г. Тюмень |
|
12 октября 2021 г. |
Дело N А75-440/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Шабановой Г.А.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "РН-Няганьнефтегаз" на решение от 22.04.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Чешкова О.Г.) и постановление от 19.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-440/2021 по заявлению акционерного общества "РН-Няганьнефтегаз" (628183, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нягань, улица Сибирская, дом 10, корпус 1, ОГРН 1028601496725, ИНН 8610010727) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403, ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616) о признании недействительным постановления от 24.12.2020 по делу об административном правонарушении N 480-ГН.
Суд установил:
публичное акционерное общество "РН-Няганьнефтегаз" (далее - общество, ПАО "РН-Няганьнефтегаз") обратилось в суд с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - административный орган, управление) о признании недействительным постановления от 24.12.2020 по делу N 480-ГН о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением от 22.04.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 19.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, "допустимая величина бездействия фонда скважин" не является показателем, характеризующим выполнение технического проекта разработки месторождения, в связи с чем размер допустимых отклонений должен определяться по месторождению в целом, а не по лицензионному участку.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, дополнениях к ней и отзыве на жалобу, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, обществу выдана лицензия N ХМН 15965 НЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: для разведки и добычи полезных ископаемых в пределах Талинского лицензионного участка Красноленинского нефтегазоконденсатного месторождения (далее - НГКМ) в Октябрьском, Советском и Ханты-Мансийском районах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; срок действия лицензии - до 31.12.2120. Составной частью указанной лицензии являются Условия пользования недрами.
Действующим проектным документом на разработку данного лицензионного участка является "Дополнение к технологической схеме разработки Красноленинского НГКМ в пределах Талинского лицензионного участка", согласованное протоколом заседания Центральной нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 29.11.2017 N 7055, в котором отражены основные положения технического проекта, а также комплекс мероприятий по охране недр и окружающей среды, которые общество обязано соблюдать в полном объеме.
Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении послужили сведения, содержащиеся в отчете "Анализ выполнения проектных решений и выработки запасов по нефтяным месторождениям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры пользователями недр в 2019 году", поступившем 25.11.2020 в управление из Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу.
Установив, что обществом в нарушение пунктов 1, 2, 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), пункта 9.8 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.06.2016 N 356 (далее - Правила разработки месторождений), превышено допустимое отклонение по величине бездействующего фонда скважин (на 18,6%), административный орган составил протокол об административном правонарушении от 17.12.2020 и вынес постановление от 24.12.2020 о привлечении АО "РН-Няганьнефтегаз" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с указанными постановлением общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.
Суд округа, оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на дату совершения правонарушения) предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Согласно статье 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых (пункт 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах).
В соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии со статьёй 10 Условий пользования недрами пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Как следует из Правил разработки месторождений, к эксплуатационному фонду относятся добывающие и нагнетательные скважины, находящиеся в отчетный период в действующем, бездействующем фонде или в ожидании освоения (пункт 9.2).
Действующими считаются скважины, дававшие продукцию (находившиеся под закачкой) в последнем месяце отчетного периода независимо от числа дней их работы в этом месяце. В действующем фонде находятся дающие продукцию (находящиеся под закачкой) скважины и остановленные по состоянию на конец месяца скважины из числа дававших продукцию (находившихся под закачкой) в этом месяце.
Бездействующими считаются скважины, не дававшие продукцию (не находившиеся под закачкой) в последнем месяце отчетного периода.
В бездействующем фонде отдельно учитываются скважины, остановленные в отчетном году и до начала года (пункты 9.3 - 9.6 Правил разработки месторождений).
Согласно пункту 5.1 Правил разработки месторождений показателями, характеризующими выполнение недропользователем обязанностей, установленных пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах, в части обеспечения соблюдения требований технических проектов, являются:
а) годовые уровни добычи нефти и (или) свободного газа, утвержденные для категории запасов A + B1 по месторождению в целом;
б) годовой ввод новых добывающих и нагнетательных скважин (суммарно) для категории запасов A + B1 (C1) по месторождению в целом;
в) годовой действующий фонд добывающих и (или) нагнетательных скважин для категории запасов A + B1 (C1) по месторождению в целом.
Уровни ежегодных допустимых отклонений показателей, предусмотренных подпунктами "а" - "в" указанного пункта, устанавливаются главами V, IX Правил разработки месторождений и приложением к данным Правилам.
В случае, когда часть месторождения выходит за пределы лицензионного участка и находится в нераспределенном фонде недр, другом субъекте Российской Федерации или принадлежит другому недропользователю, показатели, характеризующие выполнение недропользователем обязанностей, установленных пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах, в части обеспечения соблюдения требований технических проектов, предусмотренные данным пунктом, устанавливаются по каждому отдельному лицензионному участку месторождения, без учета частей месторождения, находящихся в нераспределенном фонде недр.
В соответствии с пунктом 5.7 Правил разработки месторождений в случае, когда часть месторождения выходит за пределы лицензионного участка и находится в нераспределенном фонде недр, другом субъекте Российской Федерации или принадлежит другому недропользователю, допустимые отклонения показателей, характеризующих выполнение технического проекта разработки месторождения, устанавливаются для каждого лицензионного участка месторождения отдельно. Значения допустимых отклонений технологических показателей разработки для каждого лицензионного участка устанавливаются равными значениям допустимых отклонений технологических показателей разработки, предусмотренным указанными Правилами для месторождений в целом.
Пунктом 9.8 Правил разработки месторождений регламентированы допустимые величины бездействующего фонда скважин в процентах от количества скважин фактического эксплуатационного фонда, то есть общего количества действующего и бездействующего фонда. Допустимая величина бездействующего фонда скважин при эксплуатационном фонде скважин более 500 шт. составляет 10 %.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что общество разрабатывает не месторождение в целом, а один из лицензионных участков, наряду с пятью другими недропользователями; согласно отчету "Анализ выполнения проектных решений и выработки запасов по нефтяным месторождениям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры пользователями недр в 2019 году" за 2019 год эксплуатационный фонд по Талинскому лицензионному участку Красноленинского НГКМ составил 3 205 скважин, действующий фонд - 2 287 скважин, бездействующий фонд - 918 скважин, величина бездействующего фонда - 28,6%, что свидетельствует о невыполнении недропользователем положений пункта 10 Условий пользования недрами в части обеспечения требований по рациональному использованию и охране недр.
Поскольку обществом не представлены доказательства отсутствия у него возможности выполнения установленного законодательством порядка пользования недрами, принятия всех зависящих от него мер по соблюдению нарушенных правил и норм, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в виде штрафа в минимальном размере, установленном санкцией части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Оснований для применения положений статей 2.9, части 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ судами не установлено.
При таких обстоятельствах вывод судов об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа является правомерным.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана соответствующая оценка. Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.04.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 19.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-440/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
Г.А. Шабанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.