г. Тюмень |
|
5 октября 2021 г. |
Дело N А46-22298/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Буровой А.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола помощником судьи Первухиной О.В.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи (аудиозаписи) кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу города Омска на решение от 29.03.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Захарцева С.Г.) и постановление от 22.06.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-22298/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кейтеринговая компания "Глобус" (644043, Омская область, город Омск, улица Кемеровская, дом 2, ИНН 5504115384, ОГРН 1065504051590) к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу города Омска (644052, Омская область, город Омск, улица 24-я Северная, дом 171 А, ИНН 5503085553, ОГРН 1045504039184) о признании незаконными действий.
В судебном заседании приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Кейтеринговая компания "Глобус" - Серегина А.С. по доверенности от 08.12.2020.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Беседина Т.А.) в заседании участвовали представители Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу города Омска - Алаян Л.Г. по доверенности от 25.08.2020, Калаева Ю.В. по доверенности от 10.08.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кейтеринговая компания "Глобус" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными и не соответствующими действующему законодательству действий Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу города Омска (далее - инспекция), выразившихся в направлении сообщения от 18.05.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576, за апрель 2020 года; обязании инспекцию предоставить обществу субсидию, предусмотренную указанным постановлением Правительства Российской Федерации.
Решением от 29.03.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 22.06.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, инспекция просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, общество не вправе претендовать на получение субсидии, поскольку фактически осуществляемая им деятельность в сфере, отнесенной к наиболее пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой короновируной инфекции, в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) по состоянию на 01.03.2020 была указана в качестве дополнительного вида деятельности.
Общество в отзыве на кассационную жалобу ссылается на законность и обоснованность принятых судебных актов, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество 01.05.2020 обратилось в инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576, за апрель 2020 года.
Сообщением от 18.05.2020 обществу отказано в предоставлении субсидии.
В качестве причины отказа указано ведение обществом деятельности в отрасли, которая не относится к отраслям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - постановление N 434).
При этом инспекция исходила из сведений ЕГРЮЛ, согласно которым по состоянию на 01.03.2020 основным видом деятельности общества являлась "аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом" (код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (далее - ОКВЭД), 68.20; дополнительным видом деятельности - "деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания" (код ОКВЭД 56.10).
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Омской области от 12.11.2020 N 16-22/17930@ жалоба общества на действия инспекции по отказу в предоставлении субсидии оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у инспекции оснований для отказа обществу в предоставлении субсидии за апрель 2020 года.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Правила).
Правилами установлены цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр) в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В целях данных Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 (абзац 2 пункта 1 Правил).
Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года (абзац 3 пункта 1 Правил).
Одним из условий для включения в реестр в целях предоставления субсидии является отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 данных Правил (подпункт "в" пункта 3 Правил).
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 названных Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе (абзац 2 пункта 5 Правил).
Исходя из названных норм права государство оказывает финансовую поддержку в виде предоставления денежных средств (субсидий) хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в наиболее пострадавших отраслях экономики из-за причиненного пандемией экономического ущерба, в целях недопущения еще большего ухудшения их положения.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства (заявление общества от 13.03.2020 в Фонд социального страхования Российской Федерации о подтверждении кода ОКВЭД 56.10; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности от 13.03.2020, согласно которой доля доходов и поступлений, соответствующему коду ОКВЭД 56.10 "Деятельность ресторанов и услуг по доставке продуктов питания" составляет 100%; договоры аренды от 04.07.2016 N VII-04 СМ-2016 (далее - договор аренды от 04.07.2016), от 25.10.2018 N A19-Tmn-2018-APL (далее - договор аренды от 25.10.2018); информационное письмо арендодателя от 27.03.2020 о приостановлении разрешенной деятельности работы предприятия в период с 28.03.2020 по 05.04.2020 (по договору аренды от 04.07.2016); односторонний акт о приостановке разрешенной деятельности от 28.03.2020 к договору аренды от 25.10.2018), суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество вело исключительно деятельность ресторанов и услуг по доставке продуктов питания, соответствующую дополнительному коду ОКВЭД 56.10.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением N 434 (далее - Перечень), содержит такой вид деятельности как предоставление продуктов питания и напитков (код ОКВЭД 56), который включает в себя подкласс и группу "деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания" (коды ОКВЭД 56.1 и 56.10.)
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969, виды деятельности организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют.
Поскольку общество по состоянию на 01.03.2020 осуществляло исключительно деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (код ОКВЭД 56.10), которая включена в Перечень, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у инспекции оснований для отказа обществу в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576.
Предлагаемый инспекцией формальный подход оценки законности оспариваемого отказа существенно ограничивает право общества на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, а также нарушает носящий универсальный характер конституционный принцип равенства (статья 19 Конституции Российской Федерации) и связанные с ним принципы справедливости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное обществом требование.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.03.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 22.06.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-22298/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969, виды деятельности организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют.
Поскольку общество по состоянию на 01.03.2020 осуществляло исключительно деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (код ОКВЭД 56.10), которая включена в Перечень, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у инспекции оснований для отказа обществу в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576.
Предлагаемый инспекцией формальный подход оценки законности оспариваемого отказа существенно ограничивает право общества на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, а также нарушает носящий универсальный характер конституционный принцип равенства (статья 19 Конституции Российской Федерации) и связанные с ним принципы справедливости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 октября 2021 г. N Ф04-5478/21 по делу N А46-22298/2020