город Томск |
|
18 июня 2021 г. |
Дело N А45-32112/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Кривошеиной С.В.,
Логачева К.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мельниковой М.Л. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел" рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Авиакомпания "Сибирь" (N 07АП1122/21) на решение от 28.12.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-32112/2020 по заявлению Акционерного общества "Авиакомпания "Сибирь" (ИНН 5448100656), г. Обь к Новосибирской таможне (ИНН 5406017276), г. Новосибирск о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 11.11.2020 N 10609000-1860/2020,
В судебном заседании приняли участие:
В помещении Седьмого арбитражного апелляционного суда от АО "Авиакомпания "Сибирь": Карпова О.В. по доверенности от 02.03.2021 (по 02.09.2021),Смирнов А.О. по доверенности от 17.02.2021 (по 17.02.2024),
от Новосибирской таможни: Рогожкин А.А. по доверенности от 09.07.2020 (по 31.12.2021), Шаманский Е.Н. по доверенности от 02.12.2020 (по 31.12.2021); с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел": Фоменко Д.С. по доверенности от 03.03.2021 (по 31.12.2021).
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Авиакомпания "Сибирь" (далее - общество, АО "Авиакомпания "Сибирь") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Новосибирской таможне (далее - таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 11.11.2020 N 10609000-1860/2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 28.12.2020 Арбитражного суда Новосибирской области изменено оспариваемое постановление, размер штрафа снижен до 56 705 рублей 50 копеек.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что топливо, заправленное в крыло воздушного судна для выполнения рейса, не подлежит таможенному декларированию в качестве товара группы 27 ТН ВЭД ЕАЭС; судом не применены подлежащие применению нормы права о свободном перемещении транспортных средств внутри границ Таможенного союза; перемещение нефтепродуктов, заправленных в крыло воздушного судна для выполнения рейса, не относится к исключениям из общего правила свободного перемещения транспортных средств, так как авиатопливо не являлось предметом внешнеторговой сделки; действия по осуществлению рейса воздушного судна с использованием данного топлива невозможно квалифицировать как экспорт товара группы 27 ТН ВЭД ТС.
Договором, иными двусторонними соглашениями между Российской Федерацией и Республикой Казахстан не предусмотрены исключения из общего правила свободного перемещения транспортных средств (в том числе воздушных судов) внутри таможенной территории Евразийского экономического союза. Равно отсутствует указание на то, что нефтепродукты, необходимые для перемещения воздушного, водного или автомобильного транспорта внутри границ ЕАЭС, декларируются по правилам, установленным разделом XX Договора о ЕАЭС, или по правилам, установленным двусторонними соглашениями, регулирующими вопросы поставки нефти или нефтепродуктов.
Авиатопливо, заправленное в воздушное судно для осуществления полета, является неотъемлемой частью транспортного средства.
Таможенный орган возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
До дня судебного заседания от АО "Авиакомпания "Сибирь" поступили письменные пояснения по делу.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней.
Определением апелляционного суда от 16.03.2021 судебное заседание откладывалось до 14.04.2021, в том числе для предоставления лицами, участвующими в деле, дополнительных пояснений.
До дня судебного заседания от Новосибирской таможни и АО "Авиакомпания "Сибирь" поступили дополнительные письменные пояснения в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 14.04.2021 в связи с отпуском судьи Кривошеиной С.В. произведена замена состава суда по делу, сформирован следующий состав Бородулина И.И. (председательствующий), Павлюк Т.В., Хайкина С.Н. (судьи). В связи с заменой состава суда рассмотрение дела начато с самого начала.
После отложения судебное заседание продолжено с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел".
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней, дополнительных пояснениях.
Определением апелляционного суда от 14.04.2021 судебное заседание откладывалось до 28.04.2021, в том числе для предоставления лицами, участвующими в деле, дополнительных пояснений.
После отложения судебное заседание продолжено с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел".
До дня судебного заседания от Новосибирской таможни и АО "Авиакомпания "Сибирь" поступили дополнительные письменные пояснения в порядке статьи 81 АПК РФ.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней, дополнительных пояснениях.
Определением апелляционного суда от 28.04.2021 судебное заседание откладывалось до 10.06.2021.
До дня судебного заседания от Новосибирской таможни и АО "Авиакомпания "Сибирь" поступили дополнительные письменные пояснения в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 10.06.2021 в связи с отпуском судьи Павлюк Т.В. и командировкой судьи Хайкиной С.Н. произведена замена состава суда по делу, сформирован следующий состав Бородулина И.И. (председательствующий), Кривошеина С.В., Логачев К.Д. (судьи). В связи с заменой состава суда рассмотрение дела начато с самого начала.
