г. Тюмень |
|
31 августа 2021 г. |
Дело N А75-17223/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Кокшарова А.А.
Малышевой И.А.
при протоколировании помощником судьи Шимпф Е.В. рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи посредством веб-конференции (онлайн-заседания) кассационную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Атлант" Кочуг Юлии Ринатовны на решение от 18.02.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (судья Зубакина О.В.) и постановление от 17.05.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-17223/2020 по заявлению конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Атлант" Кочуг Юлии Ринатовны (628305, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Нефтеюганск, Промышленная зона Пионерная, ул. Нефтяников, строение 26/1, ОГРН 1118619001214, ИНН 8604050129) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628310, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нефтеюганск, 12 мкрн., 18А, ОГРН 1048601655080, ИНН 8619011309) о признании недействительным решения.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Дзержинского, 2;
ОГРН 1048600009622, ИНН 8601024258).
В заседании посредством использования веб-конференции приняли участие:
- конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Атлант" Кочуг Юлия Ринатовна на основании решения от 09.06.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по делу N А75-11357/2019; личность удостоверена паспортом,
- представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Пальцева О.Б. по доверенности от 25.01.2021,
- представитель Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Першина З.Н. по доверенности от 17.09.2020.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Атлант" в лице конкурсного управляющего Кочуг Юлии Ринатовны (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Инспекция) при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление) о признании недействительным решения от 10.08.2020 N 1914 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Решением от 18.02.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, оставленным без изменения постановлением от 17.05.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить.
Инспекция и Управление возражают против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзывам.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзывов, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки представленной Обществом уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2 квартал 2018 года Инспекцией принято решение от 10.08.2020 N 1914 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Указанным решением заявителю начислен штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) - 1 266 770 руб., НДС в размере 6 333 852 руб., а также пени - 974 990,95 руб.
Общество, не оспаривая существо вмененных налоговых правонарушений, обратилось в Управление с апелляционной жалобой, указывая, что арбитражный управляющий Кочуг Ю.Р. в связи с возникновением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) была лишена возможности обеспечить явку в налоговый орган для ознакомления с материалами налоговой проверки, о чем уведомила Инспекцию по телефону; материалы налоговой проверки рассмотрены Инспекцией 10.08.2020 без участия конкурсного управляющего; при этом налоговый орган проигнорировал заявление налогоплательщика от 30.07.2020 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки.
Решением Управления от 06.10.2020 N 07-15/15064@ апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на те же обстоятельства, что и в апелляционной жалобе, Общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, с учетом установленных обстоятельств, руководствуясь нормами статей 82, 88, 100, 101, 137, 138 НК РФ, постановлением от 30.07.2013 N 57 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пришли к верному выводу об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого решения Инспекции по заявленным Обществом доводам.
Судами установлено, материалами дела подтверждено и Обществом не опровергнуто:
- акт налоговой проверки от 22.10.2019 N 4338 с приложением документов на 33 листах, извещение от 29.10.2019 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (17.12.2019 в 11 час. 00 мин.) направлены в адрес Общества посредством почтовой связи; почтовая корреспонденция вручена адресату 09.11.2019;
- 05.12.2019 на указанный акт налоговой проверки Обществом представлены возражения, которые рассмотрены Инспекцией в присутствии представителя налогоплательщика Рыжих Л.В. (доверенность от 20.03.2019 N 29);
- по результатам рассмотрения возражений Инспекцией вынесено решение от 23.12.2019 N 5 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
- по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля Инспекцией составлены дополнения к акту налоговой проверки от 13.02.2020 N 15/01, которые вместе с приложениями на 37 листах (документы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля) направлены в адрес Общества посредством почтовой связи; почтовая корреспонденция вручена адресату 29.02.2020;
- на указанные дополнения к акту Обществом представлены возражения (вх. от 23.03.2020);
- поскольку документы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, направлены в адрес налогоплательщика не в полном объеме, Инспекцией в адрес Общества были направлены письма с приложением соответствующих документов (в том числе по телекоммуникационным каналам связи);
- в целях информирования налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (29.06.2020 в 11 час. 00 мин.) Инспекцией в адрес учредителя и руководителя Общества Афанасьева М.А. посредством почтовой связи направлено извещение от 11.06.2020 N 1828, которое получено Афанасьевым М.А. 25.06.2020;
- 29.06.2020 в ходе рассмотрения Инспекцией материалов налоговой проверки установлено, что решением от 09.06.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-11357/2019 Общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство; конкурсным управляющим назначена Кочуг Ю.Р.;
- Инспекцией вынесено решение от 29.06.2020 N 3406 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки; извещением от 29.06.2020 N 2156 Кочуг Ю.Р. проинформирована о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (на 20.07.2020 в 11 час 00 мин);
- 16.07.2020 (вх. от 17.07.2020 N 16277) конкурсным управляющим в адрес Инспекции направлено заявление об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с необходимостью ознакомления с материалами проверки;
- решением от 20.07.2020 N 4261 Инспекцией рассмотрение материалов налоговой проверки отложено на 10.08.2020; указанное решение получено Обществом; дополнительно информация о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (10.08.2020 в 11 час 00 мин.) доведена Инспекцией до конкурсного управляющего Кочуг Ю.Р. телефонограммой от 07.08.2020;
- 30.07.2020 конкурсным управляющим Кочуг Ю.Р. в Инспекцию вновь представлено заявление об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с необходимостью ознакомиться с материалами; конкурсный управляющий просил при возможности личного ознакомления с материалами налоговой проверки указать дату и время;
- в ответ на заявление налоговым органом на электронный адрес Кочуг Ю.Р. (kochug86@mail.ru) направлено письмо от 03.08.2020 с предложением ознакомиться с материалами налоговой проверки в административном здании налогового органа 06.08.2020 в 15 час. 00 мин. путем визуального осмотра;
- в назначенное время явка в налоговый орган налогоплательщиком не обеспечена.
