город Омск |
|
03 июня 2021 г. |
Дело N А46-144/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4977/2021) общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Томск" на решение Арбитражного суда Омской области от 29.03.2021 по делу N А46-144/2021 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Томск" (ИНН 7017005289, ОГРН 1027000862954, 634029, Томская область, г. Томск, пр. Фрунзе, 9) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (ИНН 5503084944, ОГРН 1045504034840, 644099, Омская область, г. Омск, ул. Интернациональная, 41) о признании незаконным предписания от 06.10.2020 N 7,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Томск" - Федотенко Михаил Юрьевич, представитель по доверенности от 01.04.2020 N 0104-02/ПД-Б/134 сроком действия по 30.04.2024;
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - Ахрамов Денис Вадимович, представитель по доверенности от 28.12.2020 N 388 сроком действия до 31.12.2021; Травин Дмитрий Сергеевич, представитель по доверенности от 31.12.2020 N 505 сроком действия до 31.12.2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Томск" (далее - заявитель, Общество, ООО "Газпром Трансгаз Томск") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, Главное управление МЧС России по Омской области) о признании незаконным и отмене предписания от 06.10.2020 N 7.
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.03.2021 по делу N А46-144/2021 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел выводу о том, что предписание от 06.10.2020 N 7 является законным, поскольку Обществом не представлены доказательства создания в соответствии с нормами законодательства о гражданской обороне локальных систем оповещения, а также содержит конкретные указания о необходимости принятия мер по устранению выявленных нарушений требований законодательства о гражданской обороне
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Газпром Трансгаз Томск" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что при рассмотрении дела судом не установлено какие именно опасные производственные объекты 1 и 2 класса эксплуатирует Общество, на каких из них была проведена выездная проверка, на каких из них требуется установка локальных систем оповещения, на каких объектах, проверенных в ходе проверки, установлен факт отсутствия локальных систем оповещения. По мнению заявителя, данные обстоятельства нельзя установить из материалов проверки.
ООО "Газпром Трансгаз Томск" утверждает о том, что в Обществе создана и поддерживается в исправном состоянии локальная система оповещения, что подтверждается копией Паспорта локальной системы оповещения опасных производственных объектов Омского линейного производственного управления магистральных газопроводов ООО "Газпром трансгаз Томск" с приложениями, фототаблицей элементов локальной системы оповещения Омского ЛПУМГ ООО "Газпром трансгаз Томск" от 30.01.2020, выписками из паспортов безопасности опасных объектов ГРС-1 г. Омск, ГРС-2 г. Омск, ГРС-3 г. Омск, ГРС-4 г. Омск, ГРС-5 газопровода СРТО-Сургут-Омск г. Омск, ГРС-6 г. Омск, ГРС-7 г. Омск, ГРС-8 г. Омск, ГРС-9 г. Омск, ГРС-10 г. Омск, ГРС-11 "Северо-Любинская", ГРС-12 г. Калачинск, ГРС-15 г. Омск, Участок магистрального газопровода Омского ЛПУМГ ООО "Газпром трансгаз Томск".
ООО "Газпром Трансгаз Томск" полагает оспариваемое предписание неисполнимым, поскольку в нем не указаны действия, которые необходимо выполнить заявителю в целях устранения нарушений.
Общество считает, что судом неправомерно приняты в качестве относимых доказательств документы, датированные до периода проведения проверки, а именно письма Министерства региональной безопасности от 03.02.2020 N ИСХ-20/МРБ-04-08-547, N ИСХ-19/МРБ-07-08-3034 (дата не указана), запрос ГУ МЧС от 30.05.2017 N 6507-7-1-3, ответ Общества от 26.06.2017 N 0123/08085.
Управлением представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представители Управления возразили на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено в рамках дела N А46-21804/2019, на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) от 26.07.2019 N 5, выданного заместителем начальника управления отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций Скворцовым Д.А., заместителем начальника ТОНД и ПР Омского района Кисловым Ю.А. 01.08.2019 с 09:00 до 13:00, 27.08.2019 с 12:00 до 14:00 проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Газпром Трансгаз Томск", в ходе которой выявлены нарушения:
- не созданы противопожарные формирования, что свидетельствует о нарушении пунктов 1, 2 статьи 9, пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ); пункта 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации" (далее - Положение N 804); пункта 16.7 Приказа МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (далее - Положение N 687), пункта 4 Приказа МЧС от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" (далее - Приказ МЧС N 999);
- не создана локальная система оповещения, что свидетельствует о нарушении пункта 3 статьи 9 Закона N 28-ФЗ, абзаца третьего пункта 8 Положения N 804, пунктов 1-3 постановления Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" (далее - постановления Правительства РФ N 178), абзаца шестого пункта 4 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 422 (далее - Положение о системах оповещения), постановления Правительства РФ N 178, постановления Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.07.2006 N 376, абзаца третьего пункта 16.2 Положения N 687.
