город Омск |
|
01 июля 2021 г. |
Дело N А70-15100/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ауталиповой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4298/2021) Департамента культуры Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 01.03.2021 по делу N А70-15100/2019. (судья Мингалева Е.А.), принятое по иску Департамента культуры Тюменской области (ИНН 7202142057, ОГРН 1057200922943, 625000, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Водопроводная, 35) к Тюменской областной общественной организации "Центр культуры и творчества финно-угорских народов" (ИНН 7204109369, ОГРН 1077200002472, 625001, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Ярославская, 15, 1, стр. 4) о взыскании денежных средств по договору о предоставлении субсидии на реализацию проекта "Развитие любительских творческих коллективов финно-угорской культуры" Тюменской областной общественной организации "Центр культуры и творчества финно-угорских народов" от 22.06.2018 N 131 в размере 519 000 рублей,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - Тюменской областной общественной организации коренных малочисленных народов "КЕДР",
при участии в судебном заседании представителей Тюменской областной общественной организации "Центр культуры и творчества финно-угорских народов" - Аманкуловой Эльвиры Булатовны по доверенности от 18.01.2021; Оленниковой Людмилы Григорьевны по доверенности от 18.01.2021,
УСТАНОВИЛ:
Департамент культуры Тюменской области (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к Тюменской областной общественной организации "Центр культуры и творчества Финно-Угорских народов" (далее - ответчик, ТООО "Центр культуры и творчества финно-угорских народов", общественная организация) о взыскании денежных средств по договору о предоставлении субсидии на реализацию проекта "развитие любительских творческих коллективов Финно-Угорской культуры" Тюменской областной общественной организации "Центр культуры и творчества Финно-Угорских народов" от 22.06.2018 N 131 в размере 519 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечена Тюменская областная общественная организация коренных малочисленных народов "КЕДР" (далее - третье лицо).
Решением от 01.03.2021 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-15100/2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований Департамента.
В обоснование апелляционной жалобы с учетом представленных дополнений Департамент указал на то, что группа "ХЭС" и ансамбль "Велес", привлеченные к участию в Проекте и деятельность которых финансировалась ответчиком, в том числе за счет средств субсидии, являются идентичными группе "ХЭС" и ансамблю "Велес", работающим на базе ГАУК ТО "Дворец национальных культур "Строитель" (далее - ДНК "Строитель") в рамках государственного задания, поэтому расходы из субсидии на группу "ХЭС" и ансамбль "Велес", привлеченные к участию в Проекте, являются неправомерными.
По мнению Департамента, в рассматриваемом случае следует руководствоваться постановлением Правительства Тюменской области от 17.10.2011 N 363-п "Об утверждении порядка предоставления субсидий из бюджета Тюменской области социально ориентированным некоммерческим организациям в редакции постановления Правительства Тюменской области от 14.07.2017 N 138-п", а не в редакции от 17.09.20218, принятой в период исполнения договора о предоставлении субсидии.
ТООО "Центр культуры и творчества финно-угорских народов" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором организация не согласилась с доводами подателя апелляционной жалобы.
Определением от 27.05.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу А 70-15100/2019 Департаменту и ТООО "Центр культуры и творчества финно-угорских народов" предложено представить дополнительные пояснения со ссылками на тома и листы дела в виде таблице, содержащей основания, по которым одна сторона не принимает доказательства, представленные другой стороной, а также содержащей информацию о деятельности творческих коллективов (ансамбля танцев "Велес" (до переименования - "Югряночка") и вокально-инструментального ансамбля (группы) финно-угорских песен "ХЭС", с указанием состава участников, проведенных мероприятий (национальных праздников, выставок, мастер-классов, фестивалей), дат, времени и места их проведения, описания осуществленных действий, количества участников и посетителей.
Представленные ТООО "Центр культуры и творчества финно-угорских народов" и Департаментом дополнительные пояснения приобщены к материалам дела в целях его целях всестороннего и полного рассмотрения.
В судебном заседании представитель ТООО "Центр культуры и творчества финно-угорских народов" возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнительных пояснениях, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, дополнены к жалобе, отзыв, дополнительные пояснения, заслушав представителя ответчика, установил следующие обстоятельства.
