г. Тюмень |
|
23 августа 2021 г. |
Дело N А45-14384/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 23 августа 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шаровой Н.А.,
судей Ишутиной О.В.,
Качур Ю.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Спиридоновым В.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего акционерным обществом "15 Центральный Автомобильный Ремонтный Завод" (ОГРН 1095473005891, далее - АО "15 ЦАРЗ", должник, завод) Варыгина Алексея Анатольевича (далее - конкурсный управляющий) на постановление Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 25.03.2021 по делу N А45-14384/2017 о несостоятельности (банкротстве) АО "15 ЦАРЗ", принятое по заявлению Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее - ФНС России) о признании требования в сумме 774 555 000 руб. обоснованным и подлежащим удовлетворению за счёт имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований, включённых в реестр требований кредиторов.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство обороны Российской Федерации.
Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Исакова С.А.) в заседании приняли участие представители конкурсного управляющего Акционерным обществом "15 Центральный Автомобильный Ремонтный Завод" Варыгина Алексея Анатольевича - Галкин М.М. по доверенности от 24.12.2020; Федеральной налоговой службы - Рачишина Н.С. по доверенности от 22.02.2021 N 33.
В помещение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа обеспечила явку представитель Министерства обороны Российской Федерации - Голобокова И.А. по доверенности от 17.06.2021.
Суд установил:
в деле о банкротстве АО "15 ЦАРЗ" ФНС России обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании требования в размере 774 555 000 руб. обоснованным и подлежащим удовлетворению за счёт имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований, включённых в реестр требований кредиторов.
Определением от 18.01.2021 Арбитражный суд Новосибирской области отказал в удовлетворении заявления уполномоченного органа.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2021 определение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт о признании требования ФНС России в размере 774 555 000 руб. обоснованным и подлежащим удовлетворению за счёт имущества должника АО "15 ЦАРЗ", оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включённых в реестр требований кредиторов.
В кассационной жалобе конкурсный управляющий АО "15 ЦАРЗ" просит постановление апелляционного суда от 25.03.2021 отменить, оставить в силе определение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.01.2021.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права, поскольку должник исполнил свои обязательства по договорам, заключённым между АО "15 ЦАРЗ" и Министерством обороны Российской Федерации (далее - Минобороны, министерство), передав министерству в счёт предоставленных бюджетных средств акции АО "15 ЦАРЗ" на сумму 774 555 000 руб., далее переданные государственной корпорации "Ростех"; в деле отсутствуют доказательства ненадлежащего использования должником бюджетных средств и поэтому наличия у него денежного обязательства по их возврату.
Отзыв Минобороны на кассационную жалобу (возражает против её удовлетворения) приобщён к материалам дела.
В заседаниях суда округа представители лиц, участвующие в обособленном споре, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на неё.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в обособленном споре, проверив законность обжалуемого судебного акта, исходя из доводов кассационной жалобы, на основании статей 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции находит постановление подлежащим отмене, а обособленный спор направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как установили суды двух инстанций, между должником и Минобороны заключено пять договоров об участии Российской Федерации в собственности субъекта бюджетных инвестиций: N 2 от 09.12.2011 (120 000 акций по цене 1 000 руб. за штуку); N 1 от 12.10.2012 (320 000 акций по цене 1 000 руб. за штуку); N 01 от 13.11.2013 (100 000 акций по цене 1 000 руб. за штуку); N 4 от 10.09.2014 (103 740 акций по цене 1 000 руб. за штуку); N 3 от 07.08.2015 (130 815 акций по цене 1 000 руб. за штуку), далее - договоры.
Минобороны перечислило АО "15 ЦАРЗ" 774 555 000 руб., что подтверждается платёжными поручениями.
Акции переданы министерству по соответствующим актам.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления уполномоченного органа, исходил из того, что по своей сути данные договоры являются сделкой купли-продажи акций, на стороне должника отсутствует неосновательное обогащение вследствие передачи Минобороны акций в соответствии с условиями договоров.
