г. Тюмень |
|
31 августа 2021 г. |
Дело N А46-16813/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Демидовой Е.Ю.,
судей Севастьяновой М.А.,
Сириной В.В. -
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ганчарук Натальи Александровны на решение от 05.02.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 14.05.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-16813/2020 по заявлению индивидуального предпринимателя Ганчарук Натальи Александровны (ИНН 550312725270, ОГРНИП 311554327900239) к администрации Центрального административного округа города Омска (644007, Омская область, г. Омск, ул. Герцена, 25, ИНН 5503037246, ОГРН 1025500757930) о признании недействительным распоряжения от 15.07.2020 N 633.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: прокуратура Центрального административного округа города Омска.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Ганчарук Наталья Александровна (далее - ИП Ганчарук Н.А., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к администрации Центрального административного округа города Омска (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительным распоряжения главы Администрации округа от 15.07.2020 N 633, в соответствии с которым разрешения на использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, от 15.04.2016 N 20, от 15.04.2016 N 21, от 15.04.2016 N 22 признаются утратившими силу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена прокуратура Центрального административного округа г. Омска (далее - прокуратура).
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.02.2021, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2021 в удовлетворении требований предпринимателя отказано.
ИП Ганчарук Н.А. обратилась с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и несоответствие выводов, изложенных в решении и постановлении, обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы ее податель утверждает о том, что расположенные в границах земельных участков, предоставленных ИП Ганчарук Н.А. на основании разрешений от 15.04.2016 N 20, от 15.04.2016 N 21, от 15.04.2016 N 22 объекты являются элементами благоустройства территории.
В отзыве на кассационную жалобу прокуратура Центрального административного округа города Омска соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что земельный участок площадью 781 кв.м, местоположение которого установлено в 2 м северо-западнее жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный АО, ул. 3-й Разъезд, д. 6, отнесенный к категории земель - "Земли населенных пунктов" с установленным видом разрешенного использования - "Для общественно-деловых целей, для размещения, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", учтен в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) 05.03.2005 с кадастровым номером 55:36:120103:3001.
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:120103:3001 общей площадью 781 кв.м. принадлежит на праве собственности Ганчарук Н.А. (регистрационная запись ЕГРН от 21.07.2016 N 55-55/001-55/001/003/2016-33429/5).
В границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3001 расположено производственное нежилое сооружение - производственно-технологический комплекс (ПТК) - АГЗС, кадастровый номер 55:36:000000:15841 (собственность Ганчарук Н.А. регистрационная запись ЕГРН N 55-55-01/139/2012-038 от 30.06.2012, далее также - ПТК, АГЗС).
В ходе проверки, проведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра), оформленной актом проверки от 09.04.2020 N 120-20, установлено, что в целях размещения и эксплуатации ПТК ИП Ганчарук Н.А. фактически используется земельный участок общей площадью 2 389 кв.м., в состав которого входят: - часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3022 площадью 172 кв.м; - часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3001 площадью 736 кв.м; - часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3002 площадью 859 кв.м; - земельный участок площадью 622 кв.м, расположенный в границах земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3022 площадью 172 кв.м, часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3002 площадью 859 кв.м и земельный участок площадью 622 кв.м, расположенный в границах земель, государственная собственность на которые не разграничена, входящие в состав земельного участка, на котором расположено АГЗС, используются Ганчарук Н.А. на основании разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности N N 20, 21 и 22, выданных Администрацией 15.04.2016.
Указанные разрешения были выданы под размещение элементов благоустройства территории.
Между тем, в ходе проведенных проверочных мероприятий установлено, что в соответствии с техническим паспортом в состав ПТК входят: здание АГЗС, канализация бытовая, газопровод надземный, азотопровод надземный, наружное электроснабжение, внутриплощадное электроснабжение, навес (литера Г), навес (литера Г1), емкости (литера Г2), колонки заправочные (2 штуки), ограждение (протяженность 192,5 м), молниериемник, асфальтовое покрытие, информационный щит (высота 5 м).