22.06.2018 между Департаментом (далее - орган власти) и ТООО" Центр культуры и творчества Финно-Угорских народов" (далее - получатель субсидии) заключен договор о взыскании денежных средств по договору о предоставлении субсидии на реализацию проекта "развитие любительских творческих коллективов Финно-Угорской культуры" Тюменской областной общественной организации "Центр культуры и творчества Финно-Угорских народов" от 22.06.2018 N 131 (далее - договор), согласно которому получателю субсидии была предоставлена субсидия из областного бюджета на финансовое обеспечение расходов, возникающих при реализации получателем субсидии в 2018 году проекта - "Развитие любительских творческих коллективов финно-угорской культуры" (п. 1.1. договора).
Срок реализации проекта устанавливается со дня подписания настоящего договора по 31.12.2018 (пункт 1.2. договора).
Размер предоставляемой на реализацию проекта субсидии составляет 519 000 руб. (пункт 1.3. договора).
В соответствии с подпунктом 2.2.1 договора получатель субсидии обязан использовать субсидию на реализацию проекта, указанного в пункте 1.1 настоящего договора. Использовать субсидию на осуществление расходов, связанных с реализацией проекта в срок до 31.12.2018 (подпункт 2.2.2 договора). Предоставлять органу власти отчеты о мероприятиях, выполненных в соответствии с техническим заданием на реализацию проекта, в сроки, предусмотренные настоящим договором (подпункт 2.2.4 договора).
Согласно разделу 3 договора сторонами предусмотрены сроки предоставления и рассмотрения отчетности: получатель субсидии не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет в орган власти отчет об этапах реализации программы (проекта) и использовании субсидии по форме, установленной органом власти. Отчетный период в соответствии с настоящим договором - ежемесячно (пункт 3.1. договора). Получатель субсидии по истечении срока действия настоящего договора, но не позднее 30.01.2019 предоставляет в орган власти итоговый отчет о реализации программы (проекта) и использования субсидии в виде акта выполненных работ (пункт 3.2. договора).
Пунктом 4.1. договора определено, что перечисление субсидии на расчетный счет получателя субсидии осуществляется органом власти в течение 140 рабочих дней со дня подписания настоящего договора в соответствии с графиком перечисления субсидии, согласно приложению N 3 к настоящему договору.
Срок действия договора определен в пункте 5.1. договора, настоящий договор вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами обязательств, предусмотренных условиями настоящего договора, но не позднее 30.01.2019.
Между сторонами подписано приложение N 1 к договору, в котором стороны согласовали техническое задание на предоставление субсидий по приоритетному направлению "Деятельность в области культуры, искусства и содействия указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности" (т.1л.д.30).
Также между сторонами подписано приложение N 2 к договору, в котором стороны согласовали смету на реализацию проекта "Развитие любительских творческих коллективов финно-угорской культуры", направления расходования средств - оплата труда (с начислениями), финансирование (тыс. руб.) за счет субсидии - 467,00, финансирование (тыс. руб.) за счет собственных средств - 2,044; направления расходования средств - прочие расходы, финансирование (тыс. руб.) за счет субсидии - 52,00, финансирование (тыс. руб.) за счет собственных средств - 2,960. Итого - финансирование (тыс. руб.) за счет субсидии - 519,00, финансирование (тыс. руб.) за счет собственных средств - 5,004 (т.1л.д.31).
Далее между сторонами согласован график перечисления субсидии на реализацию проекта "Развитие любительских творческих коллективов финно-угорской культуры", что является приложением N 3 к договору: срок перечисления субсидии - не позднее 30.06.2018, сумма, руб. - 86 500; срок перечисления субсидии - не позднее 30.07.2018, сумма, руб. - 86 500; срок перечисления субсидии - не позднее 30.08.2018, сумма, руб. - 86 500; срок перечисления субсидии - не позднее 30.09.2018, сумма, руб. - 86 500; срок перечисления субсидии - не позднее 30.10.2018, сумма, руб. - 86 500; срок перечисления субсидии - не позднее 30.11.2018, сумма, руб. - 86 500. Итого - 519 000 рублей (т.1л.д.32).
Во исполнение условий договора Департамент перечислил ответчику субсидию в общем размере 519 000 руб., что подтверждается платежными поручениями от 25.06.2018 N 317574, от 26.07.2018 N 389958, от 28.08.2018 N 452865, от 26.09.2018 N 515535, от 26.11.2018 N 653130 (т.2.л.д.100-104).
