г. Тюмень |
|
4 октября 2021 г. |
Дело N А46-17114/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Кокшарова А.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства транспорта и дорожного хозяйства Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 11.03.2021 (судья Яркова С.В.) и постановление от 11.06.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Дубок О.В., Иванова Н.Е.) по делу N А46-17114/2020 по исковому заявлению Министерства строительства транспорта и дорожного хозяйства Омской области (644099, Омская область, г. Омск, ул. Некрасова, 6, ОГРН 1045504010925, ИНН 5503080121) к администрации Омского муниципального района Омской области (644527, Омская область, Омский район, пос. Ростовка, 21, ИНН 5528003601, ОГРН 1025501867962) о возврате средств областного бюджета в размере 2 317 132,51 руб.
Суд установил:
Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к администрации Омского муниципального района Омской области (далее - Администрация) о возврате средств областного бюджета в размере 2 317 132,51 руб.
Решением от 11.03.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 11.06.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В обосновании доводов кассационной жалобы Министерство указывает на несоблюдение Администрацией условий соглашения о предоставлении субсидии; недостижение показателей результативности, предусмотренных соглашением; отсутствие оснований для освобождения Администрации от ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 20.08.2018 между Министерством и Администрацией заключено соглашение N ДТ-212ср о предоставлении субсидии Омскому муниципальному району Омской области на осуществление дорожной деятельности (далее - Соглашение).
Предметом Соглашения является определение порядка взаимодействия сторон в целях реализации мероприятий по строительству, реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения на объектах "Реконструкция автомобильной дороги, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, от въезда на ул. Железнодорожная пос. Горячий ключ до СНТ "Яблонька", инвентарный номер 90000790" и "Реконструкция автомобильной дороги от шоссе до деревни 18 Партсъезд, инвентарный номер 90000312, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, деревня 18 Партсъезд, от шоссе до дома N 1 по ул. Центральной" (пункт 1 Соглашения).
Согласно пункту 2.1.1 Соглашения Министерство обязуется перечислить субсидию на вышеуказанные объекты в объеме 60 452 014,39 руб. из областного бюджета в бюджет Омского муниципального района Омской области, из них 50 232 061,44 руб. - на объект "Реконструкция автомобильной дороги от шоссе до деревни 18 Партсъезд, инвентарный номер 90000312, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, деревня 18 Партсъезд, от шоссе до дома N 1 по ул. Центральной".
В соответствии с дополнительным соглашением от 30.10.2018 N 1 к Соглашению объем субсидии на реконструкцию автомобильной дороги от шоссе до деревни 18 Партсъезд, инвентарный номер 90000312, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, деревня 18 Партсъезд, от шоссе до дома N 1 по ул. Центральной из областного бюджета составил 46 342 650,16 руб.
Платежным поручением от 20.11.2018 N 390120 денежные средства в полном объеме перечислены Министерством в адрес Администрации.
Пунктом 2.3.9. Соглашения установлено, что Администрация должна в срок до 31.12.2018 обеспечить выполнение целевого показателя результативности предоставления субсидии - степень реализации мероприятия по реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения, - 100%; ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования местного значения - 5,83 км.
При этом ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования местного значения протяжённостью 5,83 км определен на два объекта.
Пунктом 2.3.3. Соглашения предусмотрена обязанность Администрации заключить муниципальный контракт на выполнения работ на объекте.
01.08.2018 между муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства" Омского муниципального района Омской области (далее - МКУ "УКС", заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "АРТРемСтрой" (далее - ООО "АРТРемСтрой", подрядчик) заключен муниципальный контракт N Ф.2018.369966 (далее - муниципальный контракт от 01.08.2018).
По условиям муниципального контракта от 01.08.2018 ООО "АРТРемСтрой" обязуется по заданию МКУ "УКС" в установленный настоящим контрактом срок выполнить работы по реконструкции автомобильной дороги от шоссе до деревни 18 Партсъезд, инвентарный номер 90000312, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, деревня 18 Партсъезд, от шоссе до дома N 1 по ул. Центральной и сдать их результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в соответствии с настоящим контрактом (пункт 1.1).
Срок выполнения работ: начало срока выполнения работ - день, следующий за календарной датой заключения контракта; окончание срока выполнения работ - через 60 дней с даты начала срока выполнения работ (пункт 1.4 муниципального контракта от 01.08.2018).
