г. Тюмень |
|
30 августа 2021 г. |
Дело N А46-18330/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Иртышское" на решение от 18.02.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Третинник М.А.) и постановление от 13.05.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А46-18330/2020 по заявлению закрытого акционерного общества "Иртышское" (644551, Омская область, Омский район, поселок Иртышский, улица Озерная, дом 5, ИНН 5528003270, ОГРН 1025501857798) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области (644046, Омская область, город Омск, улица Училищная, дом 10, ИНН 5504098820, ОГРН 1055507005146; 644001, город Омск, улица Братская, дом 9а) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
В заседании приняла участие представитель закрытого акционерного общества "Иртышское" Широкова С.В. по доверенности от 14.01.2021.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Иртышское" (далее - общество, ЗАО "Иртышское") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области (далее - управление, административный орган) от 06.10.2020 N 694/3 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Решением от 18.02.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 13.05.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами не учтено, что на момент проведенной административным органом проверки общество не осуществляло основную хозяйственную деятельность, в проверяемых помещениях живая птица не содержалась, к устранению последствий чрезвычайной ситуации могли привлекаться жители поселения; в ходе проведенного в августе 2020 года эпизоотологического обследования общества не было выявлено нарушений ветеринарных правил; управлением допущены нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), поскольку проверка проведена в отсутствии руководителя или иного уполномоченного представителя юридического лица.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Иртышское" осуществляет деятельность по выращиванию и разведению птицы; по информации бюджетного учреждения "Областной центр ветеринарного обеспечения" 22.08.2020 в обществе произошел массовый падеж птицы, выявлен высокопатогенный вирус гриппа птиц; Указом Губернатора Омской области от 28.08.2020 N 116 установлены ограничительные мероприятия (карантин) по высокопатогенному гриппу птиц на территории неблагополучных пунктов, в том числе на территории, занимаемой объектами общества по адресу: Омский район, поселок Иртышский, улица Озерная, 5.
На основании требования прокурора Омской области от 28.08.2020, приказа руководителя управления от 31.08.2020 N 525 сотрудниками административного органа в период с 02.09.2020 по 24.09.2020 в рамках осуществления федерального государственного ветеринарного надзора проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества, в ходе которой выявлен факт несоблюдения на территории неблагополучного пункта требований статьи 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закона о ветеринарии), Ветеринарных правил содержания птиц на птицеводческих предприятиях закрытого типа (птицефабриках), утвержденных приказом Минсельхоза России от 03.04.2006 N 104 (далее - Ветеринарные правила N 104), Правил по борьбе с гриппом птиц, утвержденных приказом Минсельхоза России от 27.03.2006 N 90 (далее - Правила N 90).
По результатам проверки административным органом составлены акт проверки от 24.09.2020 N 234, протокол об административном правонарушении от 01.10.2020 и вынесено постановление от 06.10.2020 N 694/3 о привлечении ЗАО "Иртышское" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением управления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствии нарушений порядка привлечения его к административной ответственности.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи.
Согласно статье 18 Закона о ветеринарии владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства.
Пунктом 29.4 Правил N 90 в числе ограничительных мероприятий, вводимых в случаях появления угрозы возникновения и распространения гриппа птиц, предусмотрено закрытие всех дорог (троп), ведущих из неблагополучного пункта, выставление необходимого количества круглосуточных контрольно-пропускных постов, оборудованных дезбарьерами, пароформалиновыми камерами для обработки одежды и дезинфекционными установками, с круглосуточным дежурством, с привлечением ветеринарных инспекторов и сотрудников правоохранительных органов. На дорогах устанавливают соответствующие указатели: "Карантин", "Проезд и проход запрещен", "Объезд". Посты оборудуют шлагбаумами, дезбарьерами и будками для дежурных, устанавливают связь; ограничение передвижения транспорта в зоне карантина, при этом допущенный транспорт подлежит обязательной дезинфекции на въезде и выезде из карантинной зоны;
При размещении объектов, связанных с содержанием, разведением птицы в организациях, осуществляющих выращивание или разведение птицы, владельцы должны соблюдать требования, предусмотренные пунктом 2.2 Ветеринарных правил N 104, в частности, территория организации должна быть огорожена способом, обеспечивающим защиту от непреднамеренного проникновения на территорию организации; при въездах на территорию обособленных подразделений организаций, осуществляющих выращивание или разведение птицы, располагаются дезинфекционные барьеры для автотранспорта и пешеходов; в каждом птицеводческом помещении, кормоцехе (кормоскладе) вентиляционные и иные технологические отверстия оборудуют рамами с сеткой во избежание залета дикой птицы, а также принимают меры для отпугивания дикой птицы и осуществляют постоянную борьбу с грызунами.
Вход обслуживающему персоналу на территорию производственных помещений организации, где содержится птица, осуществляется через пропускник со сменой одежды и обуви на специальную (предназначенную для осуществления соответствующих производственных операций), прохождением гигиенического душа, мытьем головы (пункт 4.3 Ветеринарных правил N 104).
Исследовав и оценив порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в период действия ограничительных мероприятий (карантина) по высокопатогенному гриппу птиц на территории ЗАО "Иртышское" были допущены нарушения вышеназванных правил (на момент проверки в ограждении птицефабрики имелись проемы (щели); нарушена целостность металлических сеток в помещениях (на окнах, вентиляционных отверстиях); отсутствовал дезинфекционный барьер на северном въезде (выезде) на территорию; в помещении птичника, на участке сортировки яиц находились работники без спецодежды и обуви).
Ссылка общества на отсутствие указанных нарушений в период проведения эпизоотологического обследования территории птицефабрики (август 2020 года) обоснованно отклонена судами, поскольку не исключает их наличие в момент проведения проверки управлением (сентябрь 2020 года).
Доводы ЗАО "Иртышское" о проведении управлением проверки в отсутствии уполномоченного представителя общества в нарушение требований статьи 15 Закона N 294-ФЗ опровергаются материалами дела.
Поскольку доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований ветеринарного законодательства, в материалы дела не представлено, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии в деянии ЗАО "Иртышское" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 10.6 КоАП РФ. Суды не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Доводы подателя кассационной жалобы вывод судов не опровергают, по существу направлены на иную оценку обстоятельств, установленных нижестоящими судами на основании представленных в дело доказательств, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции исходя из положений главы 35 АПК РФ.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.02.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 13.05.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-18330/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вход обслуживающему персоналу на территорию производственных помещений организации, где содержится птица, осуществляется через пропускник со сменой одежды и обуви на специальную (предназначенную для осуществления соответствующих производственных операций), прохождением гигиенического душа, мытьем головы (пункт 4.3 Ветеринарных правил N 104).
...
Доводы ЗАО "Иртышское" о проведении управлением проверки в отсутствии уполномоченного представителя общества в нарушение требований статьи 15 Закона N 294-ФЗ опровергаются материалами дела.
Поскольку доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований ветеринарного законодательства, в материалы дела не представлено, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии в деянии ЗАО "Иртышское" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ.
...
Административное наказание назначено обществу в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 10.6 КоАП РФ. Суды не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 августа 2021 г. N Ф04-4283/21 по делу N А46-18330/2020