г. Тюмень |
|
19 июля 2021 г. |
Дело N А67-4608/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Щанкиной А.В.,
судей Зиновьевой Т.А.,
Севастьяновой М.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях на решение от 29.12.2020 Арбитражного суда Томской области и постановление от 22.03.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-4608/2020 по иску муниципального образования "Город Томск" в лице Администрации города Томска (634050, г. Томск, просп. Ленина, 73, ИНН 7017004461, ОГРН 1037000087706) к Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях (650000, Кемеровская обл. - Кузбасс, г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, ИНН 4205199592, ОГРН 1104205007840), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (634003, г. Томск, ул. Пушкина, 34/1, ИНН 7017107837, ОГРН 1047000304823) о признании права отсутствующим, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возложении обязанности по снятию с кадастрового учета.
Третьи лица, участвующие в настоящем деле, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Кондратьев Илья Георгиевич (г. Томск).
Суд установил:
Муниципальное образование "Город Томск" в лице администрации г. Томска обратилось в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях (далее - ответчик (1), Территориальное управление), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее - ответчик (2), Управление Росреестра) с требованиями уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ): об истребовании из чужого незаконного владения Российской Федерации земельного участка по адресу: г. Томск, ул. 19-й Гвардейской Дивизии, 30/4 (кадастровый номер 70:21:0200037:714), земельного участка по адресу: г. Томск, ул. 19-й Гвардейской Дивизии, 30/3 (кадастровый номер 70:21:0200037:715), земельного участка по адресу: г. Томск, ул. 19-й Гвардейской Дивизии, 30/1 (кадастровый номер 70:21:0200037:713); признании зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок по адресу: г. Томск, ул. 19-й Гвардейской Дивизии, 30/4 (кадастровый номер 70:21:0200037:714), на земельный участок по адресу: г. Томск, ул. 19-й Гвардейской Дивизии, 30/3 (кадастровый номер 70:21:0200037:715), на земельный участок по адресу: г. Томск, ул. 19-й Гвардейской Дивизии, 30/1 3 (кадастровый номер 70:21:0200037:713), отсутствующим (далее - спорные земельные участки); указать в решении суда, что оно является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки; возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области обязанность снять с государственного кадастрового учета спорные земельные участки.
Решением Арбитражного суда Томской области от 29.12.2020 (резолютивная часть объявлена 28.12.2020), оставленным без изменения Постановлением от 22.03.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, признано отсутствующим зарегистрированное право собственности Российской Федерации на земельный участок по адресу: г. Томск, ул. 19-й Гвардейской Дивизии, 30/4 (кадастровый номер 70:21:0200037:714), на земельный участок по адресу: г. Томск, ул. 19-й Гвардейской Дивизии, 30/3 (кадастровый номер 70:21:0200037:715), на земельный участок по адресу: г. Томск, ул. 19-й Гвардейской Дивизии, 30/1 (кадастровый номер 70:21:0200037:713). В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением и постановлением, Территориальное управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, отказать в удовлетворении требований Администрации города Томска по следующим основаниям: судами необоснованно оценено письмо от 26.07.2019 исх. N 4-6-07/1028 как исходящее от неуполномоченного органа; государственная регистрация права собственности осуществлена в силу закона, поскольку земли железнодорожного транспорта являются федеральной собственностью; ОАО "РЖД" длительное время эксплуатировало спорный земельный участок и на протяжении длительного времени (с 2003 года) предпринимало попытки для регистрации права аренды; суд первой инстанции, удовлетворяя виндикационный иск, в качестве доказательств владения истцом спорными земельными участками указывает на создание муниципальным образованием "Город Томск" в границах спорной территории особо охраняемой природной территории местного значения "Особо охраняемая природная территория местного значения "Береговой склон р. Томь в границах г. Томска от пл. Южная до нос. Аникино", а также образованием на данных земельных участках Кедрового парка (распоряжение мэра г. Томска N 670р от 18.10.2004), но указанные акты не подтверждают владения; Администрация г. Томска устанавливает особый статус земельному участку в границах, муниципального образования, которые необходимы для ведения хозяйственной деятельности и извлечения экономической выгоды и подтверждает свое владение им как своим собственным, истребуя его у собственника, зарегистрировавшего свое право в установленном законом порядке.
