Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 августа 2021 г. N Ф04-4161/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
01 июня 2021 г. |
Дело N А46-902/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4291/2021) общества с ограниченной ответственностью "Магнит" на решение Арбитражного суда Омской области от 24.03.2021 по делу N А46-902/2021 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 5406290571, ОГРН 1045402505268, 630091, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Каменская, 74) к обществу с ограниченной ответственностью "Магнит" (ИНН 5401381810, ОГРН 1145476106654, 644024, Омская область, г. Омск, ул. Декабристов, 45, корп. 1, пом. 19) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Магнит" Колмаковой Евгении Васильевны по доверенности от 26.02.2021 N 40-21;
УСТАНОВИЛ:
Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заявитель, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Магнит" (далее - общество, региональный оператор, ООО "Магнил") к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.03.2021 по делу N А46-902/2021 ООО "Магнит" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на проведение проверки с грубыми нарушениями требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), в связи с чем результаты такой проверки не могут быть приняты в качестве доказательств вменяемого административного правонарушения.
Податель жалобы считает, что объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, в отношении которых должна была проводиться проверка, являются комплексы временных сооружений мусоросортировочных линий N 52-0154-002138-П и N 52-0154-002457-П, расположенные на территории земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:200106: 55:36:190110:344, однако согласно акту проверки N Т-1491-в и протоколу об административном правонарушении NТ-1491-в/5 от 15.01.2021 проверка проводилась в том числе в отношении иных объектов - площадки временного накопления ТКО, не относящихся к объектам негативного воздействия на окружающую среду N 52-0154-002138-П и N 52-0154-002457; пробы отходов, визуальный осмотр объекта проведены в отношении объектов, которые не подлежали проверке; акт проверки составлен с нарушением установленного частью 5 статьи 16 Закона N 294-ФЗ срока;
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не учтено, что общество на территории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду N 52-0154-002138-П и N 52-0154-002457 осуществляет только обработку отходов, и не осуществляет хранение (размещение) отходов; накопление отходов общество осуществляет на площадках временного накопления отходов.
Управлением представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представителем ООО "Магнит" заявлены ходатайства:
- о вызове в качестве свидетеля Колот Татьяны Ивановны - советника отдела по обращению с отходами департамента экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, которая может дать пояснения относительно сложившейся в регионе ситуации по обращению с ТКО и деятельности регионального оператора, который не осуществляет деятельность по размещению отходов;
- об отложении судебного заседания с целью обеспечения явки в судебное заседание свидетеля Колот Т.И.
Представитель ООО "Магнит" также просил отложить судебное заседание до 15.06.2021 - даты судебного заседания по делу N А46-964/2021, в рамках которого обществом оспаривается предписание от 30.12.2020 N Т-1491-в и акт проверки от 30.12.2020 N Т-1491-в.;
- о приобщении к материалам дела дополнительных документов: копий актов приема-передачи земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:000000:163642, 55:36:000000:344, 55:36:000000:165347, 55:36:000000:163641, 55:36:200106:224, 55:36:200106:713, к договорам аренды от 25.04.2019 N Д-КР-34-11744; от 25.04.2019 N Д-КР-34-11746; от 13.01.2020 N Д-Л-34-11810; от 13.01.2020 N Д-Л-34-11811; от 17.07.2020 N Д-КР-34-11872; от 07.07.2020 N Д-КР-34-11873, копии заявления Прокуратуры.Омской области от 17.03.2021 N 7/1-03-2021.
Суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении ходатайств ООО "Магнит" исходя из следующего.
Согласно части 3 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, вправе заявлять ходатайства о вызове новых свидетелей, проведении экспертизы, приобщении к делу или об истребовании письменных и вещественных доказательств, в исследовании или истребовании которых им было отказано судом первой инстанции. Суд апелляционной инстанции не вправе отказать в удовлетворении указанных ходатайств на том основании, что они не были удовлетворены судом первой инстанции.
Согласно пункту 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление N 12) поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе, посредством получения свидетельских показаний, направления судебных запросов об истребовании документов, он проверяет, была ли у лица, заявившего соответствующие ходатайства, возможность предоставления таких доказательств в суд первой инстанции.
