Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 августа 2021 г. N Ф04-4346/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
14 мая 2021 г. |
Дело N А46-16813/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2786/2021) индивидуального предпринимателя Ганчарук Натальи Александровны на решение Арбитражного суда Омской области от 05.02.2021 по делу N А46-16813/2020 (судья Чернышев В.И.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Ганчарук Натальи Александровны (ИНН 550312725270, ОГРНИП 311554327900239) к Администрации Центрального административного округа города Омска (ИНН 5503037246, ОГРН 1025500757930, адрес: 644007, Омская область, город Омск, улица Герцена, 25), при участии в деле в качестве третьего лица - прокуратуры Центрального административного округа г. Омска, о признании недействительным распоряжения от 15.07.2020 N 633,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Ганчарук Натальи Александровны - Калинина Лариса Евгеньевна, представитель по доверенности от 18.07.2020 сроком на три года;
от Администрации Центрального административного округа города Омска - Кунакбаев Асжар Хаджимуратович, представитель по доверенности от 16.12.2020 N 5174 сроком на один год;
от Прокуратуры Центрального административного округа г. Омска - Марченко Татьяна Викторовна, представитель по доверенности от 17.12.2020 N 8-32-2020 сроком на один год;
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ганчарук Наталья Александровна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Ганчарук Н.А.) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к администрации Центрального административного округа города Омска (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительным распоряжения главы Администрации округа от 15.07.2020 N 633, в соответствии с которым разрешения на использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, от 15.04.2016 N 20, от 15.04.2016 N 21, от 15.04.2016 N 22 признаются утратившими силу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена прокуратура Центрального административного округа г. Омска (далее - третье лицо, прокуратура).
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.02.2021 по делу N А46-16813/2020 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель утверждает о том, что расположенные в границах земельных участков, предоставленных ИП Ганчарук Н.А. на основании разрешений от 15.04.2016 N 20, от 15.04.2016 N 21, от 15.04.2016 N 22 объекты являются элементами благоустройства территории.
От Администрации поступил отзыв на жалобу.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель прокуратуры с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 781 кв.м, местоположение которого установлено в 2 м северо-западнее жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный АО, ул. 3-й Разъезд, д. 6, отнесенный к категории земель - "Земли населенных пунктов" с установленным видом разрешенного использования - "Для общественно-деловых целей, для размещения, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", учтен в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) 05.03.2005 с кадастровым номером 55:36:120103:3001.
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:120103:3001 общей площадью 781 кв.м.принадлежит на праве собственности Ганчарук Н.А. (регистрационная запись ЕГРН от 21.07.2016 N 55-55/001-55/001/003/2016-33429/5).
В границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3001 расположено производственное нежилое сооружение - производственно-технологический комплекс (ПТК) - АГЗС, кадастровый номер 55:36:000000:15841 (собственность Ганчарук Н.А. регистрационная запись ЕГРН N 55-55-01/139/2012-038 от 30.06.2012, далее по тексту - ПТК).
В ходе проверки, проведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Росреестр) (акт проверки от 09.04.2020 N 120-20, л. д. 99-111), было установлено, что в целях размещения и эксплуатации ПТК ИП Ганчарук Н.А. фактически используется земельный участок общей площадью 2 389 кв.м., в состав которого входят:
- часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3022 площадью 172 кв.м;
- часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3001 площадью 736 кв.м;
- часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3002 площадью 859 кв.м;
- земельный участок площадью 622 кв.м, расположенный в границах земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3022 площадью 172 кв.м, часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3002 площадью 859 кв.м и земельный участок площадью 622 кв.м, расположенный в границах земель, государственная собственность на которые не разграничена, входящие в состав земельного участка, на котором расположено АГЗС, используются Ганчарук Н.А. на основании разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности N N 20,21 и 22, выданных Администрацией 15.04.2006 (л. д. 13-23).
Указанные разрешения были выданы под размещение элементов благоустройства территории.