В последующем, 05.03.2019 истцом в отношении ответчика проведена камеральная проверка соблюдения ответчиком условий, целей и порядка предоставления субсидии в соответствии с договором за период с 22.06.2018-30.01.2018, в ходе которой установлено, что в нарушение пункта 2.2.2. договора часть расходов в рамках предоставленной субсидии, использована ответчиком позднее установленного договором срока - после 31.12.2018, что подтверждается банковскими выписками с лицевого счета с 10.01.2019 до 10.01.2019 на общую сумму 58 922 руб. 58 коп., с 15.01.2019 по 15.01.2019 на общую сумму 18 911 руб. 68 коп.
Также выявлено нарушение требований технического задания, выразившееся в непредставлении отчета за июнь 2018 года; в отчетных документах за июль - ноябрь 2018 года получателем не представлены отзывы и ссылки на статьи (публикации) в СМИ (не указаны наименования СМИ, дата и место публикации, подтверждающие реализацию проекта); в представленных получателем отчетах за июль-декабрь 2018 года отсутствуют документы и (или) информация, подтверждающие выполнение пунктов 1, 2, 3, 4, 11 технического задания; не подтверждена информация о самостоятельной (вне рамок государственного задания ДНК "Строитель" организации деятельности группы "ХЭС") в рамках проекта; получателем осуществлены расходы на оплату труда руководителя ансамбля танца народов Севера "Югряночка" (Фомченко Е.В.), месте с тем документы и (или) информация, подтверждающие организацию деятельности данного коллектива в рамках проекта, получателем в ходе проверки не представлены.
По утверждению истца, ответчиком не соблюдены условия и порядок предоставления субсидии; нарушен срок использования субсидии; не подтверждена информация о самостоятельной (вне рамок государственного задания ДНК "Строитель" организации деятельности группы "ХЭС") в рамках Проекта; осуществлены расходы на оплату труда руководителя ансамбля танца народов Севера "Югряночка" (Фомченко Е.В.), вместе с тем документы и (или) информация, подтверждающие организацию деятельности данного коллектива в рамках Проекта, ответчиком в ходе проверки не представлены, поэтому субсидия подлежит возврату из федерального бюджета в полном объеме.
В порядке досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлена претензия от 30.05.2019 N 532/08-85 с требованием о возврате субсидии в полном объеме в течение 10 календарных дней со дня получения претензии (т.2л.д.120). Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением от 23.12.2019 Арбитражного суда Тюменской области от исковые требования Департамента удовлетворены в полном объеме.
Постановлением от 23.03.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда, решение от 23.12.2019 Арбитражного суда Тюменской области по делу А70-15100/2019 оставлено без изменения.
Постановлением от 10.08.2020 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, решение от 23.12.2019 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 23.03.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда отменены, дело направленно на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
Отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, суд окуга в постановлении от 10.08.2020 указал на то, что судами не дана оценка доводам департамента о неправомерном расходовании средств субсидии на оплату труда руководителя вокальной группы "ХЭС" Еприна И.М., а также об отсутствии доказательств самостоятельной деятельности данной группы, в обоснование которых истец указал на существование в 2018 году двух одноименных творческих коллективов: ансамбля "ХЭС", действовавшего на базе ГАУК ТО "Дворец национальных культур "Строитель" в рамках государственного задания, и группы "ХЭС", деятельность которой финансировалась ответчиком, в том числе за счет средств субсидии, сославшись на идентичность их руководителей, списочного состава, а также проведение занятий ансамбля и группы в одно время, но на отличия в творческих отчетах ансамбля и группы; в целях исключения использования субсидии для оплаты мероприятий, финансируемых в рамках государственного задания ГАУК ТО "Дворец национальных культур "Строитель", судам следовало исследовать и сопоставить перечень мероприятий, предусмотренных программой группы "ХЭС" и государственным заданием ГАУК ТО "Дворец национальных культур "Строитель" для ансамбля "ХЭС", а также документы о составе ансамбля и группы "ХЭС" в 2018 году, их репетиционных занятиях; судам надлежало исследовать обстоятельства фактического исполнения Фомченко Е.В. обязанностей руководителя ансамбля танцев народов Севера "Велес" при подготовке и проведении творческих мероприятий, по итогам которых ансамблю выданы дипломы; судами не исследованы позиции сторон об отклонении от сметы расходов на реализацию проекта, установленного договором, не установлены причины отклонения, в том числе не дана оценка доводам ответчика о неверном отражении операций в бухгалтерской отчетности, при рассмотрении вопроса о превышении суммы субсидии над расходами суды не дали оценку приведенным в отзыве доводам ответчика о наличии в балансе описки технического характера о сумме использованной субсидии при ее фактическом расходовании в полном объеме. Также суд кассационной инстанции указал на необходимость выяснения вопроса о фактическом прекращении отношений по субсидированию после направления Центру претензии об одностороннем прекращении договора от 26.10.2018 с учетом фактического продолжения субсидирования (направления субсидии 26.11.2018), поскольку данное обстоятельство является существенным при проверке соблюдения процедуры возврата субсидии, установленной пунктом 57 Порядка N 363-п (в редакции от 17.09.2018).
