г. Тюмень |
|
28 сентября 2021 г. |
Дело N А45-32112/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Киричёк Ю.Н.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Серковой Л.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Новосибирской таможни на постановление от 18.06.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Кривошеина С.В., Логачев К.Д.) по делу N А45-32112/2020 Арбитражного суда Новосибирской области по заявлению акционерного общества "Авиакомпания "Сибирь" (633104, Новосибирская область, город Обь, проспект Мозжерина, дом 10, офис 201, ОГРН 1025405624430, ИНН 5448100656) к Новосибирской таможне (630015, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Королева, дом 40, ОГРН 1025400531584, ИНН 5406017276) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 11.11.2020 N 10609000-1860/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
от акционерного общества "Авиакомпания "Сибирь" - Карпова О.В. по доверенности от 02.03.2021, Смирнов А.В. по доверенности от 17.02.2021;
от Новосибирской таможни - Дубинина Е.В. по доверенности от 24.12.2020, Рогожкин А.А. по доверенности от 09.07.2020;
в онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) - Фоменко Д.С. по доверенности от 03.03.2021.
Суд установил:
акционерное общество "Авиакомпания "Сибирь" (далее - общество, АО "Авиакомпания "Сибирь") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Новосибирской таможне (далее - таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 11.11.2020 N 10609000-1860/2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере одной второй размера стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, что составляет 113 410,99 руб.
Решением от 28.12.2020 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Пахомова Ю.А.) оспариваемое постановление изменено, размер штрафа снижен до 56 705,50 руб.
Постановлением от 18.06.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, таможенный орган просит отменить постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и оставить в силе решение первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, обществом был осуществлен вывоз товара - топлива авиационного в объеме, необходимом для эксплуатации воздушного судна, которое являлось припасами, подлежащими декларированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемое постановление апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, АО "Авиакомпания "Сибирь" в качестве основного вида своей деятельности осуществляет коммерческие воздушные перевозки пассажиров, багажа и грузов, для чего эксплуатирует парк воздушных судов, в том числе выполняет регулярные международные рейсы из аэропорта Толмачево (город Новосибирск) в страны Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).
В целях организации топливообеспечения АО "Авиакомпания "Сибирь" заключен договор на поставку авиационного топлива и оказание услуг по заправке воздушных судов.
Таможенным органом проведена камеральная таможенная проверка, в ходе которой установлено, что для выполнения рейса N 3043 по маршруту "Новосибирск - Караганда" (Казахстан) 17.11.2018 авиационным топливом (ТС-1) в количестве 6 460 л/5 194 кг стоимостью 43 670 руб. за 1 тонну заправлен самолёт типа Е170, принадлежащий АО "Авиакомпания "Сибирь".
Установив, что 17.11.2018 с территории Российской Федерации в Казахстан обществом вывезен товар - авиационное топливо (ТС1), классифицируемое в товарной позиции 2710 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) и при этом не совершены таможенные операции по таможенному декларированию данного товара, таможенный орган возбудил дело об административном правонарушении, 27.10.2020 составил в отношении общества протокол об административном правонарушении и постановлением от 11.11.2020 привлек АО "Авиакомпания Сибирь" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 113 410,99 руб.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения и отсутствии нарушений порядка привлечения его к административной ответственности, однако счел возможным применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снизить размер назначенного административного штрафа до 56 705,50 руб.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд не усмотрел в бездействии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 данного Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно пункту 1 статьи Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), вступившего в силу с 01.01.2018, указанный Кодекс применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу.
В соответствии с подпунктом 45 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС для целей названного Кодекса под товаром понимается любое движимое имущество, в том числе валюта государств - членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.
Товар "нефть и нефтепродукты" включен в товарную позицию 2710 группы 27 ТН ВЭД ЕАЭС.
Товары, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов в местах их стоянки и пути следования, за исключением запасных частей и оборудования, являются припасами (подпункт 30 пункта 1 статьи ТК ЕАЭС).
Согласно положениям главы 4 Специального приложения J "Специальные процедур" Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, заключенной в Киото 18.05.1973 (в редакции протокола от 26.06.1999), к припасам для потребления относятся товары, необходимые для эксплуатации и технического обслуживания средств водного транспорта, воздушных судов или поездов, включая топливо и смазочные материалы, но исключая запасные части и оборудование, которые либо находятся на борту транспортного средства по прибытии, либо доставляются во время стоянки на таможенной территории на борт средств водного транспорта, воздушных судов или в поезда, которые используются или предназначаются для использования в международных перевозках для транспортировки пассажиров за вознаграждение или для промышленной или коммерческой транспортировки товаров за вознаграждение или бесплатно.
Таким образом, нефтепродукты (авиационное топливо), находящиеся на борту используемых в международных перевозках (для транспортировки пассажиров) воздушных судов и необходимые для эксплуатации этих судов, имеют режим припасов.
