бытовых нужд.
Установление такого обстоятельства позволяет также применить при расчете стоимости коммунальных ресурсов, поставленных в подобные жилые помещения, тарифы, утвержденные для группы "население", поскольку иной подход ставил бы проживающих в них граждан, использующих жилые помещения для проживания в целях удовлетворения личных бытовых нужд и реализации конституционного права на жилище, в дискриминационное положение в сравнении с гражданами, проживающими в собственных жилых помещениях или жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности публичным образованиям.
Установление различных тарифов для одной группы недопустимо в силу того, что это ставит потребителей коммунальной услуги в неравное положение применительно к исполнению обязанности по оплате ресурсов, что не согласуется с общеправовыми принципами равенства и справедливости.
Как неоднократно разъяснял Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 13.04.2016 N 11-П, от 25.10.2016 N 21-П, от 23.11.2017 N 32-П и пр.), устанавливая соответствующее регулирование, законодатель должен руководствоваться конституционным принципом равенства, который носит универсальный характер, оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона. Соблюдение данного принципа, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (группе), которые не имеют объективного и разумного оправдания.
Критерием отнесения потребителя к категории "население" является использование ресурса в жилом помещении на коммунально-бытовые нужды.
Согласно положениям части 1 статьи 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан. Назначение жилого помещения не меняется в случае, если оно находится в собственности юридического лица, которое может использовать такое помещение только для проживания граждан и, в частности, вправе предоставлять его гражданам по договорам найма жилого помещения (статья 671 ГК РФ).
Указанные нормы права и разъяснения судами не учтены.
Таким образом, при рассмотрении настоящего спора судам необходимо проверить расчеты сторон, для чего выяснить вопросы, относятся ли спорные помещения к жилым, либо переведены в нежилые; проживают ли в принадлежащих обществу жилых помещениях граждане - его работники, иные лица, либо помещения используются в коммерческой деятельности (хостелы, гостиницы, либо в иной коммерческой деятельности); предназначена ли поставляемая истцом тепловая энергия для удовлетворения коммунально-бытовых нужд; оплачивают ли проживающие в жилых помещениях граждане стоимость коммунальных услуг по тарифам для населения.
При этом необходимо учитывать, что жилое назначение помещений создает презумпцию его использования для целей проживания в них граждан, использование тарифов на коммунальные ресурсы, установленных для группы "население", предполагается.
Исходя из принципа равенства участников отношений, регулируемых гражданским законодательством (пункт 1 статьи 1 ГК РФ), и принимая во внимание, что обязательства собственника жилых помещений (в данном случае и наймодателя жилых помещений в МКД, фактически осуществляющего управление этими домами, приобретающего коммунальный ресурс для обеспечения им населения) перед РСО не могут превышать совокупного объема обязательств конечных потребителей.
Поскольку для выяснения указанных обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела и относящихся к предмету доказывания, требуется установление фактических обстоятельств дела посредством исследования и оценки доказательств, указанными полномочиями суд кассационной инстанции в силу требований статьи 287 АПК РФ не наделен, обжалуемые судебные акты согласно пункту 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 АПК РФ подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо в соответствии с частью 2.1 статьи 289 АПК РФ учесть сказанное в настоящем постановлении, предпринять меры для полного и всестороннего исследования доказательств и установления обстоятельств дела, при необходимости в порядке части 2 статьи 66 АПК РФ предложить участвующим в деле лицам представить дополнительные доказательства, правильно распределить между ними бремя доказывания, в зависимости от установленных обстоятельств вынести законный и обоснованный судебный акт, правильно применив нормы материального и процессуального права, а также распределить судебные расходы, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.09.2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 04.02.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-6274/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Куприна |
Судьи |
Л.В. Туленкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как неоднократно разъяснял Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 13.04.2016 N 11-П, от 25.10.2016 N 21-П, от 23.11.2017 N 32-П и пр.), устанавливая соответствующее регулирование, законодатель должен руководствоваться конституционным принципом равенства, который носит универсальный характер, оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона. Соблюдение данного принципа, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (группе), которые не имеют объективного и разумного оправдания.
...
Согласно положениям части 1 статьи 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан. Назначение жилого помещения не меняется в случае, если оно находится в собственности юридического лица, которое может использовать такое помещение только для проживания граждан и, в частности, вправе предоставлять его гражданам по договорам найма жилого помещения (статья 671 ГК РФ).
...
Исходя из принципа равенства участников отношений, регулируемых гражданским законодательством (пункт 1 статьи 1 ГК РФ), и принимая во внимание, что обязательства собственника жилых помещений (в данном случае и наймодателя жилых помещений в МКД, фактически осуществляющего управление этими домами, приобретающего коммунальный ресурс для обеспечения им населения) перед РСО не могут превышать совокупного объема обязательств конечных потребителей."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 июля 2021 г. N Ф04-2452/21 по делу N А81-6274/2020