Цена настоящего контракта согласно Протоколу контрактной цены (Приложение N 4 к муниципальному контракту от 01.08.2018) составляет 48 781 737,02 руб. (пункт 2.1 муниципального контракта от 01.08.2018).
10.10.2018 составлены акты приемки законченного строительством объекта (КС-11) и (КС-14).
12.11.2018 МКУ "УКС" обратилось с заявлением N 292 в Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омкой области о назначении и проведении итоговой проверки реконструированной дороги.
Распоряжением от 25.12.2018 N 1412-р Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области приняло решение начать проведение проверки законченного строительством объекта капитального строительства с 10.01.2019 и окончить не позднее 01.02.2019.
28.01.2019 Главным управлением государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области выдано заключение N 5 о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации.
Согласно заключению N 5 протяженность объекта "Реконструкция автомобильной дороги от шоссе до деревни 18 Партсъезд, инвентарный номер 90000312, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, деревня 18 Партсъезд, от шоссе до дома N 1 по ул. Центральной" составляет 4 926,70 п.м.
13.03.2019 между МКУ "УКС" и Муниципальным унитарным предприятием "Центр кадастровых работ" Омского муниципального района Омской области (далее - МУП "ЦКР") заключен муниципальный контракт, согласно которому МУП "ЦКР" обязуется выполнить геодезическую съемку, подготовить технический план.
11.04.2019 МУП "ЦКР" был подготовлен технический план сооружения - спорной дороги.
Распоряжением Администрации от 12.04.2019 N Р-19/ОМС-473 выдано разрешение на ввод в эксплуатацию линейного объекта "Реконструкция автомобильной дороги от шоссе до деревни 18 Партсъезд, инвентарный номер 90000312, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, деревня 18 Партсъезд, от шоссе до дома N 1 по ул. Центральной, протяженностью 4 926,70 п.м.".
Показатели результативности предоставления субсидии на 31.12.2018: степень реализации мероприятия по реконструкции автомобильной дороги (план - 100%, факт - 100 %); ввод в эксплуатацию автомобильной дороги (план - 4,9 км, факт - 0 км). m-1, n-2, РАСЧЕТ: Ki = (1/1) х (Smt=1 Dit) =1x1=1 CBi = (46 342 650,16 х 1 x 1/2) x 0,1 = 2 317 132,51 руб.
Учитывая, что в установленный срок объект не введен в эксплуатацию, посчитав, что показатель результативности предоставления субсидии не выполнен, Министерство письмами от 26.03.2019, от 14.10.2019 обратилось к Администрации с требованием о ее возврате.
В связи с неисполнением Администрацией требования о возврате субсидий, Министерство обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 1, 6, 28, 38, 139, 158, 179, 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 N 262-п "Об утверждении государственной программы Омской области "Развитие транспортной системы Омской области", во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу об отсутствии оснований для возврата предоставленной Администрации субсидии.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов первой и апелляционной инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 139 БК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 139 БК РФ распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями устанавливается законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 N 262-п утверждена государственная программа Омской области "Развитие транспортной системы Омской области" (далее - Программа N 262-п).
В рамках реализации Программы N 262-п принято постановление Правительства Омской области от 01.03.2018 N 55-п "О распределении субсидий местным бюджетам из областного бюджета, определенных в 2018 году Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области" (далее - Постановление N 55-п).
Согласно пункту 25 Приложения N 1 Постановления N 55-п на реконструкцию автомобильной дороги, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, от въезда на ул. Железнодорожная пос. Горячий Ключ до СНТ "Яблонька", инвентарный номер 90000790 из бюджета Омской области выделены денежные средства в размере 7 196 542,31 руб.;
на реконструкцию автомобильной дороги от шоссе до деревни 18 Партсъезд, инвентарный номер 90000312, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, деревня 18 Партсъезд, от шоссе до дома N 1 по ул. Центральной из бюджета Омской области выделены денежные средства в размере 46 342 650,16 руб.
Условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам в сфере дорожного хозяйства (в том числе субсидий на строительство, реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения), критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий, порядок предоставления и методика расчета субсидий определены в подразделе 10.1 Приложения N 2 к Программе N 262-п (далее - Порядок).
