г. Тюмень |
|
28 июля 2021 г. |
Дело N А27-13456/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Киричёк Ю.Н.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Ермаковой Ю.С., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" в лице филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго - РЭС" на решение от 05.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Кормилина Ю.Ю.) и постановление от 20.05.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Зайцева О.О., Павлюк Т.В.) по делу N А27-13456/2020 по заявлению публичного акционерного общества "Россети Сибирь" в лице филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго - РЭС" (660021, Красноярский край, город Красноярск, улица Бограда, дом 144А, ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Ноградская, дом 5, 312, ОГРН 1034205025799, ИНН 4207012419) об оспаривании постановления от 25.05.2020 N 042/04/9.21-1208/2019 по делу об административном правонарушении.
Другое лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Николая Островского, дом 32, 209, ОГРН 1064205113136, ИНН 4205109750).
В судебном заседании в онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) приняла участие представитель публичного акционерного общества "Россети Сибирь" - Михеева А.Е. по доверенности от 03.12.2020.
Суд установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (в настоящее время - публичное акционерное общество "Россети Сибирь", далее - общество, ПАО "Россети Сибирь") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 25.05.2020 N 042/04/9.21-1208/2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 700 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (далее - третье лицо, ООО "КЭнК").
Решением от 05.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 08.12.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением от 30.03.2021 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа постановление от 08.12.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-13456/2020 Арбитражного суда Кемеровской области отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Постановлением от 20.05.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, ПАО "Россети Сибирь" технические условия на осуществление технологического присоединения спорных объектов ООО "КЭнК" и/или общества с ограниченной ответственностью "Буревестник" (далее - ООО "Буревестник") не выдавало, акты раздела границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон не подписывались, точки поставки не определялись, максимальная мощность не выделялась; доказательств того, что ООО "Буревестник" являлось покупателем (потребителем) электрической энергии в точках поставки по спорным объектам не представлено.
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам рассмотрения обращения ООО "КЭнК" от 25.06.2019 административный орган пришел к выводу о наличии в действиях общества признаков нарушения пунктов 72, 73 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), определением от 25.07.2019 возбудил дело N 042/04/9.21-1208/2019, провел административное расследование, по результатам которого составил протокол об административном правонарушении от 23.12.2019 и вынес постановление от 25.05.2020 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 700 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения и об отсутствии нарушений порядка привлечения его к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции, оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение юридическим лицом правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, влечет наложение на него административного штрафа в размере от 600 000 руб. до 1 000 000 руб. (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
В пункте 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) определено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Согласно пунктам 57, 58 Правил технологического присоединения (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент обращения третьего лица к обществу) восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии с заявлением на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении.
В случае, когда в сетевую организацию с заявлением о переоформлении документов обращается смежная сетевая организация или собственник (иной законный владелец) объектов по производству электрической энергии, права и обязанности сторон, возникающие в связи с восстановлением (переоформлением) документов таких сетевых организаций, собственников (иных законных владельцев), а также порядок определения максимальной мощности присоединенных объектов электросетевого хозяйства или установленной генерирующей мощности объектов по производству электрической энергии устанавливаются соглашением сторон.
Заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов в следующих случаях:
а) восстановление утраченных документов о технологическом присоединении;
б) переоформление документов о технологическом присоединении с целью указания в них информации о максимальной мощности энергопринимающих устройств;
в) переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств;
г) наступление иных обстоятельств, требующих внесения изменений в документы о технологическом присоединении, в том числе связанных с опосредованным присоединением (пункт 59 Правил технологического присоединения).
В соответствии с пунктами 62, 63 Правил технологического присоединения к заявлению о переоформлении документов прилагаются следующие документы:
а) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены объекты лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (в случае если энергопринимающие устройства лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, расположены в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов, представляет в сетевую организацию копию документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства);
б) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, в случае если заявление о переоформлении документов подается в сетевую организацию представителем заявителя;
в) копия технических условий, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии);
г) копии акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акта об осуществлении технологического присоединения, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии);
д) копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения по схеме внешнего электроснабжения, релейной защите и автоматике, телемеханике и связи (прилагаются при отсутствии технических условий или отсутствии в них и имеющихся документах о технологическом присоединении информации о максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, если при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации являлась обязательной);
е) копии иных документов, подтверждающих факт технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям (в том числе оформленных на предыдущего собственника энергопринимающих устройств) в случае отсутствия документов, предусмотренных подпунктом "г" данного пункта.
При отсутствии документов у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, предусмотренных подпунктами "в" - "е" пункта 62 названных Правил, в заявлении о переоформлении документов делается отметка об отсутствии документа (документов).
Как следует из подпункта "а" пункта 72 Правил технологического присоединения при отсутствии у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, и сетевой организации документов, предусмотренных подпунктами "в", "г" и "е" пункта 62 данных Правил, сетевая организация при получении заявления о переоформлении документов в связи с необходимостью восстановления утраченных (полностью или частично) документов о технологическом присоединении (в том числе технических условий), в случае если технические условия в соответствии с названными Правилами не подлежат (не подлежали) согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, проводит с участием заявителя осмотр энергопринимающих устройств лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, с целью определения фактической схемы присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации и по его итогам подготавливает и направляет лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, технические условия и акт об осуществлении технологического присоединения в течение 15 дней со дня получения заявления о переоформлении документов.