В силу абзаца шестого пункта 29 Постановления N 12 ходатайство о принятии новых доказательств в силу требований части 3 статьи 65 АПК РФ должно быть заявлено лицами, участвующими в деле, до начала рассмотрения апелляционной жалобы по существу. Данное ходатайство должно соответствовать требованиям части 2 статьи 268 АПК РФ, то есть содержать обоснование невозможности представления данных доказательств в суд первой инстанции, и подлежит рассмотрению арбитражным судом апелляционной инстанции до начала рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Таким образом, закон возлагает на апелляционный суд обязанность повторно рассмотреть дело, проверив и выяснив все фактические обстоятельства.
В абзаце первом пункта 29 Постановления N 12 указано, что при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по независящим от него уважительным причинам.
К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; наличие в материалах дела протокола, аудиозаписи судебного заседания, оспариваемых лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в них сведений о ходатайствах или об иных заявлениях, касающихся оценки доказательств (абзац второй пункта 29 Постановления N 12).
Признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия арбитражным судом апелляционной инстанции (абзац третий пункта 29 Постановления N 12).
Из приведенных норм процессуального права, а также правовых позиций Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что заявитель, представляя дополнительные доказательства, одновременно должен обосновать невозможность их представления в суд первой инстанции по не зависящим от него уважительным причинам.
В рассматриваемом случае общество в нарушение требований пункта 2 статьи 268 АПК РФ не обосновало невозможность представления дополнительных документов в суд первой инстанции, равно как и невозможность вызова в качестве свидетеля Колот Т.И. для дачи соответствующих пояснений, что влечет отказ в удовлетворении соответствующих ходатайств общества. Кроме того, суд апелляционной инстанции не усматривает необходимости в свидетельских показаниях Колот Т.И., которые сами по себе не могут опровергнуть состав вменяемого обществу правонарушения.
С учетом изложенного в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания судом апелляционной инстанции отказано в связи с отсутствием для этого оснований, предусмотренных статьей 158 АПК РФ.
Кроме того, предмет судебного исследования по рассматриваемому делу не связан с результатом рассмотрения дела N А46-964/2021 в связи с отсутствием идентичности предмета иска и фактического обоснования заявленных требований по данным делам, в свиязи с чем оснований для отложения судебного заседания по данному делу до 15.06.2021 (даты судебного заседания по делу N А46-964/2021) судом апелляционной инстанции не усмотрено.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление, надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
Управлением на основании приказа от 23.11.2020 N 11-02/1486 "О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица" (далее - Приказ) в период с 27.11.2020 по 24.12.2020 в отношении ООО "Магнит" проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлены факты нарушения требований природоохранного законодательства при осуществлении деятельности в области обращения с отходами на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты НВОС) N52-0154-002138-П и N52-0154-002457-П. По итогам проверки Управлением 30.12.2020 составлен акт проверки N Т-1491-в.
Обнаружив в действиях регионального оператора признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, должностное лицо Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора составило в отношении ООО "Магнит" протокол об административном правонарушении от 15.01.2021 N Т-1491-в/5.
На основании части 3 статьи 23.1 и части 1 статьи 28.8 КоАП РФ, статьи 202 АПК РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Магнил" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
24.03.2021 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридическое лицо может осуществлять только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензируемым органом на бумажном носителе или в форме электронного документа.
Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (пункт 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ).
Статьей 12 Закона N 99-ФЗ установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.
В соответствии с данным перечнем лицензированию подлежит, в том числе, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (пункт 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ).
Аналогичная норма содержится в статье 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона N 89-ФЗ), которым определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействии отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Основные понятия, используемые законодателем, приведены в статье 1 Закона N 89-ФЗ: размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Управлением в ходе проверки установлено, что ООО "Магнит" осуществляет хозяйственную деятельность на объектах НВОС N N 52-0154-002138-П, 52-0154-002457-П, расположенных в Кировском и Ленинском административных округах города Омска соответственно.
Деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее -ТКО) ООО "Магнит" начало осуществлять с 01.04.2019 года (в том числе накопление TKО), согласно предельному единому тарифу на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО "Магнит", установленному приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 20.03.2019 года N 24/13.
