г. Тюмень |
|
10 сентября 2021 г. |
Дело N А46-17115/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Малышевой И.А.
судей Кокшарова А.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области на решение от 11.03.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Захарцева С.Г.) и постановление от 07.06.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-17115/2020 по иску Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области (ИНН 5503080121, ОГРН 1045504010925) к Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области (ИНН 5509001084, ОГРН 1025501515027) о взыскании 632 983,75 руб. денежных средств областного бюджета.
Суд установил:
Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области (далее - ответчик, Администрация) о взыскании денежных средств областного бюджета в размере 632 983,75 руб.
Решением от 11.03.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 07.06.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
Министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм бюджетного законодательства Российской Федерации применительно к фактическим обстоятельствам, свидетельствующим о неисполнении Администрацией одного из показателей результативности (своевременный ввод автомобильной дороги в эксплуатацию) по состоянию на 31.12.2018, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация считает доводы Министерства несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
Учитывая надлежащее извещение о времени и месте проведения судебного заседания лиц, участвующих в деле, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, не нашел оснований для отмены или изменения судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что для участия в конкурсном отборе и реализации проекта "Реконструкция ул. Южная в с. Пришиб Азовского ННМР Омской области" между органами местного самоуправления Азовского немецкого национального муниципального района и Пришибского сельского поселения (собственником объекта - дороги по ул. Южная в с. Пришиб) заключено соглашение от 31.08.2017 о передаче Администрации части полномочий в сфере дорожной деятельности по реконструкции ул. Южная в с. Пришиб Азовского ННМР Омской области сроком до 31.12.2018.
23.03.2018 Администрация обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении субсидии на реконструкцию дороги по ул. Южная в с. Пришиб.
Администрация признана прошедшей отбор для предоставления субсидий из областного бюджета, определенных в 2018 году Министерству на реализацию подпрограммы "Модернизация и развитие автомобильных дорог, пассажирского транспорта в Омской области" государственной программы Омской области "Развитие транспортной системы Омской области" (протокол заседания комиссии от 30.03.2018 N 12).
01.08.2018 Администрацией заключен муниципальный контракт N 38.2018.365179 на реконструкцию названного объекта.
08.08.2018 в адрес Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее - орган строительного контроля) Администрацией представлено извещение (датировано 31.07.2018) о начале строительства от 31.07.2018, в котором были определены сроки строительства с 13.08.2018 по 10.11.2018.
10.10.2018 между Министерством и Администрацией заключено соглашение N ДТ-207ср о предоставлении субсидии Азовскому немецкому национальному муниципальному району Омской области на реконструкцию дороги по ул. Южная в с. Пришиб Азовского немецкого национальною муниципального района Омской области (далее - соглашение от 10.10.2018 N ДТ-207ср) в размере 12 659 675 руб., которым предусмотрена обязанность муниципального образования обеспечить софинансирование работ в размере 666 325 руб. (пункт 2.3.1 соглашения).
Пунктом 2.3.9 соглашения от 10.10.2018 N ДТ-207ср установлено, что Администрация обязуется обеспечить в срок до 31.12.2018 выполнение целевого показателя результативности предоставления субсидии - степень реализации мероприятия по реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения, - 100%, ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования местного значении - 0,665 км.
Во исполнение условий соглашения от 10.10.2018 N ДТ-207ср Министерством в адрес Администрации перечислено 12 659 675 руб. (платежные поручения от 16.10.2018 N 64541, от 23.10.2018 N 123979, от 28.11.2018 N 467716, от 25.12.2018 N 755870, от 27.12.2018 N 823509).
08.11.2018 комиссией в составе представителей заказчика и подрядчика по муниципальному контракту от 01.08.2018 N 38.2018.365179, генерального проектировщика, органа государственного архитектурно-строительного надзора, главы Пришибского сельского поседения Азовского ННМР Омской области и председателя Комитета по строительству и архитектуре Администрации Азовского ННМР Омской области подписан акт приемки законченного строительством объекта, утвержденный и.о. Главы Администрации 10.12.2018.
