г. Тюмень |
|
18 августа 2021 г. |
Дело N А46-15046/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Уласовской А.Н. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска на постановление от 24.05.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-15046/2020 Арбитражного суда Омской области по заявлению акционерного общества "Завод сборного железобетона N 6" (644041, Омская область, город Омск, улица 1-я Железнодорожная, дом 3, ИНН 5506035536, ОГРН 1025501247100) к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (644099, Омская область, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1, ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142) об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Беседина Т.А.) в заседании участвовали представители:
от акционерного общества "Завод сборного железобетона N 6" - Веревкина Е.В. по доверенности от 09.01.2020;
от Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска - Бусс С.А. по доверенности от 16.02.2021.
Суд установил:
акционерное общество "Завод сборного железобетона N 6" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным изложенного в уведомлении Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее - департамент) от 05.08.2020 N 09-01/7050 отказа в выдаче разрешения на строительство многоэтажного жилого дома по улице 2-я Тюкалинская в Кировском административном округе города Омска.
Решением от 02.03.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Третинник М.А.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением от 24.05.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, департамент просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, апелляционным судом неправильно применены положения пункта 3 примечаний к таблице 8.2.1 Решения Омского городского Совета от 22.03.2017 N 519 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области" (далее - Нормативы), поскольку не вносились изменения в генеральный план, не осуществлялась подготовка документации по планировке территории города Омска.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 30.07.2020 общество обратилось в департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом по улице 2-я Тюкалинская в Кировском административном округе города Омска" на земельных участках с кадастровыми номерами 55:36:110223:2493, 55:36:110223:3369.
Письмом от 05.08.2020 N 09-01/7050 департамент сообщил обществу об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта в связи с несоответствием проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным Нормативами.
Не согласившись с данным отказом в выдаче разрешения на строительство, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого отказа требованиям действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленное требование, пришел к выводам об отсутствии у департамента правовых оснований для отказа в выдаче обществу разрешения на строительство многоквартирного дома.
Оставляя без изменения обжалуемое постановление апелляционного суда, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с названным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Документы и сведения, которые необходимо представлять в уполномоченные органы для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства, перечислены в части 7 статьи 51 ГрК РФ.
В соответствии с частью 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 названной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство.
В рассматриваемом случае основанием для отказа обществу в выдаче разрешения на строительство многоквартирного дома послужило несоответствие представленных документов (проектной документации) установленным Нормативами требованиям к строительству объекта капитального строительства в части обеспечения требуемым количеством стоянок для хранения (постоянного и временного) легковых автомобилей и площадок различного назначения в жилых зонах.
Согласно пунктам 5.10.1, 5.10.3, 5.10.10, 5.10.11 Нормативов в городском округе должны быть предусмотрены территории для постоянного хранения, временного хранения и технического обслуживания легковых автомобилей всех категорий, исходя из уровня автомобилизации. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности и максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов для постоянного хранения, временного хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, расчетные показатели и нормативные параметры градостроительного проектирования открытых наземных стоянок для временного хранения легковых автомобилей приведены в таблицах 5.10.2, 5.10.7, 5.10.8.
Кроме того, с учетом демографического состава населения и нормируемых элементов в соответствии с показателями, приведенными в таблице 8.2.11 Нормативов, рассчитывается обеспеченность площадками дворового благоустройства (состав, количество и размеры), размещаемыми в кварталах (микрорайонах) жилых зон (пункт 8.2.16 Нормативов).
При этом из показателей, содержащихся в вышеназванных таблицах, следует, что расчеты производятся с учетом численности населения, которая в свою очередь определяется исходя из размера минимальной обеспеченности общей площадью жилых помещений на человека.
Согласно представленной обществом проектной документации расчет парковочных мест и площадок различного назначения для многоквартирного дома осуществлен исходя из количества жителей дома 345 человек (с учетом минимальной обеспеченности общей площадью жилых помещений 32,9 кв.м на человека).
По мнению департамента, указанный расчет следовало произвести исходя из количества жителей дома 405 человек (с учетом минимальной обеспеченности общей площадью жилых помещений 28 кв.м на человека).
Пунктом 8.2.2 Нормативов предусмотрено, что расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности (расчетная минимальная обеспеченность) общей площадью жилых помещений в среднем по городскому округу принимается на основе фактических статистических данных, рассчитанных на перспективу в соответствии с таблицей 8.2.1: на 2025 год - 28,0 кв.м/чел.
При этом в примечании 3 к названной таблице указано на то, что в таблице приведены средние показатели по городскому округу. При внесении изменений в генеральный план и подготовке документации по планировке территории городского округа уровень жилищной обеспеченности по жилым районам следует принимать в соответствии с проектным для конкретного жилого района.
Таким образом, как верно отмечено судом апелляционной инстанции, показатель минимальной обеспеченности общей площадью жилых помещений 28,0 кв.м/чел. установлен для городского округа (города Омска) в целом и подлежит детализации в проектах планировки, утвержденных либо утверждаемых в отношении отдельных территорий для конкретного жилого района.
В представленных обществом градостроительных планах земельных участков содержалась информация о расположении участков в границах территории, в отношении которой утвержден проект планировки территории (Проект планировки территории левобережной части муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенной в границах: улица Лукашевича - улица Волгоградская - улица Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска, утвержденный Постановлением Администрации города Омска от 10.09.2010 N 805-п, далее - Проект планировки территории N 805-п)
Проектом планировки территории N 805-п (в редакции от 07.11.2019) определен показатель минимальной обеспеченности общей площадью жилых помещений 32,9 кв.м/чел (для элемента планировочной структуры N 11 планировочного района III-зона планируемого размещения жилой застройки высокой этажности).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции обоснованно согласился с позицией общества о необходимости расчета парковочных мест и площадок различного назначения для многоквартирного дома исходя из приведенного в Проекте планировки территории N 805-П размера минимальной обеспеченности общей площадью жилых помещений на человека.
Содержащийся в представленной обществом проектной документации на многоквартирный дом расчет количества парковочных мест и площадок благоустройства проверен апелляционным судом и признан правильным. Иных оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство многоквартирного дома департаментом не приведено и судом не выявлено.
Поскольку оспариваемый отказ департамента не соответствует градостроительному законодательству, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции по настоящему делу и удовлетворил заявленное требование.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 24.05.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-15046/2020 Арбитражного суда Омской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 4 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Документы и сведения, которые необходимо представлять в уполномоченные органы для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства, перечислены в части 7 статьи 51 ГрК РФ.
В соответствии с частью 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 названной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 августа 2021 г. N Ф04-3961/21 по делу N А46-15046/2020