09.04.2020 Росреестр направил в адрес Администрации информационное письмо о результатах проведенной проверки, в ходе которой Росреестр пришел к выводу о том, что объекты, расположенные в границах земельных участков, предоставленных ИП Ганчарук Н.А. на основании указанных разрешений, не являются элементами благоустройства территории, а являются составными элементами объекта недвижимости - АГЗС площадью 2 832,8 кв.м, кадастровый номер 55:36:000000:15841 (л. д. 97-98).
30.06.2020 Росреестр также направил информацию в прокуратуру о выявленных нарушениях земельного законодательства РФ в действиях ИП Ганчарук Н.А.
Прокуратурой Центрального административного округа г. Омска на основании информации Управления Росреестра по Омской области проведена проверка Администрации.
Прокуратурой в ходе проверки установлено, что Администрацией, несмотря на выявленные нарушения требований земельного законодательства РФ в действиях ИП Ганчарук Н.А., какие-либо меры приняты не были, в связи с чем прокуратурой в адрес Администрации внесено представление от 28.07.2020 (л. д. 90-96).
В результате проверочных мероприятий 15.07.2020 Администрацией издано распоряжение N 633 о признании утратившими силу разрешений от 15.04.2016 NN 20, 21, 22 (л. д. 26).
28.08.2020 заявителю было направлено соответствующее уведомление с разъяснением причин признания разрешений утратившими силу (л. д. 27-28).
Полагая, что изданием упомянутого распоряжения нарушаются ее права, предприниматель обратилась в суд с настоящим заявлением.
05.02.2021 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано ИП Ганчарук Н.А. в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Так, в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы права Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень N 1300).
В соответствии с пунктом 4 данного Перечня (в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения) к числу таких объектов отнесены элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики).
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
На территории Омской области порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, установлены постановлением Правительства Омской области от 24.06.2015 N 170-п (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на основании разрешения на использование земель или земельных участков (далее - разрешение), выданного органом исполнительной власти Омской области или органом местного самоуправления Омской области, уполномоченным на предоставление земельных участков.
Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности, земель или земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, для размещения объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута регламентирован постановлением Администрации города Омска от 18.08.2016 N 1023-п (далее - административный регламент).
Полномочия по выдаче разрешений возложены на администрации административных округов города Омска (пункт 5 административного регламента).
Свою деятельность Администрация округа осуществляет на основании Решения Омского городского Совета от 29.07.2011 N 423, которым утверждено "Положение об администрации Центрального административного округа города Омска" (далее - Положение). Указанное Положение устанавливает предмет, цель и задачи и функции администрации округа.
В силу подпунктом 13.1 пункта 17 Положения администрация округа выдает разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земель или земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в случаях размещения объектов, виды которых устанавливаются утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300.
Согласно пункту 1.1 статьи 1 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, утвержденных решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 45, элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы и информация, используемые как составные части благоустройства.
К элементам благоустройства территории относятся:
- элементы инженерной подготовки и защиты территории (организация рельефа и стока поверхностных вод);
- озеленение (массивы, группы, солитеры, живые изгороди, кулисы, боскеты, шпалеры, газоны, цветники, различные виды посадок);
- покрытия (твердые, мягкие, газонные, комбинированные);
- ограждения (заборы);
- малые архитектурные формы;
- освещение и осветительное оборудование;
- сопряжения поверхностей (бортовые камни, ступени, лестницы, пандусы);
- игровое и спортивное оборудование;
- знаково-информационные системы;
- некапитальные нестационарные сооружения;
- площадки (детские, спортивные площадки, площадки для отдыха, для выгула и дрессировки собак, контейнеры;
- пешеходные коммуникации;
- водные устройства (фонтаны, питьевые фонтанчики, бюветы, родники, декоративные водоемы);
- уличное техническое оборудование (укрытия таксофонов, банкоматы, интерактивные информационные терминалы, почтовые ящики, вендинговые автоматы).
