г. Тюмень |
|
25 августа 2021 г. |
Дело N А27-27559/2020 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Киричёк Ю.Н. рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества "Сибирская Аграрная Группа" на решение от 12.03.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Кормилина Ю.Ю.) и постановление от 26.05.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судья Логачев К.Д.) по делу N А27-27559/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению акционерного общества "Сибирская Аграрная Группа" (634537, Томская область, Томский район, 12 км тракта Томск-Итатка, строение 2, ИНН 7017012254, ОГРН 1027000764647) к Кемеровской таможне (650055, город Кемерово, улица Сарыгина, дом 36, ИНН 4205009474, ОГРН 1024200707079) об оспаривании постановления от 08.12.2020 N 10608000-926/2020.
Суд установил:
акционерное общество "Сибирская аграрная группа" (далее - общество, АО "САГ") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Кемеровской таможне (далее - административный орган, таможня) о признании незаконным постановления от 08.12.2020 N 10608000-926/2020, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6.3-1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено судами в порядке упрощенного производства.
Решением от 12.03.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 26.05.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, АО "САГ" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
По мнению подателя кассационной жалобы, при вынесении оспариваемых судебных актов судами не были учтены обстоятельства его неоднократного привлечения к административной ответственности по части 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ за единое событие административного правонарушения, поскольку выявленные в один день факты непредставления резидентом в установленные сроки форм учета и отчетности по валютным операциям в рамках одного контракта не требуют отдельной квалификации каждого нарушения; судами неправильно применены положения статьи 1.7 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в порядке статей 284, 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, основанием для составления протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления о привлечении общества к административной ответственности по части 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ послужил выявленный административным органом факт непредставления обществом справки о подтверждающих документах (при осуществлении ввоза на территорию Российской Федерации товара по ДТ N 10718050/090919/0005863 на условиях получения нерезидентом 28.08.2019 от резидента аванса в размере 52 800 долларов США) по истечении девяноста дней после окончания срока, предусмотренного пунктом 8.8 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее - Инструкция N 181-И).
Частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении девяноста дней после окончания установленного срока.
Статьей 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) определено, что к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (подпункт "б" пункта 9 части 1).
Резидентами являются, в том числе юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, нерезидентами - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации, либо организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации (пункты 6 и 7 части 1).
Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям (часть 5 статьи 5 Закона N 173-ФЗ).
В силу пункта 1.3 Инструкции N 181-И справка о подтверждающих документах, порядок и сроки представления которой установлены названной Инструкцией, является единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов.
При вывозе товара с территории Российской Федерации на условиях предоставления резидентом нерезиденту коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты или ввозе товара на территорию Российской Федерации на условиях предоставления резидентом нерезиденту коммерческого кредита в виде предоплаты (авансового платежа) и при наличии требования о таможенном декларировании товаров в соответствии с законодательством о таможенном регулировании путем подачи декларации на товары резидент должен представить в банк УК в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после месяца, в котором зарегистрированы декларации на товары, справку о подтверждающих документах, заполненную в соответствии с приложением 6 к названной Инструкции, без представления декларации на товары (пункт 8.8 Инструкции N 181-И).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что между обществом (покупатель) и нерезидентом (продавец) заключен контракт от 18.04.2019 N DD-AN190314-L1 на поставку L-треонина кормового на условиях 100 % предоплаты товара; в сентябре 2019 года нерезидент после получения аванса (28.08.2019) поставил обществу товар на сумму 56 800 долларов США по декларации о товаре N 10718050/090919/0005863 (дата регистрации 09.09.2019); справка о подтверждающих документах по указанной валютной операции подлежала представлению в уполномоченный банк до 21.10.2019, фактически представлена обществом 24.04.2020 (нарушение срока на 125 рабочих дней).
Принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований валютного законодательства, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ.
При этом судами отмечено, что в период совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения редакция статьи 15.25 КоАП РФ (часть 6.3) предусматривала административную ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям более чем на тридцать дней, а на момент привлечения общества к административной ответственности положения данной статьи изменены, предусмотрено наступление административной ответственности за нарушение указанных сроков более чем на девяносто дней (часть 6.3-1).
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
С учетом изложенного, принимая во внимание то, что частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрен более продолжительный срок, в течении которого резидент не подлежит привлечению к административной ответственности за непредставление в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, суды признали правомерной квалификацию административным органом допущенного обществом правонарушения по части 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в виде штрафа в пределах, установленных санкцией части 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения или о замене наказания в виде административного штрафа на предупреждение суды не усмотрели.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Доводы подателя кассационной жалобы о нарушений положений части 5 статьи 4.1 КоАП РФ (о запрете привлечения к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение) отклоняются судом округа как основанные на неверном толковании действующего законодательства, поскольку непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по различным валютным операциям и срокам, образует самостоятельные составы административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.03.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 26.05.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-27559/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
С учетом изложенного, принимая во внимание то, что частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрен более продолжительный срок, в течении которого резидент не подлежит привлечению к административной ответственности за непредставление в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, суды признали правомерной квалификацию административным органом допущенного обществом правонарушения по части 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ.
...
Административное наказание назначено обществу в виде штрафа в пределах, установленных санкцией части 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения или о замене наказания в виде административного штрафа на предупреждение суды не усмотрели.
...
Доводы подателя кассационной жалобы о нарушений положений части 5 статьи 4.1 КоАП РФ (о запрете привлечения к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение) отклоняются судом округа как основанные на неверном толковании действующего законодательства, поскольку непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по различным валютным операциям и срокам, образует самостоятельные составы административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 августа 2021 г. N Ф04-4428/21 по делу N А27-27559/2020