01.03.2021 Арбитражный суд Тюменской области с учетом постановления от 10.08.2020 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, принял решение от отказе в удовлетворении исковых требований, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Право на получение субсидии социально ориентированных некоммерческих организаций на территории Тюменской области по итогам конкурса предусмотрено статьей 78.1 БК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 N 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям", Законом Тюменской области от 18.02.2016 N 2 "О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Тюменской области".
Основания, цели, условия и порядок предоставления субсидий из бюджета Тюменской области социально ориентированным некоммерческим организациям и их возврата определены Порядком N 363-п. К рассматриваемым правоотношениям данный Порядок подлежит применению в редакциях от 14.04.2017 и от 17.09.2018, действовавших в 2018 году в период заключения договора о предоставлении субсидии и его исполнения.
По смыслу пункта 57 Порядка N 363-п (в редакции от 17.09.2018, действовавшей в период завершения отношений субсидирования, проведения проверки, обращения в суд), пункта 6.2. договора основанием для возврата субсидии является не любое нарушение условий договора о ее предоставлении, а нарушение условий, целей либо порядка предоставления субсидии, либо недостижение показателей результативности использования субсидии.
Цели предоставления субсидии установлены пунктами 2, 3, 4 Порядка N 363-п (в редакции от 14.04.2017, действовавшей на дату заключения договора и начала его исполнения), согласно которым субсидии предоставляются в рамках осуществления подпрограммы "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций" государственной программы Тюменской области "Развитие отрасли "Социальная политика" до 2020 года за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в Законе Тюменской области об областном бюджете в пределах лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год на исполнение соответствующих расходных обязательств, а также субсидий из федерального бюджета (пункт 2), по итогам конкурса социально ориентированных некоммерческих организаций на право получения в текущем финансовом году субсидий из бюджета Тюменской области, проведенного в соответствии с настоящим Порядком (пункт 3), на реализацию программ (проектов) социально ориентированных некоммерческих организаций в рамках осуществления их уставной деятельности, соответствующей положениям пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
Под программой (проектом) социально ориентированной некоммерческой организации понимается комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение конкретных задач, соответствующих учредительным документам социально ориентированной некоммерческой организации и видам деятельности, предусмотренным пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (пункт 4).
Порядком N 363-п установлен порядок предоставления субсидии на конкурсной основе, определены условия и правила проведения конкурса.
Условия предоставления субсидии на момент заключения договора были определены пунктом 36 Порядка N 363-П (в редакции от 14.04.2017), к ним относились: соответствие социально ориентированной некоммерческой организации требованиям к участникам конкурса, установленным настоящим Порядком; включение социально ориентированной некоммерческой организации в список победителей конкурса, утвержденный уполномоченным органом, соисполнителем подпрограммы; обязательство социально ориентированной некоммерческой организации по целевому использованию субсидии; обязательство социально ориентированной некоммерческой организации по финансированию программы (проекта), указанной в пункте 4 настоящего Порядка, за счет средств из внебюджетных источников в размере, указанном в техническом задании; согласие на осуществление уполномоченным органом или соисполнителем подпрограммы и органами государственного финансового контроля Тюменской области проверок соблюдения социально ориентированной некоммерческой организацией порядка, целей и условий предоставления субсидий; заключение социально ориентированной некоммерческой организации договора о предоставлении субсидий, указанного в пункте 35 настоящего Порядка.
Впоследствии данные условия воспроизведены в пункте 43 Порядка N 363-П (в редакции от 17.09.2018).