28.11.2018 в адрес органа строительного контроля Администрацией направлено извещение об окончании строительства объекта от 23.11.2018.
30.01.2019 органом строительного контроля на основании акта проверки законченного строительством объекта от 16.01.2019 КС N 06/1-07/5 выдано заключение N 8 о соответствии построенного объекта требованиям проектной документации.
31.01.2019 Администрацией Пришибского сельского поселения заключен муниципальный контракт на изготовление технического плана объекта (реконструированной дороги).
27.03.2019 изготовлен технический план, а 28.03.2019 объект был введен в эксплуатацию.
26.03.2019 Министерство направило в адрес Администрации требование о возврате средств, выплаченных в качестве субсидий, в размере 632 983,75 руб. в срок до 20.05.2019 в связи с недостижением показателя результативности предоставления субсидии (ввода объекта в эксплуатацию до 31.12.2018).
Расчет размера субсидии произведен в соответствии с подразделом 10.1 раздела 10 подпрограммы "Модернизация и развитие автомобильных дорог, пассажирского транспорта в Омской области" государственной программы Омской области "Развитие транспортной системы Омской области".
29.03.2019 в ответ на требование о возврате Администрация указала, что при нормативном сроке строительства, установленном проектной документацией в 4,5 месяца, работы выполнены за 3,3 месяца, работы выполнены в договорные сроки -до 10.11.2018, о чем извещен орган строительного контроля; по результатам осмотра объекта органом строительного надзора выдано заключение от 30.01.2019 N 8 о соответствии построенного объекта; к письму приложены подтверждающие документы на 31 листе.
В сентябре 2019 года на основании распоряжения от 04.09.2019 N 82-рп Главным управлением финансового контроля Омской области проведена плановая проверка Министерства на предмет соблюдения условий соглашений, государственных контрактов, предусмотренных статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию государственной программы Омской области "Развитие транспортной системы в Омской области", по результатам которой в адрес Министерства выдано представление об устранении нарушений, в числе которых указано на невыполнение условий предоставления субсидии в части обеспечения ввода объектов в эксплуатацию по 6 автомобильным дорогам, в том числе по дороге в с. Пришиб.
14.10.2019 Министерство направило в Администрацию повторное требование о возврате средств.
Неисполнение Администрацией указанного требования послужило основанием для обращения Министерства в суд с соответствующим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 1, 6, 28, 38, 139, 158, 306.1 БК РФ, постановлениями Правительства Омской области от 01.03.2018 N 55-п "О распределении субсидий местным бюджетам из областного бюджета, определенных в 2018 году Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области", от 02.02.2018 N 18-п, с учетом подраздела 10.1 подпрограммы "Модернизация и развитие автомобильных дорог, пассажирского транспорта Омской области" (приложение N 2 к государственной программе Омской области "Развитие транспортной системы Омской области"), условий соглашения от 10.10.2018 N ДТ-207ср, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу об отсутствии оснований для возврата субсидии.
Суд кассационной инстанции, поддерживая позицию судов двух инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 139 БК РФ в редакции Федерального закона от 03.12.2012 N 244-ФЗ, действовавшего в период предоставления субсидии).
Согласно пункту 4 статьи 139 БК РФ распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями устанавливается законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Судами установлено и из материалов дела следует, что постановлением Правительства Омской области 16.10.2013 N 262-п утверждена государственная программа Омской области "Развитие транспортной системы в Омской области" (далее - государственная программа Омской области).
Условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам в сфере дорожного хозяйства, критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий, порядок предоставления и методика расчета субсидий, показатели результативности предоставления субсидии на строительство, реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения определены Подразделом 10.1 раздела 10 подпрограммы "Модернизация и развитие автомобильных дорог, пассажирского транспорта в Омской области" государственной программы Омской области (редакция от 02.02.2018 N 18-п, действовавшая в период заключения договора и предоставления субсидии).
