г. Тюмень |
|
8 октября 2021 г. |
Дело N А70-15100/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Буровой А.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу Департамента культуры Тюменской области на решение от 01.03.2021 Арбитражного суда Тюменской области (судья Мингалева Е.А) и постановление от 01.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-15100/2019 по иску Департамента культуры Тюменской области (625000, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Водопроводная, 35, ИНН 7202142057, ОГРН 1057200922943) к Тюменской областной общественной организации "Центр культуры и творчества финно-угорских народов" (625001, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Ярославская, 15, 1, стр. 4, ИНН 7204109369, ОГРН 1077200002472) о взыскании денежных средств по договору о предоставлении субсидии на реализацию проекта "Развитие любительских творческих коллективов финно-угорской культуры" Тюменской областной общественной организации "Центр культуры и творчества финно-угорских народов" от 22.06.2018 N 131 в размере 519 000 руб.
При участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - Тюменской областной общественной организации коренных малочисленных народов "КЕДР" (625026, Тюменская область, город Тюмень, улица 50 лет ВЛКСМ, 67, 1, ОГРН 1037200000860, ИНН 7202098746).
В заседании приняли участие представители:
от Департамента культуры Тюменской области - Ефимова Е.П. по доверенности от 20.07.2019;
от Тюменской областной общественной организации "Центр культуры и творчества финно-угорских народов" - Аманкулова Э.Б. по доверенности от 18.01.2021 и Оленникова Л.Г. по доверенности от 18.01.2021.
Суд установил:
Департамент культуры Тюменской области (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к Тюменской областной общественной организации "Центр культуры и творчества финно-угорских народов" (далее - ответчик, Центр) о взыскании денежных средств по договору о предоставлении субсидии на реализацию проекта "развитие любительских творческих коллективов финно-угорской культуры" Тюменской областной общественной организации "Центр культуры и творчества финно-угорских народов" от 22.06.2018 N 131 в размере 519 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечена Тюменская областная общественная организация коренных малочисленных народов "КЕДР".
Решением от 23.12.2019 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 23.03.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
Постановлением от 10.08.2020 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
После нового рассмотрения, решением от 01.03.2021 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 01.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований отказано.
Департамент, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился с кассационной жалобой, так как считает, что они приняты с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
По мнению заявителя жалобы, суды первой и апелляционной инстанций не учли все доводы истца, применили закон, не подлежащий применению. Полагает, что в рассматриваемом случае следует руководствоваться постановлением Правительства Тюменской области от 17.10.2011 N 363-п "Об утверждении порядка предоставления субсидий из бюджета Тюменской области социально ориентированным некоммерческим организациям" в редакции постановления Правительства Тюменской области от 14.04.2017 N 138-п, а не в редакции от 17.09.20218, принятой в период исполнения договора о предоставлении субсидии.
В отзыве на кассационную жалобу Центр просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. С доводами кассационной жалобы не согласен в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Заслушав представителей сторон, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, исследовав материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что 22.06.2018 между Департаментом и Центром заключен договор о предоставлении субсидии на реализацию проекта "Развитие любительских творческих коллективов финно-угорской культуры" Тюменской областной общественной организации "Центр культуры и творчества финно-угорских народов" N 131 (далее - договор).
По условиям договора его предметом является предоставление в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), постановлением Правительства Тюменской области от 17.10.2011 N 363-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Тюменской области социально ориентированным некоммерческим организациям" (далее - Порядок N 363-п), приказом Департамента культуры Тюменской области от 07.06.2018 N 159 "Об утверждении списка победителей" получателю субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение расходов, возникающих при реализации получателем субсидии в 2018 году проекта - "Развитие любительских творческих коллективов финно-угорской культуры" (пункт 1.1 договора); срок реализации проекта установлен со дня подписания договора по 31.12.2018 (пункт 1.2. договора); размер предоставляемой на реализацию проекта субсидии составляет 519 000 руб. (пункт 1.3 договора); получатель субсидии обязан использовать субсидию на реализацию проекта, указанного в пункте 1.1 договора, в срок до 31.12.2018 (подпункты 2.2.1, 2.2.2 договора); предоставлять органу власти отчеты о мероприятиях, выполненных в соответствии с техническим заданием на реализацию проекта, в сроки, предусмотренные договором (подпункт 2.2.4 договора).
Согласно разделу 3 договора сторонами предусмотрены сроки предоставления и рассмотрения отчетности: получатель субсидии не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет в орган власти отчет об этапах реализации программы (проекта) и использовании субсидии по форме, установленной органом власти; отчетный период - ежемесячно (пункт 3.1 договора); получатель субсидии по истечении срока действия настоящего договора, но не позднее 30.01.2019, обязан представить в Департамент итоговый отчет о реализации программы (проекта) и использовании субсидии в виде акта выполненных работ (пункт 3.2 договора).