Обязанность по целевому использованию средств субсидии и запрет на их использование для осуществления расходов, связанных с осуществлением деятельности, напрямую не связанной с программами (проектами), указанными в пункте 4 настоящего Порядка, установлены пунктом 38 Порядка N 363-п (в редакции от 14.04.2017), пунктом 46 Порядка N 363-П (в редакции от 17.09.2018).
В соответствии с пунктом 39 Порядка N 363-П (в редакции от 14.04.2017), пунктом 47 Порядка N 363-П (в редакции от 17.09.2018) предоставленные субсидии должны быть использованы в сроки, предусмотренные договором о предоставлении субсидий. Сроки использования субсидий не ограничиваются финансовым годом, в котором предоставлены эти субсидии, при этом максимальный срок использования субсидии не может быть более 12 месяцев со дня получения субсидии.
Условиями пункта 2.2.2 договора предусмотрена обязанность получателя субсидии использовать ее на осуществление расходов, связанных с реализацией проекта, до 31.12.2018.
Процедура возврата субсидии в период завершения договорных отношений по субсидированию была установлена пунктом 57 Порядка N 363-п (в редакции от 17.09.2018), предусматривала поэтапное совершение следующих действий: прекращение оказания государственной услуги путем расторжения договора в одностороннем порядке; направление получателю уведомления о возврате субсидии в полном объеме не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения нарушений, в том числе в случае недостижения показателей результативности (целевых показателей) (подписания соответствующего документа по результатам проверки, проведенной уполномоченным органом, соисполнителем региональной программы или органом государственного финансового контроля); взыскание средств уполномоченным органом или соисполнителем региональной программы в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что договор о предоставлении субсидии заключен с ТООО "Центр культуры и творчества финно-угорских народов" как с победителем конкурса на предоставление субсидии, соответствующим установленным требованиям.
Во исполнение условий договора и для подтверждения целевого расходования средств субсидии ответчиком истцу были представлены ежемесячные отчеты за июнь - декабрь 2018 года о реализации проекта с указанием проведенных мероприятий, направлений расходования средств субсидии (оплата труда (с начислениями), прочие расходы), с приложением фотографий, пояснительных записок, документов, подтверждающих фактическое использование денежных средств субсидии; по итогам использования субсидии представлена информация о деятельности творческих коллективов (ансамбля танцев "Велес" (до переименования - "Югряночка") и вокально-инструментального ансамбля (группы) финно-угорских песен "ХЭС"), с указанием состава участников, проведенных мероприятий (национальных праздников, выставок, мастер-классов, фестивалей), дат, времени и места их проведения, описания осуществленных действий, количества участников и посетителей по каждому ансамблю отдельно. Отчет за июнь был представлен, но не принят истцом в связи с отсутствием в нем необходимых сведений.
По смыслу пункта 38 Порядка N 363-п (в редакции от 14.04.2017), пункта 46 Порядка N 363-П (в редакции от 17.09.2018), пункта 6.1 договора нарушение сроков представления отчетов, несоблюдение формы их представления, а также отсутствие или неполнота приложенных к отчетам документов само по себе не является основанием для возврата субсидии в том случае, если судом будет установлено, что указанные в отчетах сведения достоверны, субсидия потрачена по целевому назначению, цели субсидируемой программы достигнуты, а расходы - документально подтверждены.
Недостоверность содержащихся в отчетах сведений судом первой инстанции при новом рассмотрении спора не установлена.
Как следует из материалов дела, в подтверждение реализации проекта в соответствии с техническим заданием к договору (организации репетиционного процесса, участия в культурно-досуговых мероприятиях, обеспечения мероприятий и исполнения проекта кадрами необходимой квалификации, привлечения волонтеров, обеспечения информационной кампании о мероприятии), а также самостоятельного характера деятельности в рамках субсидируемого проекта двух творческих коллективов (ансамбля танцев народов Севера "Велес" (до переименования - "Югряночка") и вокальной группы "ХЭС") в материалы проверки и при рассмотрении спора в суде ТООО "Центр культуры и творчества финно-угорских народов" были представлены приказы о приеме на работу, привлечении волонтеров, изменении оклада, переименовании ансамбля танцев, штатные расписания, трудовые договоры, договоры подряда, акты выполненных работ, анонсы и пресс-релизы творческих мероприятий, список репетиционных занятий вокальной группы "ХЭС" (с указанием темы, времени и количества, часов), график репетиций ансамбля танца "Велес" (с указанием темы и количества часов), дипломы, выданные ансамблю танца "Велес" и творческому коллективу "ХЭС", информация об освещении выступлений творческих коллективов финно-угорской культуры в СМИ, фотографии и публикации в печатных средствах массовой информации.
