г. Тюмень |
|
17 августа 2021 г. |
Дело N А03-12147/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Терентьевой Т.С.,
судей Клат Е.В.,
Лукьяненко М.Ф.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Бийска. на решение от 11.02.2021 Арбитражного суда Алтайского края (судья Янушкевич С.В.) и постановление от 21.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Смеречинская Я.А., Аюшев Д.Н., Назаров А.В.) по делу N А03-12147/2020 по иску администрации города Бийска (659306, Алтайский край, г. Бийск, ул. Владимира Ленина, д. 250, ОГРН 1022200567212, ИНН 2204001327) к обществу с ограниченной ответственностью "Спецобслуживание-Центральное" (659328, Алтайский край, г. Бийск, Спичечный пер., д. 5, оф. 3, ОГРН 1152204003995, ИНН 2204076611) об обязании обеспечить периодичность вывоза твердых коммунальных отходов.
Суд установил:
администрация города Бийска (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Спецобслуживание-Центральное" (далее - общество, ответчик) об обязании обеспечить периодичность вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО) из большегрузного контейнера на контейнерной площадке, расположенной по адресу: г. Бийск, ул. Степана Разина, 92.
Решением от 11.02.2021 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 21.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе администрация со ссылкой на подпункт "а" пункта 148 (22) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354; далее - Правила N 354), пункт 17 приложения N 1 к Правилам N 354 просит решение и постановление отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт. По мнению истца, поскольку действующим законодательством складирование ТКО может осуществляться как в контейнерные баки, так и в бункеры, а бункер по адресу: г. Бийск, ул. Степана Разина, 92, фактически заполнен бытовым мусором, периодичность вывоза ТКО из данного бункера должна быть в соответствии с Правилами N 354, а именно не реже одного раза в трое суток в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) и не реже одного раза в сутки (ежедневный вывоз) в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C).
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом округа на основании статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как установлено судами и следует из материалов дела, 23.05.2018 между министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и обществом (региональный оператор) заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО в Бийской зоне, по которому региональный оператор обязан осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, обезвреживанию, утилизации и размещению ТКО в соответствии с территориальной схемой, принимать ТКО в объеме и в месте, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, и обеспечить их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, утилизацию, захоронение в соответствии с действующим законодательством РФ, ликвидировать места несанкционированного размещения ТКО на основании договоров на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с собственником земельного участка, на котором обнаружены ТКО, в порядке, установленном Правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством РФ, принимать необходимые меры в случае обнаружения вновь возникших мест несанкционированного размещения ТКО, объем которых превышает 1 куб. м (пункт 2.3 соглашения).
Приобретенный администрацией в рамках реализации полномочий органа местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами администрацией большегрузный контейнер для сбора ТКО внесен в реестр мест накоплений ТКО (пункт 188) и установлен на контейнерной площадке по адресу: г. Бийск, ул. Степана Разина, 92, для складирования отходов, образующихся в результате жизнедеятельности граждан, проживающих, в том числе в домах N N 92, 90/2, 90/1 по улице Степана Разина.
Согласно акту от 11.08.2020, составленному по результатам проверки специалистами администрации периодичности вывоза большегрузного контейнера, расположенного на контейнерной площадке по адресу: г. Бийск, ул. Разина, 90/2, региональный оператор 27.07.2020, 31.07.2020, 03.08.2020, 05.08.2020 и 10.08.2020 мусор из указанного контейнера вывозил несвоевременно, контейнер переполнен твердыми коммунальными отходами.