В соответствии с Порядком условиями предоставления субсидий является, в том числе, обеспечение ввода в эксплуатацию муниципальных объектов в пределах нормативных сроков строительства в случае их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Предоставление субсидий производится при наличии соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Минстроем Омской области и муниципальными образованиями Омской области по форме, утвержденной Минстроем Омской области, а также при условии фактического осуществления расходов за счет средств местного бюджета с соблюдением доли софинансирования и выполнения работ, предлагаемых к финансированию за счет средств областного бюджета.
Муниципальные образования Омской области обеспечивают контроль за достижением показателей результативности использования субсидий, установленных соглашением. Внесение в соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значений показателей результативности предоставления субсидии, а также увеличение сроков реализации предусмотренных соглашением мероприятий не допускается в течение всего периода действия соглашения, за исключением случая, если выполнение условий предоставления субсидии оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Значения показателей результативности предоставления субсидий, а также форма, сроки и порядок предоставления муниципальными образованиями Омской области отчетности об исполнении условий предоставления и расходования субсидий, в том числе о достижении показателей результативности предоставления субсидий, устанавливаются соглашением.
В качестве показателей результативности предоставления субсидии на строительство, реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения установлены: степень реализации мероприятий по строительству, реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения, процентов; ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования местного значения, км.
В случае если муниципальным образованием Омской области по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии не достигнуты показатели результативности предоставления субсидии, предусмотренные соглашением, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования Омской области в доход областного бюджета в срок до 20 мая года, следующего за годом предоставления субсидии, определяется по соответствующей формуле.
Муниципальное образование Омской области освобождается от ответственности при наличии документально подтвержденного наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению значений показателей результативности предоставления субсидии и соблюдению графика выполнения мероприятий по строительству (реконструкции).
Субсидии в случае их нецелевого использования подлежат взысканию в доход областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, проанализировал условия Соглашения, суды первой и апелляционной инстанций установили, что Администрацией предприняты все зависящие от нее меры для освоения предоставленной субсидии в рамках 2018 финансового года; на момент проведения проверки объекта степень реализации мероприятия по строительству автомобильной дороги составила 100%, однако, объект по состоянию на 31.12.2018 не был введен в эксплуатацию.
При этом суды первой и апелляционной инстанции, учитывая, что работы по строительству дороги выполнены в пределах нормативных сроков строительства; акт приемки работ по строительству подписан 10.10.2018; орган строительного контроля незамедлительно уведомлен об окончании строительства объекта; недостижение показателя ввода в эксплуатацию до 31.12.2018 обусловлено длительностью процедуры согласования и изготовления технической документации, необходимой для утверждения акта ввода в эксплуатацию; все необходимые действия, направленные на получение такой документации, производились незамедлительно, а также принимая во внимание, что средства субсидии были использованы Администрацией по целевому назначению, правомерно посчитали, что в рассматриваемом случае Администрация подлежит освобождению от ответственности, в связи с чем отказали Министерству в удовлетворении заявленного требования.
Несвоевременное исполнение Администрацией обязанностей по Соглашению, на что указывает заявитель кассационной жалобы в качестве основания для удовлетворения заявленных исковых требований, при недоказанности Министерством нецелевого использования полученных в виде субсидии денежных средств, не является безусловным основанием для обязания вернуть выделенную субсидию.
Выводы судов согласуются с правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2017 N 307-ЭС17-11609, от 28.06.2018 N 303-ЭС18-8234.
В целом изложенные в кассационной жалобе доводы повторяют позицию Министерства по делу, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 АПК РФ.
Нарушений при рассмотрении дела судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения кассационной жалобы Министерства не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.03.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 11.06.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-17114/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 139 БК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 139 БК РФ распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями устанавливается законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
...
Несвоевременное исполнение Администрацией обязанностей по Соглашению, на что указывает заявитель кассационной жалобы в качестве основания для удовлетворения заявленных исковых требований, при недоказанности Министерством нецелевого использования полученных в виде субсидии денежных средств, не является безусловным основанием для обязания вернуть выделенную субсидию.
Выводы судов согласуются с правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2017 N 307-ЭС17-11609, от 28.06.2018 N 303-ЭС18-8234."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 октября 2021 г. N Ф04-5645/21 по делу N А46-17114/2020