Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 июля 2021 г. N Ф04-347/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
20 мая 2021 г. |
Дело N А27-13456/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Зайцевой О. О., Павлюк Т. В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мельниковой М. Л. с использованием средств аудиозаписи в онлайн-заседании рассмотрел апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05.10.2020 по делу N А27-13456/2020 (судья Аникина К.Е.) по заявлению публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (660021, Красноярский край, город Красноярск, улица Бограда, дом 144А, ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (650000, Кемеровская область-Кузбасс, город Кемерово, улица Ноградская, дом 5, 312, ОГРН 1034205025799, ИНН 4207012419) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Другое лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (650000, 2 А27-13456/2020 Кемеровская область-Кузбасс, город Кемерово, улица Николая Островского, дом 32, 209, ОГРН 1064205113136, ИНН 4205109750),
В судебном заседании принимают участие:
от заявителя: Михеева А. Е. по дов. от 03.12.2020, диплом,
от иных лиц: без участия,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (в настоящее время - публичное акционерное общество "Россети Сибирь", далее - общество, ПАО "Россети Сибирь", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - Управление, антимонопольный орган, административный орган) от 25.05.2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 700 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено общество с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (далее - ООО "КЭнК", третье лицо).
Решением от 05.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 08.12.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением от 30.03.2021 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа постановление от 08.12.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-13456/2020 Арбитражного суда Кемеровской области отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Основаниями для отмены судебного акта является рассмотрение дела арбитражным судом в незаконном составе (пункт 1 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Определением от 14.04.2021 апелляционная жалоба ПАО "Россети Сибирь" принята к производству судьи Кривошеиной С.В.
В апелляционной жалобе ПАО "Россети Сибирь" просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт указывает, что ПАО "Россети Сибирь" технические условия на осуществление технологического присоединения спорных объектов ООО "КЭнК" и/или ООО "Буревестник" не выдавало. Акты раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон между ПАО "Россети Сибирь" и ООО "Буревестник" по указанным объектам не составлялись, следовательно, точки поставки не определялись. ООО "КЭнК" не представило документы в обоснование того, что ООО "Буревестник" являлось покупателем (потребителем) электрической энергии в точках поставки по спорным объектам электросетевого хозяйства. В данном случае отсутствовали основания для исполнения ПАО "Россети Сибирь" требований, предусмотренных п.п. 72, 73 Правил технологического присоединения, вследствие чего, событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в действиях ПАО "Россети Сибирь" отсутствует. Также апеллянт указывает, что административный орган не представил доказательств того, что общество ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в связи с чем у административного органа не было законных оснований привлекать общество за повторное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Третье лицо возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
От административного органа отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В порядке части 6 статьи 121, части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие антимонопольного органа и третьего лица.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям в ней изложенным.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и поступившего отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено и из материалов дела следует, что при проверке содержащейся в заявлении ООО "КЭнК" информации антимонопольным органом в действиях общества выявлены нарушения 72, 73 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861, Правил технологического присоединения).
По данному факту административным органом возбуждено дело N 042/04/9.21-1208/2019 (определение от 25.07.2019), проведено административное расследование, по результатам которого составлен протокол об административном правонарушении от 23.12.2019 и вынесено постановление от 25.05.2020 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 700 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества события и состава вмененного административного правонарушения, соблюдении порядка привлечения к административной ответственности.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике, Закон N 35-ФЗ).
В пункте 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике определено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правила заключения и исполнения договоров определены в Правилах N 861.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил технологического присоединения).
Порядок восстановления (переоформления) документов сетевой организацией определен в разделе VIII Правил технологического присоединения.