При этом информационный щит высотой 5 м с надписью "ЭКО ГАЗ" и "АГЗС" расположен на площади 624 кв. м, в границах земель, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленном истцу в пользование разрешением от 15.04.2016 N 20.
Навес (литера Г) и 2 заправочные колонки установлены на земельном участке с кадастровым номером 55:36:120103:3002, площадью 903 кв. м, предоставленном предпринимателю в пользование разрешением от 15.04.2016 N 21.
Часть ограждения, входящего в состав ПТК, установлена на земельном участке с кадастровым номером 55:36:120103:3022, площадью 172 кв. м, предоставленном предпринимателю в пользование разрешением от 15.04.2016 N 22.
Управление Росреестра 09.04.2020 направило в адрес Администрации информационное письмо о результатах проведенной проверки, в ходе которой Росреестр пришел к выводу о том, что объекты, расположенные в границах земельных участков, предоставленных предпринимателю на основании указанных разрешений, не являются элементами благоустройства территории, а являются составными элементами объекта недвижимости - АГЗС площадью 2 832,8 кв.м, кадастровый номер 55:36:000000:15841. Управление Росреестра 30.06.2020 также направило информацию в прокуратуру о выявленных нарушениях земельного законодательства РФ в действиях ИП Ганчарук Н.А.
Прокуратурой на основании информации Управления Росреестра проведена проверка администрации. В ходе проверки прокуратурой установлено, что администрацией, несмотря на выявленные нарушения требований земельного законодательства РФ в действиях ИП Ганчарук Н.А., какие-либо меры приняты не были, в связи с чем прокуратурой в адрес администрации внесено представление от 28.07.2020.
В результате проверочных мероприятий 15.07.2020 администрацией издано распоряжение N 633 о признании утратившими силу разрешений от 15.04.2016 NN 20, 21, 22.
28.08.2020 заявителю было направлено соответствующее уведомление с разъяснением причин признания разрешений утратившими силу.
Полагая, что изданием упомянутого распоряжения нарушаются ее права, предприниматель обратилась в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов, руководствуясь положениями статей 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьями 65, 71, 198, 200, 201 АПК РФ, Перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Перечень N 1300), Порядком и условиями размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута утвержденных постановлением Правительства Омской области от 24.06.2015 N 170-п (далее - Порядок N 170-п), постановлением Администрации города Омска от 18.08.2016 N 1023-п об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности, земель или земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, для размещения объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" (далее - административный регламент), Положением об администрации Центрального административного округа города Омска", утвержденным Решением Омского городского Совета от 29.07.2011 N 423 (далее - Положение), Правилами благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, утвержденных решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 45 (далее - Правила благоустройства) и исходили из отсутствия совокупности условий, предусмотренной статьей 198 АПК РФ необходимой для признания распоряжения главы Администрации округа от 15.07.2020 N 633 незаконным.
Выводы судов отвечают установленным по делу фактическим обстоятельствам, представленным в дело доказательствам и примененным нормам права.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Перечня N 1300 (в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения) к числу таких объектов отнесены элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики).
Порядок и условия размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 Порядка N 170-п объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на основании разрешения на использование земель или земельных участков (далее - разрешение), выданного органом исполнительной власти Омской области или органом местного самоуправления Омской области, уполномоченным на предоставление земельных участков.
Полномочия по выдаче разрешений на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности, земель или земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, для размещения объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов возложены на администрации административных округов города Омска (пункт 5 административного регламента).
В силу подпункта 13.1 пункта 17 Положения администрация округа выдает разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земель или земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в случаях размещения объектов, виды которых установлены в Перечне N 1300.
Согласно пункту 1.1 статьи 1 Правил благоустройства, элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы и информация, используемые как составные части благоустройства.