Ссылаясь на то, что общество не обеспечивает своевременный вывоз твердых коммунальных отходов из мест накопления по адресу: г. Бийск, ул. Степана Разина, 92, не исполняет обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг в необходимых для них объемах и надлежащего качества, администрация со ссылкой на статью 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, статью 8 Закона N 89-ФЗ, пункт 148 (22) Правил N 354, пункт 17 приложения N 1 к Правилам N 354, пункты 9 и 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая против заявленного истцом требования, общество со ссылкой, в том числе на Правила N 1156, постановление Правительства Алтайского края от 24.07.2017 N 272 "Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов на территории Алтайского края" указало, что бункер - мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов, контейнер - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов; вывоз крупногабаритных отходов необходимо производить не реже одного раза в неделю в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 (раздел 4 пункт 7 том 1 Территориальной схемы обращения с отходами в Алтайском крае (утверждена приказом министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 24.05.2019 N 880; далее - Территориальная схема обращения с отходами); согласно Методическим рекомендациям по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО (утверждены приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.07.2016 N 524/пр) при определении нормативов рекомендуется использовать стандартные контейнеры емкостью 0,75 - 11 куб./м. Региональным оператором используются транспортные средства категории N 2; согласно руководству по эксплуатации используемых автотранспортных средств эксплуатационные ограничения грузоподъемности манипулятора - не более 700 кг (пункт 4.1), загрузка отходов производится из контейнеров вместимостью 0,75 куб./м (пункт 4.3).
Не выявив правовых оснований для изменения применяемой региональным оператором периодичности оказания услуг по вывозу крупногабаритного мусора с контейнерной площадки по адресу: город Бийск, улица Степана Разина, 92, суд первой инстанции в иске отказал.
При повторном рассмотрении дела в порядке статьи 268 Кодекса апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд округа не усматривает оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов по заявленным администрацией доводам.
Пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) относит к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (статья 24.6 Закона N 89-ФЗ).
Согласно Правилам N 1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
В пункте 2 Правил N 1156 указано, что бункер представляет собой мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов, контейнер - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов.
Потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами (пункт 9 Правил N 1156).
Способы складирования твердых коммунальных отходов определены в пункте 10 Правил N 1156: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Крупногабаритные отходы складируются: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов (пункт 11 Правил N 1156).
Согласно пункту 148(22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан: предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги (подпункт "а").
В ответе Минстроя Алтайского края на письменное обращение администрации от 28.08.2020 по вопросу несвоевременного вывоза твердых коммунальных отходов с места (площадки) накопления по ул. Разина 90/2 в г. Бийске разъяснено, что согласно Реестру мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования город Бийск по адресу:
ул. Степана Разина д. 90/2 контейнерная площадка отсутствует, место накопления ТКО расположено по ул. Разина, 92. На контейнерной площадке по указанному адресу установлено четыре контейнера объемом 0,75 куб./м и один бункер объемом 8 куб./м; оказание услуги по обращению с ТКО по указанному адресу предоставляется в полном объеме в соответствии с установленными требованиями; вывоз контейнеров осуществляется два раза в день, оказание услуги по вывозу крупногабаритных отходов осуществляется один раз в неделю и по мере поступления заявок, что подтверждают данные системы ГЛОНАСС. Условия соглашения по организации деятельности по обращению с ТКО региональным оператором не нарушены (т. 1 л.д.79).
Исследовав и оценив в совокупности и взаимосвязи по правилам главы 7 Кодекса представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений документы, в том числе Территориальную схему обращения с отходами, письмо министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, применительно условиям соглашения от 23.05.2018, исходя из закрепленной в Правилах N N 354, 1156 терминологии и требований, а также учитывая пункты 2.2.2, 2.2.9 СанПиН 42-128-4690-88, суды, установив, что спорный контейнер, представляющий собой бункер (лодочка) емкостью 8 куб. м, относится к мусоросборникам, предназначенным для складирования и накопления крупногабаритных отходов, пришли к верному выводу о нормативной периодичности транспортирования отходов, складируемых в спорный бункер, не реже одного раза в неделю и отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по транспортированию отходов с иной периодичностью.
Данный вывод не противоречит санитарным правилам и нормам СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3.
Изложенные в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на ее основе выводов, что не может служить основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, поскольку иная оценка доказательств в суде кассационной инстанции в силу статьи 286 Кодекса не допускается.
Положения статей 286 - 288 Кодекса, находясь в системной связи с другими его положениями, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 274-О).
Иная оценка заявителем жалобы установленных судами обстоятельств, а также иное толкование закона, не свидетельствует о судебной ошибке и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 Кодекса, кассационной инстанцией не установлено; решение и постановление отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.02.2021 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 21.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-12147/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.С. Терентьева |
Судьи |
Е.В. Клат |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.