г. Тюмень |
|
8 октября 2021 г. |
Дело N А46-9842/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Зиновьевой Т.А.,
судей Демидовой Е.Ю.,
Щанкиной А.В. -
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Бабиковой Ю.Л. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Омского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 16.03.2021 (судья Чернышев В.И.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-9842/2020, принятое по иску акционерного общества "Омскоблгаз" (644105, Омская область, г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 6А, ИНН 5503002042, ОГРН 1035504001345) к администрации Омского муниципального района Омской области (ИНН 5528003601, ОГРН 1025501867962, 644527, Омская область, Омский р-н, п. Ростовка, 21) о признании аукциона по извещению от 30.04.2020 N 300420/0146452/01 незаконным, отмене результатов аукциона.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Межоблгаз", Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области. Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Бацман Н.В.) в заседании участвовали: представитель акционерного общества "Омскоблгаз" Рау О.В. по доверенности от 30.12.2020, администрации Омского муниципального района Омской области Волошина Ю.А.
Суд установил:
акционерное общество "Омскоблгаз" (далее - истец, общество, АО "Омскоблгаз") обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации Омского муниципального района Омской области (далее - ответчик, администрация) о признании недействительным открытого аукциона, проведённого 27.05.2020 администрацией по извещению N 300420/0146452/01, размещённого 30.04.2020 на сайте http:/torgi.gov.ru, на основании распоряжения администрации от 28.04.2020 N Р-20/ОМС-561 "Об условиях проведения открытого аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества"; отмене результатов проведённого отрытого аукциона (извещение N 300420/0146452/01) на право заключения договора аренды муниципального имущества: газопровод от ГРС 5 до ГРП 3 с. Лузино Омского района Омской области, с кадастровым номером 55:20:000000:5477, протяженностью 13 918 м, расположенный по адресу: Омская область, Омский р-н, (от ГРС 5 (Омская область, Омский р-н, Дружинское СП, с. Дружино) Лузинское СП, с. Лузино)).
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.03.2021 по делу N А46-9842/2020, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021, заявленные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация обратилась в суд с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что нарушение прав истца действиями ответчиков не означает, что любое заявленное им требование может быть удовлетворено судом, защита нарушенного права должна осуществляться надлежащим способом, а принятый по итогам судебного рассмотрения акт должен обладать признаками исполнимости; заявитель полагает, что аннулирование результатов аукциона не нарушает интересов АО "Омскоблгаз";
также указывает, что аукцион по заключению договора аренды муниципального имущества по извещению N 3004220/0146452/01 перемещен в архив сайта http:/torgi.gov.ru, техническая возможность аннулировать аукцион на указанном сайте http:/torgi.gov.ru у администрации отсутствует.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои процессуальные позиции по делу.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, администрацией издано распоряжение N Р20/ОМС561 "Об условиях проведения открытого аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества".
Председателем Комитета земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности администрации 29.04.2020 утверждена документация об аукционе на право заключения договора аренды имущества, находящегося в собственности Омского муниципального района Омской области. Организатором торгов 30.04.2020 на официальном сайте torgi.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона, документация об аукционе.
Объектом проведения открытого аукциона на право заключения договора аренды явилось имущество, находящееся в собственности Омского муниципального района Омской области, а имено: сооружение - газопровод от ГРС 5 до ГРП 3 с. Лузино Омского р-на Омской области, с кадастровым номером 55:20:000000:5477, протяженностью 13 918 м, расположенный по адресу: Омская область, Омский р-н (от ГРС 5 (Омская область, Омский р-н, Д., с. Дружино) до ГРП 3 (Омская область, Омский р-н, Л., с. Лузино)) (далее также - газопровод).
Согласно извещению о проведении открытого аукциона приём заявок на участие в открытом аукционе осуществлялся администрацией с 01.05.2020 по 22.05.2020. Дата и время рассмотрения заявок - 22.05.2020 в 15 час. 00 мин. Дата и время проведения аукциона - 27.05.2020 в 10 час. 00 мин.
Как следует из протокола N 1 рассмотрения заявок на участие в аукционе от 22.05.2020, на участие в открытом аукционе поступило две заявки - ООО "Межоблгаз", АО "Омскоблгаз", обе заявки допущены к участию в аукционе. Согласно протоколу аукциона от 27.05.2020 N 2 на участие в открытом аукционе явился один участник - ООО "Межоблгаз", в связи с чем принято решение о признании открытого аукциона несостоявшимся, о заключении договора с единственным участником аукциона - ООО "Межоблгаз" по цене, предложенной в письме от 27.05.2020 N 125 - 3 000 000 руб. 25.05.2020 АО "Омскоблгаз" подана в Омское УФАС России жалоба на действия организатора торгов.