Согласно пункту 57 Правил технологического присоединения (в редакции, действовавшей в спорный период) восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии с заявлением на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ООО "КЭнК" на основании договора аренды имущества от 13.05.2019, заключенного с ООО "Буревестник", переданы во владение и пользование объекты электросетевого хозяйства: ТП-513 кадастровый номер 42:04:0306001:1463, по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область, Кемеровский район, д. Мозжуха, ул. Трудовая, 3а; ТП-273П кадастровый номер 42:04:0305002:1082, по адресу: Российская Федерация, обл. Кемеровская, р-н Кемеровский, п. Звездный, ул. Школьная, 96; КТП-086 кадастровый номер 42:04:0320001:2719, по адресу: Российская Федерация, обл. Кемеровская, р-н Кемеровский, с. Ягуново, ул. Школьная, расположен в 80 м по направлению на юг от границ земельного, участка, расположенного по адресу: с. Ягуново, ул. Школьная, 12; КТП-397 кадастровый номер 42:04:0320001:2721, по адресу: Российская Федерация, обл. Кемеровская, р-н Кемеровский, с. Ягуново, ул. Озерная, расположен в 7,5 м по направлению на север от жилого дома, расположенного по адресу: с. Ягуново, ул. Озерная, 43; КТП-246 кадастровый номер 42:04:0320001:2718, по адресу: Российская Федерация, обл. Кемеровская, р-н Кемеровский, с. Ягуново, расположен в 230 м по направлению на восток от жилого дома, расположенного по адресу: с. Ягуново, ул. Новая, 17; ВЛ-0,4 кВ, отходящая от ТП-248 ф 10-3-Я, кадастровый номер 42:04:0320001:2756, по адресу: Кемеровская область. Кемеровский муниципальный район, Ягуновское сельское поселение, с. Ягуново. ул. Центральная; ВЛ-0,4 кВ, отходящая от ТП-086 ф 10-3-Я, кадастровый номер 42:04:0320001:2757, по адресу: Кемеровская область. Кемеровский муниципальный район, Ягуновское сельское поселение, с. Ягуново. ул. Школьная; ВЛ-0,4 кВ кадастровый номер 42:04:0320001:2758, по адресу: Кемеровская область, Кемеровский муниципальный район, Ягуновское сельское поселение, с. Ягуново, ул. Кирпичная; ТП-667 кадастровый номер 42:04:0334001:2479, по адресу: Российская Федерация, обл. Кемеровская, р-н Кемеровский, д. Береговая, ул. Солнечная, в 3 метрах севернее дома N 19; ВЛ-0,4 кВ от ТП-667, кадастровый номер 42:04:0334001:2477, по адресу: Российская Федерация, обл. Кемеровская, р-н Кемеровский, д. Береговая, уд. Сиреневая, с 1 по 28 дома; ВЛ-0, 4 кВ, отходящая от ТП-035 кадастровый номер 42:04:0334001:2484 по адресу: Российская Федерация, обл. Кемеровская, р-н Кемеровский, д. Береговая, ул. Строительная; ТП-347П кадастровый номер 42:04:0340001:3937 по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область, Кемеровский район, с. Березово, 50 метров по направлению на юго-восток от фермы N 3 ООО СХО "Заречье"; КТП-001 кадастровый номер 42:04:0000000:1371 по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область, Кемеровский район, с. Березово, 30 метров от дома N 8 по ул. Абызова по направлению на юго-запад; ТП-026П кадастровый номер 42:04:0000000:1362, по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область, Кемеровский район, пустырь в м-не "Лесной" по направлению ул. Лесная юго- восточная сторона с. Березово; ТП-119П кадастровый номер 42:04:0340001:3938, по адресу: Российская Федерация, обл. Кемеровская, р-н Кемеровский, с. Березово, 50 метров по направлению на юго-восток от фермы N 3 ООО СХО "Заречье"; ТП-346П, кадастровый номер 42:04:0000000:1363, по адресу: Российская Федерация, обл. Кемеровская, Кемеровский район, по направлению на юго-восток с. Березово, в районе сушилки фермы N 3 ООО СХО "Заречье"; ТП-403П, кадастровый номер 42:04:0340001:3936, по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область, Кемеровский район, с. Березово, 30 метров от деревообрабатывающего цеха по ул. Северная 1 по направлению на юг; сооружение, ВЛ-6-10 кВ, кадастровый номер 42:04:0000000:1378, по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область, Кемеровский район, пустырь в м-не "Лесной" около ТП-026 по направлению ул. Лесная юго-восточная сторона с. Березово 0,5 км до территории ГЦО "Притомье"; ТП-238-П, кадастровый номер 42:04:0340001:3935, по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область, Кемеровский район, с. Березово территория ГЦО "Притомье"; ТП-381-П, кадастровый номер 42:04:0340001:3934, по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область, Кемеровский район, с. Березово территория ГЦО "Притомье"; электроподстанция КТП-Э/04 400 кВт, кадастровый номер 42:04:0337004:50, по адресу: Кемеровская область, р-н Кемеровский (на втором километре по федеральной трассе Кемерово - Ленинск-Кузнецкий от ориентира с. Березово, на территории Губернского центра отдыха "Притомье"); ВЛ 0,4 кВ, отходящая от ТП-696, кадастровый номер 42:04:0311001:2688, по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область, Кемеровский