В пункте 5.1 договора определен срок его действия со дня его подписания сторонами и до полного исполнения сторонами обязательств, предусмотренных условиями настоящего договора, но не позднее 30.01.2019.
Сторонами подписаны приложение N 1 к договору (техническое задание на предоставление субсидий по приоритетному направлению "Деятельность в области культуры, искусства и содействия указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности"), приложение N 2 (смета на реализацию проекта), приложение N 3 (график перечисления субсидии на реализацию проекта).
Во исполнение условий договора Департамент перечислил Центру субсидию в общем размере 519 000 руб., что подтверждается платежными поручениями от 25.06.2018 N 317574, от 26.07.2018 N 389958, от 28.08.2018 N 452865, от 26.09.2018 N 515535, от 26.11.2018 N 653130.
26.10.2018 истцом ответчику была направлена претензия о возврате полученной суммы субсидии, содержащая извещение о расторжении договора, мотивированная неисполнением условий технического задания, непредставлением отчета за июнь 2018 года.
30.10.2018 отчет за июнь 2018 года был представлен без указания сведений о расходовании субсидии, в связи с чем Департамент его не принял (письмо от 01.11.2019), при этом оставшуюся часть субсидии перечислил 26.11.2018.
05.03.2019 Департаментом в отношении Центра проведена камеральная проверка соблюдения ответчиком условий, целей и порядка предоставления субсидии в соответствии с договором за период с 22.06.2018 по 30.01.2018, результаты которой оформлены заключением от 05.03.2019.
В ходе проверки Департаментом выявлены следующие нарушения: несоблюдение условий и порядка предоставления субсидии, которыми истец согласно заключению о проверке от 05.03.2019 признал: нарушение срока использования субсидии - пункт 2.2.2 договора (пункт 1.1. резолютивной части заключения); отсутствие в отчетах отзывов и ссылок на статьи (публикации) в СМИ, подтверждающие реализацию проекта (не указаны наименования СМИ, дата и место публикации, подтверждающие реализацию проекта) (пункт 1.2 резолютивной части заключения); отсутствие в отчетах документов и (или) информации, подтверждающих выполнение пунктов 3 (обеспечение мероприятия кадрами необходимой квалификации, привлечение волонтеров) и 4 (обеспечение информационной кампании о мероприятии с указанием статуса: при поддержке Департамента культуры Тюменской области) технического задания) (пункт 1.3 резолютивной части заключения); отсутствие подтверждения информации о самостоятельной (вне рамок государственного задания ДНК "Строитель") организации деятельности группы "ХЭС" в рамках проекта (пункт 1.4 резолютивной части заключения); осуществление расходов на оплату труда руководителя ансамбля танца народов Севера "Югряночка" (Фомченко Е.В.) в отсутствие документов и (или) информации, подтверждающих организацию деятельности данного коллектива в рамках проекта (пункт 1.5 резолютивной части заключения).
Помимо этого, Департаментом установлено, что расходование средств субсидии подтверждено Центром первичными документами, но субсидия использована не в полном объеме (остаток субсидии составил 0,02 руб.) (пункт 2.1 резолютивной части заключения); выявлено отклонение от сметы расходов на реализацию проекта, установленного договором, в размере 3 658,66 руб. (отклонение от сметы на оплату труда с начислениями "минус" 1 546,74 руб.; отклонение от сметы на иные расходы "плюс" 5 205, 4 руб. (пункт 2.2. резолютивной части заключения)), осуществление расходов на оплату труда руководителя ансамбля танца народов Севера "Югряночка" Фомченко Е.В. и руководителя ансамбля танцев народов Севера руководителя вокального ансамбля финно-угорских песен "ХЭС" Еприна И.М. в отсутствие документов, подтверждающих самостоятельную организацию деятельности данных коллективов в рамках проекта (пункты 2.2, 2.4 резолютивной части заключения).
По итогам проверки Департамент в адрес Центра направил претензию от 30.05.2019 N 532/08-85 с требованием о возврате субсидии в полном объеме в течение 10 календарных дней со дня получения претензии.
Неисполнение Центром претензии в установленный срок послужило основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Суды обеих инстанций, исследовав все обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащую правовую оценку, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Отказывая Департаменту в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанций правильно руководствовались положениями статей 78.1 БК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 N 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям", Законом Тюменской области от 18.02.2016 N 2 "О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Тюменской области", Порядком N 363-п (в редакциях от 14.04.2017 и от 17.09.2018), во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, а также возражениями и доводами обеих сторон.
