г. Тюмень |
|
13 августа 2021 г. |
Дело N А46-902/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рязановым И.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Магнит" на решение от 24.03.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Захарцева С.Г.) и постановление от 01.06.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А46-902/2021 по заявлению Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (630091, город Новосибирск, улица Каменская, дом 74, ИНН 5406290571, ОГРН 1045402505268) к обществу с ограниченной ответственностью "Магнит" (644024, город Омск, улица Декабристов, дом 45, корпус 1, помещение 19, ИНН 5401381810, ОГРН 1145476106654) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В судебном заседании в онлайн-режиме посредством использования веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Магнит" Колмакова Е.В. по доверенности от 26.02.2021
Суд установил:
Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Магнит" (далее - общество, региональный оператор, ООО "Магнит") к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 24.03.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 01.06.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено, ООО "Магнит" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии в действиях общества состава вменяемого правонарушения, поскольку ООО "Магнит" не осуществлялось размещение отходов IV класса опасности, а превышение установленного действующим законодательством срока накопления отходов не свидетельствует об их размещении; проверка в отношении регионального оператора проведена административным органом с нарушениями требований действующего законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в судебном заседании представителя общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество имеет лицензию от 24.03.2017 N (54)-3211-СТ/П, в соответствии с которой может осуществлять сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов II и IV классов опасности, обработку отходов IV класса опасности.
На основании приказа от 23.11.2020 N 11-02/1486 управлением в период с 27.11.2020 по 24.12.2020 в отношении ООО "Магнит" проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлены нарушения требований природоохранного законодательства при осуществлении деятельности в области обращения с отходами на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, N 52-0154-002138-П и N 52-0154-002457-П.
При изучении отчетности по форме 2-ТП (отходы) за 2019 год, журнала учета в области обращения с отходами за 2019 и истекший период 2020 года, а также пояснений общества, предоставленных письмом от 23.12.2020 N ТКО-П/2897.1, административным органом установлено, что принятые обществом за период с 01.04.2019 по 29.02.2020 твердые коммунальные отходы (в том числе IV класса опасности) на момент проведения проверки складированы на площадках временного накопления отходов, расположенных в Кировском и Ленинском административных округах города Омска, и находятся там свыше 11 месяцев, что свидетельствует о размещении (хранении) указанных отходов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления управлением в отношении ООО "Магнит" протокола об административном правонарушении от 15.01.2021 N Т-1491-в/5 и обращения в суд с заявлением о его привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого правонарушения, а также об отсутствии нарушений порядка привлечения его к административной ответственности.
Апелляционный суд поддержал вывод суда первой инстанции.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
На основании пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ООО "Магнит" к административной ответственности послужил установленный административным органом факт осуществления обществом размещения (хранения) отходов без соответствующей лицензии.
Оспаривая указанные обстоятельства, общество указывало на наличие у него лицензии от 24.03.2017 N (54)-3211-СТ/П, в соответствии с которой оно может осуществлять сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов II и IV классов опасности, обработку отходов IV класса опасности, и осуществление им деятельности по накоплению отходов, не требующей получения лицензии.
Статей 1 Закона N 89-ФЗ определено, что размещение отходов представляет из себя хранение (складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения) и захоронение отходов (изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду).
Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили факт складирования на площадках временного накопления отходов, расположенных в Кировском и Ленинском административных округах города Омска, отходов (в том числе IV класса опасности), принятых обществом более 11 месяцев назад, а также неосуществление ООО "Магнит" действий по их обработке, утилизации, обезвреживанию или передаче сторонним организациям для последующей обработки, утилизации, обезвреживания, что свидетельствует о фактическом осуществлении деятельности по размещению отходов IV класса опасности в отсутствие соответствующей лицензии.
При этом доводы подателя кассационной жалобы, оспаривающие выводы судов об осуществлении обществом деятельности по размещению отходов IV класса опасности в отсутствие соответствующей лицензии, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами на их основе обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Доводы общества о нарушении административным органом порядка проведения проверки и недействительность ее результатов отклоняется судом округа в силу следующего.
Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) установлено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Закрытый перечень грубых нарушение перечислен в части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ.
Пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ относит к числу грубых, в том числе нарушение требований, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 1.2, пунктом 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки) статьи 15 Закона N 294-ФЗ.
Согласно пункту 3 статьи 15 Закона N 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов.
Поскольку из материалов дела не следует, что административный орган при осуществлении проверки истребовал у общества сведения и документы, которые не относятся к предмету проверки, довод общества об обратном, в том числе со ссылкой на отсутствие в приказе о проведении проверки от 23.11.2020 N 11-02/1486 прямого указания на истребование данных документов, не соответствует фактическим обстоятельствам, в связи с чем отклоняется судом округа.
Ссылки ООО "Магнит" на иные нарушения управлением требований Закона N 294-ФЗ были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Поскольку ООО "Магнит" не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении деятельности по обращению с отходами, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Ссылка подателя кассационной жалобы на отсутствие (недостаточное количество) объектов размещения отходов на территории Омской области признается судом округа несостоятельной, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии в деянии ООО "Магнит" состава вменяемого административного правонарушения.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает правомерным привлечение ООО "Магнит" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении апелляционным судом норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.03.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 01.06.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-902/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 статьи 15 Закона N 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов.
...
Ссылки ООО "Магнит" на иные нарушения управлением требований Закона N 294-ФЗ были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Поскольку ООО "Магнит" не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении деятельности по обращению с отходами, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
...
Административное наказание назначено обществу в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает правомерным привлечение ООО "Магнит" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 августа 2021 г. N Ф04-4161/21 по делу N А46-902/2021