г. Тюмень |
|
13 октября 2021 г. |
Дело N А27-1368/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях на решение от 04.05.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гатауллина Н.Н.) и постановление от 20.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А27-1368/2021 по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Кемеровской области" (650010, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Профсоюзная, 12, ОГРН 1024200721753, ИНН 4206029924) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Ноградская, 5, ОГРН 1104205007840, ИНН 4205199592) о признании незаконным отказа в регистрации карты на объект учета.
Суд установил:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Кемеровской области" (далее - ФГБУ "Управление Кемеровомелиоводхоз", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным отказа Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях (далее - МТУ Росимущества) в регистрации карты на объект учета: косилка МК-4 с мульчером, инвентарный номер 4101020004, первоначальная стоимость 788 732,72 руб. (далее - спорный объект учета).
Решением от 04.05.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 20.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, МТУ Росимущества просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, материалами дела не подтверждено, что имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, 15.10.2020 учреждение посредством электронного документооборота направило в МТУ Росимущества через МВ-портал запрос на регистрацию карт (записей) N 102189842 о внесении сведений о федеральном имуществе в реестр федерального имущества об объектах учета в раздел 2 "движимое имущество" подраздел 2.3. "движимое имущество, первоначальная стоимость которого равна или превышает 500 тыс. руб., особо ценном имуществе, первоначальная стоимость которого равна или превышает 200 тыс. руб., и иное имущество", в том числе в отношении спорного объекта учета.
Регистрация карты была приостановлена МТУ Росимущества в связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности Российской Федерации на спорный объект учета, учреждению - указано на необходимость представления документов, на основании которых объект ему поступил (государственный контракт, договор поставки, товарная накладная, счет-фактура и т.п.).
Учреждение представило ответ федерального государственного бюджетного учреждения "Управление "Спецмелиоводхоз" (изготовитель спорного объекта учета), а так же сертификат соответствия.
23.11.2020 уполномоченным лицом МТУ Росимущества был подписан отказ в регистрации карты о внесении сведений о федеральном имуществе в реестр федерального имущества об объекте учета в связи с отсутствием документов, подтверждающих возникновение права собственности Российской Федерации.
Не согласившись с указанным отказом, учреждение обратилось в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о несоответствии оспариваемого отказа действующему законодательству и нарушении прав и законных интересов учреждения.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" утверждено Положение об учете федерального имущества (далее - Положение), которое устанавливает состав подлежащего учету федерального имущества, порядок его учета и порядок предоставления информации из реестра федерального имущества, а также иные требования, предъявляемые к системе учета федерального имущества.
Учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы (пункт 4 Положения).
Под учетом федерального имущества понимается получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом.
Ведение реестра осуществляется путем помещения в соответствующие его подразделы заверенных карт сведений об объектах учета, записей об изменениях сведений об объекте учета или о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество и исключения из карт изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на соответствующем вещном праве или составляющем государственную казну Российской Федерации (пункт 11 Положения).
В соответствии с пунктом 19 Положения правообладатель для внесения в реестр сведений об имуществе, приобретенном им по договорам или на иных основаниях, поступающем в его хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обязан направить в систему учета:
а) карты сведений об объекте учета по формам реестра федерального имущества;
б) документы, подтверждающие приобретение объекта учета правообладателем и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также документы, подтверждающие сведения, содержащиеся в картах сведений об объекте учета.
В соответствии с пунктами 27, 30 Положения при установлении неполноты и (или) недостоверности содержащихся в документах правообладателя сведений; если у должностного лица территориального органа возникли сомнения в подлинности, полноте и (или) достоверности документов правообладателя и содержащихся в них сведений; документы правообладателя по форме и содержанию не соответствуют установленным названным Положением и законодательством Российской Федерации требованиям, территориальный орган принимает решение о приостановлении процедуры учета в реестре объекта учета и извещает об этом правообладателя.
Если после направления правообладателем дополнительных документов установлено, что представленное к учету имущество, в том числе имущество, право собственности Российской Федерации на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, не находится в собственности Российской Федерации, территориальный орган отказывает в учете в реестре объекта учета (подпункт "б" пункта 31 Положения).
Согласно пункту 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Пунктом 2 статьи 299 ГК РФ установлено, что плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Формы первичных документов по учету основных средств установлены в приложении N 2 к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н, а порядок их применения - в Методических указаниях по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, так же утвержденных данным Приказом (далее - Методические указания).
Как следует из названных Методических указаний, извещение по форме 0504805 используется при оформлении расчетов, возникающих по операциям приемки-передачи имущества, активов и обязательств между субъектами учета, в том числе при межведомственных и межбюджетных расчетах. К указанной форме должны быть приложены документы, подтверждающие факт приемки-передачи объектов учета (акты о приеме-передаче, описи, реестры, оправдательные документы поставщиков по централизованному снабжению, акты на недостачу и порчу ценностей, а также на некомплектность предметов, выявленных при принятии ценностей, и другие документы).
Накладная на отпуск (материальных ценностей) на сторону (форма 0504205) применяется для учета отпуска материальных ценностей учреждением-отправителем сторонним учреждениям (организациям) - получателям, организациям, в том числе с привлечением организаций, осуществляющих перевозку, на основании договоров (контрактов) и других документов.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что спорный объект учета был передан учреждению его производителем, подведомственным Минсельхозу России, безвозмездно на основании проекта распределения по извещению от 17.01.20201 N 00000005 (форма 0504805) и накладной на отпуск материалов от 17.01.20201 N 00000005 (форма 0504205); спорный объект учета был принят учреждением и поставлен на баланс.
В связи с этим суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ МТУ Росимущества, не соответствует требованиям Положения и удовлетворили заявленное требование.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Судом округа не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.05.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 20.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-1368/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.