С целью реализации инвестиционного проекта "Создание системы сортировки твердых коммунальных отходов на территории города Омска" Департаментом имущественных отношений администрации города Омска предоставлены ООО "Магнит" земельные участки с кадастровыми номерами: 55:36:000000:163642; 55:36:000000:344; 55:36:000000:165347; 55:36:000000:163641; 55:36:200106:224; 55:36:200106:713, на основании договоров аренды от 25.04.2019 N Д-КР-34-11744; от 25.04.2019 N Д-КР-34-11746; от 13.01.2020 N Д-Л-34-11810; от 13.01.2020 N Д-Л-34-11811; от 17.07.2020 N Д-КР-34-11872; от 7.07.2020 N Д-КР-34-11873 соответственно.
В границах Кировского и Ленинского административных округов города Омска на предоставленных земельных участках ООО "Магнит" установлены комплексы мусоросортировочной линии.
На комплексе мусоросортировочной линии в Кировском административном округе осуществляется деятельность по сбору и обработки отходов IV класса опасности в соответствии с действующей лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 24.03.2017 N (54)-3211-СТ/П.
В границах, предоставленных ООО "Магнит" земельных участков, расположены площадки временного накопления (складирования) отходов (далее - ПВН), по 3 площадки в Кировском и Ленинском административных округах города Омска соответственно (КАО ПВН1 - площадка накопления N 1 в Кировском административном округе, КАО ПВН2 - площадка накопления N 2 в Кировском административном округе, КАО ПВНЗ - площадка накопления N 3 в Кировском административном округе, ЛАО ПВН1 - площадка накопления N 1 в Ленинском административном округе, ЛАО ПВН2 - площадка накопления N 2 в Ленинском административном округе, ЛАО ПВНЗ - площадка накопления N 3 в Ленинском административном округе).
На указанные площадки региональным оператором начиная с 01.04.2019 производится вывоз твердых коммунальных отходов, собранных от юридических лиц и населения на контейнерных площадках многоквартирных домов.
Так, согласно актам выполненных работ за 2019 год ООО "Магнит" получено 2184711,967 м3 ТКО; за 2020 год - 387121,268 тонн ТКО.
Также часть поступающих отходов обрабатываются на комплексе мусоросортировочной линии, расположенном в Кировском административном округе. После обработки остаются отходы: органика (отсев) и хвосты, которые складируются на площадках временного накопления отходов.
В ходе проведения проверки при изучении отчетности по форме 2-ТП (отходы) за 2019 год, журнала учета в области обращения с отходами за 2019 и истекший период 2020 года, а также пояснений ООО "Магнит", предоставленных письмом от 23.12.2020 N ТКО-П/2897.1 установлено следующее:
- КАО ПВН1: накопление осуществлялось с 01.04.2019 до 31.01.2020. Общая масса поступивших отходов (прямой поток и отходы после обработки) на площадку накопления составляет 156105,42 т. Перемещено с КАО ПВН1 ТКО накопленных за апрель, май, июнь, июль, часть августа 2019 года на КАО ПВН2 -61448,5 т., перемещено с КАО ПВН1 отходов ТКО накопленных за часть августа, сентябрь 2019 го1да на КАО ПВНЗ - 29115,22 т., перемещено с КАО ПВН1 отходов ТКО накопленных за октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года на КАО ПВНЗ - 46938 т., перемещено отходов ТКО накопленных за январь 2020 года на КАО ПВНЗ -18 603,7 т. В настоящие время на КАО ПВН1 отсутствуют твердые коммунальные отходы, о чем свидетельствует акт от 14.10.2020.
- КАО ПВН2: накопление осуществлялось с 01.02.2020 по 25.05.2020. Общая масса (по состоянию на конец 3 квартала 2020) поступивших отходов {прямой поток и отходы после обработки) на площадку накопления составляет 138 512,9 т. С октября 2020 года по настоящее время осуществляется перемещение отходов с КАО ПВН2 на КАО ПВНЗ.
КАО ПВНЗ: накопление осуществляется с 26.05.2020 по настоящее время. Общая масса поступивших отходов (прямой поток и отходы после обработки) по состоянию на конец 3 квартала 2020 года на площадку накопления составляет 171325,32 т.