Отклоняя доводы Департамента о том, что группа "ХЭС" и ансамбль "Велес", деятельность которых финансировалась ответчиком, в том числе за счет средств субсидии, являются идентичными группе "ХЭС" и ансамблю "Велес", работающим на базе ГАУК ТО "Дворец национальных культур "Строитель", суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно дополнительным пояснениям ответчика от 21.06.2021 руководителем группы "ХЭС", финансируемой ответчиком, в том числе за счет средств субсидии, и группы "ХЭС", работающей на базе ГАУК ТО "Дворец национальных культур "Строитель", является Еприн И.М.
Руководителем ансамбля "Велес" (ранее "Югряночка"), привлеченного ответчиком по Проекту, и ансамбля "Велес", работающего на базе ГАУК ТО "Дворец национальных культур "Строитель", является Фомченко Е.В.
Вместе с тем представленные в материалы дела доказательства позволяют установить, что вышеупомянутые творческие коллективы являются самостоятельными, деятельность которых организована отдельно друг от дуга.
Репетиции ансамбля "Велес" (ранее "Югряночка"), привлеченного ответчиком по Проекту в июле 2018 года составили 24 час., августе 2018 года - 14 час., в сентябре 2018 года - 22 час., в октябре - 20 час. График репетиций: понедельник, четверг: 10-11 час, 11-12 час.; суббота:17-18 час, 19-20 час. Списочный состав указанной группы состоит из 23 человек.
Репетиции ансамбля "Велес", работающего на базе ГАУК ТО "Дворец национальных культур "Строитель", проводились по следующему графику: понедельник: 9.55-13.10 час. 13.15-19.50 час.; вторник: 8.15-11.30 час.,13.15-16.30 час.; пятница: 8.15-12.20 час. 13.15-16.30 час. Списочный состав ансамбля составляет 29 человек
Репетиции группы "ХЭС", привлеченной ответчиком по Проекту, проводилось со вторника по субботу с 14.00-18.00 час. Списочный состав составляет 9 человек. (Беляева, Ниязова, Минченко, Гамаюрова, Колобова, Молчанова, Курбонова, Собянина Агиенко).
Репетиции группы "ХЭС", работающей на базе ГАУК ТО "Дворец национальных культур "Строитель" проводились в четверг и пятницу 16.00-18.00 час. Списочный состав составляет 9 человек. (Беляева, Ниязова, Минченко, Гамаюрова, Колобова, Молчанова, Курбонова, Капитонова, Агиенко).
Из представленной ответчиком в составе письменных пояснений сравнительной таблицы от 21.06.2021 следует, что мероприятия, даты и места их проведения, в которых задействованы творческие коллективы, не совпадают, график занятий, а также тематика занятий, различны.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанций приходит к выводу о том, что истцом не доказано неправомерное расходование ответчиком средств субсидии, поскольку указанные выше группы и ансамбли не идентичны.
ТООО "Центр культуры и творчества Финно-Угорских народов" выполнила условия предоставления субсидии, указанные в указанные техническом здании к договору от 22.06.2018 N 131.