В соответствии с пунктом 7 Порядка условием размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута является приведение земель или земельного участка в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием, выполнение необходимых работ по их рекультивации, в случае если размещение объектов привело к порче либо уничтожению плодородного слоя почвы в границах земель или земельного участка.
Из материалов настоящего дела следует, что в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3001 площадью 781 кв.м. (принадлежащего на праве собственности Ганчарук Н.А. - регистрационная запись ЕГРН от 21.07.2016 N 55-55/001-55/001/003/2016-33429/5) расположено производственное нежилое сооружение ПТК АГЗС площадью 2 832,8 кв.м, кадастровый номер 55:36:000000:15841 (также принадлежит на праве собственности Ганчарук Н.А. - регистрационная запись ЕГРН N 55-55-01/139/2012-038 от 30.06.2012).
В целях размещения и эксплуатации АГЗС ИП Ганчарук Н.А. фактически используются земли общей площадью 2 389 кв.м., в состав которых входят:
- часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3022 площадью 172 кв.м;
- часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3001 площадью 736 кв.м;
- часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3002 площадью 859 кв.м;
- земельный участок площадью 622 кв.м, расположенный в границах земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3022 площадью 172 кв.м, часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3002 площадью 859 кв.м и земельный участок площадью 622 кв.м, расположенный в границах земель, государственная собственность на которые не разграничена, входящие в состав земельного участка, на котором расположено АГЗС, используются Ганчарук Н.А. на основании разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности N N 20,21 и 22, выданных Администрацией 15.04.2006 (л. д. 13-23).
Указанные разрешения были выданы под размещение элементов благоустройства территории.
В ходе проведенных проверочных мероприятий установлено, что в соответствии с техническим паспортом в состав ПТК входят: здание АГЗС, канализация бытовая, газопровод надземный, азотопровод надземный, наружное электроснабжение, внутриплощадное электроснабжение, навес (литера Г), навес (литера Г1), емкости (литера Г2), колонки заправочные (2 штуки), ограждение (протяженность 192,5 м), молниериемник, асфальтовое покрытие, информационный щит (высота 5 м).
При этом информационный щит высотой 5 м с надписью "ЭКО ГАЗ" и "АГЗС" расположен на площади 624 кв.м, в границах земель, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленном истцу в пользование разрешением от 15.04.2016 N 20.
Навес (литера Г) и 2 заправочные колонки установлены на земельном участке с кадастровым номером 55:36:120103:3002, площадью 903 кв.м, предоставленном предпринимателю в пользование разрешением от 15.04.2016 N 21.
Часть ограждения, входящего в состав ПТК, установлена на земельном участке с кадастровым номером 55:36:120103:3022, площадью 172 кв.м, предоставленном предпринимателю в пользование разрешением от 15.04.2016 N 22.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что объекты, расположенные в границах земель и земельных участков, предоставленных ИП Ганчарук Н.А. на основании указанных разрешений, не являются элементами благоустройства территории, а являются составными элементами объекта недвижимости - АГЗС площадью 2 832,8 кв.м, кадастровый номер 55:36:000000:15841.
Доводы подателя жалобы о том, что вышеописанные объекты являются элементами благоустройства территории, отклоняются апелляционным судом, поскольку противоречат данным технического паспорта ПКТ, данным ЕГРН о государственной регистрации данного объекта как объекта недвижимости и результатам проверки.
Поскольку заявителем использовались предоставленные земельные участки с нарушением условий разрешений (не под размещение элементов благоустройства территории), то оспариваемое распоряжение Администрации от 15.07.2020 N 633 является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы верных выводов суда первой инстанции не опровергают, а выражают свое несогласие с ними, что не может случить причиной для отмены судебного решения.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относится на предпринимателя. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ганчарук Натальи Александровны оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 05.02.2021 по делу N А46-16813/2020 - без изменения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Ганчарук Наталье Александровне из федерального бюджета 2850 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 23.03.2021 N 3.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-16813/2020
Истец: ИП Ганчарук Наталья Александровна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА ОМСКА
Третье лицо: прокуратура Омской области в лице прокуратуры Центрального административного округа г. Омска