Согласно пункту 73 Правил технологического присоединения в случаях, предусмотренных пунктами 71 и 72 названных Правил, сетевая организация подготавливает и выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, согласованные с субъектом оперативно - диспетчерского управления (в случаях если технические условия в соответствии с Правилами технологического присоединения подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления) технические условия на основании документов, указанных в подпунктах "г" или "е" пункта 62 названных Правил, а при их отсутствии - на основании фактической схемы электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что третье лицо и общество являются смежными сетевыми организациями, оказывающими услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области - Кузбасса; ООО "КЭнК" на основании договора аренды имущества от 13.05.2019, заключенного с ООО "Буревестник", является владельцем объектов электросетевого хозяйства, которые присоединены к электрическим сетям ПАО "Россети Сибирь"; 06.06.2019 ООО "КЭнК" направило в адрес ПАО "Россети Сибирь" заявления о переоформлении документов о технологическом присоединении объектов электросетевого хозяйства к электрическим сетям общества в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств, при этом заявление фактически было подано не только в связи со сменой законного владельца, но и в связи с необходимостью восстановления утраченных документов о технологическом присоединении; технические условия в соответствии с Правилами технологического присоединения не подлежали согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления; общество в установленный законом срок обязанность по переоформлению (восстановлению) документов о технологическом присоединении не исполнило, сообщив ООО "КЭнК" письмами от 11.09.2019, 23.09.2019, 21.10.2019, что право собственности (владения) объектами электросетевого хозяйства, в отношении которых третье лицо направило заявление на переоформление (восстановление) документов о технологическом присоединении, является спорным, в том числе в связи с наличием притязаний на данные объекты самого общества; спорные объекты, в отношении которых обществом предъявлен иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения, признании отсутствующим права собственности (дело N А27-24629/2019) исключены административным органом из рассмотрения дела об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к верным выводам, что обществом в установленный законом срок не исполнена обязанность по выдаче третьему лицу переоформленных документов о технологическом присоединении, что является нарушением пунктов 72, 73 Правил технологического присоединения.
Отклоняя ссылку общества на то, что ранее ПАО "Россети Сибирь" не выдавало технические условия на технологическое присоединения данных объектов, а также не владеет информацией об уровне максимальной мощности, суды обоснованно исходили из того, что разделом VIII Правил технологического присоединения предусмотрен правовой механизм переоформления (восстановления) документов о технологическом присоединении при данных обстоятельствах, которые не являются основанием для отказа в переоформлении документов.
Поскольку ПАО "Россети Сибирь" не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных Правилами технологического присоединения действий, и учитывая неоднократное совершение им однородных правонарушений в течение года, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Административное наказание назначено ПАО "Россети Сибирь" в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ;
при определении размера штрафа управлением приняты во внимание характер допущенного нарушения, количество ранее совершенных однородных правонарушений, имущественное положение юридического лица.
Судами не выявлены основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, а также положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ о снижении размера назначенного административного штрафа ниже низшего предела.
С учетом изложенного арбитражные суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствует о неправильном применении норм права судами нижестоящих инстанций.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 20.05.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-13456/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что третье лицо и общество являются смежными сетевыми организациями, оказывающими услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области - Кузбасса; ООО "КЭнК" на основании договора аренды имущества от 13.05.2019, заключенного с ООО "Буревестник", является владельцем объектов электросетевого хозяйства, которые присоединены к электрическим сетям ПАО "Россети Сибирь"; 06.06.2019 ООО "КЭнК" направило в адрес ПАО "Россети Сибирь" заявления о переоформлении документов о технологическом присоединении объектов электросетевого хозяйства к электрическим сетям общества в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств, при этом заявление фактически было подано не только в связи со сменой законного владельца, но и в связи с необходимостью восстановления утраченных документов о технологическом присоединении; технические условия в соответствии с Правилами технологического присоединения не подлежали согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления; общество в установленный законом срок обязанность по переоформлению (восстановлению) документов о технологическом присоединении не исполнило, сообщив ООО "КЭнК" письмами от 11.09.2019, 23.09.2019, 21.10.2019, что право собственности (владения) объектами электросетевого хозяйства, в отношении которых третье лицо направило заявление на переоформление (восстановление) документов о технологическом присоединении, является спорным, в том числе в связи с наличием притязаний на данные объекты самого общества; спорные объекты, в отношении которых обществом предъявлен иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения, признании отсутствующим права собственности (дело N А27-24629/2019) исключены административным органом из рассмотрения дела об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к верным выводам, что обществом в установленный законом срок не исполнена обязанность по выдаче третьему лицу переоформленных документов о технологическом присоединении, что является нарушением пунктов 72, 73 Правил технологического присоединения.
Отклоняя ссылку общества на то, что ранее ПАО "Россети Сибирь" не выдавало технические условия на технологическое присоединения данных объектов, а также не владеет информацией об уровне максимальной мощности, суды обоснованно исходили из того, что разделом VIII Правил технологического присоединения предусмотрен правовой механизм переоформления (восстановления) документов о технологическом присоединении при данных обстоятельствах, которые не являются основанием для отказа в переоформлении документов.
Поскольку ПАО "Россети Сибирь" не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных Правилами технологического присоединения действий, и учитывая неоднократное совершение им однородных правонарушений в течение года, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
...
Административное наказание назначено ПАО "Россети Сибирь" в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ;
...
Судами не выявлены основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, а также положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ о снижении размера назначенного административного штрафа ниже низшего предела."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 июля 2021 г. N Ф04-347/21 по делу N А27-13456/2020
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-347/2021
20.05.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10631/20
30.03.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-347/2021
08.12.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10631/20
05.10.2020 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-13456/20