г. Тюмень |
|
12 августа 2021 г. |
Дело N А27-25430/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Киричёк Ю.Н.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Ермаковой Ю.С. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" на решение от 17.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Кормилина Ю.Ю.) и постановление от 28.05.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А27-25430/2020 по заявлению публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (660021, Красноярский край, город Красноярск, улица Бограда, 144а, ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) в лице филиала "Кузбассэнерго - региональные электрические сети" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Ноградская, 5, 312, ОГРН 1034205025799, ИНН 4207012419) об оспаривании постановления от 06.11.2020 о назначении административного наказания по делу N 042/04/9.21-509/2020 об административном правонарушении, представления от 06.11.2020 по делу об административном правонарушении N 042/04/9.21-509/2020.
Другое лицо, участвующие в деле, - общество с ограниченной ответственностью "Энергопаритет" (650036, Кемеровская область - Кузбасс область, город Кемерово, проспект Ленина, 90/2, 808, ОГРН 1134205006320, ИНН 4205262491).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гатауллина Н.Н.) в заседании приняли участие представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области - Чернышова К.Д. по доверенности от 07.06.2021; Ананьева Г.Н. по доверенности от 15.03.2021.
Суд установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (в настоящее время - публичное акционерное общество "Россети Сибирь", далее - общество, ПАО "Россети Сибирь") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 06.11.2020 N 042/04/9.21-509/2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 650 000 рублей и представления от 06.11.2020 N 042/04/9.21-509/2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Энергопаритет" (далее - третье лицо, ООО "Энергопаритет").
Решением от 17.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 28.05.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, третье лицо не вправе выбирать вид ставки платы за технологическое присоединение в связи с превышением присоединяемой мощности 670 кВт; управление вмешалось в гражданско-правовые отношения сторон; представление административного органа не содержит мер, которые должны быть приняты ПАО "Россети Сибирь" в целях устранения причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Третье лицо отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствовавших в судебном заседании представителей управления, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам рассмотрения обращения ООО "Энергопаритет" от 21.02.2020 административный орган пришел к выводу о наличии в действиях общества признаков нарушения пункта 15, подпункта "д" пункта 16, пункта 19, подпункта "б" пункта 25 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения); определением от 27.03.2020 возбудил дело N 042/04/9.21-509/2020; провел административное расследование, по результатам которого составил протокол об административном правонарушении от 19.06.2020 и вынес постановление от 06.11.2020 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 650 000 рублей, и представление от 06.11.2020, в соответствии с которым обществу необходимо принять меры, направленные на соблюдение требований, установленных пунктом 15, подпунктом "д" пункта 16, подпунктом "б" пункта 25 Правил технологического присоединения, о принятых мерах сообщить в административный орган.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения, отсутствии нарушений порядка привлечения его к административной ответственности и соответствии действующему законодательству выданного обществу представления.
Суд кассационной инстанции, оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение юридическим лицом правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, влечет наложение на него административного штрафа в размере от 600 000 руб. до 1 000 000 руб. (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий (часть 1 статьи 29.13 КоАП РФ).
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, который заключается между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом и является публичным.
Аналогичное положение содержится в пункте 6 Правил технологического присоединения.
Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.
Согласно пункту 15 Правил технологического присоединения (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент направления третьим лицом заявки на технологическое присоединение) в адрес заявителей, за исключением заявителей, указанных в абзацах первом и втором данного пункта, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 10 рабочих дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор. В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
В случае направления заявителем в течение 10 рабочих дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием приведения его в соответствие с названными Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с Правилами технологического присоединения в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору).
В соответствии с подпунктами "а", "д" пункта 16 Правил технологического присоединения договор должен содержать следующие существенные условия:
- перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;
- размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленные разделом III данных Правил).
Пунктом 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, определено, что лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение в соответствии с особенностями, предусмотренными методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
В соответствии с подпунктом 2 пунктом 7 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 29.08.2017 N 1135/17 (далее - Методические указания) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям утверждаются на период регулирования:
- стандартизированные тарифные ставки согласно Главе II Методических указаний;
- ставки за единицу максимальной мощности (руб./кВт), рассчитанные в соответствии с Главой III Методических указаний;
- формула платы за технологическое присоединение.
Согласно абзацу 11 подпункта 3 пункта 7 Методических указаний лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет менее 10 км, и максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет менее 670 кВт. Выбор ставки платы осуществляется заявителем на стадии заключения договора об осуществлении технологического присоединения.
В случае если заявитель не выбрал вид ставки, сетевая организация вправе самостоятельно выбрать ставку и произвести расчет размера платы за технологическое присоединение.
Как следует из писем ФАС России от 21.06.2018 и от 07.10.2020 если максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств более 670 кВт, то возможность выбора заявителем ставки отсутствует, и применяются стандартизированные тарифные ставки.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2018 N 779 (далее - Постановление N 779) утверждены стандартизированные тарифные ставки за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Кемеровской области на 2019 год.