Рассмотрение Инспекцией материалов налоговой проверки состоялось 10.08.2020 в 11 час. 00 мин. в отсутствие надлежащим образом извещенного налогоплательщика.
Как установлено судами, обосновывая причины неявки в налоговый орган на ознакомление с материалами проверки, а также на рассмотрение материалов, в апелляционной жалобе арбитражный управляющий Кочуг Ю.Р. указывала, что налоговый орган ограничил права на надлежащее ознакомление с материалами проверки, запретив фотографирование данных материалов. В качестве основания для признания незаконным решения Инспекции заявитель указал на то, что налоговый орган не обеспечил возможность арбитражному управляющему снять фотокопии с материалов проверки при ознакомлении.
Кассационная инстанция считает, что доводы Общества о допущенных Инспекцией нарушениях процедуры ознакомления с материалами налоговой проверки были всесторонне рассмотрены судами, которые их правомерно отклонили как основание к отмене оспариваемого решения налогового органа.
Пунктом 14 статьи 101 НК РФ предусмотрены безусловные основания для признания недействительным решения налоговой инспекции: в случае существенных нарушений налоговым органом процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
В соответствии с абзацем 3 пункта 14 данной статьи основанием для отмены решения налогового органа могут являться также и иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
Кассационная инстанция поддерживает выводы судов о том, что в рассматриваемом случае указание налоговым органом на возможность ознакомления с материалами дела путем визуального осмотра не устанавливает запрета на ознакомление, на который ссылается кассатор. Данное обстоятельство не повлекло нарушения прав заявителя, поскольку в установленное время в налоговый орган конкурсный управляющий не явился.
Судом верно отмечено, что неявка конкурсного управляющего для ознакомления с материалами дела не может трактоваться как отказ налогового органа в предоставлении материалов для ознакомления и не может расцениваться как ограничение прав налогоплательщика со стороны налогового органа.
Кассационная инстанция считает правильным вывод судов, что с учетом направления Инспекцией налогоплательщику материалов, полученных по результатам камеральной налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, передачи документов от руководителя Общества конкурсному управляющему, последний не доказал нарушение своих прав на ознакомление с материалами проверки.
В целом изложенные в кассационной жалобе доводы (в частности, о нарушении конституционного права на защиту, о неознакомлении налогоплательщика со всем объемом материалов налоговой проверки, незаконности решения Инспекции на основании статьи 101 НК РФ) подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводы судов о недоказанности со стороны заявителя, что неознакомление с материалами налоговой проверки было связано с неправомерными действиями Инспекции.
Нарушений при рассмотрении дела судами норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с тем, что Обществу при подаче кассационной жалобы предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, с него подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы на основании статей 333.21, 333.41 НК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.02.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и постановление от 17.05.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-17223/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Атлант" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции в размере 1 500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, с учетом установленных обстоятельств, руководствуясь нормами статей 82, 88, 100, 101, 137, 138 НК РФ, постановлением от 30.07.2013 N 57 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пришли к верному выводу об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого решения Инспекции по заявленным Обществом доводам.
...
Пунктом 14 статьи 101 НК РФ предусмотрены безусловные основания для признания недействительным решения налоговой инспекции: в случае существенных нарушений налоговым органом процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
...
В целом изложенные в кассационной жалобе доводы (в частности, о нарушении конституционного права на защиту, о неознакомлении налогоплательщика со всем объемом материалов налоговой проверки, незаконности решения Инспекции на основании статьи 101 НК РФ) подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводы судов о недоказанности со стороны заявителя, что неознакомление с материалами налоговой проверки было связано с неправомерными действиями Инспекции."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 августа 2021 г. N Ф04-3832/21 по делу N А75-17223/2020