После отложения судебное заседание продолжено с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел".
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней, дополнительных пояснениях.
Рассмотрев вопрос о приобщении к материалам дела документов, приложенных к дополнительным пояснениям, представленным обществом, суд апелляционной инстанции отказывает в их приобщении, учитывая положения статьи 268 АПК РФ, поскольку не подтверждают и не опровергают каких-либо обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения спора.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, дополнительных к ним пояснений, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "Авиакомпания "Сибирь" в качестве основного вида своей деятельности осуществляет коммерческие воздушные перевозки пассажиров, багажа и грузов, для чего эксплуатирует парк воздушных судов, и в том числе выполняет регулярные международные рейсы из аэропорта Толмачево (г. Новосибирск) на территории стран Евразийского экономического союза.
В целях организации топливообеспечения между АО "Авиакомпания "Сибирь" (покупатель) и ЗАО "Газпромнефть - Аэро" (поставщик), 28.12.2011 заключен договор N 11/А378-К/1 на поставку авиационного топлива и оказание услуг по заправке воздушных судов.
Таможенным органом в соответствии с резолюцией начальника таможенного органа на основании докладной от 10.08.2020 N 05-02-13/0318 проведена камеральная таможенная проверка, в ходе которой установлено, что 28.12.2011 между ОАО "Авиакомпания "Сибирь" (покупатель) и ЗАО "Газпромнефть - Аэро" (поставщик) заключен договор N 11/А378-К/1 на поставку авиационного топлива для обеспечения воздушных судов (далее - договор N 11/А378-К/1) с приложениями NN 1, 2, дополнительными соглашениями от 29.12.2014, 10.12.2015, 01.10.2017, 20.12.2017, 31.12.2017, 01.02.2018, 30.11.2018, 24.12.2018.
Дополнительным соглашением от 01.12.2017 к договору N 11/А378-К/1 срок действия указанного договора продлен до 31.12.2018.
По указанному договору заявителю передано авиационное топливо для обеспечения воздушных судов авиакомпании при выполнении всех видов полетов.
В ходе проверки таможенным органом исполнения указанного договора установлено, что согласно расходному ордеру на заправку самолёта от 17.11.2018 N 086969, счёту-фактуре от 20.11.2018 N 44175 для выполнения рейса N 3043 по маршруту "Новосибирск - Караганда" (Казахстан) АО "Авиакомпания "Сибирь" 17.11.2018 заправлен самолёт типа Е170, бортовой NVQBYC авиационным топливом (ТС-1) в количестве 6460 л./5194 кг.
Фактически вылет данного самолёта в г. Караганда (Казахстан) состоялся 17.11.2018. Данная информация указана в письме АО "Аэропорт Толмачево" от 20.07.2020 N 01-1-9-000855 "О предоставлении информации по авиаперевозкам".
Согласно предоставленному счету-фактуре от 20.11.2018 N 44175 и дополнению от 01.10.2018 N OVB-30 (протокол согласования цен) к договору на поставку авиационного топлива для обеспечения воздушных судов от 28.12.2011 N 11/А378-К/1 стоимость товара - "топливо для реактивных двигателей ТС-1", являющегося, по мнению таможенного органа, предметом правонарушения, составляет 43670 рублей 00 копеек за 1 тонну.
Таким образом, стоимость заправленного в самолет количества авиационного топлива составила 226 821 руб. 98 коп.
20.07.2020 общество представило в таможенный орган электронный реестр "Рейсы ЕАЭС 1.08.-31.12.2018". На требование таможенного органа от 10.08.2020 N 05-02-09/12766 обществом представлены истребованные документы.
29.09.2020 в адрес общества направлено требование N 05-02-09/15447, которым таможенный орган затребовал дополнительные документы, на которое поступил ответ заявителя от 02.10.2020 (исх. N 10-с-207-207131).
08.10.2020 в адрес общества вновь направлено требование N 05-02-09/16222, в ответ на которое представлены запрашиваемые документы (от 09.10.2020 исх. N 3КГНА-04/004989).
В ходе камеральной таможенной проверки установлен факт вывоза 17.11.2018 с территории Российской Федерации в Казахстан товара "авиационное топливо (ТС1)", классифицируемого в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС, и выявлено, что обществом не совершены таможенные операции по таможенному декларированию данного товара.
В связи с чем таможенным органом возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
27.10.2020 в отношении общества составлен протокол N 10609000-1860/2020 об административном правонарушении.