Суд апелляционной инстанции, удовлетворяя заявление, руководствовался положениями статей 6, 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), 32, 100, 142, 225 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), Порядком выделения средств из федерального бюджета негосударственным коммерческим организациям при условии обеспечения участия Российской Федерации либо увеличения доли Российской Федерации в уставных капиталах этих организаций, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 548 (далее - Постановление Правительства N 548), правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20.07.2011 N 20-П, разъяснениями, данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 93 "О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве", и исходил из отсутствия в материалах дела доказательств использования полученных бюджетных средств по целевому назначению и обеспечительной функции переданных министерству акций.
Суд апелляционной инстанции сослался на Указ Президента Российской Федерации от 15.09.2008N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" (приложение 3), в соответствии с которым завод-должник входит в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, преобразуемых в открытые акционерные общества, находящиеся в федеральной собственности 100 процентов акций минус одна акция которого вносятся в уставный капитал открытого акционерного общества "Спецремонт".
Договоры заключены в соответствии со статьёй 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Целью договоров являлась реализация проекта реконструкции и технического перевооружения фондов завода в 2012-2020 годах.
В соответствии со статьёй 6 БК РФ, бюджетные инвестиции - бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счёт средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
В силу статьи 80 БК РФ предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечёт возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства N 548, выделение средств из федерального бюджета негосударственным коммерческим организациям осуществляется целевым назначением на строительство, техническое перевооружение и реконструкцию. Средства из федерального бюджета выделяются негосударственным коммерческим организациям, включённым в Федеральную адресную инвестиционную программу в качестве организаций - получателей бюджетных средств, при условии приобретения в федеральную собственность по рыночной стоимости акций этих организаций, определяемой по состоянию на дату передачи указанных акций в федеральную собственность.
По общему правилу, приобретение акций влечёт за собой право на получение дивидендов, а также на получение части имущества общества в случае его ликвидации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 266 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело в судебном заседании по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными настоящей главой.
Согласно пункту 1 статьи 162 АПК РФ при рассмотрении дела арбитражный суд должен непосредственно исследовать доказательства по делу, в частности, ознакомиться с письменными доказательствами.
Согласно статье 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведённые лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с пунктом 4 статьи 170 АПК РФ в мотивировочной части решения должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела.
Суд округа, рассмотрев материалы дела, в том числе приложения ко всем процессуальным заявлениям и отзывам, представленным участвующими в споре лицами, пришёл к выводу об отсутствии в материалах обособленного спора, в том числе в материалах электронного дела в Картотеке арбитражных дел доказательств, подтверждающих обстоятельства, указанные судом апелляционной инстанции как установленные, в частности, подтверждающие факт ненадлежащего использования бюджетных средств.
В деле отсутствуют упомянутые в отзыве Минобороны письмо акционерного общества "Спецремонт" от 22.02.2018 N СР/8/365, акт проверки фактического выполнения работ по техническому перевооружению мощностей должника в целях реализации федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы".
Суд апелляционной инстанции не дал оценку возражениям конкурсного управляющего по вопросу о недоказанности ненадлежащего использования бюджетных инвестиций, не указал доказательства, подтверждающие соответствующий вывод суда.
Суд апелляционной инстанции договоры об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций квалифицировал как имеющие элементы договора строительного подряда, указав, что целью их заключения является не приобретение акций, а перевооружение завода в соответствии с федеральной целевой программой за счёт средств федерального бюджета.
При этом вывод о том, что передача акций является исключительно обеспечительной мерой, суд не мотивировал ссылками на условия соглашений сторон, на акты, определяющие права и обязанности должника как получателя данных конкретных бюджетных инвестиций, или положения нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, либо применённые по аналогии права исходя из сущности бюджетных инвестиций, порядка их предоставления, целей их предоставления в данном конкретном случае, условий использования и оснований возврата (предмет требования к должнику). Ссылка на статью 80 БК РФ, учитывая её буквальное содержание, достаточной не является.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20.07.2011 N 20-П, на требования Российской Федерации по обязательствам целевого финансирования юридических лиц, условием предоставления которого являлась передача акций в собственность Российской Федерации, исковая давность, установленная гражданским законодательством Российской Федерации, не распространяется.