район, Ясногорское сельское поселение, п. Ясногорский, ул. Центральная, в 80 м по направлению на запад от жилого дома, расположенного по адресу: ул. Центральная, 13; ВЛ-0,4 кВ, отходящая от ТП-164, кадастровый номер 42:04:0313001:1271, по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область, Кемеровский район, Ясногорское сельское поселение, с. Мазурово, ул. Чулымская, по направлению на юго-восток от границ земельного участка, расположенного по адресу: ул. Лесная, д. 12-1; ВЛ-0,4 кВ, отходящая от ТП-665, кадастровый номер 42:04:0311001:2689, по адресу: Российская Федерация, Российская Федерация, Кемеровская область, Кемеровский район, Ясногорское сельское поселение, п. Ясногорский, ул. Центральная, западнее котельной, расположенной в границах земельного участка по адресу: ул. Центральная, 1в.
Указанные объекты электросетевого хозяйства присоединены к электрическим сетям ПАО "МРСК Сибири".
06.06.2019 ООО "КЭнК" направило в адрес ПАО "МРСК Сибири" заявления исх. N 11/ПТО-26/3381, N 11/ПТО-26/3382, N 11/ПТО-26/3383, N 11/ПТО-26/3384, N 11/ПТО26/3387, N 11/ПТО-26/3452 о переоформлении документов о технологическом присоединении объектов ООО "КЭнК" к электрическим сетям ПАО "МРСК Сибири" в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств. Заявления получены ПАО "МРСК Сибири" с письмом от 07.06.2019 вх. N 11/ПТО-26/3452-10.06.2019.
ООО "КЭнК" и ПАО "МРСК Сибири" являются смежными сетевыми организациями, оказывающими услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области.
В силу пункта 59 Правил технологического присоединения в рамках договора (в период его действия) собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов в следующих случаях:
а) восстановление утраченных документов о технологическом присоединении;
б) переоформление документов о технологическом присоединении с целью указания в них информации о максимальной мощности энергопринимающих устройств;
в) переоформление документов о технологическом присоединений в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств;
г) наступление иных обстоятельств, требующих внесения изменений в документы о технологическом присоединении, в том числе связанных с опосредованным присоединением.
Таким образом, одним из оснований для обращения в сетевую организацию является переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
Согласно пункту 62 Правил к заявлению о переоформлении документов прилагаются следующие документы:
а) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены объекты лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (в случае если энергопринимающие устройства лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, расположены в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов, представляет в сетевую организацию копию документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства);
б) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя лица, обратившегося е заявлением о переоформлении документов, в случае если заявление о переоформлении документов подается в сетевую организацию представителем заявителя;
в) копия технических условий, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии);
г) копии акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акта об осуществлении технологического присоединения, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии);
д) копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения по схеме внешнего электроснабжения, релейной защите и автоматике, телемеханике и связи (прилагаются при отсутствии технических условий или отсутствии в них и имеющихся документах о технологическом присоединении информации о максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, если при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации являлась обязательной);
е) копии иных документов, подтверждающих факт технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям (в том числе оформленных на предыдущего собственника энергопринимающих устройств) в случае отсутствия документов, предусмотренных подпунктом "г" настоящего пункта.
Таким образом, Правилами регламентирован состав документов, подлежащих представлению заявителем.
В соответствии с пунктом 63 Правил технологического присоединения при отсутствии документов у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, предусмотренных подпунктами "в" - "е" пункта 62 настоящих Правил, в заявлении о переоформлении документов делается отметка об отсутствии документа (документов).
В заявлении ООО "КЭнК" о восстановлении (переоформлении) документов о технологическом присоединении в соответствии с пунктом 63 указано на то, что документы, предусмотренные подпунктами "в" - "е" пункта 62 Правил технологического присоединения, у общества отсутствуют. Также в материалах дела отсутствует информация о наличии вышеуказанных документов у ПАО "МРСК Сибири".