Итого на площадках накопления, расположенных в Кировском административном округе города Омска, в период с 01.04.2019 по 30.09.2020 складировано 309838,22 т. ТКО.
- ЛАО ПВН1: накопление осуществлялось с 01.04.2019 до 31.01.2020. Общая масса поступивших отходов {прямой поток) на площадку накопления составляет 191216,6 т. Перемещено с ЛАО ПВН1 ТКО накопленных за апрель, май, июнь, июль 2019 года на ЛАО ПВН2 - 68876 т., перемещено отходов с ЛАО ПВН1 ТКО накопленных за август, сентябрь 2019 года на ЛАО ПНВЗ - 41977,8 т., перемещено отходов с ЛАО ПВН1 ТКО накопленных за октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года на ЛАО ПВНЗ - 57368,7 т., перемещено отходов с ЛАО ПВН1 ТКО накопленных за январь 2020 года на ЛАО ПВНЗ - 22994,1 т. В настоящие время на площадке отсутствуют твердые коммунальные отходы, о чем свидетельствует акт от 24.10.2020.
- ЛАО ПВН2: накопление осуществлялось с 01.02.2020 по 25.05.2020. Общая масса (по состоянию на 3 квартал 2020) поступивших отходов {прямой поток) на площадку накопления составляет 163982,8 т. С октября 2020 года по настоящее время осуществляется перемещение отходов с ЛАО ПВН2 на ЛАО ПВН3.
- ЛАО ПВНЗ: накопление осуществляется с 26.05.2020 по настоящее время. Общая масса поступивших отходов {прямой поток) по состоянию на конец 3 квартала 2020 года на площадку накопления составляет 217156,3 т.
Итого на площадках накопления, расположенных в Ленинском административном округе города Омска, в период с 01.04.2019 по 30.09.2020 складировано 381139,1 т. ТКО.
Исходя из вышеизложенного, общая масса ТКО, складированных на площадках накопления Кировского и Ленинского административных округов города Омска по состоянию на конец 3 квартала 2020 года составляет 690977,32 тонн.
Таким образом, принятые региональным оператором ТКО за период с 01.04.2019 по 29.02.2020 в настоящее время складированы на площадках временного накопления отходов, расположенных в Кировском и Ленинском административных округах города Омска.
В нарушение статьи 1 Закона N 89-ФЗ по истечению 11 месячного срока данные отходы не обработаны, не утилизированы, не обезврежены, а также не переданы сторонним организациям для последующей обработки, утилизации, обезвреживания.
Согласно отчетности по форме 2-ТП (отходы) за 2019 год, журнала учета в области обращения с отходами за 2019 год в составе размещенных ТКО присутствуют отходы 4 класса опасности.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Магнит" получена лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 24.03.2017 N (54)-3211-СТ/П. Вместе с тем, данной лицензией не предусмотрено осуществление деятельности по размещению отходов IV класса опасности.
Согласно результатам проведенных исследований (протоколы испытаний отходов от 28.12.2020 N 652Г-ПО, N 653Г-ПО, N 654Г-ПО, N 655Г-ПО "ЦЛАТИ по Омской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО" - г. Омск) на площадках временного накопления ТКО, расположенных на территории Кировского и Ленинского административных округах города Омска, складированы твердые коммунальные отходы, в состав которых входят: стекло, древесина, полимерные материал, металл, бумага, хлопковое волокно, грунт, пищевые отходы и др.
Таким образом, ООО "Магнит" осуществляется размещение отходов IV класса опасности в нарушение статьи 12 Закона N 99-ФЗ, части 1 статьи 9 Закона N 89-ФЗ в отсутствие соответствующей лицензии, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела не содержат документов, подтверждающих принятие обществом мер для получения специального разрешения (лицензии), а также доказательств невозможности получения лицензии по независящим общества причинам.
Таким образом, событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вина ООО "Магнит" в его совершении подтверждены материалами дела.
Отклоняя доводы ООО "Магнит" о проведении проверки с грубыми нарушениями требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела, внеплановая выездная проверка в отношении общества поводилась на основании приказа от 23.11.2020 N 11-02/1486 "О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица" с целью предупреждения, выявления, пресечения нарушений ООО "Магнит" требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а также на основании мотивированного представления заместителя начальника отдела государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха по г. Омску от 18.11.2020, письма прокуратуры Омской области от 23.10.2020 N 7/1-32-2020.