В письменном отзыве на кассационную жалобу Администрация указала на необоснованность доводов жалобы, просила судебные акты оставить без изменения.
Проверив судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 10.06.2016 по делу N 2-696/2015 удовлетворен иск Прокурора г. Томска, обратившегося в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также в защиту прав материального истца - муниципального образования "Город Томск", о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи от 11.04.2013 N ЦРИ/КП/5356/13/000050 между ООО "Арсенал-М" и ОАО "Российские Железные Дороги" в части условий о продаже земельного участка по адресу: г. Томск, ул. 19 Гвардейской Дивизии, 30/1, кадастровый номер 70:21:0200027:12066, о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи от 14.11.2013 между ООО "Арсенал-М" и ООО "Гермес" в части условий о продаже земельного участка по адресу: г. Томск, ул. 19 Гвардейской Дивизии, 30/1, кадастровый номер 70:21:0200027:12066; о признании отсутствующим права собственности ОАО "Российские Железные Дороги", ООО "Арсенал-М", ООО "Гермес" на указанный земельный участок; о признании отсутствующим права собственности ООО "Гермес" на земельные участки с кадастровыми номерами 70:21:0200037:713, 70:21:0200037:714, 70:21:0200037:715.
Вступившим в законную силу приговором Октябрьского районного суда г. Томска от 10.11.2017 по делу N 1-3/2017 (далее - приговор) физические лица признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
Приговором установлено, что, реализуя совместный преступный умысел, привлеченные к ответственности физические лица, определили границы земельного участка, заказав проведение кадастровых работ ООО "ГеоКонтур", представили в уполномоченный орган необходимые документы для постановки земельного участка на кадастровый учет, в результате чего 27 марта 2013 года этот участок был поставлен на кадастровый учет под номером N 70:21:0200027:12066, а затем, получив межевой план, произвели уточнение месторасположения границ и площади земельного участка.
Также установлено, что подсудимыми в межевой план и материалы кадастрового дела внесены ложные сведения (подпись уполномоченного лица ОАО "РЖД", печать филиала).
По указанному уголовному делу, возбужденному в связи с незаконным приобретением права на земельный участок, расположенный по адресу: г. Томск, ул. 19 Гвардейской Дивизии, 30/1, кадастровый номер 70:21:0200027:12066, муниципальное образование "Город Томск" признано потерпевшим. Потерпевшим муниципальное образование "Город Томск" в лице администрации Города Томска признано ввиду хищения земельных участков, отнесенных к землям с неразграниченной государственной собственностью, правом на распоряжение которыми обладает Администрация Города Томска в силу части 2 статьи 3.3 Федерального закона N 137-ФЗ. Статус потерпевшего по уголовному делу муниципальное образование "Город Томск" в лице администрации Города Томска подтверждается постановлениями о признании потерпевшим от 02.09.2014, о признании представителем потерпевшего от 15.09.2014.
09.08.2019 Российская Федерация зарегистрировала право собственности в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 70:21:0200037:713, 70:21:0200037:714, 70:21:0200037:715, ранее образованных путем раздела участка с кадастровым номером 70:21:0200027:12066, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Как пояснило Территориальное управление относительно регистрации права федеральной собственности на три образованных участка после вынесения приговора и решения общей юрисдикции, поскольку основанием для прекращения государственной регистрации собственности за ООО "Гермес" является решение районного уда г. Томска, в силу которого сделки от имени ОАО "РЖД" по распоряжению имуществом признаны ничтожными, применяются правила двусторонней реституции и земельные участки возвращены Российской Федерации; при этом земельный участок по адресу: г. Томск, ул. 19-ой Гвардейской Дивизии, 30/1 с кадастровым номером 70:21:02000027:12066 выделялся ОАО "РЖД" для размещения объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности железной дороги, в связи и этим земельный участок относится к федеральной собственности.