В силу пункта 1 статьи 104, пункта 2 статьи 281 ТК ЕАЭС припасы, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС для нахождения и использования на таможенной территории ЕАЭС либо вывоза с таможенной территории ЕАЭС и использования за пределами таможенной территории ЕАЭС, подлежат таможенному декларированию и выпуску в порядке и на условиях, которые предусмотрены названной главой, без помещения под таможенные процедуры.
Согласно части 7 статьи 11 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289) вывоз товаров из Российской Федерации, имеющих статус товаров ЕАЭС в соответствии с ТК ЕАЭС, из Российской Федерации в государства - члены ЕАЭС осуществляется без ограничений, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации.
Как следует из части 1 статьи 95 Федерального закона N 289 товары подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 17 ТК ЕАЭС и положениями главы 15 данного Закона при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры либо при таможенном декларировании без помещения под таможенную процедуру в случаях, определенных ТК ЕАЭС.
В случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также осуществляется таможенное декларирование товаров (часть 2 статьи 95 Федерального закона N 289).
Подпункт 5 пункта 1 статьи 25 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор об ЕАЭС) устанавливает, что в рамках таможенного союза государств-членов осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных данным договором.
Согласно статье 12 Приложения N 23 к указанному договору на период до вступления в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза действуют двусторонние соглашения, заключенные между государствами-членами в области поставок нефти нефтепродуктов, определения и порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие).
Таким образом, в соответствии с Договором об ЕАЭС и Федеральным законом N 289-ФЗ в рамках ЕАЭС действует режим свободного перемещения товаров между территориями государств - членов ЕАЭС (пункт 5 части 1 статьи 25 Договора о ЕАЭС, пункт 7 статьи 11 Федерального закона N 289-ФЗ).
Исключения из данного режима могут быть установлены российским законодательством и двусторонними соглашениями/договорами, заключенными между государствами-участниками.
Статьей 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан от 09.12.2010 (далее - Соглашение от 09.12.2010) установлено, что нефть и нефтепродукты, классифицируемые в товарной группе 27 ТН ВЭД ЕАЭС, вывозимые с 01.01.2014 из Российской Федерации в Республику Казахстан, в целях учета подлежат таможенному декларированию в Российской Федерации как если бы они вывозились за пределы таможенной территории ЕАЭС.
Однако указанное Соглашение заключено в целях урегулирования торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан и определяет условия взаимных поставок нефти и нефтепродуктов в соответствии с договорами (контрактами) между хозяйствующими субъектами (статьи 3, 5 Соглашения от 09.12.2010). Оснований для распространения его положений в части необходимости таможенного декларирования авиационного топлива, которое не вывозится для потребления иного государства (находится на борту транспортного средства в объемах, необходимых для его эксплуатации и не является предметом внешнеэкономической сделки), не имеется.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2011 N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан" (далее - Постановление N 529) в случае вывоза из Российской Федерации в другие государства - члены ЕАЭС товаров, классифицируемых кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00, 2710, 2711, 2712 (за исключением кодов 2712 90 110 0, 2712 90 190 0, 2713 11 000 0, 271З 12 000, 2713 20 000 0 - 2713 90 900 0), таможенное декларирование осуществляется в соответствии с правом Евразийского экономического союза и Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации" так, как если бы указанные товары вывозились из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, без взимания таможенных сборов за таможенные операции.
Вместе с тем, как следует из абзаца 4 пункта 1 Решения Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 335 (в последствии признанного не соответствующим международным договорам Решением Суда Евразийского экономического сообщества от 05.09.2012) сохранение таможенного декларирования товаров 27 товарной группы ТН ВЭД ТС, вывозимых с территории Российской Федерации в другие государства - члены Таможенного союза было мотивировано необходимостью ведения статистики взаимной торговли, в связи с чем требования Постановления N 529 так же е распространяются на авиационное топливо, которое не вывозится для потребления иного государства (находится на борту транспортного средства в объемах, необходимых для его эксплуатации и не является предметом внешнеэкономической сделки).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что заправка авиационным топливом воздушного судна, принадлежащего российскому авиаперевозчику, происходила на территории Российской Федерации; воздушное судно территорию ЕАЭС не покидало; авиационное топливо расходовалось в процессе совершения воздушным судном перелета по маршруту Новосибирск-Караганда; объем авиационного топлива не превышал необходимый и достаточный для совершения указанного перелета, в связи с чем пришел к обоснованному выводу об отсутствии в бездействии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, и правомерно удовлетворил заявленное АО "Авиакомпания "Сибирь" требование, признав незаконным и отменив постановление таможни от 11.11.2020 N 10609000-1860/2020.
Перечисленная таможенным органом судебная практика, в том числе и по делам, рассмотренным Верховным Судом Российской Федерации, не может быть принята во внимание поскольку основана на иных фактических обстоятельствах спора и связана с заключением внешнеэкономических сделок.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 18.06.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-32112/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.