Так, ТООО "Центр культуры и творчества Финно-Угорских народов" организовала на базе ДНК "Строитель" и ЯЛТУ им. Знаменского репетиционный процесс (пункт 1);
- участвовала в культурно-досуговых мероприятиях, посвященным календарным праздникам, а также в конкурсах и фестивалях народного творчества (пункт 2), в частности, участвовала в 9-ти мероприятиях согласно списку с участниками и наименованиями номеров;
- обеспечила мероприятия кадрами необходимой квалификации, привлекла 4 волонтера (пункт 3), организацией издан приказ N 114 от 17.11.2018 на Акманаеву Татьяну, Архипову Кристину, Дмитракову Дарью, Ивашкина Вячеслава;
- обеспечена информационная компанию о мероприятиях с указанием статуса при поддержке Департамента культуры Тюменской области (пункт 4), в частности, по каждому мероприятию Собянина Л.Д. сообщала в письменном виде о поддержке мероприятия Департаментом культуры Тюменской области, что отражено в письменных пресс-релизах, сценариях, анонсах и т.п.;
- обеспечила исполнение проекта кадрами необходимой квалификации (пункт 5), в частности, приглашены на работу в проект в качестве руководителей группы и ансамбля квалифицированные кадры, квалифицированные главный бухгалтер, методист (ведущая), преподаватель по музыке, по договорам подряда от 06.08.2018 и от 15.10.2018. привлечен специалист по записям фонограмм (минусовки) Назаров А.А. и др.;
- реализованы мероприятия, направленные на достижение целей проекта, решение проблем, актуальных для целевых аудиторий проекта (пункт 6) - цели проекта достигнуты, актуальны для целевых аудиторий;
- предусмотренные проектом мероприятия должны обеспечивать достижение ожидаемых результатов в установленные период реализации (пункт 7), в частности, результаты достигнуты, получены благодарности, грамоты, дипломы;
- расходы на реализацию проекта должны быть экономически обоснованными (пункт 8) - по каждому расходу представлены отчеты и первичные бухгалтерские документы (чеки, счета на оплату, квитанции, договоры с актами выполненных работ и т.п.);
- мероприятия, предусмотренные проектом, должны соответствовать его целям и задачам (пункт 9) - все мероприятия по проекту соответствуют его целям и задачам, что следует из названия мероприятия и исполнения номеров.
Исполняя данные требования, Собянина Л.Д. привлекла в Проект квалифицированных специалистов: руководителя группы ХЭС Еприна И.М. и руководителя ансамбля "Велес" Фомченко Е.В.
Самостоятельность группы "ХЭС" по программе проекта от группы "ХЭС" по государственному заданию ДНК "Строитель" подтверждается: журналом учета работы клубного формирования вокальной группы "ХЭС" (т. 5 л.д. 18-27), должностной инструкцией руководителя вокального ансамбля финно-угорских песен "ХЭС" (т. 5 л.д.: 28-29), информацией по выступлениям творческих коллективов финно-угорской культуры в СМИ, (т. 2 л.д. 97-99, т. 1 л.д. 119), ежемесячными отчетами ответчика об использовании денежных средств и проведенных мероприятиях; сведениями, представленными по запросу Департамента культуры Тюменской области от ДНК "Строитель" и ДШИ им. Знаменского о работе творческих коллективов "ХЭС" и "Велес" в рамках государственного задания.
Таким образом, ответчиком предоставлены надлежащие документы о целевом и правомерном использовании субсидии.
В отношении выяснения обстоятельств относительно фактического прекращения отношений по субсидированию после направления Центру претензии об одностороннем прекращении договора от 26.10.2018 с учетом фактического субсидирования, суд первой инстанции с учетом позиции сторон, а также с учетом постановления суда кассационной инстанции, правомерно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, во исполнение условий договора департамент перечислил Центру субсидию в общем размере 519 000 руб., что подтверждается платежными поручениями от 25.06.2018 N 317574, от 26.07.2018 N 389958, от 28.08.2018 N 452865, от 26.09.2018 N 515535, от 26.11.2018 N 653130.
26.10.2018 истцом ответчику направлена претензия о возврате полученной суммы субсидии, содержащая извещение о расторжении договора, мотивированная неисполнением условий технического задания, непредставлением отчета за июнь 2018 года.
В силу статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В рассматриваемом случае письменное уведомление содержащее предложение ответчику возвратить полученную субсидию в связи с неисполнением им обязательств по реализации этапов проекта, по мнению суда, не является актом одностороннего расторжения, поскольку как отмечалось ранее, истец продолжил исполнение обязательств по перечислению субсидии в полном объеме в пределах сроков, установленных спорным договором.
Таким образом, отказав в удовлетворении заявленных Департаментом требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку Департамент при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платил и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 01.03.2021 по делу N А70-15100/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-15100/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Тюменская Областная "Центр Культуры и Творчества Финно-Угорских Народов", Тюменская областная общнственная организация "Центр культуры и творчества финно-угорских народов"
Хронология рассмотрения дела:
08.10.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2009/20
01.07.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4298/2021
01.03.2021 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-15100/19
10.08.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2009/20
23.03.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1151/20
23.12.2019 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-15100/19