Решением от 05.06.2020 N 055/10/18.1-540/2020 Омского УФАС России жалоба АО "Омскоблгаз" признана обоснованной, администрации выдано предписание от 05.06.2020 N 055/10/18.1-540/2020 об аннулировании открытого аукциона на право заключения договора аренды газопровода, находящегося в собственности Омского муниципального района Омской области (извещение N 300420/0146452/01).
Администрация обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Омскому УФАС России о признании решения от 05.06.2020 N 55/10/18.1-540/2020, предписания от 05.06.2020 N 055/10/18.1-540/2020 недействительными как не соответствующими Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.08.2020 по делу N А46-11021/2020, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2020, постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.03.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Указывая на то, что до настоящего времени открытый аукцион, проведённый 27.05.2020 администрацией по извещению N 300420/0146452/01 на основании распоряжения администрации от 28.04.2020 N Р-20/ОМС-561, не отменен и не признан недействительным распорядительным актом администрации, АО "Омскоблгаз" обратилось в суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались статьями 11, 447, 448, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 (далее - правила N 67), положениями постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.12.2010 N 7781/10, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", исходили из того, что информация об отмене/аннулировании открытого аукциона, проведённого по извещению N 300420/0146452/01, должна быть размещена администрацией в сроки, указанные в предписании антимонопольного органа.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов соответствующими нормам материального права и процессуального законодательства.
В соответствии со статьей 447 ГК РФ, если иное не вытекает из существа договора, договор может быть заключен путем проведения торгов.
Согласно статье 448 ГК РФ в открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения.
Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия (абзац второй пункта 4 статьи 447 ГК РФ).
Споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, предусмотренным для признания недействительными оспоримых сделок (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.12.2010 N 7781/10).
Пунктом 1 статьи 449 ГК РФ предусмотрено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Торги являются способом заключения договора, а признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. По этой причине предъявление требования о признании недействительными торгов означает также предъявление требования о недействительности сделки, заключенной по результатам торгов, и применении последствий ее недействительности.
Согласно сведениям, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (сервис "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru), суды в рамках дела N А46-11021/2020 поддержали вывод антимонопольного органа о том, что в рассматриваемом случае проведение администрацией открытого аукциона на право заключения договора аренды газопровода, находящегося в собственности Омского муниципального района Омской области (извещение N 300420/0146452/01), в отношении которого действовал ранее заключённый с АО "Омскоблгаз" договор аренды от 02.08.2019 N 291, являлось преждевременным и лишило АО "Омскоблгаз" преимущественного права на заключение договора аренды спорного имущества на новый срок без торгов при наличии условий, предусмотренных частями 9, 10 статьи 17.1. Закона N 135-ФЗ.
Согласно пункту 27 правил N 67 информация о проведении конкурсов или аукционов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт торгов), без взимания платы. При этом к информации о проведении конкурсов или аукционов относится предусмотренная настоящими правилами информация и полученные в результате принятия решения о проведении конкурсов или аукционов и в ходе конкурсов или аукционов сведения, в том числе сведения, содержащиеся в извещении о проведении конкурса или аукциона, извещении об отказе от проведения конкурсов или аукционов, конкурсной документации, документации об аукционе, изменениях, вносимых в такие извещения и такую документацию, разъяснениях такой документации, протоколах, составляемых в ходе конкурсов или аукционов.
Из изложенного следует, что информация об отмене/аннулировании открытого аукциона, проведённого по извещению N 300420/0146452/01, должна была быть размещена администрацией в сроки, указанные в предписании антимонопольного органа.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии нарушения прав истца не подтверждаются материалами дела.
Незаконность процедуры проведения спорного аукциона и нарушение прав АО "Омскоблгаз" подтверждается судебными актами по делу N А46-11021/2020.
Требование пункта 27 Правил N 67 об обязательном размещении информации об аннулировании открытого аукциона, проведённого по извещению N 300420/0146452/01, и, соответственно, итогового протокола открытого аукциона на официальном сайте http:/torgi.gov.ru, администрацией не выполнено; распоряжение администрации Омского муниципального района Омской области от 28.04.2020 N Р-20/ОМС-561 в установленном порядке не отменено.
Затруднения в исключении записи об аннулировании торгов с официального сайта http:/torgi.gov.ru, на что ссылается податель жалобы, не являются основанием для отказа в удовлетворении требований, заявленных истцом, права которого были нарушены проведенными торгами.
При таких обстоятельствах суды на законном основании удовлетворили требования истца в полном объеме.
В целом доводы кассационной жалобы, аналогичные доводам апелляционной жалобы, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 АПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, судом округа не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 16.03.2021 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 по делу N А46-9842/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.