Как верно отметил суд первой инстанции, ООО "КЭнК" обратилось в ПАО "МРСК Сибири" за переоформлением документов о технологическом присоединении энергопринимающих устройств не только в связи со сменой собственника, но и по существу и за восстановлением утраченных документов о технологическом присоединении.
Согласно пункту 74 Правил при получении сетевой организацией заявления о переоформлении документов от лица, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которого состоялось после 1 января 2010 года либо документы о технологическом присоединении энергопринимающих устройств которого составлены (переоформлены) после указанной даты, сетевая организация вне зависимости от наличия документов, указанных в подпунктах "в"- "е" пункта 62 настоящих Правил, прилагаемых к заявлению о переоформлении документов, не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает дубликаты ранее оформленных документов о технологическом присоединении либо восстановленные (переоформленные) документы о технологическом присоединении.
Таким образом, в случае, если документы о технологическом присоединении были переоформлены после 01.01.2010, то вне зависимости от представления технических условий, не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов, сетевая организация выдает дубликаты ранее оформленных документов о технологическом присоединении либо восстановленные (переоформленные) документы о технологическом присоединении.
Соответственно, Правилами установлен особый, упрощенный для заявителя порядок переоформления документов о технологическом присоединении в случае, если технологическое присоединение состоялось либо документы о технологическом присоединении были переоформлены после 01.01.2010.
ООО "КЭнК" представило в составе заявления о восстановлении документов документы о технологическом присоединении объекта заявителя копию документов, подтверждающих иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (договор аренды), в связи с чем у ПАО "МРСК Сибири" возникла обязанность по переоформлению (восстановлению) документов о технологическом присоединении данных объектов.
В период административного расследования ПАО "МРСК Сибири" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к ООО "Буревестник" об истребовании имущества из чужого незаконного владения, признании отсутствующим право собственника, в том числе в отношении объектов электросетевого хозяйства, включая объекты, в отношении которых ООО "КЭНК" направило в адрес ПАО "МРСК Сибири" заявление переоформлении (восстановлении) документов о технологическом присоединении (дело N А27-24629/2019), антимонопольный орган во избежание предрешения гражданско-правового спора как нарушение Правил технологического присоединения исключил спорные объекты из рассмотрения дела N 042/04/9.21-1208/2019 об административном правонарушении.
Письмом вх. N 7460 от 13.12.2019 ПАО "МРСК Сибири" представлены в материалы административного дела N 042/04/9.21-1208/2019 сведения об объектах ООО "КЭНК", которые не являются предметом спора по делу N А27-24629/2019.
Как верно отметил суд первой инстанции, в отношении данных объектов ПАО "МРСК Сибири" обязано было исполнить пункты 72, 73 Правил технологического присоединения.
Отклоняя доводы общества о том, что ранее ПАО "МРСК Сибири" не выдавало технические условия на технологическое присоединения данных объектов, а также не владеет информацией об уровне максимальной мощности, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что разделом VIII Правил технологического присоединения предусмотрен правой механизм переоформления (восстановления) документов о технологическом присоединении при данных обстоятельствах, которые не являются препятствием для отказа от переоформления.
ПАО "МРСК Сибири" в соответствии с требованиями названных пунктов Правил обязано было провести с участием ООО "КЭнК" осмотр энергопринимающих устройств, подготовить и направить в адрес последнего технические условия и Акт об осуществлении технологического присоединения объектов до 13.09.2018 (включительно).
Согласно пункту 73 Правил технологического присоединения в случаях, предусмотренных пунктами 71 и 72 настоящих Правил, сетевая организация подготавливает и выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, согласованные с субъектом оперативно-диспетчерского управления (в случаях если технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления) технические условия на основании документов, указанных в подпунктах "г" или "е" пункта 62 настоящих Правил, а при их отсутствии - на основании фактической схемы электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя.
В случаях, предусмотренных пунктами 71 и 72 настоящих Правил, сетевая организация подготавливает и выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, согласованные с субъектом оперативно-диспетчерского управления (в случаях если технические условия в соответствии е настоящими Правилами подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления) технические условия на основании документов, указанных в подпунктах "г" или "е" пункта 62 настоящих Правил, а при их отсутствии - на основании фактической схемы электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя.