Из предоставленных регистрационных дел в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 70:21:0200037:713, 70:21:0200037:714, 70:21:0200037:715 установлено, что документами-основаниями для регистрации за Российской Федерацией права собственности являлись: решение Кировского районного суда г. Томска от 27.07.2015 по делу N 2-696/2015, апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 10.06.2016 по делу N 2-696/2015, письмо Территориального управления Росимущества в Кемеровской области от 26.07.2019 N 4-6-07/1028.
27.05.2020 МБУ "Томский городской центр инвентаризации и учета" проведено обследование спорных земельных участков, о чем составлены акты обследования.
В результате осмотра установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 70621:0200037:713 расположены одноэтажное строение (частично обшито утеплителем, окна и двери отсутствуют), полуразрушенные деревянные строения (сараи), надворные постройки (теплицы, туалеты), два металлических гаражных бокса, одноэтажное кирпичное строение с гаражными воротами, одноэтажные деревянные строения, одноэтажный деревянный дом, одноэтажное деревянное строение (баня); на земельном участке с кадастровым номером 70621:0200037:714 расположены беговые дорожки; на земельном участке с кадастровым номером 70621:0200037:715 какие-либо строения отсутствуют.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 10.06.2016 по делу N 2-696/2015 (N 33-2160/2016) установлены следующие обстоятельства, имеющие преюдициальное значение для настоящего дела: земельный участок по адресу: г. Томск, ул. 19 Гвардейской Дивизии, 30/1, кадастровый номер 70:21:0200027:12066 не был включен в сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставной капитал ОАО "РЖД", а, соответственно, государственная регистрация права ОАО "РЖД" в отношении него, совершенная 10.10.2013, произведена на основании иного документа (Сводного 11 передаточного акта на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставной капитал ОАО "РЖД"), содержащего сведения не соответствующие действительности; указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что право собственности в отношении спорного земельного участка у ОАО "РЖД" на основании такой регистрации не возникло.
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда со ссылкой на статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), подпункт 1 пункта 2 статьи 3 Закона о приватизации, части 1 статьи 2 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 17-ФЗ (далее - Закон N 17-ФЗ), пункт 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), на Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3030-1 (далее - постановление N 3030-1), пунктами 2, 3 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 02.12.2001 признала несостоятельными ссылки ответчиков в части того, что спорный земельный участок был приватизирован в силу приватизации объектов недвижимости, расположенных на нем; из письма Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 20.03.2015 N 36/24-970 в адрес заместителя прокурора г. Томска следует, что земельный участок по адресу: г. Томск, ул. 19-й Гвардейской Дивизии, 30/1 с кадастровым номером 70:21:0200027:12066 не относится и ранее не относился к собственности Томской области в порядке разграничения государственной собственности на землю и в Реестре государственного имущества Томской области не учитывается; из письма Территориального управления Росимущества от 25.03.2015 N ТУ-1245 в адрес прокуратуры г. Томска следует, что земельный участок по адресу: г. Томск, ул. 19-й Гвардейской Дивизии, 30/1 с кадастровым номером 70:21:0200027:12066 по состоянию на 23.03.2015 в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" в реестр федерального имущества не включен; в архиве ТУ Росимущества в Томской области также отсутствуют сведения о вышеназванном земельном участке, то есть ранее данный земельный участок также не был учтен в реестре федерального имущества.
Из содержания вступившего в законную силу приговора от 10.11.2017 также установлено: в границах земельных участков по ул. 19-ой Гвардейской Дивизии, 30/1 с кадастровыми номерами 70:21:0200037:714 и 70:21:0200037:715, которые были образованы из земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200027:12066, здания конторы, гараж мастерских и склада, отчужденных продавцом ОАО "РЖД" покупателю ООО "Арсенал-М", не располагается; эти объекты размещены в пределах одной границы земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200037:713, занимающей меньшую его часть значительно; представленные за период с 1933 года по 1944 правовые акты органа местного самоуправления о передаче в пользование учреждениям транспорта земельного участка, расположенного по ул. 19-ой Гвардейской дивизии г. Томска, не подтверждают наличие у ОАО "РЖД" права собственности, постоянного (бессрочного) пользования данным участком и других вещных прав и соответственно правомерность его отчуждения подсудимым; государственная собственность на земельный участок площадью 132 400 кв.м, расположенный в г. Томске по ул. 19-й Гвардейской Дивизии - 30/1, разграничена не была, данный земельный участок в собственность граждан и юридических лиц не передавался, вследствие чего в силу требований части 2 статьи 3.3 Федерального закона РФ N 137-ФЗ от 25 октября 2001 года "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (далее - Закон N 137-ФЗ) распоряжение данным земельным участком осуществляется органом местного самоуправления городского округа, на территории которого расположен земельный участок, то есть муниципальным образованием "Город Томск", а соответственно действиями подсудимых был причинен ущерб данному муниципальному образованию как законному владельцу земельного участка; утверждение о том, что земельный участок не находится в неразграниченной собственности, не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела; единственной целью постановки земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200027:12066 на государственный кадастровый учет явилось создание условий для его последующего хищения путем предоставления в орган государственной регистрации прав документов, содержащих недостоверные сведения.