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки от 27.08.2019 N 5 и выдано предписание от 27.08.2019 N 5 об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны (со сроком исполнения до 01.09.2019).
На основании распоряжения от 24.09.2020 N 7 в отношении ООО "Газпром Трансгаз Томск" в период с 29.09.2020 по 09.10.2020 проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения предписания от 27.08.2019 N 5.
По результатам проведенной проверки Управлением составлен акт проверки от 06.10.2020 N 7 (том 1 л. д. 20-21), в котором отражено, что обществом не исполнено предписание от 27.08.2019 N 5, а именно, не создана локальная система оповещения.
ООО "Газпром Трансгаз Томск" выдано предписание от 06.10.2020 N 7, обязывающее Общество в срок не позднее 01.03.2022 устранить нарушения пункта 3 статьи 9 Закона N 28-ФЗ, абзаца 3 пункта 8 Положения N 804, пунктов 1-3 Постановления Правительства РФ N 178, абзаца 6 пункта 4 Положения о системах оповещения населения, состоящего в отсутствии локальной системы оповещения (том 1 л. д. 22-23).
Полагая, что предписание от 06.10.2020 N 7 является незаконным, нарушает права и законные интересы Общества, поскольку возлагает на него дополнительные, непредусмотренные действующим законодательством обязанности, в частности, обязанность создания локальной системы оповещения на объектах, которые не являются потенциально опасными, ООО "Газпром трансгаз Томск" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
29.03.2021 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно статье 1 Закона N 28-ФЗ гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (часть 1 статьи 4 Закона N 28-ФЗ).
В статье 13 Закона N 28-ФЗ закреплено, что соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны в целях реализации государственной политики в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, которым, согласно Указу Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
В соответствии с пунктом 6 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305, должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.
Таким образом, должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, а, следовательно, и Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области вправе в пределах своих полномочий осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны как федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, так и организациями.
Из изложенного следует, что Главное управление МЧС России по Омской области, принимая оспариваемое предписание по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны, действовало в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий.
В силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона от N 28-ФЗ организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения (ЛСО).
В целях совершенствования мероприятий гражданской обороны по защите населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей, Совет Министров Правительство Российской Федерации постановил организациям Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения), обеспечивать, начиная с 1993 года:
включение в проекты на строительство потенциально опасных объектов разделов, предусматривающих создание локальных систем оповещения;
проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах;
создание объединенных локальных систем оповещения для групп потенциально опасных объектов, размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), с централизованным управлением от местных штабов гражданской обороны, включив их проектирование и строительство в генеральные планы развития промышленных центров (зон) (пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов").
В пункте 2 указанного Постановления установлены зоны действия ЛСО.
В соответствии с абзацем третьим пункта 16.2 Положения N 687 в целях оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установлена обязанность по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, на особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производствах и объектах, гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности.
В соответствии с пунктом 3.8 "СП 133.13330.2012. Свод правил. Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования", утвержденного Приказом Минрегиона России от 05.04.2012 N 159 (далее - СП 133.13330.2012), локальная система оповещения - это система оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, представляющая собой организационно-техническое объединение дежурно-диспетчерских служб потенциально опасного объекта, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, а также линий связи, обеспечивающих передачу сигналов оповещения до персонала объекта и населения в зоне ответственности локальной системы оповещения данного объекта.
Под местной системой оповещения понимается система оповещения, обеспечивающая доведение сигнала (распоряжения) и информации оповещения от органов управления ГОЧС до: руководящего состава гражданской обороны и РСЧС города, городского и сельского районов, оперативных дежурных служб (диспетчеров) потенциально опасных объектов экономики, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций; населения, проживающего на территории города, городского или сельского района (пункт 3.9 СП 133.13330.2012).
Объектовая система оповещения означает совокупность технических и организационных средств оповещения, обеспечивающая доведение сигналов и информации оповещения до руководителей и персонала объекта, объектовых сил и служб гражданской обороны (пункт 3.10 СП 133.13330.2012).
Потенциально опасный объект - это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек (статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", далее - Закон N 68-ФЗ).