Постановлением от 11.11.2020 по делу об административном правонарушении N 10609000-1860/2020 АО "Авиакомпания Сибирь" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 113410 рублей 99 копеек.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия нарушений при производстве по делу, установив при этом отсутствие обстоятельств, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан, отсутствие имущественного ущерба, реального ущерба имуществу, жизни и здоровью граждан в результате не декларирования, суд счел возможным снизить размер назначенного обществу административного штрафа в два раза.
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с декларированием товаров.
Объективную сторону административного правонарушения образует не декларирование по установленной форме товаров, подлежащих декларированию.
Субъективная сторона указанного административного правонарушения характеризуется умышленной или неосторожной формой вины. Причем умысел может быть как прямой, так косвенный, а неосторожность - в форме небрежности и самонадеянности.
Субъектами рассматриваемого состава правонарушения являются физические и юридические лица - декларанты и юридические лица - таможенные представители и их должностные лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), вступившего в законную силу с 01.01.2018, настоящий Кодекс применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу. В пункте 35 статьи 2 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенное декларирование - заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
В соответствии со статьей 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 ТК ЕАЭС.
Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 105 ТК ЕАЭС декларация на товары является видом таможенной декларации, которая применяется при таможенном декларировании.
Обязанность декларанта по осуществлению таможенного декларирования товаров возложена на него положениями пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС.
В соответствии со статьей 25 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор) в рамках Таможенного союза осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств - членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных Договором.
Правовое регулирование отношений в области таможенного дела на даты вывоза авиационного топлива 17.11.2018 осуществлялось ТК ЕАЭС и вступившим в силу 04.09.2018 Федеральным законом от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289- ФЗ).
В статье 4 Федерального закона N 289-ФЗ (вступил в силу 04.09.2018) закреплены правовые нормы, согласно которым отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, а также Договором о Союзе и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, издаваемыми в сфере таможенного регулирования на основании и во исполнение федеральных законов и указов Президента Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в пункте 4 постановления от 01.07.2011 N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2011 N880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан" (далее - Постановление N 529) предусмотрело, что в случае вывоза из Российской Федерации в другие государства-члены ЕАЭС товаров, классифицируемых кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00, 2710, 2711, 2712 (за исключением кодов 2712 90 110 0, 2712 90 190 0), 2713 11 000 0, 2713 12 000, 2713 20 000 0 - 2713 90 900 0, таможенное декларирование осуществляется в соответствии с правом Союза и Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации" так, как если бы указанные товары вывозились из Российской Федерации за пределы таможенной территории Союза, без взимания таможенных сборов за таможенные операции.
Нефть и нефтепродукты, классифицируемые в группе 27 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, вывозимые с 01.01.2014 из Российской Федерации в Республику Казахстан, в целях учета подлежат таможенному декларированию в Российской Федерации как если бы они вывозились за пределы таможенной территории Таможенного союза.
В рассматриваемом случае правоотношения возникают в связи с перемещением товаров внутри Союза именно через границу Российской Федерации.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции указал, что с учетом понятия вывоза товаров из Российской Федерации, сформулированного в пункте 3 части 1 статьи 5 Федерального закона N 289-ФЗ к действиям, направленным на вывоз товаров с территории Российской Федерации, относятся, в том числе, заправка самолета авиационным топливом.
С учетом требований пункта 2 статьи 110 ТК ЕАЭС и положений пункта 3 части 1 статьи 5 Федерального закона N 289-ФЗ декларирование авиационного топлива должно быть осуществлено авиакомпанией до его фактического вывоза на территорию Республики Казахстан. Лицом, ответственным за декларирование, является АО "Авиакомпания "Сибирь", которое совершило действия, направленные на фактическое перемещение (убытие) авиатоплива за пределы Российской Федерации в Республику Казахстан, соответственно, осуществило их вывоз. Участники внешнеэкономической деятельности (в данном случае авиаперевозка), осуществляющие вывоз товаров 27 группы ТН ВЭД ТС из Российской Федерации в государства-члены Союза, обязаны представлять в таможенные органы таможенную декларацию (Письмо ФТС России от 04.03.2013 N 01-11/08792 "О декларировании товаров 27 группы ТН ВЭД ТС").
Учитывая изложенное, суд первой инстанции счел доказанным наличие в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Пункт 4 Постановления N 529 самостоятельно не регулирует как вопросы перемещения транспортных средств внутри границ Таможенного союза, так и вопросы поставок нефти и нефтепродуктов. Данный пункт содержит указание на то, что таможенное декларирование товаров группы 27 ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется в соответствии с правом Евразийского экономического союза и Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации" как если бы данные товары вывозились за пределы таможенной территории ЕАЭС.