В целях определения фактической схемы электроснабжения сетевая организация с участием заявителя осуществляет осмотр ранее присоединенных энергопринимающих устройств, по результатам которого сетевой организацией и заявителем составляется и подписывается акт о выполнении технических условий по форме согласно приложению N 15, включающий однолинейную схему электрических сетей внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств.
Из системного толкования пунктов 72, 73 Правил технологического присоединения следует, что пятнадцатидневный срок подготовки и направления переоформленного (восстановленного) акта об осуществлений технологического присоединения является предельным и включает в себя проведение осмотра энергопринимающих устройств в целях определения фактической схемы электроснабжения, выдачу сетевой организацией технических условий, а также проверку выполнения Заявителем технических условий и составления акта о выполнении технических условий по форме согласно приложению N 15 Правил технологического присоединения.
В сроки, установленные пунктом 72 Правил технологического присоединения, ПАО "МРСК Сибири" не предприняло никаких действий по проведению вышеуказанных мероприятий, по переоформлению (восстановлению) документов, а также не направило мотивированный отказ от переоформления при наличии соответствующих оснований.
Указанные обстоятельства обществом в суде не опровергнуты.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения положений Правил N 861 в материалы дела не представлено. При этом доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о наличии вины общества в совершении данного административного правонарушения, в связи с чем действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановление о назначении административного наказания от 25.05.2020 по делу N 042/04/9.21-1208/2019 вынесено уполномоченным органом с учетом всех обстоятельств дела.
Оспариваемое постановление соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, поскольку в нем приведены описание события и основания привлечения к ответственности.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности общества на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Размер административного штрафа определен с учетом степени вины и повторности нарушения в пределах санкции, установленной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доводу апеллянта о том, что административный орган не представил доказательств того, что общество ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, также дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции.
Диспозиция части 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусматривает ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Под повторным совершением правонарушения понимается совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Следовательно, для привлечения общества по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ должны иметься доказательства, что лицо ранее привлекалось по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ и на момент вынесения постановления от 25.05.2020 N 042/04/9.21-1208/2019 не истек период установленный понятием повторного совершения правонарушения установленного пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ.
Управлением учтено обстоятельство привлечения ПАО "Россети Сибирь" к административной ответственности за нарушение Правил технологического присоединения постановлением по делу N 558/03-АДМ-2017 от 21.03.2018, вступившим в законную силу 06.09.2018 (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2018 по делу N А27-6204/2018).
Как следует из судебных актов, размещенных на сайте арбитражного суда (https://kad.arbitr.ru/) в течение года, предшествующего совершению вменяемого правонарушения, ПАО "МРСК Сибири" неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (дела об оспаривании постановлений N N А27-12175/2018, А27-6204/2018, иные).
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, имеет квалифицирующий признак правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи - повторность. Повторным в силу статей 4.3, 4.6 КоАП РФ признается совершение однородного административного правонарушения в период со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления. Совершение правонарушения до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления, которым общество ранее было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, не исключает признака повторности и не является основанием для квалификации действий общества по части 1 указанной статьи. В противном случае при каждом последующем повторном административном правонарушении будет иметь место применение к лицу менее строгого наказания, что противоречит принципам административной ответственности и целям назначения административного наказания - предупреждение административных правонарушений.
Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено.
Оснований для применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ суд первой инстанции также не усмотрел, что является правомерным, поскольку общество неоднократно привлекалось к административной ответственности за совершение однородных правонарушений.
Поскольку факт нарушения и вина общества подтверждены материалами дела, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено, то оснований для вывода о несоответствии оспариваемого постановления требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов суд первой инстанции правомерно не установил, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для его отмены, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05.10.2020 по делу N А27-13456/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
О. О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-13456/2020
Истец: ПАО "МРСК Сибири"- "Кузбассэнерго-РЭС"
Ответчик: УФАС по Кемеровской области
Третье лицо: ООО "КУЗБАССКАЯ ЭНЕРГОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-347/2021
20.05.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10631/20
30.03.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-347/2021
08.12.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10631/20
05.10.2020 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-13456/20