город Тюмень |
|
7 октября 2021 г. |
Дело N А45-35588/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бедериной М.Ю.
судей Жирных О.В.
Качур Ю.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью "Атэм" Матюшенковой Ирины Васильевны на определение от 23.04.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Мельникова А.О.) и постановление от 04.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванов О.А., Кудряшева Е.В., Фролова Н.Н.) по делу N А45-35588/2019 о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Атэм" (ИНН 5404032053, ОГРН 1165476084025), принятые по заявлению конкурсного управляющего должником Матюшенковой Ирины Васильевны об истребовании у бывших руководителей должника - Соцковой Марины Юрьевны и Пановицы Игоря Викторовича бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей.
В судебном заседании принял участие представитель Пановицы Игоря Викторовича - Пузакин С.Н. по доверенности от 24.02.2021.
Суд установил:
в деле о банкротстве общества с ограниченной ответственностью "Атэм" (далее - ООО "Атэм", доджник) его конкурсный управляющий Матюшенкова Ирина Васильевна (далее - управляющий) обратилась в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об истребовании у бывших руководителя ООО "Атэм" Соцковой Марины Юрьевны и Пановицы Игоря Викторовича.
Определением от 23.04.2021 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 04.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда заявление конкурсного управляющего удовлетворено частично, истребованы документы у Соцковой М.Ю. об истребовании документов у Пановицы И.В. отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, управляющий обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, принять новый судебный акт об удовлетворении его требования.
Податель кассационной жалобы указывает на то, что в передаточном акте отсутствует детальный перечень передаваемых документов должника, что свидетельствует о их непередаче Соцковой М.В. и указывает на нахождение их у Пановицы И.В.; из передаточного акта следует, что документы бухгалтерского учета ООО "Атэм", документы о трудовой деятельности работников, бухгалтерская база 1C и другие истребуемые управляющим документы и информация Соцковой М.Ю. не передавались, соответственно, находятся у бывшего руководителя ООО "Атэм" Пановицы И.В.
С позиции кассатора, Соцкова М.Ю. является номинальным руководителем ООО "Атэм"; с февраля 2018 года хозяйственная деятельность прекращена, с мая 2018 года у ООО "Атэм" финансовые операции по счетам отсутствуют; изменения в карточке с образцами подписей и оттиска печати ООО "Атэм" на имя Соцковой М.Ю. не осуществлялось, оформление электронной цифровой подписи на Соцкову М.Ю. не производилось, бухгалтерская отчетность за 2018-2019 годы ООО "Атэм" в налоговый орган не представлена.
Как указывает кассатор, Соцкова М.Ю. не приступала к исполнению обязанностей руководителя должника и являлась его номинальным руководителем, исходя из сведений СПАРК, Соцкова М.Ю. является (являлась) также "массовым" руководителем и участником нескольких юридических лиц.
В судебном заседании представитель Пановицы И.В. поддержал выводы судов, изложенные в судебных актах, против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле, не явились. Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Пунктом 2 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) предусмотрено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника. При этом руководитель должника в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
Указанное требование Закона обусловлено, в том числе и тем, что отсутствие необходимых документов бухгалтерского учета не позволяет конкурсному управляющему иметь полную информацию о деятельности должника и совершенных им сделках и исполнять обязанности, предусмотренные частью 2 статьи 129 Закона о банкротстве, в частности, принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном Законом о банкротстве.
Арбитражный управляющий вправе потребовать от руководителя (а также от других лиц, у которых находятся соответствующие документы) по суду исполнения данной обязанности в натуре применительно к правилам статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве").
По смыслу правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2019 N 306-ЭС19-2986, при обращении в суд с соответствующим заявлением конкурсный управляющий должен сформулировать предмет своего требования, конкретизировав перечень и виды запрашиваемых документов, при этом степень должной конкретизации требования арбитражного управляющего об обязании передать документы оценивается судом с учетом обстоятельств рассматриваемого дела и необходимости обеспечения реальной возможности осуществления управляющим возложенных на него полномочий.
При этом отсутствие документов у лица, у которого они истребуются, означает объективную невозможность исполнения им обязанности по передаче их арбитражному управляющему. Это, в свою очередь, исключает возможность удовлетворения судом требования об исполнении в натуре обязанности, предусмотренной абзацем вторым пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве (абзац первый пункта 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7).
Статьей 50 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью) установлено, что общество обязано хранить документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.
Согласно статьям 32, 40 названного Закона руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества, который в целях осуществления своих полномочий имеет доступ ко всей документации, связанной с деятельностью общества, и отвечает за сохранность документов.