Руководствуясь положениями статей 61 ГПК РФ и 69 АПК РФ, нормами Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, N 10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), Законом N 137-ФЗ, статьями 17, 90 ЗК РФ, Федеральным законом "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" N 17-ФЗ от 10.01.2003 г. (далее - Федеральный закон N 17-ФЗ), статьей 2 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" N 29-ФЗ от 27.02.2003 (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ), учитывая преюдициально установленные во вступившем в законную силу решении суда общей юрисдикции и приговоре обстоятельства отсутствия правовых оснований для регистрации права собственности ОАО "РЖД" в отношении исходного земельного участка, отсутствие на образованных земельных участках с кадастровыми номерами 70:21:0200037:713, 70:21:0200037:714 и 70:21:0200037:715 объектов железнодорожной инфраструктуры на момент осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации, а также на момент обращения с заявлением о ее осуществлении, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводам об обоснованности исковых требований в части признания права собственности Российской Федерации отсутствующим.
В части требований о виндикации суды пришли к выводам о том, что поскольку фактическое владение истцом спорными участками, выраженное в создании МО "город Томск" в границах спорной территории особо охраняемой природной территории местного значения и Кедрового парка, не утеряно, соответственно оснований для истребования участков у Территориального управления не имеется.
Кассационная инстанция, проверив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, считает выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального и процессуального права.
В соответствии с Законом N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 4 пункта 52 Постановление N 10/22, в случаях, когда запись в Едином государственном реестре недвижимости нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Предъявление иска о признании права или обременения отсутствующими является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством (признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения).
В силу положений статьи 65 АПК РФ лицо, предъявившее требование о признании права собственности отсутствующим, должно представить доказательства возникновения у него права собственности на спорное имущество, а также доказать незаконность возникновения права собственности другого лица на спорное имущество.
По смыслу частей 2, 3 статьи 61 ГПК РФ и частей 2, 3 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные при рассмотрении дела по иску о праве на имущество, не имеют обязательного характера для лиц, не участвовавших в деле. Такие лица могут обратиться в суд с самостоятельным иском о праве на это имущество. В то же время при рассмотрении названного иска суд учитывает обстоятельства ранее рассмотренного дела о праве на спорное имущество, независимо от того, установлены ли они судебным актом суда общей юрисдикции или арбитражного суда.
Если суд придет к иным выводам, нежели содержащиеся в судебном акте по ранее рассмотренному делу, он должен указать соответствующие мотивы (пункт 4 Постановления N 10/22).
Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая преюдициально установленные во вступившем в законную силу решении суда общей юрисдикции и приговоре по уголовному делу обстоятельства отсутствия правовых оснований для регистрации права собственности ОАО "РЖД" в отношении исходного земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200027:12066, не разграничение государственной собственности на исходный земельный участок и не предоставление его в собственность граждан и юридических лиц, распоряжение участком органом местного самоуправления городского округа в силу части 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ, отсутствие надлежащих доказательств отнесения участка к собственности Российской Федерации, установленную приговором суда цель постановки земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200027:12066 на государственный кадастровый учет для его последующего хищения путем предоставления в орган государственной регистрации прав документов, содержащих недостоверные сведения, отсутствие какого-либо ранее возникшего вещного права на земельный участок в соответствие с ранее действовавшем законодательством, отсутствие на спорных земельных участках объектов железнодорожного транспорта, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованным выводам об отсутствии правовых оснований для государственной регистрации права собственности Российской Федерацией на спорные земельные участки.