Пунктом 7 Приказа от 23.11.2020 N 11-02/1486 определен предмет проверки - соблюдение ООО "Магнит" в процессе осуществления деятельности обязательных требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.
Задачами настоящей проверки является надзор за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в области обращения с отходами производства и потребления, в т.ч. утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) и технических требований в области охраны окружающей среды и природопользования за период осуществления хозяйственной деятельности с 01.04.2019 по 24.11.2020 ( пункт 6 Приказа).
Проведение в отношении общества проверки согласовано Управлением с Прокуратурой Омской области, о чем свидетельствует решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 25.11.2020 N 7/2-43-587-2020.
В решении Прокуратуры Омской области от 25.11.2020 указаны адреса ООО "Магнит": как место нахождения: г. Омск, ул. Декабристов, 45, корп.1, пом. 19, так и места "фактического осуществления деятельности: в 260 м западнее относительно ориентира, расположенного за пределами участка с почтовым адресом: г. Омск, ул. З-я Казахстанская, 18; в 500 м. юго-западнее здания с почтовым адресом: г. Омск, ул. Черлакский тракт, 10".
Таким образом, прокуратурой согласована проверка в отношении всего ООО "Магнит" а не отдельных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем номера объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду не указаны в решении о согласовании проверки и Приказе от 23.11.2020 N 11-02/1486, что не опровергает факт согласования с прокуратурой Омской области проверки деятельности общества в области охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, в т.ч. утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) и технических требований в области охраны окружающей среды и природопользования за период с 01.04.2019 по 24.11.2020.
Таким образом, Управление при осуществлении в отношении общества проверки не вышло за рамки ее проведения, следовательно, истребование Управлением документов в отношении всех проверяемых объектов общества соответствует установленным в Приказе целям и задачам проведения проверки.
Как следует из материалов дела, по итогам проверки Управлением в соответствии с положениями части 1 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ составлен акт проверки, при этом довод общества о том, что Управлением при составлении данного акта нарушены положения части 5 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ, несостоятелен.
Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ к акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии".
Соответственно, составление акта проверки в отсутствие протоколов отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды, протоколов или заключений проведенных исследований, испытаний и экспертиз (которые относятся к мероприятиям по контролю) не представляется возможным.
В рассматриваемом случае акт проверки составлен 30.12.2020 в срок, не превышающий трех рабочих дней, со дня получения результатов анализа отбора проб, произведенного филиалом "ЦЛАТИ по Омской области" ФБУ "ЦЛАТИ по СФО", отобранных в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора в области обращения с отходами производства и потребления при проведении в отношении ООО "Магнит" проверки.
В акте проверки на последнем листе имеется подпись законного представителя ООО "Магнит" - Казначеевой О.Ю.(по доверенности N 124-10 от 24.12.2020) о том, что она ознакомлена с актом проверки. Срок проведения проверки не превышен.
Довод общества о том, что Управлением отбор проб мог осуществляться не позднее 23.12.2020 включительно, тогда как фактически пробы отобраны 24.12.2020, несостоятелен в силу того, что в соответствии с приказом срок проведения проверки составляет 20 рабочих дней: с 27.11.2020 по 24.12.2020 включительно, соответственно, пробы были отобраны филиалом "ЦЛАТИ по Омской области" ФБУ "ЦЛАТИ по СФО" - г. Омск в период проведения проверки.
Таким образом, доводы общества о том, что при проведении проверки Управлением нарушены требования Федерального закона N 294-ФЗ являются несостоятельными и опровергаются материалами дела.
Процедура и срок давности привлечения к ответственности соблюдены, административный штраф назначен в минимальном размере санкции части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в соответствии с положениями части 2 статьи 4.1 КоАП РФ, обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, не установлено.
Несогласие ООО "Магнит" с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судом первой инстанции допущены нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, при этом нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (или изменения) обжалуемого судебного акта не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 24.03.2021 по делу N А46-902/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-902/2021
Истец: СИБИРСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: ООО "МАГНИТ"