К элементам благоустройства территории относятся: элементы инженерной подготовки и защиты территории (организация рельефа и стока поверхностных вод); озеленение (массивы, группы, солитеры, живые изгороди, кулисы, боскеты, шпалеры, газоны, цветники, различные виды посадок); покрытия (твердые, мягкие, газонные, комбинированные); ограждения (заборы); малые архитектурные формы; освещение и осветительное оборудование; сопряжения поверхностей (бортовые камни, ступени, лестницы, пандусы); игровое и спортивное оборудование; знаково-информационные системы; некапитальные нестационарные сооружения; площадки (детские, спортивные площадки, площадки для отдыха, для выгула и дрессировки собак, контейнеры; пешеходные коммуникации; водные устройства (фонтаны, питьевые фонтанчики, бюветы, родники, декоративные водоемы); уличное техническое оборудование (укрытия таксофонов, банкоматы, интерактивные информационные терминалы, почтовые ящики, вендинговые автоматы).
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 170-п условием размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута является приведение земель или земельного участка в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием, выполнение необходимых работ по их рекультивации, в случае если размещение объектов привело к порче либо уничтожению плодородного слоя почвы в границах земель или земельного участка.
Как установлено судами в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3001 площадью 781 кв. м, принадлежащего на праве собственности Ганчарук Н.А. расположено производственное нежилое сооружение ПТК АГЗС площадью 2 832,8 кв. м, кадастровый номер 55:36:000000:15841, также принадлежащее на праве собственности заявителю; в целях размещения и эксплуатации АГЗС предпринимателем фактически используются земли общей площадью 2 389 кв. м, в состав которых входят помимо части земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3001 площадью 736 кв. м, часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3022 площадью 172 кв. м; часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3002 площадью 859 кв. м; земельный участок площадью 622 кв. м, расположенный в границах земель, государственная собственность на которые не разграничена на основании разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности N N 20,21 и 22, выданных Администрацией 15.04.2016 под размещение элементов благоустройства территории.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание результаты проверочных мероприятий согласно которым в соответствии с техническим паспортом в состав ПТК входят: здание АГЗС, канализация бытовая, газопровод надземный, азотопровод надземный, наружное электроснабжение, внутриплощадное электроснабжение, навес (литера Г), навес (литера Г1), емкости (литера Г2), колонки заправочные (2 штуки), ограждение (протяженность 192,5 м), молниериемник, асфальтовое покрытие, информационный щит (высота 5 м), при этом информационный щит высотой 5 м с надписью "ЭКО ГАЗ" и "АГЗС" расположен на площади 624 кв. м, в границах земель, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленном истцу в пользование разрешением от 15.04.2016 N 20; навес (литера Г) и 2 заправочные колонки установлены на земельном участке с кадастровым номером 55:36:120103:3002, площадью 903 кв. м, предоставленном предпринимателю в пользование разрешением от 15.04.2016 N 21; часть ограждения, входящего в состав ПТК, установлена на земельном участке с кадастровым номером 55:36:120103:3022, площадью 172 кв. м, предоставленном предпринимателю в пользование разрешением от 15.04.2016 N 22, верно указывая, что объекты, расположенные в границах земель и земельных участков, предоставленных ИП Ганчарук Н.А. на основании указанных разрешений, не являются элементами благоустройства территории, а являются составными элементами объекта недвижимости - АГЗС площадью 2 832,8 кв. м, кадастровый номер 55:36:000000:15841, суды пришли к правильному выводу о законности и обоснованности оспариваемого распоряжения Администрации от 15.07.2020 N 633, поскольку заявителем использовались предоставленные земельные участки с нарушением условий разрешений (не под размещение элементов благоустройства территории).
Доводы предпринимателя о том, что вышеописанные объекты, расположенные на части земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3022 площадью 172 кв. м; части земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3002 площадью 859 кв. м; земельном участке площадью 622 кв. м, расположенном в границах земель, государственная собственность на которые не разграничена, являются элементами благоустройства территории, были предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены, поскольку противоречат данным технического паспорта ПКТ, данным ЕГРН о государственной регистрации данного объекта как объекта недвижимости и результатам проверки.
В целом доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, аналогичные доводам апелляционной жалобы, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 АПК РФ.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены либо изменения принятых по настоящему делу решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 05.02.2021 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2021 по делу N А46-16813/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Демидова |
Судьи |
М.А. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.