Оценка результативности и эффективности предоставления субсидий осуществляется Министерством на основании анализа предоставленной муниципальными образованиями Омской области отчетности. Результатами использования субсидий на строительство, реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения являются степень реализации мероприятий по строительству, реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения, процентов; ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования местного значения, км. В случае, если муниципальным образованием Омской области по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии не достигнуты показатели результативности предоставления субсидии, предусмотренные соглашением, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования Омской области в доход областного бюджета в срок до 20 мая года, следующего за годом предоставления субсидии, определяется по соответствующей формуле (пункт 29, подпункт 1 пункта 30, пункт 31 Подраздела 10.1 раздела 10 в редакции, действовавшей в период заключения договора и предоставления субсидии).
Суды, проанализировав условия соглашения о предоставлении субсидии, заключенного Министерством и Администрацией 10.10.2018, полно и всесторонне исследовав иные представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи в соответствии с положениями статей 65-71 АПК РФ, установили, что Администрацией предприняты все зависящие от нее меры для своевременного освоения предоставленной субсидии в рамках 2018 финансового года: муниципальный контракт заключен 01.08.2018, работы по строительству дороги выполнены в пределах нормативных сроков строительства (при нормативном сроке работ согласно проектной документации в 4,7 месяцев строительство завершено в течение 3,3 месяцев), акт приемки работ по строительству подписан 08.11.2018, то есть в пределах срока выполнения работ, что свидетельствует о фактическом завершении работ по реконструкции в установленные сроки, орган строительного контроля незамедлительно уведомлен об окончании строительства объекта.
Недостижение показателя ввода реконструированной дороги в эксплуатацию до 31.12.2018 обусловлено длительностью процедуры согласования и изготовления технической документации, необходимой для утверждения акта ввода в эксплуатацию. При этом Администрацией все зависящие от нее необходимые действия, направленные на получение такой документации, производились незамедлительно.
Установив данные обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии нецелевого, нерезультативного или неэффективного использования Администрацией средств субсидии, о наличии препятствий, не зависящих от Администрации и находящихся вне зоны ее контроля, в связи с которыми объект (автомобильная дорога) был введен в эксплуатацию после 31.12.2018 при завершении работ по реконструкции в установленные сроки (длительность процедуры согласования и изготовления технической документации), учитывая, что строительство объекта фактически окончено 08.11.2018, суды с учетом позиции, сформулированной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2017 N 307-ЭС17-11609, от 28.06.2018 N 303-ЭС18-8234, согласно которой само по себе несвоевременное исполнение получателем субсидии обязанностей по договору при недоказанности нецелевого использования средств субсидии не может быть безусловным основанием для возврата субсидии, пришли к обоснованному выводу об отсутствии у Администрации оснований для возврата денежных средств.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию Министерства по делу, не опровергают выводы судов, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 АПК РФ, в связи с чем подлежат отклонению.
Судами при принятии судебных актов надлежащим образом исследованы имеющиеся в деле доказательства, выводы судов подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую правовую оценку суда в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, не допущено.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно - Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.03.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 07.06.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-17115/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу-без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Малышева |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив данные обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии нецелевого, нерезультативного или неэффективного использования Администрацией средств субсидии, о наличии препятствий, не зависящих от Администрации и находящихся вне зоны ее контроля, в связи с которыми объект (автомобильная дорога) был введен в эксплуатацию после 31.12.2018 при завершении работ по реконструкции в установленные сроки (длительность процедуры согласования и изготовления технической документации), учитывая, что строительство объекта фактически окончено 08.11.2018, суды с учетом позиции, сформулированной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2017 N 307-ЭС17-11609, от 28.06.2018 N 303-ЭС18-8234, согласно которой само по себе несвоевременное исполнение получателем субсидии обязанностей по договору при недоказанности нецелевого использования средств субсидии не может быть безусловным основанием для возврата субсидии, пришли к обоснованному выводу об отсутствии у Администрации оснований для возврата денежных средств."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 сентября 2021 г. N Ф04-5506/21 по делу N А46-17115/2020