В материалах дела отсутствуют доказательства использования полученных бюджетных средств по целевому назначению, однако суд апелляционной инстанции не выяснил причины их отсутствия в распоряжении конкурсного управляющего, не обосновал выбор распределения бремени доказывания этого факта, поэтому пришёл к преждевременному (не обоснованному доказательствами) выводу по существу заявленного уполномоченным органом требования.
Кроме того, необходимо дать оценку доводам управляющего о том, что акции должника на основании Указа Президента Российской Федерации от 26.07.2019 N 358 и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.08.2019 N 1840-р переданы в качестве имущественного взноса в Государственную корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех".
Информация о банкротстве должника опубликована в газете "Коммерсант" 12.01.2019, соответственно на дату подачи заявления (нарочно) 05.08.2020, реестр требований кредиторов был закрыт.
Учитывая заявление уполномоченного органа об удовлетворении требования в соответствии с пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве (требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счёт оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включённых в реестр требований кредиторов, имущества должника), выяснить, на защиту каких именно законных интересов направлены возражения конкурсного управляющего в случае отсутствия кредиторов, чьи требования подлежат удовлетворению в такой же очерёдности.
В соответствии с правилами пункта 1 статьи 286 АПК РФ, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении АПК РФ при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", дело может быть направлено на новое рассмотрение на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ, если для разрешения спора и применения норм права требуется установление нижестоящими судами обстоятельств, которые ранее судами не устанавливались, и между сторонами существует спор, имели ли место данные обстоятельства.
При новом рассмотрении суду необходимо на основе полной и всесторонней оценки доводов сторон и подтверждающих доказательств установить, либо опровергнуть факт нецелевого использования бюджетных средств в рамках договоров, заключённых с целью перевооружения завода для обеспечения федеральной целевой программы, реализуемой за счёт бюджетных средств; правовые основания требования уполномоченного органа, а также установить, какие законные интересы и каких лиц защищает конкурсный управляющий, возражая против требования, или только очерёдности его удовлетворения.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 25.03.2021 по делу N А45-14384/2017 отменить. Обособленный спор направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Шарова |
Судьи |
О.В. Ишутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В материалах дела отсутствуют доказательства использования полученных бюджетных средств по целевому назначению, однако суд апелляционной инстанции не выяснил причины их отсутствия в распоряжении конкурсного управляющего, не обосновал выбор распределения бремени доказывания этого факта, поэтому пришёл к преждевременному (не обоснованному доказательствами) выводу по существу заявленного уполномоченным органом требования.
Кроме того, необходимо дать оценку доводам управляющего о том, что акции должника на основании Указа Президента Российской Федерации от 26.07.2019 N 358 и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.08.2019 N 1840-р переданы в качестве имущественного взноса в Государственную корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех".
...
Учитывая заявление уполномоченного органа об удовлетворении требования в соответствии с пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве (требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счёт оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включённых в реестр требований кредиторов, имущества должника), выяснить, на защиту каких именно законных интересов направлены возражения конкурсного управляющего в случае отсутствия кредиторов, чьи требования подлежат удовлетворению в такой же очерёдности."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 августа 2021 г. N Ф04-3504/18 по делу N А45-14384/2017
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4565/18
03.10.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4565/18
09.08.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3504/18
05.05.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4565/18
30.11.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4565/18
23.08.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3504/18
12.08.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3504/18
03.06.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4565/18
25.03.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4565/18
25.01.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3504/18
18.12.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3504/18
20.10.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4565/18
01.10.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4565/18
13.12.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4565/18
08.11.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4565/18
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-14384/17
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-14384/17
06.09.2019 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-14384/17
15.01.2019 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-14384/17
26.12.2018 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4565/18
17.09.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3504/18
25.06.2018 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4565/18
27.10.2017 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-14384/17
12.10.2017 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-14384/17