Из материалов дела следует, что эксплуатируемые Обществом опасные производственные объекты I и II классов опасности не относятся к объектам повышенной опасности населения по смыслу Закона N 68-ФЗ, в связи с чем в рассматриваемом случае следует применять Положение о системах оповещения населения, утвержденное приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 422, постановления Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 N 178, постановления Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.07.2006 N 376 (Положение о системах оповещения населения), определяющее назначение и задачи, а также порядок реализации мероприятий по совершенствованию систем оповещения, поддержанию их в постоянной готовности к задействованию для оповещения населения.
Согласно пункту 3 Положения о системах оповещения система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее также - РСЧС) и населения.
В соответствии с абзацем шестым пункта 4 Положения о системах оповещения населения на объектовом уровне создаются локальные системы оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта). Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.
В соответствии с пунктом 11 Положения о системах оповещения населения основной задачей ЛОС является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
- руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС;
- объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
- персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
- руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
- населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.
Пунктом 1 Положения о системах оповещения населения предусмотрено, что установление и эксплуатация систем оповещения является обязательным для организаций и предприятий независимо от форм собственности.
Вопреки доводам подателя жалобы о том, что судом не установлено какие именно опасные производственные объекты 1 и 2 класса эксплуатирует Общество, факт эксплуатации ООО "Газпром трансгаз Томск" опасных производственных объектов I и II классов опасности подтверждается выпиской из государственного реестра, содержащей сведения об опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, эксплуатируемых на территории г. Омска и Омской области, свидетельством о регистрации опасных производственных объектов N А62-00872 от 18.07.2017, а также следует из постановления мирового судьи судебного участка N 109 в Октябрьском судебном районе в г. Омске от 28.10.2019 по делу N 5-703/2019 (109), постановления мирового судьи судебного участка N 23 в Омском судебном районе Омской области от 09.10.2019 по делу N 5-848(23)2019, решения судьи Омского районного суда Омской области от 30.12.2019 по делу N 12-359/2019.
Соответственно, ООО "Газпром трансгаз Томск", как лицо, эксплуатирующее опасные производственные объекты I и II классов опасности, обязано соблюдать требования, установленные законодательством о гражданской обороне.
В ходе проверки исполнения ООО "Газпром Трансгаз Томск" предписания от 27.08.2019 N 5 административным органом было установлено, что Обществом не создана локальная система оповещения.
Оспаривая выводы Управления, ООО "Газпром Трансгаз Томск" утверждает о том, что в Обществе создана и поддерживается в исправном состоянии локальная система оповещения, что подтверждается копией Паспорта локальной системы оповещения опасных производственных объектов Омского линейного производственного управления магистральных газопроводов ООО "Газпром трансгаз Томск" с приложениями, фототаблицей элементов локальной системы оповещения Омского ЛПУМГ ООО "Газпром трансгаз Томск" от 30.01.2020, выписками из паспортов безопасности опасных объектов ГРС-1 г. Омск, ГРС-2 г. Омск, ГРС-3 г. Омск, ГРС-4 г. Омск, ГРС-5 газопровода СРТО-Сургут-Омск г. Омск, ГРС-6 г. Омск, ГРС-7 г. Омск, ГРС-8 г. Омск, ГРС-9 г. Омск, ГРС-10 г. Омск, ГРС-11 "Северо-Любинская", ГРС-12 г. Калачинск, ГРС-15 г. Омск, Участок магистрального газопровода Омского ЛПУМГ ООО "Газпром трансгаз Томск".
Судебная коллегия отклоняет доводы заявителя по следующим мотивам.
Согласно представленном в материалы дела письму Министерства региональной безопасности Омской области от 03.02.2020 года N ИСХ-20/МРБ-04-08-547 на территории Омской области региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - РАСЦО) строится на базе комплекса технических средств П 166-М производства акционерного общества "Калужский завод телеграфной аппаратуры".
Присоединение локальной системы оповещения к РАСЦО осуществляется путем использования в составе локальной системы оповещения блока переключения универсального П 166-М БПРУ или совместимого с комплексом технических средств П 166-М оборудования других производителей.
Связь между блоком переключения и точкой сопряжения РАСЦО организуется посредством создания VPN-канала с пропускной способностью не менее 128 Кбит/сек.
Из паспорта локальной системы оповещения Омского линейного производственного управления магистральных газопроводов ООО "Газпром трансгаз Томск" следует, что сопряжение имеющейся системы осуществляется по линиям телефонной связи и электронной почты, что не отвечает требованиям, предъявляемым к локальной системе оповещения.
Представленные фотоматериалы также однозначно не позволяют суду сделать вывод о том, что на опасном производственном объекте установлена локальная система оповещения. Техническая документация на ЛОС в материалы дела не представлена.