Право Евразийского экономического союза включает следующие нормативные акты:
* Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный 24.05.2014 (далее Договор о ЕАЭС);
* Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС);
* Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 289-ФЗ);
* двусторонние соглашения между участниками Евразийского экономического союза. В частности, Соглашение от 09.12.2010.
Применительно к установлению обязанности по таможенному декларированию товаров 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС норма пункта 4 Постановления N 529 должна применяться в части, не противоречащей международным договорам - Договору о ЕАЭС и Соглашению от 09.12.2010.
В соответствии с указанными актами в рамках Евразийского экономического союза действует режим свободного перемещения товаров между территориями государств - членов ЕАЭС (пункт 5 части 1 статьи 25 Договора о ЕАЭС, пункт 7 статьи 11 Федерального закона N 289-ФЗ). Исключения из данного режима могут быть установлены российским законодательством и двусторонними соглашениями/договорами, заключенными между государствами-участниками.
Часть третья Договора о ЕАЭС содержит разделы, регулирующие вопросы создания единого экономического пространства, в частности, раздел XX - "Энергетика" и раздел XXI - "Транспорт".
В соответствии с разделом XXI, регулирующим вопросы создания единого транспортного пространства, государства-члены проводят согласованную транспортную политику, направленную на последовательное и поэтапное формирование единого транспортного пространства на принципах конкуренции, открытости, безопасности, надежности, доступности и экологичности и создание общего рынка транспортных услуг Союза, где создаются равные условия оказания транспортных услуг с учетом особенностей, предусмотренных Договором о Союзе.
Договором, какими-либо двусторонними соглашениями между Российской Федерацией и Республикой Казахстан не предусмотрены исключения из общего правила свободного перемещения транспортных средств (в том числе воздушных судов) внутри таможенной территории Евразийского экономического союза. Равно как и отсутствует указание на то, что нефтепродукты, необходимые для перемещения воздушного, водного или автомобильного транспорта внутри границ ЕАЭС, декларируются по правилам, установленным разделом XX Договора о ЕАЭС, или по правилам, установленным двусторонними соглашениями, регулирующими вопросы поставки нефти или нефтепродуктов.
Разделом XX Договора о ЕАЭС (Энергетика) и Приложением N 23 к Договору о ЕАЭС установлено, что до вступления в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС действуют двусторонние соглашения, заключенные между государствами-членами в области поставок нефти и нефтепродуктов, определения и порядка уплаты вывозных таможенных пошли, если соответствующие государства-члены не договорятся об ином. Подобным двусторонним соглашением в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Казахстан является Соглашение от 09.12.2010.
Соглашение от 09.12.2010 регулирует вопросы торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан в области поставок нефти и нефтепродуктов. Нефть и нефтепродукты, поставляемые на основании внешнеэкономических контрактов, заключаемых между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Республики Казахстан, подлежат декларированию, как если бы они вывозились за пределы таможенной территории Таможенного союза (статьи 3, 5 Соглашения от 09.12.2010).
Как следует из материалов дела, АО "Авиакомпания "Сибирь" не заключала каких-либо внешнеторговых контрактов с иностранными юридическими лицами (хозяйствующими субъектами Республики Казахстан) и не осуществляла поставку нефти или нефтепродуктов на территорию Республики Казахстан. Заправка воздушного судна топливом на территории РФ на основании контракта, заключенного между российскими юридическими лицами, и последующее расходование данного авиатоплива в процессе совершения воздушным судном перелета Новосибирск-Караганда не подпадает под вышеприведенные понятия и не может быть квалифицирована как транспортировка нефтепродуктов.
Транспортное средство - это, в частности, воздушное судно с предусмотренными для него техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами (пункт 49 статьи 2 ТК ЕАЭС).
Из содержания оспариваемого постановления, обжалуемого решения суда не следуют мотивы, по которым данное определение транспортного средства не было применено к спорной ситуации (перемещению авиатоплива в крыле воздушного судна). Так как перевозчики не обязаны декларировать транспортные средства и находящихся в их заправочных емкостях горюче-смазочные материалы при перемещении транспортных средств внутри границ таможенной территории ЕАЭС, в действиях общества апелляционная инстанция не усмотрела нарушения таможенного законодательства, соответственно, не может быть привлечено к ответственности по статье 16.2 КоАП РФ.
Ссылка суда первой инстанции на Письмо Министерства финансов РФ от 23.04.2019 N 03-10-11/29226 является неправомерной, так как данное письмо касается регулирования рынка нефти и нефтепродуктов, таможенного декларирования припасов.