Выводы судов соответствуют положениям Закона N 137-ФЗ, постановления Пленума N 10/22, Закона N 17-ФЗ, Закона N 29-ФЗ.
Оснований для иных выводов в данной части у суда округа не имеется.
Учитывая, что на земельных участках с кадастровыми номерами 70:21:0200037:713, 70:21:0200037:714 и 70:21:0200037:715 отсутствовали объекты железнодорожной инфраструктуры на момент осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации, а также на момент обращения с заявлением о ее осуществлении, спорные земельные участки не являлись и не являются составной частью технологического комплекса инфраструктуры железнодорожного транспорта ввиду отсутствия размещенных на них обеспечивающих функционирование указанного комплекса зданий, строений и сооружений, что подтверждено письмом филиала ОАО "РЖД" Западно-Сибирская железная дорога от 21.08.2012 исх. N 1373/ЗСиб, заключением филиала ОАО "РЖД" Западно-Сибирская железная дорога от 21.08.2012 N исх.-НРИим-7/70, распоряжением ОАО "РЖД" от 24.01.2012 N 137р, в собственности Российской Федерации указанные здания на момент осуществления государственной регистрации права не находились, что также подтверждено выписками из ЕГРН, земельные участки имеют вид разрешенного использования "городские лесопарки", что не предполагает их эксплуатацию под объекты железнодорожного транспорта и свидетельствует о невозможности использования земель для нужд железнодорожного транспорта, исходный и образованные из него участки ни в собственность, ни в аренду, ни на любом ином вещном праве ОАО "РЖД" не предоставлялись, суды пришли к законным выводам об отсутствии оснований для отнесения спорных участков к федеральной собственности и применения норм Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ, в связи с чем доводы кассатора в данной части подлежат отклонению как необоснованные.
Исходя из того, что правовых оснований для государственной регистрации за Российской Федерацией права собственности на спорные земельные участки не имелось, участки к федеральной собственности не относятся, соответственно суды пришли к правомерным выводам о наличии оснований для признания отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок по адресу: г. Томск, ул. 19-й Гвардейской Дивизии, 30/4 (кадастровый номер 70:21:0200037:714), на земельный участок по адресу: г. Томск, ул. 19-й Гвардейской Дивизии, 30/3 (кадастровый номер 70:21:0200037:715), на земельный участок по адресу: г. Томск, ул. 19-й Гвардейской Дивизии, 30/1 (кадастровый номер 70:21:0200037:713) (пункт 52 Постановления N 10/22).
Доводы кассатора о том, что судами дана неверная оценка письму Территориального управления от 22 26.07.2019 N 4-6-07/1028, которое согласно регистрационным делам, явилось основанием регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки после вступления в законную силу определения Судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 10.06.2016 по делу N 2-696/2015, обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции со ссылкой на то, что указанный документ с учетом ранее предоставленных Территориальным управлением писем об отсутствии исходного участка в реестре федеральной собственности (от 16.06.2015 исх. N ТУ-2560) не является правоподтверждающим.
Доводы кассатора о фактическом использовании ОАО "РЖД" исходного земельного участка со ссылкой на переписку подлежат отклонению судом округа как не имеющие самостоятельного правового значения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части виндикации спорных земельных участков, суды обоснованно исходили из фактического владения истцом земельными участками, выраженного в создании муниципальным образованием "Город Томск" в границах спорной территории особо охраняемой природной территории местного значения "Особо охраняемая природная территория местного значения "Береговой склон р. Томь в границах г. Томска от пл. Южная до пос. Аникино", а также в образовании на спорных земельных участках Кедрового парка (распоряжение мэра г. Томска N 670р от 18.10.2004).
Оснований для иных выводов у суда округа в данной части не имеется.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку исследованных судом доказательств, установленных фактических обстоятельств, и сделанных на их основании выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Таким образом, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Нормы материального права применены судом первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлен.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено, решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.12.2020 Арбитражного суда Томской области и постановление от 22.03.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-4608/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Щанкина |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.