Судами установлено, что ПАО "Россети Сибирь" 08.11.2019 получило заявку третьего лица на технологическое присоединение объектов "кабельная линия электропередач 10-8-н", "кабельная линия 10-26-н" в связи с увеличением объема максимальной мощности на 615,2 кВт; расстояние от границ земельного участка третьего лица до спорных объектов электросетевого хозяйства не превышало 10 км; 21.11.2019 ПАО "Россети Сибирь" в адрес ООО "Энергопаритет" направлен проект договора об осуществлении технологического присоединения, в пункте 3.1 которого ПАО "Россети Сибирь" определило размер платы для заявителя в размере 56 423,69 руб., которая была рассчитана исходя из ставки за единицу максимальной мощности (руб./кВт); в сопроводительном письме от 16.12.2019 ООО "Энергопаритет" сообщило о выборе размера платы за технологическое присоединение по стандартизированной тарифной ставке С1 Постановления N 779, в соответствии с которой размер платы для заявителя должен составить 14 599,20 руб.; письмом от 30.01.2020 общество отказало третьему лицу в выборе ставки платы за технологическое присоединение.
В соответствии с пунктом 19 Правил технологического присоединения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные данными Правилами.
Согласно пункту 18 Правил технологического присоединения мероприятия по технологическому присоединению включают в себя, в том числе подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий.
Пунктом 25 Правил технологического присоединения установлены требования к содержанию технических условиях для заявителей.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 25 Правил технологического присоединения в технических условиях должны быть указаны обоснованные требования к усилению существующей электрической сети сетевых организаций, а также смежных сетевых организаций в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электроснабжения), а также обоснованные требования к строительству (реконструкции) объектов по производству электрической энергии в связи с присоединением новых мощностей (включая увеличение сечения проводов и кабелей, замену или увеличение мощности трансформаторов, установку устройств регулирования напряжения, расширение распределительных устройств на объектах по производству электрической энергии).
Согласно подпункту "в" пункта 25 Правил технологического присоединения в технических условиях указываются требования к устройствам релейной защиты, сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, регистрации аварийных событий и процессов, телемеханике, связи, изоляции и защите от перенапряжения, к контролю и поддержанию качества электрической энергии, а также к приборам учета электрической энергии и иному оборудованию, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности).
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что ПАО "Россети Сибирь" включило в Технические условия, являющиеся приложением N 1 к договору на технологическое присоединение (далее - Технические условия) обязанность по установке третьим лицом приборов контроля качества электрической энергии (пункт 10.1.2); в сопроводительном письме от 16.12.2019 к протоколу разногласий ООО "Энергопаритет" указало на необходимость исключения из Технических условий указанного пункта; письмом от 30.01.2020 общество отказало в исключении пункта 10.1.2 из Технических условий.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций, пришли к обоснованным выводам, что в рассматриваемой ситуации использование ставки за единицу максимальной мощности для расчета платы за технологическое присоединение действующим законодательством не предусмотрено; из положений пункта 25 Правил технологического присоединения не следует, что обязанность обеспечить установку приборов контроля качества электрической энергии на границе балансовой принадлежности электрических сетей возложена на потребителя; общество не представило обоснования включения в Технические условия обязанности третьего лица по установке приборов контроля качества электрической энергии; ПАО "Россети Сибирь" отказалось от приведения проекта договора в соответствие с требованиями Правил технологического присоединения, и что указанные действия образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Поскольку ПАО "Россети Сибирь" не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных Правилами технологического присоединения действий, и учитывая неоднократное совершение им однородных правонарушений в течение года, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Административное наказание назначено ПАО "Россети Сибирь" в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ; при определении размера штрафа управлением приняты во внимание характер допущенного нарушения, количество ранее совершенных однородных правонарушений, имущественное положение юридического лица.
Судами не выявлены основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, а также положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ о снижении размера назначенного административного штрафа ниже низшего предела.
С учетом изложенного арбитражные суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований о признании незаконными и отмене оспариваемых постановления и представления административного органа.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана соответствующая оценка. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствует о неправильном применении норм права судами нижестоящих инстанций.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 28.05.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-25430/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку ПАО "Россети Сибирь" не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных Правилами технологического присоединения действий, и учитывая неоднократное совершение им однородных правонарушений в течение года, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
...
Административное наказание назначено ПАО "Россети Сибирь" в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ; при определении размера штрафа управлением приняты во внимание характер допущенного нарушения, количество ранее совершенных однородных правонарушений, имущественное положение юридического лица.
Судами не выявлены основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, а также положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ о снижении размера назначенного административного штрафа ниже низшего предела."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 августа 2021 г. N Ф04-4255/21 по делу N А27-25430/2020