В соответствии с частью 1 статьи 6 и частью 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) общество как экономический субъект обязано вести бухгалтерский учет, оформляя все проводимые им хозяйственные операции оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами для ведения бухгалтерского учета.
Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета (часть 1 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете).
В силу части 1 статьи 29 Закона о бухгалтерском учете первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.
При смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно (часть 4 статьи 29 Закона о бухгалтерском учете).
В случае предъявления требования к предыдущему руководителю, последний должен представить доказательства того, что им обеспечена передача документов ликвидатору в соответствии со статьей 29 Закона о бухгалтерском учете.
В рассматриваемом случае в подтверждение передачи документов новому руководителю от Пановицы И.В., последним представлен акт приема-передачи от 06.05.2018, из содержания которого следует, что освобожденный от полномочий директора передал, вновь назначенному, а тот принял устав общества, свидетельство о регистрации, о постановке на учет, решения участников, принятые в период с момента регистрации общества по 07.05.2018, договоры, заключенные от имени общества с третьими лицами, печать общества и бухгалтерсую отчетность с момента регистрации по 07.05.2018.
Однако из его содержания указанного акта невозможно определить какие конкретно документы переданы вновь назначенному директору должника, формальное указание в акте на передачу документов без идентифицирующих признаков (точное наименование документа, дата документа, количество листов, указание на оригинальность документа и др.) не соответствует поведению добросовестного руководителя.
Осуществляя фактическую передачу документации общества номинальному директору (в данном случае возможно еще и массовому номинальному руководителю), в условиях очевидного прекращения деятельности общества, обычный руководитель заинтересован в составлении акта приема-передачи с указанием передаваемой документации таким образом, чтобы была возможность подтвердить передачу конкретного документа, связанного с деятельностью юридического лица. Подписание акта без соблюдения указанного требования может быть объяснено намерением скрыть факт непередачи документации, исключить возможность предъявления требования об истребовании документации к предыдущему руководителю.
Учитывая сказанное, суд округа не может согласиться с выводами судов о фактической передаче документов вновь избранному номинальному директору.
Поскольку управляющий приводит весомые доводы о видимости передачи документов массовому номинальному руководителю, судам необходимо дать оценку обстоятельствам, связанным с реальной передачей и ее возможностью, объема документов, а также способа их передачи.
Представленный в материалы дела акт в виде формального перечня документов, в условиях доказательств обратного, может свидетельствовать о видимости таковой передачи.
Суд округа полагает, что любой разумный и добросовестный руководитель изначально должен быть заинтересован в составлении акта с конкретным перечнем документов, как лицо ответственное за их хранение.
Установление обстоятельств реальной передачи документов, в данном случае имеет существенное значение, учитывая, что заявление подано об истребовании документов должника и наличие доводов о номинальном характере последнего руководителя должника.
При этом, в случае не установлении очевидной передачи документов от одного руководителя другому сохраняется вероятность их истребования у обоих последовательных директоров. Поскольку истребование документов сразу у нескольких руководителей способно повысить вероятность того, что документы будут обнаружены и переданы управляющему.
В таком случае исполнение судебного акта одним из обязанных лиц, будет прекращать обязанность второго по исполнению судебного акта, применительно к абзацу пятому пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
В связи с изложенным, суд округа считает, что определение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене с направлением обособленного спора на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, в частности, установить наличие фактической возможности у Соцковой М.Ю., принять указанные в акте документы должника, установить способ передачи документов и фактические обстоятельства такой передачи, оценить полноту и объем документов, полученных новым директором (при доказанности получения), и реальность их передачи для чего исследовать и дать оценку всем доводам участвующих в деле лиц и представленным ими доказательствам, и исходя из установленного принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт, правильно распределив бремя доказывания.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 23.04.2021 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 04.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-35588/2019 отменить. Обособленный спор направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
М.Ю. Бедерина |
Судьи |
О.В. Жирных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 29 Закона о бухгалтерском учете первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
...
При смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно (часть 4 статьи 29 Закона о бухгалтерском учете).
В случае предъявления требования к предыдущему руководителю, последний должен представить доказательства того, что им обеспечена передача документов ликвидатору в соответствии со статьей 29 Закона о бухгалтерском учете.
...
В таком случае исполнение судебного акта одним из обязанных лиц, будет прекращать обязанность второго по исполнению судебного акта, применительно к абзацу пятому пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 октября 2021 г. N Ф04-6018/21 по делу N А45-35588/2019
Хронология рассмотрения дела:
09.03.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6018/2021
21.11.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5012/2021
11.08.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6018/2021
07.04.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5012/2021
07.10.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6018/2021
04.07.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5012/2021
03.08.2020 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-35588/19