Судами установлено и из материалов дела следует, что условиями пункта 2.2.2 договора предусмотрена обязанность получателя субсидии использовать ее на осуществление расходов, связанных с реализацией проекта, до 31.12.2018.
Договор о предоставлении субсидии заключен с Центром как с победителем конкурса на предоставление субсидии, соответствующим установленным требованиям.
Во исполнение условий договора и для подтверждения целевого расходования средств субсидии ответчиком истцу были представлены ежемесячные отчеты за июнь - декабрь 2018 года о реализации проекта с указанием проведенных мероприятий, направлений расходования средств субсидии (оплата труда (с начислениями), прочие расходы), с приложением фотографий, пояснительных записок, документов, подтверждающих фактическое использование денежных средств субсидии; по итогам использования субсидии представлена информация о деятельности творческих коллективов (ансамбля танцев "Велес" (до переименования - "Югряночка") и вокально-инструментального ансамбля (группы) финно-угорских песен "ХЭС"), с указанием состава участников, проведенных мероприятий (национальных праздников, выставок, мастер-классов, фестивалей), дат, времени и места их проведения, описания осуществленных действий, количества участников и посетителей по каждому ансамблю отдельно. Отчет за июнь был представлен, но не принят истцом в связи с отсутствием в нем необходимых сведений.
Суды верно указали, что в соответствии с нормами права и условиями заключенного договора несоблюдение формы их представления, а также отсутствие или неполнота приложенных к отчетам документов само по себе не является основанием для возврата субсидии в том случае, если судом будет установлено, что указанные в отчетах сведения достоверны, субсидия потрачена по целевому назначению, цели субсидируемой программы достигнуты, а расходы - документально подтверждены.
При исследовании представленных в материалы дела указанных выше документов недостоверность содержащихся в отчетах сведений судами не установлена.
Отклоняя доводы Департамента о том, что группа "ХЭС" и ансамбль "Велес", деятельность которых финансировалась ответчиком, в том числе за счет средств субсидии, являются идентичными группе "ХЭС" и ансамблю "Велес", работающим на "базе" ГАУК ТО "Дворец национальных культур "Строитель", и делая вывод о том, что указанные выше группы и ансамбли не идентичны, суды полно и всесторонне исследовали и дали оценку имеющимся в материалах дела: приказам о приеме на работу, привлечении волонтеров, изменении оклада, переименовании ансамбля танцев, штатным расписаниям, трудовым договорам, договорам подряда, актам выполненных работ, анонсам и пресс-релизам творческих мероприятий, списку репетиционных занятий вокальной группы "ХЭС" (с указанием темы, времени и количества, часов), графику репетиций ансамбля танца "Велес" (с указанием темы и количества часов), дипломам, выданным ансамблю танца "Велес" и творческому коллективу "ХЭС", информации об освещении выступлений творческих коллективов финно-угорской культуры в СМИ, фотографиям и публикациям в печатных средствах массовой информации.
Кроме того, суды исходили из того, что факт произведенных расходов на цели программы подтвержден представленными авансовыми отчетами, чеками ККТ, банковскими ордерами, ведомостями начисления заработной платы, выписками из лицевых счетов, платежными поручениями, расходными кассовыми ордерами, договором на оказание услуг по приобретению билетов, счетами, маршрутными квитанциями и посадочными талонами на авиаперелет, билетами на автобус, полисами страхования пассажиров, а также итоговой финансовой информацей о реализации проекта и расходовании субсидии с указанием средств субсидии, использованных для оплаты произведенных расходов отдельно по каждому основанию.
Доказательств, опровергающих вывод судов, в материалы дела истцом представлено не было.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Департаментом не доказано неправомерное расходование Центром средств субсидии.
В кассационной жалобе Департамент считает, что судом к спорным правоотношениям неправомерно применен Порядок предоставления субсидий из областного бюджета в редакциях от 14.04.2017 и от 17.09.2018, действовавших в 2018 году в период заключения договора о предоставлении субсидии и его исполнения. Указывает на необходимость в настоящем случае руководствоваться Постановлением N 363-п в редакции постановления Правительства Тюменской области от 14.04.2017 N 138-п, а не в редакции от 17.09.2018.
Суд округа считает, что при рассмотрении спора судебными инстанциями надлежащим образом исследованы имеющиеся в деле доказательства, выводы судов двух инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую правовую оценку судов в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, нормы права применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не допущено.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию Департамента по делу, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 АПК РФ, в связи с чем подлежат отклонению.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.03.2021 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 01.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-15100/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.