Как указано выше, заправка воздушного судна авиатопливом не может быть отнесена к понятию "рынок нефти и нефтепродуктов", данное авиатопливо не может быть квалифицировано в качестве припасов (статьи 281 - 283 ТК ЕАЭС).
В случае квалификации авиатоплива, заправленного в воздушное судно для осуществления перевозки внутри таможенной границы ЕАЭС, в качестве "припасов" у общества отсутствует обязанность по декларированию данного авиатоплива.
Выводы суда о нарушении АО "Авиакомпания "Сибирь" порядка и условий перемещения припасов, противоречит буквальному содержанию статей 281-284 ТК ЕАЭС, сделаны без учета понятия "припасы" (пункт 30 статьи 2 ТК ЕАЭС), подлежащие декларированию только в случае их перемещения через таможенную границу ЕАЭС, тогда как в настоящем деле установлено, что транспортное средство с авиатопливом перемещалось исключительно в пределах таможенной границы ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 25 Договора о ЕАЭС, пунктом 7 статьи 11 Федерального закона N 289-ФЗ припасы свободно перемещаются внутри таможенной границы ЕАЭС.
Согласно пункту 1 статьи 281 ТК ЕАЭС припасы перемещаются через таможенную границу Союза и используются на таможенной территории Союза или за пределами таможенной территории Союза в порядке, установленном главой 39 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 282 ТК ЕАЭС таможенные операции, связанные с таможенным декларированием и выпуском припасов при их ввозе на таможенную территорию Союза, совершаются в местах прибытия либо местах завершения международной перевозки.
Согласно пункту 3 статьи 282 ТК ЕАЭС таможенное декларирование припасов, находящихся на транспортном средстве международной перевозки (на борту воздушного судна), прибывшем на таможенную территорию Союза и убывающем с такой таможенной территории Союза, может осуществляться одновременно с таможенным декларированием транспортного средства международной перевозки с использованием декларации на транспортное средство.
Так как при совершении рейса Новосибирск-Караганда воздушное судно не пересекало таможенную границу ЕАЭС, обязанность по декларированию припасов отсутствовала.
В настоящем деле спор идет исключительно об авиатопливе, находившимся в крыле воздушного судна, необходимом и использованном исключительно для выполнения рейса и выполнявшем рейс внутри таможенной территории союза. Следовательно, таможенный орган и суд отнесли данное топливо к декларируемым припасам в отсутствие правовых и фактических оснований.
Таким образом, АО "Авиакомпания Сибирь" не является участником внешнеэкономической деятельности. Авиатопливо, заправленное в борт воздушного судна для выполнения рейса внутри таможенных границ ЕАЭС, приобретено на территории РФ у российского юридического лица.
АО "Авиакомпания Сибирь" не перемещает товары группы 27 ТН ВЭД ЕАЭС в качестве товара.
Тот факт, что авиатопливо является движимым имуществом, не делает его автоматически товаром. Нормами права, на которые ссылается таможенный орган, установлена обязанность декларирования топлива, являющегося объектом внешнеторговой сделки, топлива, являющегося "товаром", права на который переходят от российского лица к иностранному. В настоящем деле установлено, что авиатопливо потребляется воздушным судном в процессе выполнения перелета, факты приобретения иными лицами права на данное авиатопливо за пределами РФ таможенным органом не установлен, суду такие доказательства не представлены.
Под составом административного правонарушения подразумевается совокупность субъективных и объективных признаков - как элементов состава, в число которых входит наделенный административно-процессуальной правоспособностью субъект правонарушения, а также субъективная сторона правонарушения, которая определяется виновным поведением субъекта правонарушения.
По части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при производстве по делу об административном правонарушении выражается в строгом соблюдении оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
Статья 1.6 КоАП РФ также предусматривает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом не доказано наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
При названных обстоятельствах решение Арбитражного суда Новосибирской области по рассматриваемому делу подлежит отмене на основании части 2 статьи 270 АПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права, с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленного обществом требования.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы не разрешается, с учетом положений части 4 статьи 208 АПК РФ, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, частью 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.12.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-32112/2020 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявление акционерного общества "Авиакомпания "Сибирь" (ИНН 5448100656, г. Обь) удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Новосибирской таможни по делу об административном правонарушении от 11.11.2020 N 10609000-1860/2020.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-32112/2020
Истец: АО "АВИАКОМПАНИЯ "СИБИРЬ"
Ответчик: Новосибирская таможня
Третье лицо: Седьмой Арбитражный Апелляционный Суд