г. Тюмень |
|
16 сентября 2021 г. |
Дело N А46-144/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Киричёк Ю.Н.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Томск" на решение от 29.03.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Захарцева С.Г.) и постановление от 03.06.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-144/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Томск" (634029, Томская область, город Томск, проспект Фрунзе, дом 9, ИНН 7017005289, ОГРН 1027000862954) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (644099, Омская область, город Омск, улица Интернациональная, дом 41, ИНН 5503084944, ОГРН 1045504034840) об оспаривании ненормативного правового акта.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области Омской области (судья Колмогорова А.Е.) в заседании участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Томск" -Федотенко М.Ю. по доверенности от 01.04.2020;
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - Ахрамов Д.В. по доверенности от 28.12.2020, Травин Д.С. по доверенности от 31.12.2020.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Томск" (далее - общество, ООО "Газпром Трансгаз Томск") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - управление, административный орган) от 06.10.2020 N 7.
Решением от 29.03.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 03.06.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "Газпром Трансгаз Томск" просит указанные судебные акты отменить и удовлетворить заявленное им требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, у управления не имелось правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания, поскольку на эксплуатируемых обществом объектах имеются локальные (объектовые) системы оповещения; оспариваемое предписание неисполнимо.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, управлением на основании распоряжения от 24.09.2020 N 7 проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что ранее выданное предписание от 27.08.2019 N 5 обществом не исполнено, нарушения пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ), абзаца 3 пункта 8 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 (далее - Положение N 804), пунктов 1-3 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" (далее - Постановление N 178), абзаца 6 пункта 4 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации и Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.07.2006 N 422/90/376 (далее - Положение о системах оповещения), состоящие в отсутствии локальной системы оповещения, не устранены.
По результатам проверки управлением составлен акт от 06.10.2020 N 7 и выдано предписание от 06.10.2020 N 7, обязывающее общество в срок не позднее 01.03.2022 устранить нарушения пункта 3 статьи 9 Закона N 28-ФЗ, абзаца 3 пункта 8 Положения N 804, пунктов 1 - 3 Постановления N 178, абзаца 6 пункта 4 Положения о системах оповещения.
Не согласившись с указанным предписанием, ООО "Газпром Трансгаз Томск" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у административного органа правовых оснований для выдачи обществу предписания, поэтому отказали в признании его недействительным.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правомерными, соответствуют действующему законодательству, фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пункту 6 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305, должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.
В соответствии со статьей 1 Закона N 28-ФЗ гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (абзац первый); требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац четвертый); организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, - организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты (абзац восьмой).
В силу пункта 3 статьи 9 Закона N 28-ФЗ организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.
В соответствии с пунктами 16, 16.2 Положения N 687 организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют основные мероприятия по оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (создание и поддержание в состоянии готовности локальных систем оповещения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности).
Согласно пункту 4 Положения о системах оповещения на объектовом уровне создается локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта). Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.
Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС; объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных; персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект; руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения (пункт 11 Положения о системах оповещения).
Материалами дела подтверждается факт эксплуатации ООО "Газпром Трансгаз Томск" опасных производственных объектов I и II классов опасности (свидетельство о регистрации опасных производственных объектов А62-00872 от 30.08.2019, Перечень опасных производственных объектов, расположенных на территории Омской области, зарегистрированных в государственном реестре); газопроводы пересекают автомобильные и железные дороги (декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов Омского линейного производственного управления магистральных газопроводов ООО "Газпром Трансгаз Томск").
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что имеющаяся в обществе объектовая система оповещения с регистрацией аудиоинформации "PVR-4 USB" (Mix) не выполняет задачи локальной системы оповещения, в том числе в силу того, что указанная система не имеет сопряжения с РАСЦО Омской области; в материалах дела отсутствуют доказательства создания и поддержания в состоянии готовности локальных систем оповещения обществом, эксплуатирующим опасные производственные объекты I и II классов опасности.
При таких обстоятельствах управление, выявив в ходе проверки нарушения законодательства о гражданской обороне, правомерно выдало обществу оспариваемое предписание.
Данное предписание содержит информацию о выявленных нарушениях со ссылкой на нормативные правовые акты, положения которых не соблюдены обществом, сроки устранения данных нарушений.
Поскольку решение вопроса о порядке и способах исполнения предписания в соответствии с действующим законодательством относится к компетенции лица, которому оно выдано, неуказание в оспариваемом предписании конкретных действий, направленных на устранение нарушений, не влечет его недействительность.
С учетом изложенного арбитражные правомерно отказали в признании недействительным оспариваемого предписания.
Вопреки позиции общества, представленные ООО "Газпром Трансгаз Томск" в материалы дела документы, не подтверждают создания локальной системы оповещения.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная им оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом округа не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.03.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 03.06.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-144/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 статьи 9 Закона N 28-ФЗ организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.
...
Согласно пункту 4 Положения о системах оповещения на объектовом уровне создается локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта). Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.
Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС; объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных; персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект; руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения (пункт 11 Положения о системах оповещения)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 сентября 2021 г. N Ф04-4992/21 по делу N А46-144/2021