Согласно письму Министерства региональной безопасности Омской области N ИСХ-19/МРБ-07-08-3034 у ООО "Газпром трансгаз Томск" отсутствуют объекты, имеющие сопряжение локальных систем оповещения с РАСЦО Омской области.
Также Главным управлением МЧС России по Омской области в адрес Общества был направлен запрос от 30.05.2017 N 6507-7-1-3 о предоставлении материалов и сведений, а именно: наличие локальной системы оповещения: характеристика ЛСО (тип используемой аппаратуры, количество оконечных устройств); охват ЛСО населения и территории, сопряженность ЛСО с РАСЦО Омской области; техническое задание на разработку проекта по созданию локальной системы оповещения, согласованное установленным порядком; проект на создание локальной системы оповещения (экспертное заключение); акт приемки локальной системы оповещения в эксплуатацию с приложением протоколов испытаний; приказ руководителя потенциально опасного объекта о принятии локальной системы оповещения в эксплуатацию; паспорт локальной системы оповещения; инструкция по использованию локальной системы оповещения органом повседневного управления организации.
Из полученного ответа от 26.06.2017 N 0123/08085 следует, что в Омском линейном производственном управлении магистральных газопроводов - филиале ООО "Газпром трансгаз Томск", эксплуатирующем объекты I и II классов опасности, локальная система оповещения отсутствует. На объектах филиала функционирует объектовая система оповещения, основной задачей которой является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до диспетчерских служб, руководящего состава филиала и общества, объектовых сил (аварийных бригад, нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне), персонала объектов филиала, а также до организаций в соответствии с регламентами взаимодействия.
Таким образом, имеющаяся в обществе объектовая система оповещения с регистрацией аудиоинформации "PVR-4 USB" (Mix) не выполняет задачи локальной системы оповещения, в том числе в силу того, что указанная система не имеет сопряжения с РАСЦО Омской области.
Вопреки доводам жалобы, представленные ООО "Газпром Трансгаз Томск" в материалы дела документы не подтверждают создания ЛОС.
Довод Общества о том, что письма Министерства региональной безопасности от 03.02.2020 N ИСХ-20/МРБ-04-08-547, N ИСХ-19/МРБ-07-08-3034 (дата не указана), запрос ГУ МЧС от 30.05.2017 N 6507-7-1-3, ответ Общества от 26.06.2017 N 0123/08085 являются неотносимыми доказательствами, поскольку датированы до периода проведения проверки, признается апелляционным судом ошибочным.
Статьей 71 АПК РФ установлено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Статьей 64 АПК РФ определено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном АПК РФ и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
Арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу (статья 67 АПК РФ).
Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 АПК РФ).
Поскольку письма Министерства региональной безопасности и ответ ООО "Газпром Трансгаз Томск" содержат сведения о фактах, позволяющих достоверно и полно установить юридически значимые обстоятельства настоящего дела, то данные документы являются относимыми доказательствами.
Обстоятельства того, что письма датированы до периода проведения проверки, в настоящем случае правового значения не имеют, поскольку представитель ООО "Газпром Трансгаз Томск" в судебном заседании апелляционной инстанции на вопрос суда о том, предпринимались ли какие-либо действия по созданию системы ЛСО в период после выдачи предписания от 27.08.2019 N 5 до момента выдачи оспариваемого в настоящем деле предписания, имеются ли документы, подтверждающие данные действия, а также предоставлялись ли таковые в адрес административного органа, пояснил, что подобные документы отсутствуют, Управлению не предоставлялись.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства создания и поддержания в состоянии готовности локальных систем оповещения обществом, эксплуатирующим опасные производственные объекты I и II классов опасности, что свидетельствует о правомерности выдачи оспариваемого предписания.
Вопреки доводам общества, предписание от 06.10.2020 N 7 отвечает требованиям определенности и законности, содержит конкретные указания о необходимости принятия мер по устранению вышеназванных нарушений требований законодательства о гражданской обороне; решение вопроса о порядке и способах его исполнения относится к компетенции общества.
При этом неуказание в предписании конкретных действий и работ в целях устранения выявленных нарушений в спорном правоотношении не свидетельствует о неисполнимости такого предписания, учитывая, что права и обязанности Общества в отношениях, связанным с обеспечением безопасности эксплуатации опасных производственных объектов I и II классов опасности, установлены указанным выше законодательством Российской Федерации, и при осуществлении предпринимательской деятельности Общество вправе самостоятельно принимать решения, направленные на исполнение обязательств.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя не имеется.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Томск" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 29.03.2021 по делу N А46-144/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-144/2021
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ ТОМСК"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